Божья мудрость и мудрость наша
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 I Говоря о присущих Богу свойствах, богословы Реформации обычно подразделяли их на две группы: непередаваемые и передаваемые. К первой группе они относили такие атрибуты, которые подчеркивали отделенность Бога от человечества, показывали, насколько глубоко Он отличается от нас, Его творений. Обычно к этому разряду относились Божья независимость (самосуществование и самодостаточность); Его неизменность (полная независимость от изменения, которая ведет к полной последовательности и постоянству действий); Его бесконечность (никаких ограничений во времени и пространстве, т.е., Его предвечность и вездесущность); и Его простота (отсутствие конфликтов в Его существе; Он не может быть раздираем противоположными мыслями и страстями). Богословы назвали эти атрибуты непередаваемыми, потому что они присущи только Богу; человек не обладает и не может обладать ни одним из них только потому, что он - человек, а не Бог. Во второй группе оказались такие свойства, как Божья духовность, свобода и всемогущество вместе с Его нравственными чертами: благостью, истинностью, святостью, праведностью и т.д. Каким принципом классификации руководствовались при этом богословы? А вот каким: сотворив человека, Бог передал ему качества, соответствующие вышеперечисленным. И говоря, что Бог сотворил человека по образу Своему (Быт.1:26-27), Библия имеет в виду именно это - Бог сделал человека свободным духовным существом, наделенным нравственной ответственностью, а также способностью выбирать и действовать, общаться с Самим Богом и отвечать Ему; по природе своей человек был сотворен хорошим, любящим истину, святым, праведным (см. Екк.7:29): одним словом, благочестивым, подобным Богу.
Нравственные качества, присущие Творцу, были утеряны в результате грехопадения; Божий образ искажен во всем человечестве, ибо каждый из нас так или иначе впал в беззаконие. Но Библия сообщает нам, что для исполнения Своего замысла искупления Бог действует в сердцах верующих-христиан и исправляет в них Свой искаженный образ, заново передавая им утерянные качества. Именно на это указывает Писание, говоря, что христиане преображаются в образ Христов (2Кор.3:18) и Божий (Кол.3:10). К передаваемым качествам богословы относили и мудрость. Бог мудр Сам в Себе и передает мудрость людям. Библия много говорит о Божьем даре мудрости. Первые девять глав Книги Притчей не что иное, как длинное увещевание стремиться обрести этот дар. «Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум... Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно - жизнь твоя» (Прит.4:7, 13). «Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей; все ненавидящие меня любят смерть» (Прит.8:34-36). Мудрость-хозяйка собирает нищих на свой пир: «Кто неразумен, обратись сюда» (Прит.9:4). В этих словах мы видим Божью готовность дать мудрость (изображенную как готовность мудрости отдать себя) всем, кто возжелает этот дар и сделает все, чтобы обрести его. То же мы встречаем и в Новом Завете. От верующих-христиан требуется мудрость («Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые... Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» - Еф.5:15,17; «Со внешними обходитесь благоразумно...» - Кол.4:5). Мы слышим молитвы о том, чтобы верующие обрели мудрость («чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости...» - Кол.1:9). А Иаков убеждает: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,.. и дастся ему» (Иак.1:5).
Откуда приходит мудрость? Что делать, чтобы обрести этот дар? Согласно Писанию, необходимы два условия. Во-первых, нужно чтить Бога. «Начало мудрости - страх Господень» (Прит.1:7; 15:33). Только научившись благоговению перед Божьей святостью и всемогуществом («Боже великий и страшный» - Неем.1:5; ср. 4:14; 9:32; Втор.7:21; 10:17; Пс.98:3; Иер.20:11), только став смиренными и готовыми учиться, только признав свою ничтожность и несовершенство собственных мыслей, только желая, чтобы разум наш полностью изменился, можем мы принять Божью мудрость. Страшно подумать, что многие христиане проводят всю свою жизнь, цепляясь за свой самодовольный, не смирившийся разум, - а значит, так и не обретают Божью мудрость. Не зря Писание говорит, что «со смиренными мудрость» (Прит.11:2). И во-вторых, надо научиться принимать слово Божье. Мудрость дается Богом тем, и только тем, кто измеряет свою жизнь Божьим откровением. «3аповедию Своею Ты соделал меня мудрее врагов моих, - провозглашает псалмопевец. - Я стал разумнее всех учителей моих». Почему? - «ибо размышляю об откровениях Твоих» (Пс.118:98-99). Точно так же Павел наставляет колосян: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию» (Кол.3:16). Как же сделать это нам, людям двадцатого столетия? Погружаясь в Писания! Именно Писания, наставлял Павел Тимофея (а ведь он говорил только о Ветхом Завете!), «могут умудрить тебя во спасение» верою во Христа и сделать Божьего человека совершенным «ко всякому доброму делу» (2Тим.3:15-17). Так же тяжело думать о том, что многие, исповедующие веру во Христа, так никогда и не научаются мудрости - потому что не уделяют достаточно внимания запечатленному слову Божьему. Ежедневные уроки в молитвеннике Кранмера (которого должны придерживаться все прихожане англиканской церкви) в течение года проводят верующего через весь Ветхий Завет и дважды через Новый Завет. Уильям Гаудж, пуританин, читал ежедневно по пятнадцать глав Писания. Архидьякон Т.С.Хэммонд, как правило, читал всю Библию от начала до конца каждые три месяца. А давно ли вы сами читали всю Библию от начала до конца? Уделяете ли вы чтению Библии каждый день хотя бы столько же времени, сколько чтению газет? Как безрассудны многие из нас! - и остаются безрассудными до конца жизни только потому, что не стремятся получить мудрость - Божий дар.
