Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книга суждений о болезнях (медицинская астрология)




* Первый том «Книги суждений о звездах», включающий предыду­щие трактаты Бен Эзры, вышел в свет в издательстве «Мир Ура­нии» в 2003 г.

7


В подготовке к изданию и переводе данного тома на современный испанский язык принимали участие:

Лдела Феррер

Кармен Ордоньес

Кармен Санчес

Карме Оливеда

Эщалия Салом

Пносенсиа Торрегроса

Жауме Мартин

Хосе Луис Паскуаль

Хосе Мария Ортис

Хосефа Санчис

Хуан Триго

Серхио Ривилло

TumoMacua

Издательство «Мир Урании» благодарит

Евгения Волоконцева

и Дениса Куталева

за помощь в работе на книгой

8


Предисловие

Книга, которую вы держите в руках, подобна страннику во времени, паломнику, чей путь оборвали преследования, расизм, религиозная рознь и людская глупость, свойствен­ные его эпохе. Но сегодня книга эта, будто птица, на мгнове­ние слетела с небес, чтобы поделиться с нами песнью тыся­челетней мудрости. Годы жизни автора этого произведения совпали с трудным для развития культуры историческим пе­риодом, когда оплоты культуры падали один за другим, по­добно костяшкам домино, задетым невидимой рукой, — столь разрушительной была злая сила мракобесия. На юге Пире­нейского полуострова царство таифов, ослабленное зарож­дающимся классом собственников, было уничтожено альмо-равидами, носителями единственно возможной, с их точки зрения, истины; эти фанатики, сторонники идейной чисто­ты, бессознательные приверженцы темных сил были настоя­щими талибами того времени. На севере, за Пиренеями, хри­стианские царства были раздроблены и противопоставлены друг другу лишь потому, что в них по-разному воспринима­ли веру. Истинные христиане, бедные и одухотворенные, про­тивостояли силам мракобесия, наделенным властью, самой могущественной властью того времени, — вот мрачная кар­тина эпохи, враждебной развитию любой области культуры, тем более астрологии. Однако, во время бури бывают мину­ты затишья, и в любой пустыне найдется маленький оазис,

9


     
 


— такое стало возможным в краю Лангедок, в те времена, когда в храме-крепости Монсегюр еще хранилась чаша Свя­того Грааля. Для определения исторического периода и гео­графической точки написания этой книги нам следует вооб­разить самое сердце французских восточных Пиренеев при­близительно в 1150 году. Где был написан этот текст, допод­линно неизвестно, однако мы знаем, что в ХП-ХШ веках во Франции иудеи подвергались гонениям и преследованиям, но в Лангедоке иудейским мудрецам удается тайно продолжить занятия науками в специально созданных для этого заведе­ниях, которые позднее, после истребления катаров, перено­сятся на север Каталонии.

Чтобы отыскать нашего автора, нам следует очертить вок­руг крепости Монсегюр круг диаметром не более чем в сто ки­лометров. Там мы найдем его в окружении блестящих, культур­ных, художественно одаренных людей высокого духовного раз­вития, — именно благодаря этому и стало возможным написа-

10


Крепость Фу а

ние данного глубокого труда. Преодолев почти пол-Европы, по­добно перелетным птицам, существующим и поныне, Абрахам Бен Эзра нашел то место, где смог свить гнездо и обзавестись потомством, — Окситанию, в центре которой, в храме Монсе­гюр, хранилась бесценная реликвия — Святой Грааль. К северу от круга, определившего место и время создания книги, распо­лагался город Тулуза, столица одного из самых богатых и либе­ральных по тем временам графств, чей политический строй по­зволял издавать законы, наиболее прогрессивные и толерант­ные за всю историю. Тогда этот город был открыт для всех при­шедших туда чужестранцев, им не чинили препятствий, при­чем большинство из них, без сомнения, были иудеями, как и наш автор. В Тулузе, также как и в Нарбонне, существовали иудейские общины. Известно, что «Сефер ха Бахин», первая из книг Каббалы, была написана в Лангедоке, благодаря влиянию катаров, как описывает это Шолем в своей книге «Основные направления иудейской мистики». В центральной части, наибо­лее близкой к храму-крепости Монсегюр, на пересечении двух

11


Замок Каркасон

рек. высились стройные башни величественного замка велико­лепного города Фуа. столицы графства, основного места встре­чи культур Каталонии и Лангедока.

