Сферы профессиональной деятельности
– проективные умения, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка; – рефлексивные умения, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы; – коммуникативные умения, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое, умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка. Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории. Основными направлениями деятельности социального педагога:
– Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях образовательного учреждения и по месту жительства (в социуме), осуществляемое как предупреждение возникновения проблем; обучение сопровождаемых методам разрешения проблемной ситуации, а также как экстренная помощь в кризисной ситуации; – Реализация мер социальной помощи и защиты детей и их семей; – Координация деятельности городских и областных органов власти, муниципальных служб, осуществляющих социальную защиту семьи и детства; – Осуществление комплекса мероприятий по социализации личности в образовательном учреждении и по месту жительства с целью ее оптимального развития; – Взаимодействие с государственными органами управления, общественными организациями, учебными заведениями, иными структурами, в которых необходимо представлять интересы ребенка и его социума. Основные принципы деятельности социального педагога: – Принцип взаимодействия, заключающийся в постоянном сотрудничестве социального педагога детьми, родителями, с другими работниками учреждения, налаживании связей со всеми социальными институтами. – Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношение к личности, уважении прав и свобод учащихся и педагогов, оказании содействия в саморазвитии личности, поощрение её творческой реализации. – Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие другого человека таким, каков он есть, поиск в каждой личности положительных качеств, оптимизм и веру в возможности и способности личности. – Принцип конфиденциальности, предусматривающий сохранение профессиональной тайны в вопросах профессиональных отношений между социальным педагогом и другими людьми. Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума (города, района, села), а также личностными и профессиональными возможностями специалиста:
По профилю деятельности социального педагога различают специализации: – социальный педагог по работе с семьей; – социальный педагог – руководитель детских объединений и организаций; – социальный педагог – валеолог; – социальный педагог – дефектолог; – социальный педагог – эколог; – социальный педагог – этнолог; – социальный педагог – организатор культурно-досуговой деятельности; – социальный педагог – организатор физкультурно-оздоровительной деятельности; – социальный педагог– организатор технического творчества и др. Основанием специализации может служить определенная категория людей, на работу с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют, например, специализации: – социальный педагог по работе с подростками-девиантами; – социальный педагог по работе с инвалидами; – социальный педагог по работе с сиротами; – социальный педагог по работе с беженцами; – социальный педагог – геронтолог; – и др. Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: – школьный социальный педагог; – социальный педагог учреждения дополнительного образования; – социальный педагог в детском доме; – и т д. Основными критериями эффективности работы социального педагога могут быть: – анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения; – динамика включенности клиентов в различные виды социальной деятельности и активности; –динамика в отношении населения к социальной деятельности; –динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям; – результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению условий в социуме; – оценка социально-психологической обстановки, микроклимата в социуме; – уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.
Сферы профессиональной деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|