II Что такое Божий дар мудрости? Как влияет он на человека? На этот счет очень многие заблуждаются. И наглядный пример покажет нам, как именно это происходит. Если встать на платформу железнодорожной станции в Йорке, можно наблюдать постоянное движение поездов и локомотивов, которое приведет в восторг всякого любителя железнодорожного транспорта. Но при этом человек лишь очень смутно и приблизительно представляет себе общий план, по которому это движение осуществляется (рабочий план, выраженный в расписании, которое при необходимости модифицируют с точностью до минуты, чтобы оно соответствовало реальному положению дел). Однако, если вы попадете в удивительный мир диспетчерской - вон там, между седьмой и восьмой платформой, - то увидите длиннейшую стену с прикрепленной на ней диаграммой, схемой всех путей на пять миль по обеим сторонам от станции. На ней вы заметите похожие на светлячков сигналы, движущиеся или замершие на месте на различных путях, по которым диспетчер может мгновенно определить, где находится любой поезд или локомотив. Внезапно вы обретаете возможность взглянуть на происходящее глазами того, кто управляет. Схема объяснит вам, почему этот поезд пришлось остановить, а тот перевести на другой путь, а третий отвести на дополнительные рельсы. Все вопросы находят свои ответы, как только взглянешь на общую картину. Многие ошибочно полагают, что когда Бог наделяет человека мудростью, происходит приблизительно то же самое. Другими словами, что дар мудрости состоит в более глубоком понимании событий, происходящих вокруг нас, а также в способности видеть, почему в каком-то конкретном случае Бог сделал именно то, что сделал, и что Он сделает сейчас. Людям кажется, что если они по-настоящему приблизятся к Богу и Он щедро наделит их мудростью, то они, так сказать, окажутся в диспетчерской: они распознают истинный смысл всего, что с ними произошло, и им всегда будет ясно, каким именно образом Бог устраивает все ко благу. Такие верующие сосредоточенно погружаются в размышления о провидении, раздумывают, почему Бог позволил произойти тому или иному событию; решают, воспринимать ли это как знамение того, что необходимо оставить одно дело и заняться другим; и гадают, какой вывод нужно сделать для себя из происшедшего. И если им это не удается, они винят себя в недостатке духовности.
