Разработка и производство информационных систем
Информационная система Информационная система (ИС) — организационно-техническая система, реализующая информационные технологии и предусматривающая аппаратное, программное и другие виды обеспечения, а также соответствующий персонал. Под информационной системой можно также понимать автоматизированную систему, предназначенную для организации, хранения, пополнения, поддержки и предоставления пользователям информации в соответствии с их запросами. Другими словами информационная система — это сложная распределенная в пространстве система, состоящая из множества сосредоточенных (локальных) подсистем (информационных узлов), располагающих программно-аппаратными средствами реализации информационных технологий, и множества средств, обеспечивающих соединение и взаимодействие этих подсистем с целью предоставления территориально удаленным пользователям широкого набора услуг из сферы информационного обслуживания. Таким образом, термин "информационная система" может быть отнесен к весьма широкому классу систем, от простейших ("телефон — секретарь — компьютер — база данных") до "ситуационного центра Президента". Целью любой информационной системы, независимо от области ее применения, программного и аппаратного обеспечения, является предоставление полной, достоверной и своевременной информации. Информационные системы можно разделить на две основные группы: системы информационного обеспечения и системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения. Системы (или подсистемы) информационного обеспечения входят в состав любой ИС. Они — важнейшие компоненты интенсивно развиваемых в настоящее время систем интегральной автоматизации производственных систем, систем автоматизированного проектирования, автоматизированных систем научных исследований и др.
К числу ИС самостоятельного значения относятся информационно-поисковые (ИПС), информационно-справочные (ИСС) и информационно-управляющие системы. Информационно-поисковые и информационно-справочные системы предназначены для хранения и представления пользователю информации (данных, фактографических записей, текстов, документов и т.п.) в соответствии с некоторыми формально задаваемыми характеристиками. Для ИПС и ИСС характерны два этапа функционирования: · сбор и хранение информации; · поиск и выдача информации пользователю. Движение информации в таких системах осуществляется по замкнутому контуру от источника к потребителю. При этом ИПС или ИСС выступает лишь как средство ускорения поиска данных. Наиболее сложный процесс с точки зрения его реализации — поиск информации, осуществляемый в соответствии со специально издаваемым поисковым образом документа, текста и т.п. Для оценки смыслового содержания вводятся критерии смыслового соответствия, а для оценки соответствия поисковых признаков (формальной релевантности) — критерии формального соответствия текстов, по которым осуществляется сравнение и определение соответствия найденных текстов запросам пользователей. В зависимости от режима организации поиска ИПС и ИСС могут быть разделены на документальные, библиографические, библиотечные, фактографические. Документальными называют информационно-поисковые системы, в которых реализуется поиск в информационном фонде ИПС документов или текстов в соответствии с полученным запросом с последующим предоставлением пользователю этих документов или их копий. Вся обработка информации в документальных ИПС осуществляется пользователем.
В зависимости от того, по каким хранимым документам или по их описаниям (вторичным документам) осуществляется поиск, документальные ИПС делят на системы с библиотечным или с библиографическим поиском. В первом случае поиск ведется в информационном фонде, содержащем первичные документы, во втором — в информационном фонде вторичных документов. Наибольшее практическое значение имеют документальные ИПС, поиск в которых организован по двум контурам: библиографическому, с определением основных характеристик первичного документа и предоставлением пользователю возможности оценить, может ли данный документ удовлетворить его информационные потребности, и библиотечному, когда в информационном фонде осуществляется нахождение требуемого документа с последующей его (или копии) выдачей пользователю. Фактографические информационно-поисковые системы реализуют поиск и выдачу фактов, текстов, документов, содержащих сведения, которые могут удовлетворить поступивший запрос пользователя. В этом случае осуществляется поиск не какого-то конкретного документа, а совокупности сведений по данному запросу, хранящихся в информационном фонде ИПС или ИСС. Основным отличием фактографических информационно-поисковых систем от документальных является то, что эти системы выдают пользователю не какой-либо ранее введенный документ, а уже в той или иной степени обработанную информацию. Широкое применение в таких системах находят персональные компьютеры, локальные и распределенные сети, средства передачи данных и многие другие технические устройства. Они входят во все структуры ИС на всех уровнях и являются их неотъемлемой частью. Информационные системы способствуют значительному повышению эффективности и скорости информационного обеспечения, однако при этом резко возрастает угроза сохранности информации. Основой для изучения теории ИС являются исходные положения теории информационных процессов. Под информационным процессом в технике понимают совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов выявления, анализа, ввода и отбора информации, ее передачи и обработки, хранения, поиска, выдачи, принятия решений и т.д.