В то время, как наш автор трудится над книгой, в том же городе граф Фуа заключает брачный союз, от которого рожда­ется «безукоризненная» Эскларамонда, чье имя обозначает «чи­стая и непорочная», первая дама, которая посвятила себя не плотским утехам, а любви чистой и возвышенной, воспетой трубадурами. Достаточно было лишь одного трубадура, чтобы

Капители внутреннего двора Фонфруад 12


имя ее не сгинуло во мраке веков. «Эскларамонда! Сияньем гор­дой чистоты вселенную ты озаряешь, ты целомудренна, ты по­хоти не знаешь, себя блюдешь, усильями благими оправдывая собственное имя!» Так писал Гильен де Монтанхагель, труба­дур, выступавший против Инквизиции, французского засилья и новых порядков, которые Церковь насаждала, стремясь к без­граничному господству. Этот трубадур сочинил также несколь­ко стихотворений, посвященных королю Альфонсу X Мудрому. В северо-восточной части полукруга мы видим целую россыпь городов, где царила наичистейшая христианская любовь, вера в то, что внутри у нас существуют два противостоящих друг другу мира, мир сильный и сияющий, свободный во времени, вечный и сосредоточенный на нашем духе, — мир Одухотво­ренный, и гораздо более слабый мир, основанный на нашей плоти и материальных законах, ограниченный лишь настоящим, которое, как и плоть, всегда немощно и недолговечно.

Каркасон, Нарбонна и Безье — три жемчужины в катар-ской короне. Однако к югу, ближе к соляным озерам уже на­чинается строительство бастиона Фонфруад, призванного со­крушить философию катаров. Во времена Бен Эзры Фонф­руад был монашеской общиной, следовавшей учению Свя­того Бенедикта. Монахи выращивали лекарственные расте­ния и изучали ботанику. Даже сегодня мы можем посетить этот монастырь и полюбоваться десятками очаровательных двойных капителей внутреннего двора, убранством которых служат растительные орнаменты. Некоторые из них украше­ны сосновыми шишками, другие — цветами: розами, гвоз­диками, гардениями. Многие из капителей имеют форму па­поротника, виноградной лозы с гроздьями винограда и про­чих видов средиземноморских растений.

Немногим более чем через полвека Безье ожидает наше­ствие крестоносцев.

«Дракон, изрыгающий пламя истребления, приближается, уничтожая все на своем пути». Согласно воспоминаниям Гиль-ермо Тудельского, «эти безумные и подлые негодяи резали свя-

13


щенников. женщин и детей. Никого не осталось в живых... Ду­маю, что со времен сарацинов не случалось такой чудовищной бойни». Один из баронов спросил главного аббата Цистерциан-ского, каким образом следует распознавать еретиков. Аббат от­ветил: «Убивайте всех! Господь сам отличит своих!» «Колокола плавятся на колокольнях, мертвые тела объяты пламенем, и весь собор подобен вулкану. Струится кровь, горят мертвецы, сто­нет город, рушатся стены, монахи возносят молитвы, кресто­носцы убивают, цыгане грабят... Так пал Безье, так начался крестовый поход на Грааль...» — пишет Отто Ран.

Но монастырь Фонфруад в те времена был спокойным ме­стом, проникнутым духом творчества, куда отовсюду стекались ремесленники и каменотесы; книга Бен Эзры была написана под неумолчный звон камня, который мастера обрабатывали, создавая из неотесанной глыбы изящную капитель — творение истинного художника. Итак, перед тем, как начались жестокие крестовые походы, организованные Римом, Окситания была страной, способной похвастать свободой, религиозной терпи­мостью, творческим созиданием и любовью к природе. В Ок-ситании можно было свободно высказывать любые мнения.

