Искусство востока в древности
Искусство Индии. Искусство Индии с древнейших времен питает могучая фантазия, грандиозность масштабов представлений о Вселенной. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство. Поэтому столь велика в индийском искусстве роль синтеза — архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи, поэзии, живописи и музыки. Знаменитые театрализованные танцевальные представления на темы древних эпосов Рамаяны и Махаб-хараты стали источником формирования классических поз и жестов, запечатленных в изобразительном искусстве. Фигуры танцоров и танцовщиц встречаются в древнейшей доисторической культуре долины Ганга (III тысячелетие — середина II тысячелетия до н. э.). Одна из таких фигурок, выполненная из камня, обнаружена при раскопках древнего города Хараппы на Северо-Западе Индии. Сложный танцевальный поворот, экспрессия и смелость в передаче движения предвосхищают многие будущие черты индийского искусства.Следующий этап индийской истории (середина II тысячелетия — середина I тысячелетия до н. э.) связан в основном с расцветом философии брахманизма и литературы на санскрите. Искусство этого периода донесло до нас сведения о характере материальной культуры эпохи, о кипучей жизни городов. В одном из поэтических описаний столицы Айодхьи читаем: «Город походил на рудник драгоценностей,...его стены, как квадраты шахматной доски, были испещрены различными самоцветными камнями». В IV—II вв. до н. э. складывается первая империя Северной Индии. В III в. до н. э. один из правителей империи (Ашока Маурья) в целях ооъединения народов Индии использовал буддизм — вероучение, существовавшее в Индии с VI в. до н. э. Согласно буддийской традиции, основателем этого учения был легендарный принц Сиддхартха Гаутама, который в результате долгих поисков и размышлений якобы постиг истину и стал называться Буддой — «просветленным». При Ашоке строятся первые каменные буддийские монументы-колонны (стамбхи), сферические сооружения, символы буддизма (ступы), пещерные храмы. Начиная с I в. н. э. Будда был признан божеством и стал изображаться в виде человека, а не символа, как было до этого времени. Именно в этот период (I в. до н. э. — III в. н. э.) Индия ощутила заметное влияние позднеэллинистического искусства. Образу Будды были приданы гуманистические черты эллинистической скульптуры: мягкость и кротость облика, милосердие в выражении лица. В то же время образ Будды имел канонические отличия от облика простого смертного. В их числе — урна (точка между бровями), ушниша (вырост на голове, покрытый волосами), длинные мочки ушей и т. д. Распространился и культ бодхисатв — «небесных спасителей».
Ступа в Санчи. Она находится в местечке Санчи, вблизи города Бхопал. Эта каменная полусфера символизирует небо у нас над головой. На вершине купола установлен макет горы Меру — такой же священной, как и наше Мировое Древо. Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень — ось мира, на которой нанизаны круглые диски, постепенно уменьшающиеся от нижних к верхним. Это три мира, известных всем народам: нижний — подземный, средний — тот, в котором мы живем, и верхний — обитель богов. Вокруг этого рукотворного неба возвышается стена. В ее углах, означающих четыре стороны света — север, восток, юг и запад, установлены столбы, украшенные резьбой и скульптурами. Впрочем, самые искусные фигуры созданы на воротах, ведущих к храму. И чего, и кого здесь только нет! Кажется, что создания, обитающие во всех частях света, и во всех мирах явились сюда, чтобы поприветствовать людей, входящих в храм! Фигуры больших слонов держат на себе столбы ворот. Над ними — львы и слоны поменьше среди удивительных животных: невиданно огромных змей, человекоптиц, летающих хищников и многих других диковинных созданий.
