Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходимость и направления совершенствования отраслевой структуры промышленности

 

На оптимизацию отраслевой структуры направлен научно-технический прогресс. Над ним работают все фирмы и корпорации за рубежом. Дело в том, что в последние годы в себестоимости продукции появляются и увеличиваются новые затраты общего назначения (банковские, консалтинговые, информационные, телекоммуникационные, научного обслуживания и т.д.). Их рост должен компенсироваться, как это происходит в развитых странах, снижением затрат на традиционные виды услуг: торговли, транспорта, коммунального обслуживания и т.д. К сожалению, в Беларуси наблюдается обратная тенденция. Постоянно растущие цены на коммунальные и транспортные услуги для промышленного сектора республики не имеют под собой рыночной основы. Производственный сектор покрывает их убытки и низкий технический уровень.

Нельзя не упомянуть о масштабной стратегии "разделения производственного процесса между разными странами", используемой мировой экономикой в качестве главного инструмента снижения затрат в условиях неуклонно возрастающей технологической сложности производства.

Оптимизируя затраты, менеджеры выносят некоторые стадии производства за пределы страны, поскольку разница в издержках в разных государствах весьма значительная. Прибегая к партнерству, развитые страны обычно экономят на оплате труда, а развивающиеся приобщаются к научно-техническому прогрессу путем подтягивания технологий до уровня передовых стандартов.

Эффективная кооперация и партнерство помогают также формировать общую концепцию ценового стратегического и тактического взаимодействия.

Активно включается в международное разделения труда и Россия, предпочитая импорт качественных и приемлемых по ценам "частей и компонентов" машиностроительной продукции из развитых стран. Он вырос в 1994 - 2002 гг. с 70,4 до 75,2%, тогда как импорт из стран СНГ и за этот же период снизился с 30 до 15%. Остальная часть покрывалась расширением круга внутренних поставщиков. Эксперты отмечают постепенную переориентацию России на партнеров из дальнего зарубежья.

Чтобы сохранить партнерство с Россией или включиться в него "при изготовлении частей и компонентов продукции" с другими странами, Беларуси необходимо сменить политику активного протекционизма на политику интеграции в международное разделение труда, используя его преимущества в формировании эффективной отраслевой и воспроизводственной структуры валового внутреннего продукта.

Перед отечественной экономикой стоит задача - выявить и (или) сформировать отрасли, и производства с высоким коэффициентом добавленной стоимости, постоянно переходя на продукцию (и технологии ее производства), рост цен на которую и сейчас и в будущем будет обгонять рост промежуточных затрат.

Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами:

морально устаревшая материально-техническая база, не позволяющая работать в условиях рынка;

сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется отставанием производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг.

низкая конкурентоспособность большинства видов производимой продукции.

неоптимальная концентрация производства - доминирование крупных и сверхкрупных предприятий.

Переход от планового хозяйства к рыночному неизбежно ведет к существенному изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную и проработанную структурную политику.

Механизм структурной перестройки представляет собой способ обеспечения наиболее рационального распределения ограниченных ресурсов, перераспределения их между отраслями, продукция которых теряет востребованность, и комплексом формирующихся отраслей, которые составят ядро новой отраслевой структуры промышленности. В результате перераспределительных процессов меняется система взаимосвязей между различными видами производственной деятельности, формируется оптимальная отраслевая структура промышленности.

Обеспечение крупномасштабного распределения труда и капитала в короткие сроки с минимальными социальными и экономическими издержками возможно только при условии взаимодействия механизма рынка и государственного регулирования структурных сдвигов. Механизм государственного регулирования структурной трансформации промышленности призван дополнять рыночный механизм самонастройки экономического организма. Он ускоряет формирование новой отраслевой структуры промышленности, если государственная промышленная политика строится в соответствии с требованиями объективных закономерностей структурной перестройки. Но если регулирующая деятельность государства им противоречит, вмешательство государства в процесс структурных преобразований будет его тормозить.

Общей чертой различных моделей структурной перестройки государств с развитой рыночной экономикой (например, Япония, США, Германия) является всемерная поддержка государством новых отраслей. Их развитие связано с капиталовложениями в новейшую технику и сопряжено с большим коммерческим риском, что обуславливает необходимость государственной поддержки. Особое место в государственной политике в отношении наукоемких отраслей занимает программа помощи малому инновационному бизнесу, важнейшему субъекту процесса формирования высокотехнологичных производств. Например, США имеют успешный опыт организации помощи малому предпринимательству через систему венчурных фондов, активно поддерживаемых государством.