Кроме того, ИС характеризуют: · наличие прямых, обратных, многоканальных и разветвленных связей, а также процессов управления; · сложность, понимаемая как принципиальная невозможность в полной мере, без дополнительных условий и ограничений, иметь адекватное формализованное описание; · обилие разнообразных составляющих информационного процесса, распределенных в пространстве, непрерывно сменяющих друг друга во времени. Информация — сведения о фактах, событиях, процессах и явлениях, о состоянии объектов (их свойствах, характеристиках) в некоторой предметной области, используемые (необходимые) для оптимизации принимаемых решений в процессе управления данными объектами. Информация может существовать в различных формах в виде совокупностей некоторых знаков (символов, сигналов и т.п.) на носителях различных типов. Обработка информации в ИС — любая совокупность операций (прием, сбор, накопление, хранение, преобразование, отображение, выдача и т.п.), осуществляемых над информацией (сведениями, данными) с использованием технических средств ИС. Специфичным для ИС является понятие структуры, которое раскрывает схему связей (физическая структура) и взаимодействия между элементами (логическая структура). Остановимся на этих понятиях. Физическая структура ИС — это схема связей таких физических элементов, как технические средства, аппаратура узлов, собственно узлы и вычислительная техника, устанавливаемая в них. К основным компонентам физической структуры можно отнести узлы, каналы и линии связи. Логическая структура ИС определяет принципы установления связей, алгоритмы организации процессов и управления ими, логику функционирования программных средств. В общем виде она определяет соединение и взаимодействие двух принципиально различных по назначению и функциям составных частей архитектуры ИС: множества автономных информационных подсистем (узлов) и множества средств их связи и взаимодействия (физических средств соединений).
Обобщенная геометрическая модель физической структуры ИС определяет топологическую структуру ИС. Более конкретный состав аппаратно-программных средств и схема их связей называются также конфигурацией ИС. Под архитектурой ИС будем понимать согласованность всевозможных структур ИС. Так, при некоторой логической структуре, соответствующей принятой архитектуре ИС, может быть построено множество физических структур, влияющих на свойства и возможности системы. В свою очередь, логическая структура ИС в достаточной мере определяет свойства архитектуру ИС в целом. Информационный узел — это техническая или организационно-техническая система определенной сложности, осуществляющая те или иные заданные процессы (например, обработка и накопление поступающей информации, распределение по каналам и др.). Узлы, в которых информация выходит за пределы системы или поступает в систему, называют конечными пунктами. Здесь устанавливаются технические средства, называемые терминалами ("абонентский" пункт). Внутренние сетевые узлы - это обычно транзитные или в общем случае коммуникационные связные узлы. Соединение отдельных информационных узлов осуществляется с помощью различных каналов связи (проводных, беспроводных, комбинированных). Группы людей или отдельные лица, пользующиеся услугами ИС называют пользователями. Уровень развития ИС определяют особенности сетевой архитектуры. К таковым относятся: · применяемые в ИС методы распределения информации и установления связей между взаимодействующими системами; · виды предоставляемых услуг; · способы управления процессами; · наличие средств защиты и обеспечения целостности данных и сохранности ресурсов; · возможность организации связи с другими сетями и осуществления межсетевых переходов. Известны два основных метода распределения информации — коммутация и селекция. Коммутация осуществляется тремя способами: коммутацией каналов, сообщений или пакетов. Селекция основывается на выбранном методе доступа взаимодействующих систем к передающей физической среде связи, в которой одновременно распространяется множество сигналов, формируемых несколькими взаимодействующими терминальными системами. Виды услуг, предоставляемых ИС: · установление связи — наиболее простой вид услуг, реализуемый средствами коммуникационной системы с помощью любого способа коммутации; · передача данных. (Сеть оснащается аппаратурой и каналами передачи данных. Обеспечивает высокие скорости передачи и имеет лучшие качественные характеристики, чем коммуникационные системы других, типов);
· телеобработка; · передача файлов; · доступ к распределенным базам данных и др. Развитая архитектура ИС связана с наличием в ней сложной системы управления взаимодействующими процессами. Эта система обеспечивает необходимую эффективность функционирования ИС, управляет информационными потоками, предохраняет сеть от перегрузок, восстанавливает нормальные режимы функционирования в случаях возможных отклонений их от допустимых. Ресурсы ИС — все компоненты ИС, ее аппаратное и программное обеспечение. Понятие ресурса может быть распространено и на другие компоненты ИС т.е. процедуры, протоколы, управляющие структуры и т.