Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?

Приложение 5.

Тестовый материал к методике «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова

 

1 а. Ухаживать за животными

1 б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2 а. Помогать больным людям, лечить их

2 б. Составлять таблицы, схемы, прог­раммы ПК

3 а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, дисков

3 б. Следить за состоянием, развитием растений

4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.)

4 б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5 б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6 а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6 б. Тренировать товарищей (или млад­ших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спор­тивных)

7 а. Копировать рисунки, изображения (или на­страивать музыкальные инструменты)

7 б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством и др.

8 а. Сообщать, разъяснять людям нужные им све­дения (в справочной, на экскурсии и т. д.)

8 б. Художественно оформлять выстав­ки, витрины (или участвовать в под­готовке пьес, концертов)

9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, тех­нику), жилище

9 б. Искать и исправлять ошибки в тек­стах, таблицах, рисунках

10 а. Лечить животных

10 а. Выполнять вычисления, расчеты

11 а. Выводить новые сорта растений

11 б. Конструировать, проектировать но­вые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, про­дукты питания и т. п.)

12 а. Разбирать споры, ссо­ры между, людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, при­водить в порядок)

13 а. Наблюдать, изучать работу кружков худо­жественной самодея­тельности

13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14 а. Обслуживать, налажи­вать медицинские при­боры, аппараты

14 б. Оказывать людям медицинскую по­мощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п.

15 а. Составлять точные описания — отчеты о наб­людаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15 б. Художественно описывать, изобра­жать события (наблюдаемые или представляемые)

16 а. Делать лабораторные анализы в больнице

16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лече­ние

17 а. Красить или расписы­вать стены помещений, поверхность изделий

17 б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18 а. Организовывать культ­походы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, ту­ристские походы и т. п.

18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19 а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20 а. Вести борьбу с болез­нями растений, с вре­дителями леса, сада

20 б. Работать на ПК (пишущей машинке, телетайпе, на­борной машине и др.)

Лист ответов ДДО

         
1 а 2 а 2 б 3 а
3 б 4 а 4 б 5 а 5 б
6 а   6 б   7 а
  7 б 8 а   8 б
  9 а   9 б  
10 а     10 б  
11 а 11б 12 а 12 б 13 а
13 б 14 а 14 б 15 а 15 б
16 а   16 б   17 а
  17 б 18 а   18 б
  19 а   19 б  
20 а     20 б  
         

 

 

Методика № 5. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова.

Цель: Оценка профессиональной направленности на основе анализа предпочтений различных по характеру видов деятельности.

Описание методики: Методика состоит из 20 вопросов (Приложение № 5).

Инструкция: Нужно спросить себя: «Нравится ли мне заня­тие, о котором говорится в вопросе, или нет?» Долго здесь раздумывать не надо — лучше полагаться на первое, непо­средственное чувство. Если скорее нравится, чем не нравится,— поставить «+». Если определенно нравит­ся— два плюса, если очень нравится — три таких знака. Если скорее не нравится, чем нравится,— один минус, если определен­но не нравится — два, а если очень не нравится — три минуса.

Обработка результатов:

Когда лист ответов частично заполнен – (в нем остались еще пустые клетки), необходимо сделать следующее. Пустые верхние клетки пяти столбцов обозначь в соответствии с типами профессий слева направо: П, Т, Ч, 3, X.

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитай количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типов профессий по столбцам: в первом столбце листа ответов (1а, 36, 6а, 10а и т. д.) оказались собранными вместе все плюсы и минусы, выражающие отношение к профессиям типа «Человек — природа». Во втором столбце — отношение к профессиям типа «Человек — техника», а в третьем — к профес­сиям типа «Человек — человек» и так далее в соответствии с указанным выше порядком обозначений.

По итогам обработки Е. А. Климова, Дж. Голланда и А. Е. Голомштока производится соотнесение результатов на предмет их соответствия. Мы выделяем 4 уровня развития профессиональной направленности с учетом соотносимости их аспектов изучения профессиональной направленности.

Таблица 2.4.

Уровни Характеристика уровня Комментарий
Высокий Высокий уровень по всем 3 методикам при адекватном соответствии между их результатами. Профессиональный тип личности соответствует предпочитаемой области деятельности и наиболее выраженным интересам.
Средний Средние показатели по 3 методикам, при соответствии между ними; либо частичное соответствие при высоких показателях. Профессиональный тип личности частично соответствует предпочитаемой области деятельности и наиболее выраженным интересам.
Приемлемый Низкий уровень при несоответствии между ними. Профессиональный тип личности не соответствует предпочитаемой области деятельности и наиболее выраженным интересам.
Низкий Низкий уровень по 3 методикам. Профессиональный тип личности полностью не совпадает с предпочитаемой областью деятельности и выраженными интересами.