Особенностью современной структурной перестройки является тесная взаимосвязь промышленной и научно-технической политики, подчиненность их общей цели: утверждению в качестве господствующего прогрессивного технологического уклада и формированию на его основе оптимальной отраслевой структуры, обеспечивающей высокую конкурентоспособность экономики. Как показывают исследования, условием осуществления структурной трансформации с минимальными негативными последствиями выступает согласованность действий субъектов хозяйствования в ходе структурных изменений и скоординированность регулирующих мероприятий на различных уровнях управления.

В механизме структурной перестройки существенную роль играет промышленное предприятие, занимающее двойственное положение: с одной стороны, в механизме государственного управления структурными преобразованиями промышленное предприятие выступает как объект регулирующей деятельности государства, с другой - как субъект механизма реализации промышленной политики на микроуровне. Структурная перестройка в промышленности осуществляется в ходе взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами, а также между самими хозяйствующими субъектами в процессе межотраслевой конкуренции по поводу перераспределения труда и капитала между отраслями в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса.

Роль государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями.

Совершенствование отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь должно быть направлено на повышение качественных параметров производства и выпускаемых изделий, усиление ресурсосбсрегающего типа воспроизводства, интенсификацию народнохозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей. Структурные изменения необходимо производить в отраслевом и воспроизводственном разрезах. Структурные преобразования должны осуществляться на микроуровне - уровне подотраслей и видов производств - главным образом за счет качественных сдвигов внутри традиционных отраслей хозяйства. При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей.

Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т.д.). При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные технологические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы. Комплексная автоматизация производства, разработка "безлюдной" технологии - ведущие направления научно-технического прогресса. В целом в последние десятилетия в индустриально развитых странах общая закономерность отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической модернизации промышленности и быстром росте отраслей сферы услуг. Наиболее радикальные изменения происходят на уровне подотраслей, в рамках которых самую высокую динамику имеют наукоемкие производства.

Выбор собственной специализации машиностроения, да и всего промышленного сектора страны должен стать во главу угла ее промышленной политики.

Возможно, это будет наиболее часто упоминаемый в правительственных кругах автомобильный сектор с сопутствующими производствами, объединенными единой технологической платформой. Но уровень этой платформы должен быть по современному высоким.

Совершенно очевидно, что станкостроению Беларуси необходимо подняться на среднемировой уровень, как это сделала Россия, создав совместные (с единым товарным знаком) российско-швейцарские и российско-японские производства, успешно конкурирующие с китайскими. От судостроения, своей традиционной отрасли, отказывается сейчас даже Швеция, посчитав его слишком материало- и трудоемким, а следовательно, дорогостоящим, хотя цены на их корабли все еще достаточно высоки. Принимая во внимание вышеназванную аргументацию, Беларуси, может быть, целесообразно отказаться от производства комбайнов и многих видов сельскохозяйственной техники, а также тех видов машиностроительной продукции, цены на которые падают, а запасы на складах растут на фоне успехов той же России, ищущей партнеров более высокого класса. Министерством промышленности РБ в 2004 г. начата проработка комплекса мер по развитию интеграции, вхождению ведущих белорусских машиностроительных производств в международные корпоративные структуры. Следующим направлением структурной перестройки промышленности должно стать формирование производственных объединений по типу корпоративных структур (холдингов), которые производят технику и машины в едином технологическом комплексе. В рамках таких холдингов должна будет осуществляться технологическая специализация, чтобы не каждый завод, а холдинг (или ассоциация холдингов) имели обслуживающий всех пользователей:

качественный металлургический завод с лазерными технологиями литья и физико-химическими технологиями с совмещением пластической и термической обработки стали и т.д.;

обрабатывающий завод с новейшим оборудованием, физико-химическими способами обработки поверхностей; лазерной, ультразвуковой, плазменной технологиями, воздействием сильных магнитных полей, сверхвысоких давлений и т.д.;

инструментальный, ремонтный и другие заводы, имеющие в своем составе множеством мелких и средних производств, связанных межфирменной кооперацией.