Христиане, страдающие от депрессии - физической, умственной или духовной (заметьте: это три разные вещи!), - способны довести себя почти до сумасшествия такими вот тщетными размышлениями. Ибо такие мысли действительно тщетны, не сомневайтесь. Конечно, когда Бог указывает нам путь, заставляя применять к нашей жизни Его общие принципы, Он иногда подкрепляет Свою волю неожиданными событиями и «совпадениями», в которых мы видим подтверждение Его намерений. Но попытки читать тайные Божьи замыслы во всяком необычном происшествии - нечто совсем другое. Дар мудрости вовсе не означает такой способности; как раз наоборот, как мы вскоре увидим, он предполагает, что мы к этому неспособны. III И вновь мы спрашиваем: что же происходит, когда Бог дает нам мудрость? Что это за дар? Если привести еще один пример из области транспорта, то это похоже на обучение вождению автомобиля. При вождении важны быстрота и адекватная реакция на происходящее, а также здравомыслие при оценке ситуации. Вы не спрашиваете, почему дорога сужается или вдруг начинает петлять; или почему вон тот фургон стоит там, где он стоит; или почему женщина (или мужчина) в машине перед вами так тесно прижимается к обочине. Вы просто внимательно смотрите и пытаетесь предпринять верное действие в конкретной ситуации. Божья мудрость дает вам и мне именно такую способность в различных ситуациях повседневной жизни. Чтобы хорошо вести машину, нужно смотреть в оба и замечать все, что происходит вокруг. Чтобы жить мудро, нужно ясно и трезво смотреть на жизнь - до безжалостности трезво - и видеть ее такой, какая она есть. Мудрость не терпит успокаивающих иллюзий, ложных сантиментов и розовых очков. Многие из нас живут, как во сне, витают в облаках и не твердо стоят на земле. Мы никогда не видим мир и нашу жизнь в нем такими, какие они на самом деле. Именно отсутствие реализма, порожденное грехом и глубоко в нас укоренившееся, и есть причина того, что в нас даже в самых здравомыслящих и правоверных - так мало мудрости. Однако в Писании есть книга, которая явно создана для того, чтобы превратить нас в трезво мыслящих людей. Это Книга Екклесиаста. Нам нужно повнимательнее прислушаться к ее словам. Давайте, не медля, откроем ее.
IV «Екклесиаст» (греческое соответствие древнееврейскому «Qoheleth») означает «проповедник»; книга представляет собой проповедь со своим основным тезисом («суета сует...» 1:2; 12:8), изложением темы (гл.1-10) и применением (гл.11-12:7). Книга автобиографична. Qoheleth называет себя «сыном Давидовым, царем в Иерусалиме» (1:1). Для нас сейчас неважно, был ли проповедником сам Соломон, или, согласно концепции Хенгстенберга и Е.Дж.Янга, автор вложил свои размышления в уста Соломона, используя дидактический прием. По сути своей проповедь является соломоновой в том смысле, что она говорит о таких истинах, которым Соломон имел возможность научиться, как никто другой. «Суета сует, сказал проповедник, суета сует, - все суета». В каком смысле и зачем проповедник провозглашает эти слова? Может быть, это горькое признание циника, «эгоистичного и жестокосердного старца, как сказал У.Х.Эллиот, который к концу жизни не обнаружил ничего, кроме откровенного разочарования», и теперь сообщает нам, как бессмысленна и несправедлива жизнь? Или с нами говорит благовестник, стараясь объяснить неверующему, что без Бога счастье «под солнцем» невозможно? Ни то, ни другое - хотя второе предположение не так далеко отстоит от истины, как первое. Автор говорит как умудренный учитель, передающий молодому ученику плоды многолетнего опыта и размышлений (11:9; 12:1,12). Он хочет подвести этого молодого верующего к истинной мудрости и помочь ему избежать ошибки «йоркской диспетчерской». По всей видимости, этот молодой человек (как, впрочем, и многие после него) полагал, что мудрость означает обширные знания и можно стать мудрым, усердно покорпев над книгами (12:12). По его мнению, обретя таким образом мудрость, человек мог определять пути провидения и причины различных Божьих дел в нашей жизни. Проповедник показывает, что настоящая основа мудрости - это осознание того, что пути мира таинственны, что многие события для нас необъяснимы, а большинство из происходящего «под солнцем» не имеет, похоже, никакого признака присутствия разумного, нравственного Бога. Автор проповеди предостерегает от бессмысленного поиска такого