Для изучения профессиональной направленности в системе ее свойств нам необходимо провести учет следующих ее составляющих и согласованность между:

· интересами; предпочитаемыми областями знаний; профессионально типологическими качествами;

· степень осознанности и сформированности профессионального плана;

· степень соответствия профессионального плана, профессональных предпочтений и интересов профессионально важным качествам личности.

Вывод об уровне развития профессиональной направленности можем видеть таким образом на основании следующей таблицы.

Развитие профессиональной направленности

Таблица 2.5.

Уровень Характеристика уровня
Высокий Высокий уровень соответствия и при этом данные качества предпочитаемой профессиональной области и профессионально важным качествам соответствуют выявленному типу.
Средний Средний уровень не полное соответствие и при этом данные качества предпочитаемой профессиональной области и профессионально важным качествам не полностью соответствуют выявленному типу.
Низкий Низкий уровень не соответствия и при этом данные качества предпочитаемой профессиональной области и профессионально важным качествам совершенно не соответствуют выявленному типу.

Таким образом, мы сможем провести покомпонентное исследование и в целом.

Результаты по данной диагностической программы помогут выделить степень стабильности и согласованности по 3 методикам «Карта интересов А. Е. Голомштока», «Тест-опросник Дж. Голланда», «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова». У каждого из старшеклассников могут не соответствовать предпочитаемая профессиональная область профессионально важным качествам и выявленному типу личности. Усиление степени соответствия является целью следующего этапа - формирующего.

 

Тестовый материал к методике «Карта интересов А. Е. Голомштока».

Инструкция: для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте и постарайтесь дать точный ответ. Если Вы твердо убеждены, что Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте два плюса (++), если просто нравит­ся — один плюс (+), если не знаете или сомневаетесь — ноль (0), если не нравится — один минус (-), а если очень не нра­вится — два минуса (- -). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них. Над вопросами долго не задумывайтесь, по­скольку правильных или неправильных ответов нет. Время за­полнения листа не ограничивается.

Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы?

1. Знакомиться с жизнью растений и животных.

2. Уроки по географии, чтение учебника географии.

3. Читать художественную или научно-популярную ли­тературу о геологических экспедициях.

4. Уроки и учебник анатомии и физиологии человека.

5. Уроки домоводства или домашние занятия домовод­ством.

6. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся ученых-физиков.

7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятель­ности выдающихся химиков.

8. Читать технические журналы (например, «Техника — молодежи», «Юный техник»).

9. Читать статьи в научно-популярных журналах о дос­тижениях в области электроники и радиотехники.

10. Знакомиться с разными металлами и их свойства­ми.

11. Узнавать о разных породах древесины и их практи­ческом применении.

12. Узнавать о достижениях в области строительства.

13. Читать книги, смотреть фильмы о водителях раз­личных видов транспорта (автомобильного, железнодо­рожного и т.д.).

14. Читать книги, смотреть фильмы о летчиках и кос­монавтах.

15. Знакомиться с военной техникой,

16. Читать книги об исторических событиях и истори­ческих деятелях.

17. Читать произведения классиков отечественной и за­рубежной литературы.

18. Читать и обсуждать газетно-журнальные статьи и очерки.

19. Обсуждать текущие дела и разные события в классе и школе.

20. Читать книги о жизни школы (о работе воспитате­ля, учителя, вожатого).

21. Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции.

22. Наводить порядок в вещах, заботиться о красивом виде помещения, в котором учитесь, живете, работаете.

23. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математический досуг».

24. Изучать экономическую географию.

25. Заниматься иностранным языком.

26. Знакомиться с жизнью выдающихся художников, с историей изобразительного искусства.

27. Знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сце­ны и кино, встречаться с артистами, коллекционировать их фотографии.

28. Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыкального искус­ства.

29. Читать спортивные журналы, газеты, книги о спорте, о выдающихся спортсменах.

30. Изучать биологию, ботанику, зоологию.

31. Знакомиться с различными странами по описани­ям, узнавать о географических открытиях.

32. Читать книги о жизни и деятельности знаменитых геологов.

33. Читать о том, как люди научились бороться с болез­нями, о врачах и достижениях в области медицины.

34. Посещать с экскурсией предприятия легкой про­мышленности.

35. Читать книги типа «Занимательная физика», «Фи­зики шутят».

36. Находить химические явления в природе, произво­дить интересные опыты по химии, следить за ходом хи­мических реакций.

37. Знакомиться с новейшими достижениями современ­ной техники (слушать и смотреть радио- и телепередачи, читать статьи в газетах).

38. Посещать радиотехнические кружки или знакомиться с работой электрика.

39. Знакомиться с различными измерительными инст­рументами для металлообработки и работать с ними.