Они способны не только вытеснить десятки и сотни мелких цехов и участков, но и сохранить многопрофильность и многономенклатурность машиностроительной продукции страны, максимально связав ее через кооперацию с производственными потребностями всех отечественных предприятий, и не только белорусских.

Расчет на автономную работу каждого завода для инновационной экономики не подходит. Мировая практика реструктуризации промышленности показывает, что наиболее эффективной является кооперация (отечественная и зарубежная) с объединением целей, ресурсов, стандартов, технологий, затрат и результатов.

Выделить высокодоходные производства можно из многих отраслей, если не ставить задачу сохранить все в неизменном виде любой ценой. К ним и только к ним тянутся иностранные инвесторы. Например, во второй половине 80-х гг. в Китай пришел японский и американский капитал: компании Chrysler и General Motors стали налаживать в стране сборку своих автомобилей, а Sony, Matsushita и другие японские фирмы перенесли в Китай свои производственные мощности. К концу 90-х гг. по количеству предприятий с иностранными инвестициями Китай вышел на второе место после США.

Например, по данным Министерства внешней торговли Китая, с 1985 по 2001 г. страна сумела в 75 раз увеличить экспорт продукции машиностроения и электроники. Упор был сделан на создание трудоемких предприятий, так как рабочая сила в Китае в 3 - 5 раз дешевле.

Анализ опыта вхождения различных стран в мировой рынок свидетельствует, что все они использовали партнерство с зарубежными компаниями, заключая с ними соглашения. Их зависимость от внешних инвестиций, а также от иностранных технологий, товарных и фирменных знаков, а следовательно, и от поставщиков оставалась очень высокой. В 80-е гг. так "прорывалась" Южная Корея в производстве компьютеров со 100% -ным иностранным программным обеспечением. Ее ведущая фирма Samsung использовала стратегические технологические альянсы с японскими компаниями. Но со временем Samsung из партнера перерос в конкурента японских компаний, продвинувшись в производстве сложных инструментов и гидролизных технологиях.

В Республике Беларусь определены наиболее значимые инвестиционные проекты, такие как Минский автозавод (49 млрд. руб.), Минский тракторный завод (39 млрд. руб.), Минский фарфоровый завод (1,4 млрд. руб) и др. Однако одних внутренних инвестиций недостаточно. Финансирование главных технических проектов целесообразно перевести в долевое (совместное) с зарубежными (иностранными) пайщиками с возможностями выкупа последними государственной доли.

Структурные преобразования промышленности, как показывает зарубежный опыт, требуют нового взгляда на вопросы ранжирования отраслевой структуры экономики по группам. Здесь обычно выделяют группы базовых отраслей промышленности, являющихся несущими в структуре народного хозяйства и определяющих независимость экономики: перспективных отраслей, определяющих базу экономического роста подотраслей, предприятий или производств, подлежащих частичному свертыванию или ликвидации, т.е. группу структурно-депрессивных объектов.

К приоритетным относятся базовые отрасли, производящие инвестиционные ресурсы. В мировой практике предпочтение всегда отдавалось перераспределению ресурсов в пользу машиностроению как основного инвестиционного сектора экономики. Например, в качестве национального отраслевого приоритета может рассматриваться реорганизация на новой технологической базе сегмента машиностроения, производящего средства производства для технического перевооружения приоритетных предприятий и создания новых производств. Тем самым обеспечивается выпуск инвестиционных производственных ресурсов, отвечающих мировым стандартам.

Здесь очень важно создать крупные объединения предприятий, способные, в свою очередь, произвести конкурентоспособный продукт и продвинуть его на мировые рынки. В Беларуси было бы целесообразно изучить возможность создания восьми - десяти компаний. Такая национальная компания, если мы хотим добиться успеха, должна управляться группой молодых менеджеров, не отягощенных опытом управления предприятиями в советское время, прошедших соответствующий независимый отбор и обучение за рубежом. Контрольный пакет акций такой акционерной компании желательно передать от государства в доверительное управление этой команде руководителей на условиях, обеспечивающих мотивацию труда.

Важно также создать условия для беспрепятственного и беспошлинного приобретения у лучших фирм мира комплектующих и материалов, высокотехнологичного оборудования. Нельзя, особенно вначале делать ставку на самостоятельное производство ответственных узлов машин, оборудования. На это нет и не будет ни средств, ни времени. Надо воспользоваться плодами международного разделения труда.

