Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?
Приложение 5. Тестовый материал к методике «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова
1 а. Ухаживать за животными 1 б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) 2 а. Помогать больным людям, лечить их 2 б. Составлять таблицы, схемы, программы ПК 3 а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, дисков 3 б. Следить за состоянием, развитием растений 4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) 4 б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) 5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5 б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) 6 а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7 а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7 б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством и др. 8 а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочной, на экскурсии и т. д.) 8 б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках 10 а. Лечить животных 10 а. Выполнять вычисления, расчеты 11 а. Выводить новые сорта растений 11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т. п.) 12 а. Разбирать споры, ссоры между, людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать 12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13 а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов 14 а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. 15 а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15 б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) 16 а. Делать лабораторные анализы в больнице 16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 17 а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17 б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов 18 а. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п. 18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах 19 а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты 20 а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20 б. Работать на ПК (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) Лист ответов ДДО
Методика № 5. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова. Цель: Оценка профессиональной направленности на основе анализа предпочтений различных по характеру видов деятельности. Описание методики: Методика состоит из 20 вопросов (Приложение № 5). Инструкция: Нужно спросить себя: «Нравится ли мне занятие, о котором говорится в вопросе, или нет?» Долго здесь раздумывать не надо — лучше полагаться на первое, непосредственное чувство. Если скорее нравится, чем не нравится,— поставить «+». Если определенно нравится— два плюса, если очень нравится — три таких знака. Если скорее не нравится, чем нравится,— один минус, если определенно не нравится — два, а если очень не нравится — три минуса.
Обработка результатов: Когда лист ответов частично заполнен – (в нем остались еще пустые клетки), необходимо сделать следующее. Пустые верхние клетки пяти столбцов обозначь в соответствии с типами профессий слева направо: П, Т, Ч, 3, X. Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитай количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам: в первом столбце листа ответов (1а, 36, 6а, 10а и т. д.) оказались собранными вместе все плюсы и минусы, выражающие отношение к профессиям типа «Человек — природа». Во втором столбце — отношение к профессиям типа «Человек — техника», а в третьем — к профессиям типа «Человек — человек» и так далее в соответствии с указанным выше порядком обозначений. По итогам обработки Е. А. Климова, Дж. Голланда и А. Е. Голомштока производится соотнесение результатов на предмет их соответствия. Мы выделяем 4 уровня развития профессиональной направленности с учетом соотносимости их аспектов изучения профессиональной направленности. Таблица 2.4.
Для изучения профессиональной направленности в системе ее свойств нам необходимо провести учет следующих ее составляющих и согласованность между:
· интересами; предпочитаемыми областями знаний; профессионально типологическими качествами; · степень осознанности и сформированности профессионального плана; · степень соответствия профессионального плана, профессональных предпочтений и интересов профессионально важным качествам личности. Вывод об уровне развития профессиональной направленности можем видеть таким образом на основании следующей таблицы. Развитие профессиональной направленности Таблица 2.5.
Таким образом, мы сможем провести покомпонентное исследование и в целом. Результаты по данной диагностической программы помогут выделить степень стабильности и согласованности по 3 методикам «Карта интересов А. Е. Голомштока», «Тест-опросник Дж. Голланда», «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова». У каждого из старшеклассников могут не соответствовать предпочитаемая профессиональная область профессионально важным качествам и выявленному типу личности. Усиление степени соответствия является целью следующего этапа - формирующего.