Крепость Монсепор становится теллурическим центром, магическим храмом, оплотом духа в материальном мире, часа­ми и календарем, высеченными в камне, вратами с волшебным ключом, позволившим сиянию духа озарить время.

Крепость Монсепор — это сооружение, наполненное глу­боким астрологическим смыслом. Она построена на огромном утесе известковой скалы на высоте в 1207 метров и возвышает­ся над равниной в предгорьях Пиренеев, в окружении золотис­тых, сверкающих отложениями пирита (серного колчедана) гор­ных вершин, которые излучают совершенно неземной свет. Во время летнего солнцестояния рассветные лучи попадают в храм через два высоких окна и покидают его через точно такую же пару окон, специально прорубленных для определения этого мо­мента годового цикла. Монсепор — это храм со встроенными солнечными часами.

14


Монсепор — обиталище «добрых людей», «ткачей» или «утешителей», отказавшихся от материальных благ и посвятив­ших жизнь развитию духа, знавших и применявших на практи­ке медицину и астрологию. Однако Римская церковь не привет­ствовала это духовное движение и объявила его ересью. «В све­те Луны, чистые помыслами, исхудавшие и бледные, восходили они гордо и молчаливо сквозь леса Серралунга, где совиный посвист громче ветра, что поет в ущелье Фавора, подобно гро­мадной эоловой арфе. Иногда, на лесных полянах, омытые лун­ным светом, снимали они тиары и доставали бережно храни­мые на груди кожаные свитки — Евангелие от любимого Гос­подом ученика, целовали пергамент, и, подставив лицо Луне, коленопреклоненные, молились: «Небесный хлеб наш даждь нам днесь... и избави нас от лукавого...» И продолжали путь свой к смерти. Когда же на них бросались псы, роняя пену из пасти,

15


когда палачи, поймав, избивали их, они смотрели вниз, на Мон-сегюр, а затем поднимали очи к звездам, ибо знали, что там — их братья. И после этого смиренно всходили на костер» (Отто Ран).

В юго-восточной части интересующего нас круга находим ряд каталонских монастырей в период бурного расцвета; напри-

16


мер, в прибрежном Ампурдане возвышался на мысе Венус (Ве­неры) монастырь Сан Пер (Святого Петра), чье влияние про­стиралось за Пиренеи, поскольку ему принадлежали земли в графстве Тулузском.

У подножия монастыря располагался городок Вилажуига, или Иудейское Селение, из названия которого следует, что в нем обитала иудейская община, и в наши дни здесь можно увидеть маленькую синагогу — храм с единым сводом.

В глубине западных земель, но всегда в окружении золоти­стых вершин, в долине, отделяющей горы Колера, было возве­дено аббатство святого Квирза, тихий, уединенный приют, став­ший очагом для монахов из простонародья, злополучных детей побежденного народа: они возделывали землю в долине. Это самый древний из монастырей, существующих в Ампурдане.

Следуя к западу воображаемого круга, в котором, без со­мнения, находился наш автор, мы достигнем Бесалу. Этот кра-

1 7


сивый графский город раскинулся в долине, где текут воды реки Флувиа, и стоит на перепутье дорог, ведущих во внутренние земли. Во времена Бен Эзры в городе возводили мост, укреп­ленный башнями. Путь, ведущий к тому месту, где его книга хранилась в течение долгих лет, неизбежно лежит через Бесалу. Мы добрались до Риполла, города с развитой металлурги­ческой промышленностью, расположенного в точке слияния двух рек. Здесь находится монастырь Риполл, построенный в 879 году. Именно в его стенах спустя пару веков с момента со­здания книги текст Бен Эзры был переведен на каталонский язык и дошел до нас благодаря некоему Мартину Доста, монаху, взяв­шему на себя труд перевести эту рукопись.

Итак, эта книга написана в особое время в особом месте. То, что изложено в ней, не всегда доступно разуму, если он вос­питан в лоне культуры, основанной на научных методах и рели­гиозных догмах.

Данный том содержит в себе пять самостоятельных книг, в совокупности охватывающих различные методы применения ас­трологии.