Крайне важно проведение специализации предприятий. При реструктуризации промышленности необходимо содействие государства созданию специализированных производств, нацеленных на экспорт, формированию конкурсной среды между ними. Важно создать условия для образования таких объединений по инициативе не только "сверху", но и "снизу".

Нельзя говорить о реструктуризации промышленности, повышении эффективности производства без включения рыночных инструментов, и прежде всего одного из важнейших - акционирования крупных предприятий. Несмотря на то, что контрольный пакет акций будет у государства длительное время, для предприятия открываются возможности финансового оздоровления через эмиссии акций, покупку акций инвесторами, в том числе иностранными, финансовую реструктуризацию долгов, санацию или судебную реструктуризацию задолженности, реструктуризацию имущества, кадровую реструктуризацию, введение корпоративного управления, в том числе и доверительного управления контрольным пакетом государства.

При приватизации предприятий, входящих в национальную компанию, или по желанию предприятий, образующих хозяйственное объединение, должна быть предоставлена возможность приватизации не отдельных предприятий, а всей компании, объединения или группы предприятий в целом.

Приватизация, особенно крупных предприятий, должна проводиться продуманно, исходя из национального менталитета, моральных и этических норм и ценностей. Она должна быть направлена на формирование эффективных собственников на данном этапе развития. Как показывают исследования в России и в других странах, высший менеджмент предприятий и является таким собственником.

В процессе акционирования и приватизации важно провести имущественную реструктуризацию предприятий, освободиться от ненужных основных фондов, социальной инфраструктуры. Необходимы соответствующие методики и нормативная база, поддержка государства. При невозможности финансового оздоровления предприятия его необходимо или продавать, или закрывать, или консервировать.

Мощнейшим фактором экономического роста является предпринимательство и его самоуправление. История свидетельствует, что основу богатства страны закладывают предприниматели.

Для концентрации усилий государства и общества на приоритетных направлениях развития создается целостная система. Прежде всего, необходимо предоставить возможность для перелива капитала в те отрасли и предприятия, которые обеспечивают наибольшую отдачу от вложенных средств. Перелив капитала представляет собой изменение отраслевой структуры инвестиций через изъятие их одной сферы приложения и перенос в другую. В практике развитых капиталистических стран выделяются межотраслевой и международный перелив капитала. Межотраслевой перелив капитала предусматривает перераспределение инвестиций внутри крупных фирм и корпораций в более прибыльные или перспективные виды производства в рамках прежних структур. Этот процесс осуществляется через налоговую, таможенную, амортизационную, инвестиционную политику, диверсификацию или новую эмиссию акций предприятия. Диверсификация производства позволяет создавать условия для изменения основной специализации корпорации.

В последние десятилетия усилилась тенденция международного перелива капитала. Наибольших успехов в этом добилась Япония. Цель состояла в создании зарубежных предприятий для обхода воздвигаемых таможенных барьеров.

Структурные образования промышленности усилили процессы международной интеграции и специализации, сделали национальные экономики более открытыми. Важнейшей задачей государства становится формирования экономически обоснованных торговых связей. Поэтому в рамках проводимой структурной политики государство должно определить свою позицию в вопросе о снижении уровня неэквивалентного обмена наукоемких товаров, технологий, интеллектуальных услуг, высококвалифицированной рабочей силы на мировых рынках.

Необходимо определиться, какие предприятия можно предложить в состав транснациональных корпораций, а каким национальным компаниям есть необходимость создавать предприятия за рубежом.

Перераспределение промышленного потенциала возможно в процессе банкротства предприятий. При этом усиливается роль таких форм перелива капитала, как продажа и покупка предприятий, а также процесс слияния поглощения фирм. Германии с 1985 по 1989 г. г. количество слияний и поглощений в промышленности увеличилось с 1,4 тыс. до 3,5 тыс. Число наиболее крупных транзакций такого рода, подлежащих регистрации в Федеральном картельном ведомстве ФРГ, только за 6 лет (1983-1988 г. г) выросло в два раза - с 530 до 1000.

