Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины распространения новых религиозных движений в России




История религии в России: Учебник/Под ред. Н.А. Трофимчука.- М.: Издательство РАГС, 2001.- 591 с.

ГЛАВА X

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Причины распространения новых религиозных движений в России

В современной России после долгих лет господства материализма появление новых религиозных движений вполне закономерно, так как общество предпринимает активные, мучительные и противоречивые попытки построения демократического, правового и гуманного общества, пытается заполнить тот вакуум, который возник с уходом с политической сцены КПСС, руководящее место которой было закреплено Конституцией. Вместе с тем новые религиозные движения в России — духоборы, молокане, хлысты, сконды — возникли на российской почве. Евангелизм, баптизм (штундизм), привнесенные из Европы, активно вербовали своих сторонников среди населения, что привело к изменению Уголовного кодекса России и принятию закона от 4 июля 1894 г., в котором названные выше религиозные течения объявлялись вредными и их молитвенные собрания запрещались. По статье 187 Уголовного кодекса России, граждане, вышедшие из Православной церкви и присоединившиеся к другому религиозному обществу, лишались всех гражданских и личных прав, а по статье 196 за распространение сектантских учений или пособничество в этом полагалась ссылка в Сибирь, Закавказье и другие отдаленные места.

Русская философия в конце XIX — начале XX в. выдвинула ряд новых идей, которые в значительной мере отражали духовные поиски на изломе столетий. Россия подарила миру целую плеяду лидеров новых религиозных движений, вошедших в ее историю, среди которых И.В. Каргель, А.В. Карев, И.С. Проханов известны и как проповедники, и как люди высочайшей культуры, духовности.

В советский период жесткая политика государства в отношении религии практически исключала появление новых религиозных образований. Однако в 60-70-х гг. в результате миссионерской деятельности они появились. В научной литературе тех лет, постановлениях ЦК КПСС неоднократно подчеркивалось, что для

зарубежных центров пропаганды неомистицизм стал одним из сред манипулирования массовым сознанием и рассматривается эффективное направление в идеологического борьбе1. Первыми был представители Международного общества сознания Кришны. Приезд СССР в 1971 г. Шрилы Прабхупары заложил основы кришнаизма нашей стране. В это же время стали оформляться и собственно российские новые религиозные образования. Среди них — Общество П.К. Иванова, последователи Рерихов и др.

Однако новые религиозные движения заявили о себе в полный голос в 90-х гг., в период перестройки, гласности и нового политического мышления.

Генеральный секретарь ЦК КПСС, первый и последний президент Советского Союза М.С.Горбачев не просто демонстрировал безусловное уважение и приятие любых религий. Он способствовал их закреплению в стране, встречаясь с четой Мунов, предоставляя им то Кремлевский Дворец съездов, то Колонный зал Дома союзов, получая то гонорар, то благотворительную помощь для развития Фонда Горбачева. Естественно, чины пониже не могли не идти по стопам Генерального секретаря. Теплые приемы заезжим "гуру" устраивали А.Руцкой, Р.Хазбулатов, О.Лобов, а чиновничья братия помельче кинулась кто в Хаббард-колледжи, кто внедрять административную технологию Хаббарда. Возглавившая неоориенталистское движение "Сахаджа-йога" некая Шри Матаджи Нирмала Деви сумела очаровать мэра Тольятти, после чего этот город на некоторое время превратился в своеобразный центр названной религии Администрации АвтоВАЗа и АвтоВАЗбанка предоставили ей для передвижения самолет, автотранспорт, стадион для массовых "чисток кармы", при этом в самой Индии данное движение малоизвестно и не входит в число официально признанных религий. Не отставал от вышеуказанных и еще один, ныне печально известный "гуру" из Японии - Сёко Асахара. Его также принимали высокопоставленные российские чиновники. Начавшаяся в 1992 г. мощнейшая рекламная кампания секты стоимостью, по сегодняшним экспертным оценкам, более миллиона долларов обеспечила ей ежедневную часовую передачу на радиостанции "Маяк" и получасовую еженедельную передачу на телеканале "2x2". Вскоре стали проводиться с периодичностью в 1-2 месяца массовые инициации (посвящения) с интенсивной медитацией на стадионе "Олимпийский" в Москве и в других местах. Беспринципность —

1 См Девина ИВ Мистицизм и религия Обзор советской литературы // Вопросы научного атеизма. Вып. 39. М., 1989. С. 252-278.

