Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одним из основных органов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение законности и охрану правопорядка, выступают органы внутренних дел.




ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Материалы представлены Информационно-аналитическим центром

при Администрации Президента Республики Беларусь

с использованием информации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

и Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Сегодня Беларусь является островком мира и стабильности, донором безопасности в регионе. Это стало возможным во многом благодаря социально-экономической политике, курсу на обеспечение законности и правопорядка, непреклонной позиции по искоренению коррупции и эффективной борьбе с преступностью.

На фоне охвативших многие благополучные страны мира социально-экономических потрясений, политических кризисов, активизации террористической угрозы подходы белорусского руководства к обеспечению законности и правопорядка находят активную поддержку в нашем обществе.

Справочно.

Законность – точное и неукоснительное осуществление правовых предписаний всеми субъектами права в стране. Это подразумевает, что в Республике Беларусь все государственные органы, должностные лица, учреждения, организации, общественные образования, каждый гражданин в отдельности должны выполнять требования положений Конституции, законов, декретов и указов, подзаконных нормативных правовых актов.

Правопорядок –состояние общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения. Другими словами, правопорядок в стране обеспечивается в результате соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.

Созданная в Республике Беларусь система обеспечения законности и правопорядка строится на принципах:

верховенства закона;

равенства всех граждан перед законом;

неотвратимости наказания.

Надежной основой законности и правопорядка выступают политическая стабильность, нацеленность всей системы государственного управления на обеспечение порядка, защиту прав граждан.

В нашей стране эффективно действуют институты власти, обеспечиваются конституционные механизмы функционирования всех ее ветвей. Малейшие попытки подорвать государственные устои неукоснительно получают отпор. Любые проявления экстремизма пресекаются еще в зачатке.

Справочно.

Итоги работы силового блока страны за I полугодие 2016 г. были обсуждены 7 июля 2016 г. в ходе встречи Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь Засем С.В. Главе государства были доложены основные результаты деятельности силовых ведомств. А.Г.Лукашенко в целом положительно оценил итоги работы силовых структур, которые обеспечили необходимые условия для устойчивого функционирования государственных, общественных институтов, а также обеспечили правопорядок, защиту интересов и прав граждан страны.

Функционирование системы экономических отношений, социальная защищенность, высокие социальные стандарты, достойный заработок позволяют гражданам удовлетворить свои повседневные потребности, реализовать законные интересы в различных сферах, совершенствоваться.

Отражением социальной справедливости в Республике Беларусь является незначительный разрыв между богатыми и бедными частями населения. Это достигается за счет развитой системы социального партнерства, прозрачности управленческой и экономической деятельности, ограничения дифференциации доходов работников госпредприятий.

Справочно.

Несмотря на негативное воздействие мирового финансового кризиса на глобальную экономику, согласно данным проведенного в III квартале 2016 г. Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь республиканского опроса, большинство белорусов (72% граждан) относят себя к людям со средним достатком.

Функционирование режима законности выдвигает особые требования к системе законодательства.

Действующие в Беларуси нормативно-правовые акты по своему содержанию должны соответствовать уровню развития нашего общества, быть непротиворечивы, образовывать единую систему, комплексно регламентировать поведение граждан во всех сферах общественных отношений.

За годы независимости в Беларуси проведена масштабная работа по совершенствованию системы законодательства. Осуществлена комплексная систематизация законодательства, принято 26 кодексов. Общее количество нормативных правовых актов составляет более 132 тыс.

Так, на сегодняшний день в Республике Беларусь приняты и действуют Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Система законодательства поддерживается в актуальном состоянии в соответствии с вызовами времени и с учетом практики их применения.

Справочно.

В частности, в начале мая 2016 г. вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы о борьбе с терроризмом и противодействии экстремизму, что позволяет адекватно реагировать на возникающие вызовы и угрозы в этой сфере. В проработке находится законопроект о запрете распространения нацистской идеологии.

24 января 2016 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон).Положения Закона направлены на последовательное совершенствование антикоррупционного законодательства Беларуси, в частности, принятие дополнительных мер по снижению мотивации должностных лиц к коррупционному поведению, повышению осознания неотвратимости наказания за коррупционные преступления, а также на максимальное усиление роли общественности в выявлении фактов коррупции и информировании об этом правоохранительных органов. Закон является целостным документом, определяющим в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулирует порядок декларирования доходов и имущества таких лиц.

Справочно.

Законом вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).

К настоящему времени разработаны подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы применения антикоррупционного законодательства (выплаты вознаграждений за содействие в выявлении коррупции, обмена информацией между государственными органами).