понимания: ибо в конце концов этот поиск - если, конечно, он ведется честно и реалистично, должен привести к разочарованию. Можно сформулировать смысл проповеди следующим образом. Посмотрите (говорит проповедник) на мир, в котором мы живем. Снимите розовые очки, протрите глаза и посмотрите внимательно и пристально. Что вы видите? Вы видите, что жизнь основана на бесцельно сменяющих друг друга циклах природы (1:4-7). Вы видите, что она жестко определяется сроками и обстоятельствами, над которыми мы не властны (3:1-8; 9:11-(2). Вы видите, что ко всякому рано или поздно приходит смерть, и приходит, не принимая во внимание ни заслуг, ни провинностей (7:18; 8:8). Люди умирают, подобно скоту (3:19-21), хорошие люди умирают точно так же, как и плохие, а мудрецы - так же, как глупцы (2:14, 17; 9:2-4). Вы видите безнаказанно разгулявшееся зло (3:16; 4:1; 5:8; 8:11; 9:3); мошенники преуспевают, а добрые люди - нет (8:14). И видя все это, вы осознаете, что Божье управление миром непостижимо; и как бы вам ни хотелось его разгадать, сделать это невозможно (3:11; 7:13-15; 8:17; 11:5). И чем больше вы стараетесь понять Божий замысел в обычном течении жизни, тем больше вас огорчает и пугает видимая бессмысленность всего происходящего, искушение заключить, что жизнь не только кажется, но и воистину бессмысленна, становится все неотвязнее. Но если мы решим, что в жизни нет никакого смысла, остается ли вообще какая-нибудь «выгода» - ценность, польза, значение, цель - в конструктивных человеческих действиях? (1:3; 2:11,22; 3:9; 5:16). Если жизнь бессмысленна, то она становится никчемной; в таком случае, зачем трудиться и что-то создавать, зачем развивать свое дело, зарабатывать деньги, даже искать мудрости, - ибо совершенно очевидно, что в этом нет никакой пользы (2:15-16,22-23; 5:11). Вам начнут завидовать (4:4); ничего из созданного или заработанного вам с собой не унести (2:18-19; 4:8; 5:15-16); а все, оставшееся после вас, скорее всего, будет разбазарено, как только вас не станет (2:19). Какой же тогда смысл трудиться в поте лица? Разве вся человеческая деятельность не такая же «суета [бессмыслица и разочарование] и томление духа» (1:14)? Нашу работу невозможно обосновать ни ее ценностью самой по себе, ни полезностью для нас с вами. Вот к такому пессимистическому выводу, утверждает проповедник, в конце концов приведут вас оптимистические надежды распознать Божий замысел во всем происходящем (см.1:17-18). И он, конечно, прав. Ибо мир, где мы живем, именно таков, каким проповедник его описывает. Правящий миром Бог скрыт. И очень редко складывается впечатление, что мы живем в мире, управляемом благожелательным Провидением. Редко нам удается увидеть за происходящим какую-то разумную силу. Снова и снова выживает все самое никчемное, а ценное погибает. Давайте трезво смотреть на вещи, говорит проповедник; взгляните фактам прямо в лицо; посмотрите, какова жизнь на самом деле. До тех пор пока вы этого не сделаете, истинной мудрости вам не видать. В подобном назидании нуждаются многие. Мы не только представляем себе мудрость в виде «йоркской диспетчерской». Более того, нам кажется, что ради Божьей славы (и ради нашей репутации духовных христиан - хотя мы в этом и не признаемся) надо провозгласить, что мы уже находимся в этой диспетчерской и то и дело получаем из первых рук информацию о том, почему и зачем Бог совершает то или иное дело. Это притворство становится частью нашего существа; мы уверены, что Бог дал нам способность понимать, что, как и зачем Он с нами делал и делает; и, конечно, дальше мы тоже сможем сразу же определять причины всего происходящего с нами. И тут вдруг случается что-то тяжелое и совершенно необъяснимое, и бодренькая иллюзия о том, что мы являемся Божьими тайными советниками, рушится. Наше самолюбие уязвлено; Бог, по-видимому, нами пренебрегает. И если в такой момент мы не раскаемся в своих прежних претензиях и не смиримся до конца, то вся наша последующая духовная жизнь серьезно пострадает. В числе семи смертных грехов, известных людям средневековья, была лень (accidie) - состояние неотступной, безрадостной апатии духа. Сегодня она нередко встречается среди христиан. Ее симптомы - духовная инертность, критически-циничное отношение к церквям и высокомерное презрение к энтузиазму и инициативности других христиан. За таким вот мертвым, мрачным состоянием души кроется уязвленное самолюбие человека, когда-то считавшего себя знатоком Божьих путей провидения, а потом обнаружившего - через горький опыт, - что это не так. Вот что случается, если человек не усваивает слов Екклесиаста. Ибо Бог в Своей мудрости скрыл от нас почти все, что нам хотелось бы знать о Его путях в церквях и в нашей собственной жизни, - и сделал Он это, чтобы смирить нас и научить ходить в вере. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости в чреве беременной: так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (11:5). Но все-таки, что же такое мудрость? Проповедник помог нам увидеть, что мудростью не является; а говорит ли он что-нибудь о том, что она собой представляет? Да, говорит, по крайней мере, в общих чертах. «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай» (12:12), верь и повинуйся Ему, почитай Его, поклоняйся Ему, будь смиренным перед Ним, стоя на молитве, никогда не говори более того, что действительно хочешь сказать и за что сможешь потом держать ответ (5:1-7); делай доброе (3:12); помни, что однажды Бог за все с тебя спросит (11:9; 12:14); так что избегай - даже если никто тебя не видит - всего, чего можешь постыдиться, представ пред светом Божьего суда (12:14). Живи в настоящем и наслаждайся жизнью (7:14; 9:7-10; 11:9-10); сегодняшние радости - это Божьи благие дары. И хотя Екклесиаст осуждает легкомыслие (см. 7:4-6), он отнюдь не одобряет той «сверхдуховности», которая слишком горда и «набожна», чтобы смеяться и радоваться. Ищите благодати, чтобы усердно трудиться над тем, к чему вы призваны (9:10), и радуйтесь своей работе в то время, как вы ее выполняете (2:24; 3:12-13; 5:18-20; 8:15). Оставьте Богу знание ее смысла; пусть Он Сам измеряет ее окончательную ценность; ваше дело - воспользоваться всеми предоставленными вам возможностями со всяким здравомыслием и смекалкой, на какие вы способны (11:1-6). Таков путь мудрости. Несомненно, это только одна сторона жизни в вере. Ибо что скрывается за ней, поддерживает ее? Конечно же, убежденность в том, что неисследимый Бог провидения - это мудрый и милостивый Бог, сотворивший и искупивший мир. Несомненно, что Бог, создавший этот чудный и сложный мир, искупивший Свой народ из египетского плена, а потом искупивший весь мир от греха и сатаны, - Бог этот знает, что делает, и «все делает хорошо», даже если нам и не видна Его рука. Мы можем верить Ему и радоваться в Нем, даже если не различаем Его путей. Ричард Бакстер так выразил путь мудрости, который описал для нас проповедник:
О, пилигрим, вперед шагай С надеждой и терпеньем И Богу славу воспевай В любви и восхищеньи.
Все, что Господь дает, прими, Прими в смиреньи, Прими и счастие, и. скорбь С благодареньем. V Вот какова мудрость, которой наделяет нас Бог. И по мере обретения ее нашим глазам все больше приоткрывается мудрость Бога, давшего ее нам. Мы сказали, что мудрость состоит в том, чтобы выбрать наилучший путь для достижения наилучшей цели. Бог дает нам мудрость, чтобы с ее помощью исполнить Свой замысел, замысел полного и совершенного восстановления Своих взаимоотношений с людьми - ведь люди именно для этого и были сотворены. Ибо что есть мудрость, даруемая нам Богом? Как мы видели, это вовсе не знание всего, что знает Бог; это стремление и готовность признать, что Он мудр, прилепиться к Нему и жить для Него в свете Его слова, что бы ни происходило. Итак, дар Его мудрости приносит нам еще большее смирение, еще большую радость, большее благочестие, большую чувствительность к Его воле; мы еще решительнее творим Его волю и меньше беспокоимся по поводу мрачных и горьких событий, наполняющих жизнь в этом греховном мире (мы не становимся менее чувствительными; подобные события просто меньше сбивают нас с толку). Новый Завет говорит, что плод мудрости - это уподобление Христу: т. е. мир, смирение и любовь (Иак.3:17), а в основании мудрости лежит вера во Христа (1Кор.3:18; 1Тим.3:15), Который сделался для нас проявлением Божьей мудрости (1Кор.1:24, 30). Итак, мудрость, которую Бог даст всякому просящему у Него, - это мудрость, которая привяжет нас к Нему, проявится в духе веры и в жизни верности Богу. Давайте стремиться к тому, чтобы поиск мудрости в нашей жизни был поиском именно веры и верности; чтобы мы не противились мудрым Божьим замыслам, желая добиться знаний, которые в этом мире нам не даны.