Тестовый материал к методике «Карта интересов А. Е. Голомштока». Инструкция: для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте и постарайтесь дать точный ответ. Если Вы твердо убеждены, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (++), если просто нравится — один плюс (+), если не знаете или сомневаетесь — ноль (0), если не нравится — один минус (-), а если очень не нравится — два минуса (- -). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Время заполнения листа не ограничивается. Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы? 1. Знакомиться с жизнью растений и животных. 2. Уроки по географии, чтение учебника географии. 3. Читать художественную или научно-популярную литературу о геологических экспедициях. 4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека. 5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством. 6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся ученых-физиков. 7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков. 8. Читать технические журналы (например, «Техника — молодежи», «Юный техник»). 9. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники. 10. Знакомиться с разными металлами и их свойствами. 11. Узнавать о разных породах древесины и их практическом применении. 12. Узнавать о достижениях в области строительства. 13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.). 14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и космонавтах. 15. Знакомиться с военной техникой, 16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях. 17. Читать произведения классиков отечественной и зарубежной литературы. 18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки. 19. Обсуждать текущие дела и разные события в классе и школе. 20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, вожатого). 21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции. 22. Наводить порядок в вещах, заботиться о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете. 23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг». 24. Изучать экономическую географию. 25. Заниматься иностранным языком. 26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей изобразительного искусства.
27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии. 28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искусства. 29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах. 30. Изучать биологию, ботанику, зоологию. 31. Знакомиться с различными странами по описаниям, узнавать о географических открытиях. 32. Читать книги о жизни и деятельности знаменитых геологов. 33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины. 34. Посещать с экскурсией предприятия легкой промышленности. 35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят». 36. Находить химические явления в природе, производить интересные опыты по химии, следить за ходом химических реакций. 37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах). 38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика. 39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними. 40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели. 41. Встречаться и знакомиться со строителями, наблюдать за их работой. 42. Читать популярную литературу о средствах передвижения. 43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моряках, знакомиться с их жизнью. 44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений. 45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом. 46. Читать литературно-критические статьи. 47. Слушать радио и смотреть теленовости и тематические телепередачи. 48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, республике, стране. 49. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если они не могут сделать его сами. 50. Справедливо оценить поступок друга, знакомого или литературного героя. 51. Обеспечивать семью продуктами; организовывать питание для всех во время похода. 52. Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков. 53. Интересоваться выполнением плана народного хозяйства. 54. Читать художественную литературу на иностранном языке. 55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет. 56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя. 57. Слушать оперную или симфоническую музыку. 58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи. 59. Посещать биологический кружок. 60. Заниматься в географическом кружке. 61. Составлять и собирать описания и изображения геологических объектов земли, минералов. 62. Изучать функции организма человека, причины возникновения болезней и пути их лечения. 63. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед. 64. Проводить опыты по физике. 65. Готовить растворы, взвешивать реактивы. 66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг). 67. Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметром, амперметром); производить разнообразные расчеты. 68. Мастерить различные предметы и детали из металла. 69. Мастерить различные предметы из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжигать, вырезать). 70. Делать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек. 71. Посещать кружок юных железнодорожников и автолюбителей. 72. Посещать секцию парашютистов, кружок авиамоделистов или работать в авиаклубе. 73. Заниматься в стрелковой секции. 74. Изучать историю различных народов и государств. 75. Писать классные и домашние сочинения по литературе. 76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей. 77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело. 78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать в чем-либо. 79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и младших. 80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта. 81. Заниматься в математическом кружке. 82. Изучать вопросы развития промышленности, узнавать о новых достижениях в области планирования и учета на промышленном предприятии. 83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка. 84. Посещать музеи, художественные выставки. 85. Выступать на сцене перед зрителями. 86. Играть на одном из музыкальных инструментов. 87. Играть в спортивные игры. 88. Наблюдать за ростом и развитием животных, растений, вести записи наблюдений. 89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы. 90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для геологического музея. 