В стране функционирует система правоохранительных органов и судов, стоящая на страже законности и обеспечивающая правопорядок.

В нее входят система судов Республики Беларусь (во главе с Верховным Судом Республики Беларусь), органы прокуратуры (Генеральная прокуратура Республики Беларусь), органы внутренних дел (Министерство внутренних дел Республики Беларусь), органы государственной безопасности (Комитет государственной безопасности Республики Беларусь), Следственный комитет Республики Беларусь и его территориальные органы, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь.

Отдельные функции в рассматриваемой сфере осуществляются также Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям и его подразделениями, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Обеспечивается доступность механизмов правовой защиты граждан, возможность каждому в судебном, административном порядке или путем обращения в правоохранительные органы отстоять свои права.

Справочно.

К примеру, за период с 2015 года по I полугодие 2016 г. органами прокуратуры разрешено 7 315 жалоб по вопросам надзора за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам, из них 6 918 (95%) – по обращениям физических лиц.

В указанный период прокурорами в кассационные сроки проверена законность около 80 тыс. решений судов. Принесено более 4 тыс. кассационных протестов, из которых рассмотрено свыше 3,5 тыс. и удовлетворено более 2 тыс. В порядке надзора прокурорами проверена законность около 13 тыс. судебных постановлений. По результатам изучения дел принесено 415 надзорных протестов, из которых рассмотрено 400, удовлетворено 287.

В 2015 году Беларусь второй год подряд заняла 50-е место в рейтинге по индексу верховенства права по итогам исследований, проведенных международной неправительственной организацией (The World Justice Project). Наши ближайшие соседи – Россия и Украина – расположились на 75-й и 70-й строчках рейтинга соответственно. Также на 65-м месте находится Казахстан, Молдова – 69-я. Лидерами являются государства Северной Европы: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Нидерланды. Еще в первой десятке значатся Австрия, Германия, Сингапур и Австралия. Замыкают рейтинг Зимбабве, Афганистан и Венесуэла.

По оценке независимых экспертов, правопорядок и безопасность в Беларуси находятся на 29-м месте в рейтинге, соблюдение закона заняло 34-е, гражданское правосудие – 30-е, борьба с коррупцией – 43-е место.

Справочно.

Данный рейтинг (индекс) представляет собой комбинированный показатель, рассчитанный на основе данных, полученных из экспертных источников и в результате опроса общественного мнения по восьми базовым критериям: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, прозрачность институтов власти, защита основных прав, правопорядок и безопасность, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Как заявил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
5 мая 2016 г. на торжественной церемонии вручения государственных наград лучшим людям страны, «мы гордимся тем, что Беларусь в нынешней тревожной обстановке по праву считается уголком стабильности».

По данным Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, подавляющее большинство граждан страны (82%), оценивая уровень личной безопасности, считают, что ощущают себя в безопасности, находясь на улице, в общественных местах.

 

*****

Одним из основных органов, чья деятельность непосредственно направлена на обеспечение законности и охрану правопорядка, выступают органы внутренних дел.

После обретения страной государственного суверенитета результатом планомерно проводимой работы органов внутренних дел явилось отсутствие в республике криминальных войн, сопровождающихся гибелью людей. В отличие от многих развитых стран мира в Беларуси преступления с применением огнестрельного оружия носят эпизодический характер, исчезли факты заказных убийств, захвата заложников.

Благодаря слаженным совместным действиям в ходе осуществления оперативно-розыскных и проверочных мероприятий органам внутренних дел республики удалось выстроить действенную систему противодействия незаконной деятельности так называемых «воров в законе» и лидеров уголовно-преступной среды. В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует общее руководство криминальным миром.

В нашей стране нет выраженных предпосылок и к осуществлению террористической деятельности.

Вместе с тем следует понимать, что мы живем в глобальном мире, и сегодня изначально локальные угрозы быстро становятся общими, затрагивающими все государства проблемами, будь то террористическая деятельность преступной организации «Исламское государство» или серия террористических актов в Западной Европе. Аналитики обращают внимание на то, что в силу своего транзитного положения в Беларуси существует определенный риск оседания носителей экстремистской идеологии.

Об эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с правонарушениями свидетельствуют следующие статистические показатели.

По данным МВД Республики Беларусь, в I полугодии 2016 г. благодаря активным действиям правоохранителей отмечается снижение общего количества преступлений на 1,8% (в том числе умышленных причинений тяжких телесных повреждений – на 7%, краж – на 7%, а также общего числа потерпевших в стране – на 4%) к аналогичному периоду 2015 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...