40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рас­сматривать новые образцы мебели.

41. Встречаться и знакомиться со строителями, наблю­дать за их работой.

42. Читать популярную литературу о средствах передви­жения.

43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, моря­ках, знакомиться с их жизнью.

44. Читать книги, смотреть фильмы на военные темы, знакомиться с историей войн, крупных сражений.

45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

46. Читать литературно-критические статьи.

47. Слушать радио и смотреть теленовости и тематиче­ские телепередачи.

48. Узнавать о событиях, происходящих в городе, рес­публике, стране.

49. Объяснять товарищам, как выполнить учебное зада­ние, если они не могут сделать его сами.

50. Справедливо оценить поступок друга, знакомого или литературного героя.

51. Обеспечивать семью продуктами; организовывать пи­тание для всех во время похода.

52. Читать научно-популярную литературу об открыти­ях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.

53. Интересоваться выполнением плана народного хо­зяйства.

54. Читать художественную литературу на иностранном языке.

55. Быть членом редколлегии, заниматься художествен­ным оформлением газет.

56. Посещать драматический театр или театр юного зри­теля.

57. Слушать оперную или симфоническую музыку.

58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смот­реть спортивные радио- и телепередачи.

59. Посещать биологический кружок.

60. Заниматься в географическом кружке.

61. Составлять и собирать описания и изображения гео­логических объектов земли, минералов.

62. Изучать функции организма человека, причины воз­никновения болезней и пути их лечения.

63. Посещать кружок кулинаров, готовить дома обед.

64. Проводить опыты по физике.

65. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

66. Разбирать и ремонтировать различные механизмы (например, часы, утюг).

67. Пользоваться точными измерительными приборами (осциллографом, вольтметром, амперметром); произво­дить разнообразные расчеты.

68. Мастерить различные предметы и детали из метал­ла.

69. Мастерить различные предметы из древесины или художественно обрабатывать дерево (выпиливать, выжи­гать, вырезать).

70. Делать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек.

71. Посещать кружок юных железнодорожников и авто­любителей.

72. Посещать секцию парашютистов, кружок авиамо­делистов или работать в авиаклубе.

73. Заниматься в стрелковой секции.

74. Изучать историю различных народов и государств.

75. Писать классные и домашние сочинения по литера­туре.

76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью дру­гих людей.

77. Выполнять общественную работу, организовывать, сплачивать товарищей на какое-нибудь дело.

78. Проводить время с маленькими детьми, читать им книги, что-либо им рассказывать, помогать в чем-либо.

79. Устанавливать дисциплину среди сверстников и млад­ших.

80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта.

81. Заниматься в математическом кружке.

82. Изучать вопросы развития промышленности, узна­вать о новых достижениях в области планирования и уче­та на промышленном предприятии.

83. Работать с иностранными словарями, разбираться в оборотах речи малознакомого языка.

84. Посещать музеи, художественные выставки.

85. Выступать на сцене перед зрителями.

86. Играть на одном из музыкальных инструментов.

87. Играть в спортивные игры.

88. Наблюдать за ростом и развитием животных, расте­ний, вести записи наблюдений.

89. Самостоятельно составлять географические карты, собирать различные географические материалы.

90. Собирать коллекции минералов, экспонаты для гео­логического музея.

91. Знакомиться с работой врача, медсестры, фарма­цевта.

92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и чле­нам семьи.

93. Заниматься в физическом кружке или посещать фа­культативные занятия по физике.

94. Заниматься в химическом кружке или посещать фа­культативные занятия по химии.

95. Заниматься в одном из технических кружков (моде­лировать самолеты, корабли и др.).

96. Знакомиться с устройством электроприборов, элек­троаппаратов, электрических машин; собирать, констру­ировать радиоприборы, приемники, проигрыватели и пр.

97. Посещать уроки труда в школьных и слесарно-станочных мастерских.

98. Участвовать в кружке «Умелые руки» или в столяр­ном кружке.

99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строитель­ства, отделочными работами.

100. Следить за соблюдением правил передвижения пе­шеходов и транспортных средств.

101. Участвовать в секции гребцов, парусников, аква­лангистов, в бригаде по спасению утопающих.

102. Участвовать в военизированных играх.

103. Посещать исторические музеи, знакомиться с па­мятниками культуры.

104. Заниматься в литературном кружке, посещать фа­культативные занятия по литературе или иностранному языку.

105. Вести личный дневник.

106. Выступать в классе с сообщениями о международ­ном положении.

107. Выполнять работу вожатого.

108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотят скрыть.

109. Помогать покупателю выбрать в магазине покупку, которая ему нужна.

110. Решать сложные задачи по математике.

111. Вести точный расчет своих денежных расходов и доходов.

112. Заниматься в кружке иностранного языка или по­сещать факультативные занятия.