91. Знакомиться с работой врача, медсестры, фармацевта. 92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи. 93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультативные занятия по физике. 94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультативные занятия по химии. 95. Заниматься в одном из технических кружков (моделировать самолеты, корабли и др.). 96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратов, электрических машин; собирать, конструировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр. 97. Посещать уроки труда в школьных и слесарно-станочных мастерских. 98. Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столярном кружке. 99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, отделочными работами. 100. Следить за соблюдением правил передвижения пешеходов и транспортных средств. 101. Участвовать в секции гребцов, парусников, аквалангистов, в бригаде по спасению утопающих. 102. Участвовать в военизированных играх. 103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры. 104. Заниматься в литературном кружке, посещать факультативные занятия по литературе или иностранному языку. 105. Вести личный дневник. 106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении. 107. Выполнять работу вожатого. 108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть. 109. Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна. 110. Решать сложные задачи по математике. 111. Вести точный расчет своих денежных расходов и доходов. 112. Заниматься в кружке иностранного языка или посещать факультативные занятия. 113. Заниматься в художественном кружке. 114. Участвовать в смотре художественной самодеятельности. 115. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке. 116. Заниматься в какой-либо спортивной секции. 117. Участвовать в биологических олимпиадах или готовить выставки растений или животных. 118. Участвовать в географической экспедиции. 119. Участвовать в геологической экспедиции. 120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние. 121. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских изделий или посещать их. 122. Участвовать в физических олимпиадах. 123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах. 124. Разбираться в технических чертежах и схемах, самому чертить или составлять чертежи. 125. Разбираться в сложных радиосхемах. 126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом. 127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками. 128. Принимать посильное участие в строительных работах. 129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п. 130. Летать на самолетах скорой помощи в любую погоду или управлять сверхскоростными самолетами. 131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня. 132. Заниматься в историческом кружке, собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы. 133. Работать с литературными источниками, вести дневник впечатлений о прочитанном. 134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях. 135. Подготавливать и проводить сборы или собрания учащихся. 136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков. 137. Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции». 138. Постоянно общаться с различными людьми. 139. Участвовать в математических олимпиадах. 140. Интересоваться стоимостью товаров, разбираться в вопросах ценообразования, заработной платы, организации труда. 141. Беседовать с друзьями на иностранном языке. 142. Участвовать в выставках изобразительного искусства. 143. Посещать театральный кружок. 144. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах. 145. Принимать личное участие в спортивных соревнованиях. 146. Выращивать в саду или в огороде растения, воспитывать животных, ухаживать за ними. 147. Производить топографические съемки местности. 148. Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе. 149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке. 150. Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кондитером и т.д.). 151. Решать сложные задачи по физике. 152. Работать на химическом производстве. 153. Участвовать в выставках технического творчества. 154. Работать в области электроэнергетики или радиоэлектроники. 155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия. 156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы. 157. Работать в строительной бригаде. 158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения. 159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море. 160. Работать военным инженером или командиром. 161. Ходить в походы по историческим местам родного края. 162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д. 163. Писать заметки или очерки в стенгазету или периодическую печать. 164. Руководить бригадой во время трудового десанта. 165. Организовывать игры или праздники для детей, создавать «тимуровские команды». 166. Работать в юридическом учреждении (в суде, прокуратуре, адвокатуре, юридической консультации). 167. Оказывать людям различные услуги. 168. Выполнять работу, требующую применения математических знаний. 169. Работать в области планирования, финансирования, экономики, на предприятиях народного хозяйства. 170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке. 171. Участвовать в выставках изобразительного искусства. 172. Играть на сцене или сниматься в кино. 173. Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем музыки. 174. Работать преподавателем физкультуры или тренером. Обработка результатов: в заполненной «Карте интересов» в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом: в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов. Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько столбцов с одинаковым числом плюсов, следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наименьшее количество минусов. При оценке направленности интересов в первую очередь учитываются столбцы с наибольшим количеством плюсов, но необходимо обратить внимание также на столбцы с наибольшим количеством минусов, как на сферы деятельности, отвергаемые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: - высшая степень отрицания — от 12 до 6 минусов; - интерес отрицается — от 5 до 1 минуса; - интерес выражен слабо — от 1 до 4 плюсов; - выраженный интерес — от 5 до 7 плюсов; - ярко выраженный интерес — от 8 до 12 плюсов. Бланк ответов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|