ГЛАВА 11 Слово Твое есть истина I Существует два положения о триедином Иегове, которые подразумеваются - или прямо декларируются - в любом месте Библии. Первое утверждает, что Он - Царь, абсолютный Монарх вселенной, управляющий всеми ее делами, творящий Свою волю во всем, что бы ни происходило. Второе - что Бог говорит, произносит слова, выражает Свою волю. На первую тему - о Божьем правлении - мы уже кое-что сказали в предыдущих главах. Теперь мы обратимся к теме второй, теме о Божьем слове. Ее изучение, к тому же, поможет нам еще лучше понять первую тему: ибо, как взаимоотношения Бога с миром можно понять только в свете Его всевластия, так Его всевластие можно понять только в свете того, что Библия говорит о Его слове. Обычно абсолютный монарх (каковыми и были все цари древности) регулярно говорит на двух уровнях и с двумя намерениями. С одной стороны, он вводит правила и законы - юридические, общественные, культурные, - которые непосредственно влияют на окружающий мир и которым должны следовать его подданные. С другой стороны, он сам обращается к своему народу с речами и выступлениями, чтобы, насколько это возможно, установить личное общение с подданными и обеспечить себе их максимальную поддержку и сотрудничество во всех его делах. Из Библии мы узнаем, что Божье слово обладает подобным же двойным планом. Бог - Царь; мы - Его творения, Его подданные. Его слово непосредственно касается всего, что нас окружает, и нас самих: Бог говорит и для того, чтобы создать окружающий нас мир, и для того, чтобы завоевать наши умы и сердца. В первом случае, когда речь идет о сфере творения и провидения, Божье слово носит вид верховного указа: «Да будет...» Во втором случае, когда Божье слово обращено лично к нам, оно принимает вид царской торы (древнееврейское слово, переводимое в Ветхом Завете как «закон», буквально обозначающее «наставление»). Тора, исходящая от Бога-Царя имеет тройной характер: часть ее составляет закон (в узком смысле, т.е., заповеди, запреты вместе с соответствующими мерами наказания); другая часть – это обетование (благоволящее к нам или нет; основанное на каких-то условиях или данное без всяких условий). И третью часть можно назвать свидетельством (сведения, которые Бог дает о Себе и людях, о Своих и людских делах, намерениях, естестве и планах). Божье слово, обращенное непосредственно к нам (как царская речь), - это не только средство управления, но и общения. Ибо будучи великим Царем, Бог не желает обитать вдали от Своих подданных. Скорее наоборот, Он сотворил нас для того, чтобы мы всегда находились с Ним во взаимоотношениях любви. Но такие взаимоотношения возникают только тогда, когда обе стороны друг друга хоть немного знают. Бог, наш Творец, знает о нас все еще до того, как мы открываем рот (Пс.138:1-4); но нам о Нем ничего не узнать, если Он Сам про Себя не расскажет. Здесь кроется еще одна причина, почему Бог говорит с нами: Он говорит не только для того, чтобы побудить нас к действию по Своей воле, но и чтобы дать нам возможность узнать и полюбить Себя. Поэтому Бог посылает нам Свое слово одновременно и как сообщение, и как призыв. Оно приходит, чтобы предупредить нас или научить; оно не просто помещает нас в общий план всего, что Бог уже сделал и делает, но призывает нас к личному общению с Самим любящим Господом.
II
С Божьим словом в различных его функциях мы встречаемся в первых трех главах Библии. Откроем 1 главу Бытие. Одна из задач этой главы - убедить читателя. что всякий объект окружающего нас мира создан и утвержден Богом. В первом же стихе провозглашается тема, которая раскрывается на протяжении всей главы: «В начале сотворил Бог небо и землю.. Из второго стиха мы узнаем подробности Божьих дела творения: земля лежала во тьме, пустая и безжизненная, полностью покрытая водой. Далее стих третий рассказывает, как над этим хаосом и бесплодием заговорил Бог: «И сказал Бог: да будет свет». И что произошло? Сразу же «был свет». И еще семь раз (ст. 6.9.11.14.20.24.26) было произнесено Божье животворящее слово «да будет...», и шаг за шагом появлялись на земле жизнь и порядок. Были разделены день и ночь (ст.5), море и суша (ст.9), появились зеленые растения (ст.12), небесные тела (ст.14), рыбы и птицы (ст.20), насекомые и животные (ст.24) и, наконец, - сам человек (ст.26). Все это было сделано словом Божьим (ср. Пс.32:6-9; Евр.11:3; 2Пет.3:5). Повествование ведет нас дальше. Бог говорит с сотворенными Им мужчиной и женщиной: «И сказал им Бог...» (ст.28). Он обращается непосредственно к ним; так начинается общение Бога и человека. Обратите внимание на высказывания Бога, которые мы читаем в этой главе. Первое слово Бога к Адаму и Еве было словом заповеди, призывающим их исполнять предназначение человечества и управлять сотворенным миром («плодитесь и размножайтесь,.. обладайте ею (землею)» - ст.28). Затем мы видим слово свидетельства («Вот...» - ст.29), когда Бог объясняет, что вся зелень, всякое семя и плод сотворены в пищу животным и людям. Далее идет слово запрета и предупреждение о наказании: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (2:17). Наконец, уже