В первой книге, Книге рождений, Бен Эзра начинает раз­рабатывать предварительные суждения, очень важные для по­нимания того, что астрологические влияния имеют четкие и вполне ясные ограничения. То, что можно трактовать, исходя из даты рождения, во многом зависит от других, неастрологи­ческих факторов, например, невозможно предвещать царский трон человеку незнатного происхождения, неверным будет оди­наковый подход при описании рожденного в центральной Ев­ропе представителя белой расы и уроженца центральной Афри­ки, представителя черной расы, даже если их астрологические данные совпадают. Ведь они отличаются друг от друга морфо­логией и психологией.

Прежде чем приступить к суждениям о рождениях, Бен Эзра сообщает нам, что судьбу каждой отдельной личности следует рассматривать в соответствии с коллективной судьбой, которую разделяет эта личность, будь то город или корабль, преду преж-

18


дая о том, что коллективное всегда определяет личное. Автор также считает, что небесные воздействия можно смягчить, если знать о них заранее. В первой книге обсуждается тема Трутины Гермеса, с помощью которой можно определить время зачатия, а также скорректировать время рождения (автор называет ее «ми-ундар»). Далее он размышляет о том, насколько значение пла­нет истинно либо ложно в каждом конкретном рождении, про­должая развивать метод толкования или суждения о небе в мо­мент рождения. Используя такой метод, автор посещает пооче­редно каждый из двенадцати астрологических Домов; по пер­вому Дому он учит определять темперамент и внешность чело­века, рассказывает нам об управителе рожденного, благодаря которому мы узнаем, каким он будет: худым или тучным; мед­ленным или быстрым в движениях; ростом выше или ниже сво­его отца, красавцем либо обычной внешности, каков будет его характер и мыслительные способности, как он будет их разви­вать, станет ли он держать слово, будет ли высокомерным или слабовольным;, крутого нрава либо безрассудным, способным мыслить глубоко или поверхностно, какие физические привыч­ки приобретет и т.д.

Далее Бен Эзра рассказывает нам о жизни рожденного — долгой или короткой она будет и когда закончится, автор опи­сывает места жизни и смерти.

Затем автор знакомит нас со вторым Домом, по которому можно определить, откуда к человеку приходят богатство и ус­пех; сумеет ли он больше заработать в первой половине жизни или во второй, достигнет ли богатства без усилий, либо ему придется преодолевать трудности. Потеряет ли он свое состоя­ние или сумеет его сохранить, и прочее.

В третьем Доме автор описывает отношения с братьями, в четвертом — говорит об отце, в пятом — о детях, много или мало их родится, будут ли это сыновья или дочери. В шестом Доме рассказывает о возможных слабостях и изъянах, таких, например, как отметины на теле. В седьмом Доме говорит о женах и подругах мужчин: будут ли они красавицами или дур-

19


нушками; совсем юными либо в годах; девицами невинными, либо брошенными другими мужчинами. Эту же тему автор раз­вивает и для женских рождений: будет ли супруг стариком или молодым человеком и т.д. В восьмом Доме автор поднимает тему смерти: каким образом придется умереть, каковы будут обстоя­тельства смерти. В девятом Доме он касается религиозных убеж­дений каждого человека, его способности получить высшее об­разование, а также длительных путешествий. В десятом Доме речь идет о матери рожденного и о его профессии и занятиях. В одиннадцатом Доме — о доходах, которые человек получает бла­годаря своей профессии. В двенадцатом Доме автор объясняет, каким образом тот или иной человек может потерять свободу.

Определив значение двенадцати астрологических домов. Бен Эзра разрабатывает двенадцать основных правил толкова­ния рождений. Он рассказывает об управителе жизни, управи­теле триплицитета, возрасте планет, фардариях, профекциях. знаке года, управителе часа, управителе Асцендента, управите­лях Домов, Асценденте обращения, планетах в обращении, соеди­нениях планет, элекции Асцендента и местах, благоприятных для обитания. Этими правилами заканчивается Книга рождений.

Вторая книга, Книга вопросов, повествует о хорарной аст­рологии, или астрологии вопросов.