Индийский царь Ашока (272—232 гг. до н. э.) был одним из величайших правителей, каких только знало человечество за все время своего существования. О том, сколь прекрасную страну Маурья он создал, мы можем только догадываться. При нем было построено 8 тысяч храмов! Из них — восемь Великих, так называемых Ступ. Все они были уничтожены! Почти все, так как одна из них, хотя и перестроенная в начале нашей эры, все же дожила до нашего времени. Особо выразительна сцена поклонения слонов священному дереву. Чем пристальнее всматриваешься в этот рельеф, тем он все более оживает: слоны идут издалека, покачивая хоботами. Подняв хоботы, трубят, а, приблизившись, опускаются на передние ноги, словно кланяясь, священному растению. Сбоку ворот, на ветвях Мирового Древа, резвятся женские духи природы: прекрасные якшини, украшенные бусами, ножными и ручными браслетами. Многие сюжеты северных ворот Ступы в Санчи, как ни странно, повторяют известные нам с детства пушкинские строки о вечнозеленом дубе в сказочном Лукоморье, где "на неведомых дорожках следы невиданных зверей". Ну а индийская красавица якшиня состоит в прямом родстве с русской водяной девой, русалкой. ИСЛАМСКОЕ (МУСУЛЬМАНСКОЕ) ИСКУССТВО – искусство, выработанное народами Ближнего и Среднего Востока в период средневековья на основе культурных традиций этого района и принципов ислама. Включение в состав Арабского халифата огромных территорий от Пиренейского полуострова и Северной Африки на западе и до Инда и Сырдарьи на востоке, завоеванных арабами-мусульманами в 7–8 вв., стало важным историческим событием раннего средневековья. Выйдя за пределы Аравийского полуострова, арабы в ходе завоеваний (футух), столкнулись с культурой соседних стран. При этом традиции античной Греции и Рима, Византии соединились в арабском халифате с иранской культурой эпохи Сасанидов, раннехристианской культурой коптов Египта и доисламской культурой арабов. В результате этого кросс-культурного контакта возникли предпосылки, способствовавшие выработке новых эстетических канонов. Столь тесное переплетение традиций, навыков, научных знаний оказало чрезвычайно благодатное воздействие на творческую мысль мастеров исламского мира. Уже через короткое время стали заметны положительные сдвиги практически во всех сферах жизни: поэзии, философии, истории и историографии, медицине и фармацевтике, математике, астрономии, географии и различных видах искусства.
С самого начала искусство мусульманских стран отличалось самобытностью, что было связано с этнической культурой. Однако исламизация, охватившая все пространство, выработала общие принципы, которые стали обязательными для всех уголков мусульманского мира. Считается, что ислам запрещает изображение живых существ, в первую очередь, людей. Однако этот запрет доктринально никогда не был зафиксирован, ибо восходит к более ранним табу на изображение божеств, распространенных на Ближнем Востоке. Однако в Иране, где еще до прихода сюда ислама, существовала традиция изображения сцен из жизни правителей в миниатюре, настенной живописи, ковроткачестве, этот запрет никогда не был тотальным. Со временем отказ от этого запрета (с некоторыми исключениями) стал проявляться и в культуре арабских стран. Кааба, главная святыня ислама, сердце Заповедной Мекки, как архитектурное сооружение являет собой необычайно выразительную, хотя и чрезвычайно простую по форме и конструкции постройку. По-арабски, слово «кааба» означает «куб». Здание, в направлении которого молятся все мусульмане мира, внешне, действительно, подобно элементарной геометрической фигуре, но по силе психологического и эстетического воздействия мекканская Кааба не уступает самым сложным и пышным памятникам строительного искусства. Четкий, ясный, лаконичный объем высотой 15 м и площадью 10 на 12 м, задрапированный тканью глубокого черного цвета, поглощающего солнечные лучи и оттеняющего сияние вышитых золотом и серебром надписей, производит грандиозное впечатление. Паломники при виде Каабы не могут сдержать слез.