вот первая и основная причина бесконтрольной деятельности зарубежных миссионеров по насаждению нетрадиционной религиозности, мистики, оккультизма в последние годы существования Советского Союза.

Изменение законодательства по вопросам религии и церкви в связи с принятием Закона Российской Федерации "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г. открыло начало триумфального шествия новых религиозных движений на территории всей страны.

Рассматривая причины распространения новых религиозных движений, нельзя не сказать, что их можно связать с отдельными политическими, социальными или мировоззренческими процессами.

К числу причин следует отнести прежде всего комплекс так называемых глобальных проблем человечества. К ним относятся экологические проблемы и опасность войн - локальных и региональных. В различной степени эти причины становятся источником негативных настроений: пессимизма, бесперспективности жизни, психологических ощущений хрупкости окружающего мира. Сквозь их призму человечество предстает соединенным в единое целое, внутренне противоречивое, но цепко связанное между собой в решении судеб. Общим для определенной части населения стал кризис гуманизма, разрушительный для существования человека и культуры. Россия, великая мировая держава, стоит на перекрестке: назад пути нет, но и окончательный выбор нового еще не сделан. За очень короткое время страна переместилась из одного исторического периода в другой:

- исчезло единое великое государство, определявшее во многом в последние столетия геополитическую картину мира;

- радикально изменились государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, идет бурный процесс государственного строительства, формирование нового правопорядка;

- разрушены прежняя политическая система, государственная идеология. В стране образовался идеологический вакуум, разрушающий душу народа, исчезла система приоритетов и ценностей, которую пытаются заменить западными ценностями; стремительно меняются соотношение форм собственности в РФ и вся система социальных взаимоотношений. Очень часто эти изменения происходят в острой, конфликтной обстановке, готовят почву для социального взрыва;

- сохраняются межнациональные противоречия внутри России и проблемы взаимоотношений с бывшими республиками СССР, ныне суверенными государствами;

- коренным образом изменилось и положение нашей державы в мировом сообществе, ее взаимоотношения с другими государствами. Россию пытаются вычеркнуть из списка великих держав, лишить прежней роли в мировой геополитике. Ведущие державы заинтересованы в России как передовом, технологически развитом мощном государстве, им не нужен мощный конкурент. Поэтому политика изоляционизма в отношении России будет продолжаться;

- но главное — ослаблен духовный потенциал нации, та основа, на которой издревле покоилась мощь нации и государства. Сегодня только формируется национальная идея, цель и стратегия развития человека общества, нации, государства, переосмысливается их роль в человеческой цивилизации1.

Феномен В.В.Путина, наверное, состоит в том, что он укрепил надежду россиян на возрождение духовного потенциала нации.

Комплекс социальных причин, породивший ощущение бесперспективности жизни, невозможности установления гармоничных отношений в обществе, осуществления гуманных идеалов, создал благоприятные условия для распространения новых религий, обещающих каждому личное спасение, безграничные возможности нравственного самосовершенствования, самовыражения.

Социальные причины новой религиозности вызвали и воспроизводят на данном историческом этапе социальные потребности. Новые религии, как и религия в целом, выполняют иллюзорно-компенсаторную, мировоззренческую, регулятивную, интегрирующую, коммуникативную функции. Д.М. Угринович, анализируя медитацию как "функциональную психологическую систему", отмечает, что "на первый план в нетрадиционных движениях выступает их психотерапевтическая функция"2.

Новые религии, изолируя человека от мира, беря на себя роль заместителя всех духовных потребностей, особенно ярко выполняют иллюзорно-компенсаторную функцию. Они в крайней форме стремятся иллюзорно компенсировать потребность в контактах, общении, духовной близости через специфический образ жизни в религиозной коммуне, изолирующей человека от многообразия социальных связей. Распад семьи, падение родительского авторитета, дефицит любви находят альтернативу в создании культа харизматического лидера, в безграничном почитании и признании его беспрекословного авторитета.

1 См.: Россия сегодня: реальный шанс. М., 1994.С. 22.

2 См.: Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986. С. 177.

Человек должен руководствоваться "божественными принципами", в них надо поверить раз и навсегда. Психотерапевтическая практика посредством медитаций, йоги снимает негативные эмоции, отодвигает из сферы сознания прежде волновавшие проблемы. Иллюзорный характер этой компенсации достигает своего логического предела в сакрализации акта наркотического опьянения и признании идентичности химического и мистического способов расширения сознания. Объявление мира реальных событий иллюзией, возведение в высший ранг техники психотерапевтического отключения от действительности становятся средством и целью новой религиозности.