В качестве национальных приоритетов в мировой практике широкое распространение получили программы приватизации государственной собственности и национализации убыточных предприятий и производств. Роль национализации состояла в возможности проведения масштабных структурных преобразований за счет мобилизации государственных средств. В основном эта форма охватывала отрасли или производства, имеющие общегосударственную значимость.

Успешное проведение структурных преобразований промышленности во многом зависит от уровня системы государственного регулирования. В промышленно развитых странах структурные преобразования регулируются с помощью бюджетной, кредитной, налоговой, торговой, патентной и научно-технической политики, контрактной системы, а также мер административного контроля. Для этого используется широкий спектр экономических и юридических инструментом: прямые государственные капитальные вложения, целевое финансирование и субсидирование, предоставление льготных займов, заключение контрактов на разработку новой продукции и технологий, инвестиционные скидки, прямые государственные закупки высокотехнологичного оборудования, система протекционизма, налоговые льготы, правила и нормы амортизации, комплексные целевые государственные программы. В формировании спроса на передовую технику и новейшее оборудование важное место отводится государственной контрактной системе. Формируются целевые государственные заказы на производство нового оборудования для реконструкции перспективных предприятий. С целью поддержания спроса на новую технику и технологии возможна частичная оплата государством их стоимости при покупке для модернизации производства.

Несмотря на проведенные структурные реформы, в настоящее время экономика Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры. В связи с эти в 2003 г. была разработана совместно с министерствами, Национальной академией наук Беларуси программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, которая критически развивает и дополняет уже принятые и реализуемые документы: Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., Концепцию и Программу развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и др. В соответствии с Программой структурная политика должна быть направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках.

Поэтому важнейшими задачами структурной политики являются:

перепрофилирование предприятий и производств, потенциально значимых для страны, но попавших в тяжелое финансовое положение;

разработка нормативных актов и создание благоприятных условий для ускоренного развития приоритетных отраслей и производств;

повышение уровня самообеспеченности страны в продуктах питания и промышленных товарах народного потребления;

прямая государственная поддержка реализации особо важных инвестиционных и научно-технических проектов, привлечение иностранных инвестиций;

активная поддержка экспортоориентированных и импортозамещающих производств;

конверсия предприятий оборонного комплекса;

внедрение ресурсосберегающих производств;

активное преобразование экономических структур в соответствии с потребностями нашей страны и внешнего рынка;

обеспечение эффективной интеграции Беларуси в мирохозяйственные связи.

Сложно рассчитывать на успех промышленной политики без соответствующей региональной политики, без учета множества местных факторов и особенностей. В Беларуси необходима разработка концепции создания нескольких центров экономического и научно-технического роста с предприятиями, позволяющими привлечь зарубежных стратегических инвесторов, которые знают наш рынок и имеют опыт работы на нем. Речь идет о технополисах, зонах высоких технологий, специальных экономических зонах.

Стратегия создания в Беларуси технополисов должна быть направлена на научно-технический прорыв в такие сферы деятельности, которые позволили бы создать города передовых технологий, научных исследований и проектно-конструкторских разработок, а также на создание идей и механизмов сотрудничества между зарождающимся отечественным и международным бизнесом, научными организациями и органами власти. Например, одним из городов мог бы стать Минск, где сосредоточен самый большой научно-технический потенциал страны и неразумно использовать этот важнейший для дальнейшего развития страны фактор.

Сегодня многие страны обращаются к нетрадиционным формам активизации своего участия в международном разделении труда. Прежде всего, это относится к странам, реализующим модель развития национальной экономики, ориентированную на мировой рынок. Одной из важных составляющих стратегии экспортной ориентации являются специальные экономические зоны (СЭЗ), которые создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения платежного баланса и в конечном счете для развития национальной экономики и ее более тесно интеграции в экономику мировую. Такими зонами (свободными производственно-территориальными) можно было бы объявить площадки крупных, но неперспективных предприятий.

К 2010 году через все мировые СЭЗ будет проходить до 30% международного товарооборота. Все это наглядно свидетельствует о значительном росте вклада СЭЗ в мировой интеграционный процесс. По характеру деятельности, функциональному предназначению можно выделить четыре основных типа СЭЗ: зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные центры.

Важно также создать системы заинтересованности региональных властей в развитии промышленности на подведомственной им территории. В практику должны войти региональные программы развития как части целостной программы развития страны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...