113. Заниматься в художественном кружке.

114. Участвовать в смотре художественной самодеятель­ности.

115. Заниматься в хоре или в музыкальном кружке.

116. Заниматься в какой-либо спортивной секции.

117. Участвовать в биологических олимпиадах или гото­вить выставки растений или животных.

118. Участвовать в географической экспедиции.

119. Участвовать в геологической экспедиции.

120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь, облегчать их состояние.

121. Участвовать в выставках кулинарных или конди­терских изделий или посещать их.

122. Участвовать в физических олимпиадах.

123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах.

124. Разбираться в технических чертежах и схемах, са­мому чертить или составлять чертежи.

125. Разбираться в сложных радиосхемах.

126. Посещать с экскурсией промышленные предприя­тия, знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом.

127. Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.

128. Принимать посильное участие в строительных ра­ботах.

129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, троллейбуса и т.п.

130. Летать на самолетах скорой помощи в любую пого­ду или управлять сверхскоростными самолетами.

131. Жить по жестко установленному режиму, строго выполнять распорядок дня.

132. Заниматься в историческом кружке, собирать ма­териалы, выступать с докладами на исторические темы.

133. Работать с литературными источниками, вести днев­ник впечатлений о прочитанном.

134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях.

135. Подготавливать и проводить сборы или собрания учащихся.

136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем-либо вопросы воспитания детей и подростков.

137. Помогать в работе милиции, быть членом кружка «Юный друг милиции».

138. Постоянно общаться с различными людьми.

139. Участвовать в математических олимпиадах.

140. Интересоваться стоимостью товаров, разбираться в вопросах ценообразования, заработной платы, органи­зации труда.

141. Беседовать с друзьями на иностранном языке.

142. Участвовать в выставках изобразительного искусства.

143. Посещать театральный кружок.

144. Участвовать в театральных смотрах-конкурсах.

145. Принимать личное участие в спортивных соревно­ваниях.

146. Выращивать в саду или в огороде растения, воспи­тывать животных, ухаживать за ними.

147. Производить топографические съемки местности.

148. Совершать длительные трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке.

150. Работать специалистом на предприятии пищевой или легкой промышленности (швеей, закройщицей, кон­дитером и т.д.).

151. Решать сложные задачи по физике.

152. Работать на химическом производстве.

153. Участвовать в выставках технического творчества.

154. Работать в области электроэнергетики или радио­электроники.

155. Работать у станка, изготавливать различные детали и изделия.

156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы.

157. Работать в строительной бригаде.

158. Возить пассажиров или грузы, соблюдать правила уличного движения.

159. Работать в штормовую погоду на большой реке или в открытом море.

160. Работать военным инженером или командиром.

161. Ходить в походы по историческим местам родного края.

162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.д.

163. Писать заметки или очерки в стенгазету или пери­одическую печать.

164. Руководить бригадой во время трудового десанта.

165. Организовывать игры или праздники для детей, со­здавать «тимуровские команды».

166. Работать в юридическом учреждении (в суде, про­куратуре, адвокатуре, юридической консультации).

167. Оказывать людям различные услуги.

168. Выполнять работу, требующую применения мате­матических знаний.

169. Работать в области планирования, финансирова­ния, экономики, на предприятиях народного хозяйства.

170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конферен­циях на иностранном языке.

171. Участвовать в выставках изобразительного искус­ства.

172. Играть на сцене или сниматься в кино.

173. Быть музыкантом, музыкальным режиссером или преподавателем музыки.

174. Работать преподавателем физкультуры или трене­ром.

Обработка результатов: в заполненной «Карте интересов» в каждом из столбцов подсчитывается количество плюсов и минусов. Результаты записываются в свободные клеточки под каждым столбцом: в верхней – количество плюсов, в нижней – количество минусов. Каждый столбец благодаря специальной группировке вопросов соответствует той или иной области интересов.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество плюсов. Если среди них окажется несколько столбцов с одинако­вым числом плюсов, следует считать, что более выражен­ным интересам соответствуют те из них, которые содер­жат наименьшее количество минусов. При оценке направ­ленности интересов в первую очередь учитываются столбцы с наибольшим количеством плюсов, но необходимо об­ратить внимание также на столбцы с наибольшим коли­чеством минусов, как на сферы деятельности, отвергае­мые оптантом. Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций:

- высшая степень отрицания — от 12 до 6 минусов;

- интерес отрицается — от 5 до 1 минуса;

- интерес выражен слабо — от 1 до 4 плюсов;

- выраженный интерес — от 5 до 7 плюсов;

- ярко выраженный интерес — от 8 до 12 плюсов.

Бланк ответов

Сумма Номера вопросов
    2                                                      
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
∑+                                                          
∑-                                                          
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...