Иллюзорно-компенсаторная функция новой религиозности наиболее полно проявляется именно в психотерапевтическом аспекте.

Мантра, медитация и другие приемы служат необходимым этапом для дзен-буддистского "просветления", кришнаитского "расширения сознания", для достижения такого состояния личности, при котором возможен отказ от всяких желаний и стремлений, создаются психологические условия для того, чтобы "ускользнуть" от мира, порвать с ним.

Среди сторонников новых религий на начальном этапе возникает своеобразное ощущение эйфории, творческого и эмоционального подъема, своей избранности. Однако на более поздней стадии эти чувства притупляются.

Мировоззренческая функция новой религиозности проявляется в двух основных моментах, отмеченных зарубежными исследователями еще в 70-х гг.1 Во-первых, религиозное мировоззрение формируется за сравнительно короткий срок и быстро становится доминантой сознания и поведения человека. Во-вторых, молодые последователи новых культов, как правило, в прошлом не отличались повышенной религиозностью, не проявляли особого интереса к церкви.

Религиозное обращение происходит в результате целого комплекса средств, включающих групповое давление, полную изоляцию от воздействия внешнего мира, ряд физиологических ограничений. Мировоззрение имеет мистический, иррациональный характер, без попыток индивидуального осмысленного восприятия мира. Полное подчинение и поклонение харизматическому лидеру, зависимость от религиозной группы в условиях изоляции от других авторитетов и микроколлективов превращают религиозное мировоззрение в социальный, нравственный и гносеологический идеал, который

1 Jonson R. Counter Culture and the vision of Jod. Minneapolis, 1971.

определяет поведение, мысли и чувства молодого человека. Эти обстоятельствами и определяется тот путь к фанатизму, который проходят последователи культов. Следствием такой мировоззренческой трансформации становятся социальная пассивность, индифферентизм. Методы достижения этих явлений — насилие над психикой, контроль над мыслями, резкая ломка образа жизни, изоляционизм.

Регулирующая функция новой религиозности проявляется контроле за всеми сторонами жизни ее последователей психотерапевтическом движении типа "трансцендентальной медитации" направленной на превращение человека в социально пассивное существо, активность которого достаточно видна в рамках общины. Последователи кришнаизма, Белого братства. Церкви объединения и других считают высшей ценностью поклонение богу Кришне, Юоанну Свами, Муну Бергу и т.п. Религиозные нормы охватывают как сферу культового поведения, так и все формы социального поведения, отношения к семье быту. Существует целая система запретов и правил, регламентирующих поведение молодых последователей и создающих стену отчуждения между религиозной группой и обществом.

Интегрирующая функция новой религиозности способствует сохранению системы общественных отношений в самой общине, компенсирует утраченные связи с обществом, семьей, коллективом, формируя тем самым новые ценности и нормы поведения. Однако по сути дела новая религиозность в обществе играет дезинтегрирующую роль, поскольку осуществляет тотальный контроль над поведением, сознанием личности. Главным выступает почитание лидера как единственного авторитета независимо от национальности, правовых, этических, нравственных норм.

Коммуникативная функция новой религиозности имеет подчиненный характер. Она содействует сплочению общины. Своеобразная круговая порука в сфере морали, совершение противозаконных действий как ритуальных - все это сплачивает членов культа и формирует постоянное ощущение враждебности окружающего мира. Эзотеричность является доминирующим мотивом в оценке себя и религиозной группы.

Поскольку новые культы включают в свой арсенал психофизическое воздействие, встает проблема психотерапевтической функции. Психотерапевтическое воздействие культа как средства смягчения душевного дискомфорта, агрессивности широко рекламируется последователями культов. Достаточно много говорится о

благотворном психологическом воздействии мантры, вегетарианской пищи. Однако, как подтверждают врачи-психотерапевты, результаты такого целительства плачевны: человек впадает в глубокую депрессию, физически истощается1.

В отличие от мировых религий, которым свойственны те же функции, в новых культах иные формы организации, а именно: центры, миссии, колонии, коммуны, "семьи". Нет и традиционного богослужения. В культовой практике должны принимать участие все верующие, от них требуется усердное усвоение нового вероучения, но особый акцент делается на практической деятельности (миссионерская работа, пополнение бюджета религиозной организации и др.).

Самые общие характеристики новых религий, по мнению многих исследователей, таковы:

1. Во главе стоит харизматический лидер, который уверяет, будто он получил новое уникальное "откровение" относительно Бога и реальности. По его мнению, каждый, кто не разделяет его взглядов, не просто заблуждается, но является последователем Сатаны.