Хорарная астрология является частью подлинного насле­дия традиционной астрологии, основанной на жизненных нуж­дах человека. В ней содержится мудрость, применяемая на прак­тике, конкретная, достигнутая путем наблюдений и опыта, ли­шенная теоретической и диалектической нагрузки. Техники хорарной астрологии представляют собой астрологический «И Цзин», поскольку с успехом отвечают на конкретные, точно за­данные вопросы. Они также используются для определения цели консультации.

Положение неба в тот момент и в том месте, где задан воп­рос или представлена к рассмотрению загадочная ситуация, составляет хорарную фигуру, которая как бы опоясывает чело­века, задающего этот вопрос.

20


Книгу вопросов Бен Эзра начинает с комментария разно­гласий, существующих между астрологами древности относи­тельно хорарных вопросов. Далее автор развивает простую ме­тодику хорарной интерпретации, приводя большое количество типовых вопросов и различных способов ответа на них; вопросы о том, жив человек или умер, вопросы о ценностях и деньгах, по­купках и кражах, о родственниках, путешествиях,супруге, компа­ньонах, спорах, страхах, слухах, об известиях, длительных стран­ствиях, должностях, выигрышах, пленниках, животных — целый ряд вопросов-примеров с простыми и ясными ответами на них.

Третья книга повествует об элекциях. Техники элективной астрологии чрезвычайно сложны, эта премудрость дается лишь тем, кому удалось приобрести опыт в методиках, изложенных в предыдущих главах. Ведь когда астролог берется составить про­гноз по методам элективной астрологии, он в какой-то мере бе­рет на себя обязательство перед консультируемым и несет от­ветственность за успех или неудачу его предприятия.

Элективная астрология, равно как и хорарная, являют со­бой часть астрологии, наиболее подверженную спорам и раз­ногласиям. В данной книге Бен Эзра объясняет нам, каким об­разом человек может умело использовать момент, чтобы увели­чить доброе и уменьшить дурное влияние. Придерживаясь та­кой точки зрения, Бен Эзра вводит нас в тему элекции. Это прак­тическое занятие, предполагающее определение наиболее бла­гоприятных моментов для начала самых разных видов деятель­ности: начала занятий, приема лекарств, посещения определен­ного места, начала плавания, путешествия, строительства зда­ния, купли и продажи, заключения брака, заключения союза, побега, — и целого ряда элекции для всевозможных видов об­щественной деятельности.

Четвертая, Книга годовых обращений, и повествует о со­циальной* и метеорологической астрологии. В ней рассказы-

* Сейчас ее обычно называют мунданной. — Здесь и далее, если не указано иначе, даны примечания редакторов русского перевода.

21


вается о цикле соединения Юпитера и Сатурна, приводятся ме­тоды интерпретации, расчетов и оценки обеих планет. Далее объясняется важность фардарий. Затем дается объяснение, как составлять прогноз для города, следуя советам Машаллаха. При­водится оценка и толкование затмений. Автор размышляет о значении планет в обращениях, а в заключительной части, сно­ва ссылаясь на Машаллаха, рассказывает о дожде, о периоде Юпитера и Сатурна, о временах процветания и о временах ли­шений, завершая книгу толкованием годовых обращений для различных городов.

Пятая, заключительная книга, посвящена суждениям о бо­лезнях. Автор отводит целую главу рассуждениям о сроках за­болеваний, подчеркивая важность положения Луны в начале заболевания и в ходе его развития.

В совокупности эти пять книг представляют собой крат­кое руководство к применению различных методов астроло­гии, как в личном плане, так и в плане здоровья и обществен­ной жизни. Это — уникальный труд, ранее никогда не изда­вавшийся; рукописи его перевода на каталонский язык поко­ились на полках Библиотеки в Сан Лоренсо дель Эскориал вплоть до 1997 года, когда участникам Школы Переводчиков Сирвенты удалось их отыскать и перевести на радость люби­телям истинной астрологии.

Тито Масиа

22


Стр. 161*

1 — Книга рождений

Во имя Господа здесь начинается книга о рождениях, на­писанная Абрахамом Бен Эзрой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...