после грехопадения, Бог приближается к Адаму и Еве и вновь говорит с ними. На этот раз мы слышим слово обетования, которое было как благоприятным, так и неблагоприятным для людей ибо, с одной стороны, Бог обещает, что семя жены будет поражать змея в голову, а с другой приговаривает Еву к болезненным родам, Адама к тяжкому труду, а их обоих к неизбежной смерти (3:15-19). Итак, в первых трех главах мы увидели все функции Божьего слова по отношении к миру и человеку: оно утверждает окружающий человека мир и обстоятельства его жизни; оно дает человеку заповедь повиновения, призывает его довериться Богу и приоткрывает для него мысли Творца. Все остальные книги Библии содержат множество новых высказываний Бога, но не раскрывают никаких других функций Божьего слова по отношению к творению. В них еще раз формулируется и подтверждается все то, что мы узнали о Божьем слове в первых трех главах Бытия. Итак, вся Библия утверждает, что все обстоятельства и события нашего мира определяются Божьим словом, Его всесильным «Да будет...». На все происходящее - от изменения погоды (Пс.147:4-7; 148:8) до возвышения и падения народов - Библия смотрит как на исполнение слова Божьего. Слово Божье определяет мировые события – именно об этом говорит Бог Иеремии, призывая его быть Своим пророком. «Смотри, - сказал Иеремии Бог, - Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтоб искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер.1:10). Но как это могло быть? Иеремия был призван не для того, чтобы стать государственным чиновником или властелином мира; он должен был стать пророком, Божьим посыльным (1:7). Но разве можно называть Божьим посланцем и правителем мира человека без какого-либо официального статуса, вся работа которого состояла в том только, чтобы говорить? Да, потому, что в устах этого человека было слово Божье (ст.9): и всякое слово о судьбе народов, данное ему Богом, непременно должно было исполниться. Чтобы закрепить это в сознании Иеремии, Бог дал ему его первое видение: «Что ты видишь, Иеремия?» «Вижу жезл миндального дерева» (shaqed). «Ты верно видишь; ибо Я бодрствую (shoqed) над словом Моим, чтобы оно исполнилось» (Иер.1:11-12). Через Исаию Бог провозглашает эту же истину вот в такой форме: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет все, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:10-11). Вся Библия упорно настаивает, что слово Бога - это Его инструмент во всех человеческих делах, ибо все, что Он говорит, исполняется. Воистину, именно слово Божье управляет миром и определяет наши судьбы. Кроме того, Библия постоянно показывает, что слово Божье, обращенное к нам, имеет три аспекта - как это было в Эдемском саду. Во-первых, оно дано нам как закон как на горе Синай, во многих проповедях пророков, в учении Христа и в евангельском призыве покаяться (Деян.17:30) и уверовать в Господа Иисуса Христа (1Ин.3:23). Затем, оно приходит к нам как обетование - обещание потомства и обетование завета, данное Аврааму (Быт.15:5; 17:1-3), обещание освобождения из египетского рабства (Исх.3:7-9), обещания Мессии (см. Ис.9:6-7, 1]:1-2) и Царства Божьего (Дан.2:44-45; 7:13-14), новозаветные обетования оправдания, воскресения и прославления верующих. И, наконец, слово Божье является нам как свидетельство - Божье наставление в вере и благочестии в форме исторических повествований, богословских доказательств, псалмов и мудрых высказываний. Всегда подчеркивается абсолютная власть Божьего слова над нами: это слово нужно принять, ему нужно верить и повиноваться, потому что это слово Бога-Царя. Сущность безбожия заключается в гордом своеволии «этого негодного народа, который не хочет слушать слов Моих» (Иер.13:10). Признак же истинного смирения и благочестия - в том, что человек «трепещет перед словом» Божьим (Ис.66:2).
III
Но признавать власть Божьего слова над нами следует не просто от того, что мы стоим перед Ним как Его творения и Его подданные. Нам надлежит верить и повиноваться этому слову не только потому, что Бог того требует, но - в первую очередь - потому, что слово это истинно. Его произнес «Бог истины» (Пс.30:6; Ис.65:16), «истинный» (Исх. 34:6). Истина Его «до облаков» (Пс.107:5; ср. Пс.56:11), а значит, нет ей границ во всем мире. Поэтому слово Его «есть истина» (Ин.17:17). «Основание слова Твоего истинно» (Пс.118:l60). «Ты Бог, и слова Твои непреложны» (2Цар.7:28). В Библии истина - прежде всего свойство личности. Истина - это стабильность, надежность, твердость; это характеристика личности, безукоризненной в своем постоянстве, искренней, реалистичной, не заблуждающейся. Таков Бог: истина, в этом смысле, есть Его сущность, и в Нем она неизменна. Именно поэтому Он не может обманывать (Тит.1:2; ср. Чис.23:19; 1Цар.15:29; Евр.6:18). Именно потому Его слова, обращенные к нам, истинны и иными быть не могут. Они - показатель реальности: они являют нам жизнь и все ее события такими, каковы они есть на самом деле и какими станут в будущем в зависимости от того, прислушаемся мы к слову Божьему или нет. Давайте немножко поразмыслим над этим в двух направлениях.