История земной Каабы, которая является копией Каабы небесной, восходит к глубокой древности. Происхождение Каабы связано с первым человеком и первым пророком Адамом, которого Господь назначил своим наместником на земле (см. Коран, 2:30). Согласно мусульманской традиции место расположения Мекки стало священным прежде, чем было заселено. Именно в окрестностях Мекки пророк Ибрахим хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Между мекканскими холмами ас-Сафа и аль-Марва металась в поисках воды для маленького Исмаила жена Ибрахима Хаджар (библейская Агарь), уведенная им в пустыню по велению Всевышнего. Во спасение Исмаила там, где он топнул ножкой, ангел Джабраил (Гавриил) иссек из-под земли воду источника Зам-зам. Близ Мекки в «пещере сокровищ», была устроена первая могила Адама и его супруги Хавы, перенесенная после потопа в Иерусалим; мекканская могила праотца людей отмечала центр мира. Каллиграфия (хатт или хутут – араб.) в искусстве ислама занимает особое место. Первоначально арабская каллиграфия возникла на базе копирования Корана, который считается творением Аллаха, поэтому написанное слово само по себе получило сакральный смысл. Как писал в Трактате о каллиграфах и художниках Кази-Ахмед ибн Мирмунши аль-Хуссейн, живший в 16 в., «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Действительно, многие правители брали на себя обет сделать копию Корана и для этого постигали азы каллиграфии. Сначала арабы пользовались стилем хиджази, в котором сохранялся стиль клинописного письма с прямыми углами. Постепенно стали вырабатываться новые почерки, большинство которых было вариантами «великолепной шестерки» – шести почерков, признанных каноническими. Это насх, мухаккак, сульс, рикаа, райхани, тауки. Каждый почерк применялся в определенной сфере, например, почерком дивани писали дипломатические документы, почерком рикаа пользовались в быту, почерком насталик писали комментарии к Корану, а почерк куфи, (возникшем на базе хиджази) до сих пор используется (в разных вариантах) в архитектуре и декоративном искусстве. Каждый из этих почерков зависел от времени, места написания и мастера – каллиграфа. Имел значение и цвет чернил. Известно, что некоторые каллиграфы, изготовив чернила, привязывали сосуд с чернилами на шею верблюда, отправлявшегося в Мекку. Считалось, что именно этими чернилами следует делать копии Корана. К каллиграфии относились, как к точной науке, высчитывалась высота вертикальных букв, протяженность слова на строке. За эталон отсчета брали ромб, который образовывался при прикосновении косо заточенного калама (тростниковой палочки) к бумаге. Таким образом, протяженность той или иной буквы должна была составить (в зависимости от почерка) два или три ромба.
Мастера делали затейливые каллиграммы, для которых использовали наиболее популярные фрагменты Корана. Иногда эти каллиграммы состояли из двух частей, каждая из которых зеркально отражала фрагмент текста. Среди наиболее известных мастеров каллиграфии выходцы из разных уголков арабо-мусульманского мира: Халид ибн Аль-Хаййаж, Аль-Фарахиди (8 в.), аль-Дахак, аль-Ишак, Ахмед аль-Калби, Ибрахим и Йусуф аль-Шараджи, Ахваль аль-Мухаррир (9 в.), Абу-Али Мухаммад ибн-Али ибн-Мукла, Ибрагим ас-Сули (10 в.), Абу ль-Хасан Али Ибн аль Бавваб (11 в.), Йакут аль-Мустасими (13 в.), аль-Калкашанди (15 в.) и др. Среди каллиграфов были и женщины: Фатима аль-Багдади и Шухда бинт аль-Абнари (12 в.). Но лучшим из каллиграфов называли Йакута аль-Мустасими (1203–1298). Именно он разработал систему стилей каллиграфии, взяв за основу шесть самых известных, с учетом пропорций каждой буквы, а также разработал методику обучения ее секретам. С распространением книги в мусульманском мире более популярными стали скорописные стили почерка – рукаа. Как правило, этим почерком написано большинство манускриптов позднего времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|