2. Лидер создает особую "семью", или коммуну, в которой его называют "отцом". Нередко вступающие в нее принимают новые имена.

3. Руководитель устанавливает обязательные для всех, непреложные нормы поведения, но вовсе не обязательно следует им сам. Обычно он живет в несравненно лучших условиях, чем его последователи.

4. Группа придерживается апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от собственного имущества и меняют место жительства.

5. Применяется определенная техника контроля над поведением обращенных, обычно включающая изоляцию от внешнего мира. Последователи культа рассматривают такую технику как религиозную дисциплину; люди, к нему не принадлежащие, — как промывание мозгов 2.

Специфика организации и повседневной практической деятельности новых культов позволяет выявить и конкретные причины, которые ведут людей к ним. Каждый культ — это сплоченный коллектив, вдохновляемый "групповыми целями". Вступив в него, человек ощущает себя как бы частицей "общего дела", избавляется от чувства одиночества, приобщается к тем ценностям и взаимоотношениям, которые, по его мнению, давно забыты окружающим миром. Руководители общин

1 См.: Кривельская И. Религиозная экспансия против России М, 1998.

2 См.: Митрохин Л. Н. Религии "нового века" М, 1985 С 14.

понимают притягательность подобных чувств и настроений и настой рекламируют свои организации как оазисы "подлинной человечности", прообразы грядущего коллективизма, спасительные колонии небожителей. Такие призывы привлекают людей, измученных равнодушием и черствостью окружающих, тем более что реклама, на которую тратятся огромные деньги, сочетается с тщательно отработанной системой вербовки на улицах, вокзалах, в метро, учебных заведениях, стадионах, клубах, домах культуры.

Однако, как только человек попадает в мир "особых отношений", за рекламным обликом "подлинного отца" все четче начинают проступать черты беспощадного диктатора. Деспотизм имеет всеобъемлющий характер: он закрепляется и идеологией культа, и внутренним распорядком, и системой репрессивных мер. Кроме того, эффективность распространения культов объясняется удачным сочетанием крайне примитивного, буквалистского толкования христианства с необычайно агрессивными методами воздействия на личность, цель которых подавить критическое чувство и мыслительные способности человека Высший закон для члена секты — слово наставника, неповторимого спасителя, небесного избранника. Стремясь обеспечить безраздельное влияние, лидеры делают все, чтобы физически и духовно изолировать членов общины от внешнего мира, отвратить от прежних ценностей и привязанностей, парализовать всякое личностное самосознание. Это достигается предельно насыщенной программой различных групповых мероприятий. Она включает "семинары", совместные молитвы и собеседования, повторение одних и тех же гимнов, зубрежку библейских высказываний и прослушивание записей уроков лидера, лекций о принципах веры. Кроме того, верующего заставляют собирать пожертвования на улицах, попрошайничать, распространять литературу и др. День планируется так, чтобы верующий ни на минуту не оставался наедине с собой. К этому следует добавить постоянное недосыпание, скудное питание, ночные собрания. Руководители общин стремятся поставить под контроль все переживания, раздумья, интересы своих подчиненных, назойливо вмешиваются в их самые интимные отношения, регламентируют даже чувства взаимных симпатий, право выбирать друзей и любимых, особенно вне общины. Жесткие меры применяются против недостаточно лояльных, сомневающихся. Тогда идут в ход угрозы, запугивание, давление, телесные наказания, лишение сна и питания. Не случайно многие исследователи новых религий отмечают их антигуманный характер.

Таким образом, самыми общими причинами появления и распространения новых культов в России являются социальные, гносеологические, психологические факторы, среди которых наиболее значимыми, по нашему мнению, являются социально-политические, духовно-идеологические условия жизни человека, реализация его политических и гражданских прав, с одной стороны, а с другой — активность международных центров новых культов, использующих несовершенство существующего законодательства Российской федерации для закрепления своих миссий на не обжитой ими территории. Кроме того, их распространению способствуют раздел традиционных социальных структур в обществе, соответствующая трансформация системы идеологических ориентации и реакция на эти изменения различных социальных групп и слоев населения. Массовая секуляризация, расколы традиционных религий, порождающие недоверие и разочарование простых верующих, вынужденных искать ответы на духовные вопросы вне их, равнодушие, раскол общества на бедных и богатых — все это дает возможность новым религиозным движениям пополнять свои ряды.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...