п. Следовательно, понятие ресурса определяется в широком смысле. Пользователи ИС — это в первую очередь лица, имеющие соответствующий доступ в систему и использующие ресурсы ИС. Кроме того, в понятие "пользователь" можно включать и процессы, выполняемые на различных ресурсах ИС. Понятно, что поведение такого "пользователя" существенно отличается от поведения человека, но есть и некоторое сходство, если считать их активными компонентами сети. В зависимости от вида средств, методов и алгоритмов управления можно выделить ИС с централизованным и распределенным управлением. При этом могут выполняться как жесткие (фиксированные), так и гибкие (адаптивные) алгоритмы управления ИС, учитывающие многочисленные факторы. Средства защиты и обеспечения целостности данных и сохранности ресурсов являются важным аспектом функционирования системы. По функционально-целевому и прикладному назначению существующие ИС можно разделить на две группы: общего пользования и специального назначения. ИС общего пользования предназначены для различных сфер применения независимо от конкретного содержания данных, обрабатываемых в ИС. Средства, структура и функциональные возможности таких ИС оказываются одинаковыми для многих случаев применения и обеспечивают широкий диапазон услуг. Это, как правило, большие системы, использующие в качестве базовых коммуникационных подсетей государственные системы передачи данных. Практика использования сетей общего пользования привела к необходимости разработки программно-аппаратных средств, реализующих принципы открытости, универсальности сетей и типизации технических решений. ИС специального назначения предназначены для решения задач в определенной предметной или ведомственной области. Качество ИС можно оценить по следующим показателям: · общее число связей ИС; определяет потенциальную способность устанавливать взаимодействия между пользователями и распределенными ресурсами; · временные характеристики качества ИС; оценивают скорость обслуживания пользователя по следующим показателям: среднее время доступа, зависимое от размеров системы, удаленности пользователей, загрузки системы запросами, поступающими от других пользователей; · среднее время обслуживания, показывающее время, затрачиваемое на обработку запроса пользователя в том или ином режиме и др.; · надежность обслуживания, характеризуется вероятностью безотказной работы ИС при взаимодействии с ней пользователя, удобством доступа в обслуживании, а также наличием средств диагностики и резервирования, применяемых для улучшения качества обслуживания и повышения надежности; · достоверность передачи, сохранность и целостность информации; · возможность доступа к информационным и вычислительным ресурсам; обеспечивается математическими средствами и протоколами, гарантирующими функции вызова и активизации запрашиваемых ресурсов с учетом полномочий пользователя. Целостность — свойство информации, состоящее в ее существовании в неискаженном виде, неизменном по отношению к некоторому фиксированному ее состоянию. Конфиденциальность — свойство информации, состоящее в том, что она не может быть обнаружена и стать доступной без разрешения отдельным лицам, модулям или процессам. Доступность информации — свойство системы (среды, средств и технологии ее обработки), в которой циркулирует информация, характеризуемое способностью обеспечивать своевременный беспрепятственный доступ к интересующей информации, когда в этом возникает необходимость. При проектировании и анализе ИС существенное значение имеет ее топологическая структура, т.е. схематично представленные данные о множестве физических элементов системы, их распределении и связях. Более строго, топология ИС — это схема взаимного расположения узлов, конечных пунктов, коммутационных устройств и других физических элементов ИС, которая путем указания направлений и линий связи определяет потенциальные возможности передачи и обмена информацией между элементами ИС. Топологическая структура может быть представлена в виде геометрической модели на плоскости или в пространстве. По топологической структуре все ИС можно разделить на системы с централизованной или децентрализованной структурой, т.е. такие, в которых имеются центральные узлы или нет. Важным топологическим признаком будет количество связей одних узлов с другими. В зависимости от этого системы будут либо односвязные (древовидные), либо многосвязные. Разработка и производство информационных систем Все виды производства информационных систем и сетей, технологий и средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической деятельности, развитие которой определяется государственной научно-технической и промышленной политикой информатизации. Государственные и негосударственные организации, а также граждане имеют равные права на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут быть объектами собственности физических и юридических лиц, государства. Собственником информационной системы, технологии и средств их обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения или иным законным способом. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при соблюдении исключительных прав их разработчиков. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения определяет условия использования этой продукции. Средства обеспечения информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и классификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию; Собственник информационных ресурсов, ИС, технологий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами; Право авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам. Собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязан защищать права их автора в соответствии с законодательством Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в установленном порядке. Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации и обработки персональных данных, получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования определяется соответствующим законодательством.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|