1. Божьи заповеди истинны «Все заповеди Твои истина» (Пс.118:151). Почему так сказано? Во-первых, потому что заповеди отличаются постоянством и стабильностью; они показывают, какой Бог хочет видеть человеческую жизнь во все времена. Во-вторых, потому что они раскрывают нам непреложную истину о нашем подлинном естестве. Ибо это и есть одно из предназначений Божьего закона: через заповеди он дает нам определение истинного человеческого естества. Он показывает, каким был сотворен человек, учит нас, как быть таким человеком, и предостерегает от нравственного саморазрушения. Все это чрезвычайно важно, и в наше время над этим стоит серьезно поразмыслить. Всем знакома мысль о том, что тела наши подобны механизмам и для успешной работы требуют ежедневного рациона пищи, отдыха и упражнения; если же их заправлять негодным горючим - алкоголем, наркотиками, ядом они постепенно потеряют способность нормально функционировать и в конце концов окончательно «застопорятся» в физической смерти. Однако нам редко приходит в голову, что Бог призывает нас подобным же образом думать о своей душе. Мы сотворены как разумные личности, чтобы запечатлеть в себе нравственный образ Бога - то есть, души наши были созданы, чтобы «работать» в режиме поклонения, соблюдения закона, правдивости, честности, дисциплины, воздержания и служения Богу и людям вокруг нас. Если мы отбрасываем все это в сторону, то мы не только испытываем чувство вины перед Богом, но и подвергаем свою душу постоянному разрушению. Атрофируется совесть, усыхает чувство стыда, съеживается наша способность быть честными, преданными и правдивыми; наш характер распадается. Человек становится не только отчаянно жалким, он постепенно теряет человеческий облик. Это один из аспектов духовной смерти. Ричард Бакстер четко сформулировал стоящую перед нами альтернатику: «святой - или скотина». В конечном счете, это наш единственный выбор, и рано или поздно, сознательно или бессознательно, каждый из нас выбирает либо первое, либо второе. В наше время многие, во имя гуманизма, утверждают, что «пуританская» сексуальная нравственность Библии препятствует достижению истинной человеческой зрелости и что небольшая доза вседозволенности обогатит нашу жизнь. О подобной идеологии можно сказать только одно: ее подлинное имя - совсем не гуманизм, а скотизм. Сексуальная распущенность не делает вас в большей степени человеком; напротив, она превращает вас в животное и полностью разрушает вам душу. Это происходит в любом случае, когда игнорируются Божьи заповеди. Мы живем настоящей человеческой жизнью только в той степени, в какой стремимся исполнять Божьи заповеди, не более.
2. Божьи обетования истинны, ибо Бог исполняет их «Верен Обещавший» (Евр.10:23). Библия называет Божью верность непревзойденной. «Истина Твоя в род и род» (Пс.118:90); «велика верность Твоя!» (Пл.Иер.3:23). В чем проявляется верность Божья? Она в том, что Бог неизменно исполняет Свои обетования. Он - Бог, хранящий завет Свой. Он никогда не подводит тех, кто верит Его слову. Авраам убедился в Божьей верности: четверть века ждал и дождался, будучи уже старым, рождения обетованного наследника. С тех пор миллионы людей точно так же убедились в Его верности. В те времена, когда Библия во всех церквях мира признавалась «запечатленным Словом Божьим», всем было ясно, что записанные в ней Божьи обетования - настоящая, богоданная основа для жизни в вере. Для того чтобы укрепиться в вере, нужно сосредоточиться на конкретных обетованиях, относящихся к конкретным обстоятельствам. Представитель позднего пуританства Самьюэл Кларк в предисловии к своей книге «Обетования Писания или христианское наследие: собрание библейских обетований под их настоящими заглавиями» написал следующее:
«Постоянное, сосредоточенное внимание к обетованиям и твердая в них вера предотвращают беспокойство и тревогу о заботах жизни. Они хранят разум в тишине и покое при любых переменах, поддерживают наш тонущий дух во многих бедствиях жизни… Христиане лишают себя надежного утешения своим собственным неверием и забывчивостью по отношению к Божьим обетованиям. Ибо нет такого несчастия, для которого не дано было бы обетования, дост
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|