Существует два подхода к организации как системе с позиций ее взаимоотношений с внешней средой.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Раздел 1. Организация как объект социально-экономического управления Лекция 1. Сущность организации как системы Организация как открытая система Ключевые положения теории систем Механизмы и факторы развития открытых стационарных систем Материально-информационная природа систем
Организация как открытая система «Система» является одним из ключевых понятий естественных, технических и социальных наук. Система (от греч. – целое, составленное из частей): В «Оксфордском словаре английского языка» система определяется как набор или комплекс связанных между собой или взаимодействующих объектов, которые образуют сложное единство, целое, состоящее из частей, расположенных упорядоченно в соответствии с какой-либо схемой или планом. Существуют и другие определения «системы» и, как утверждал академик А.И. Берг, все они достаточно верны. По его определению, система представляет собой абстрактный аналог реального объекта или явления, но в то же время «она не то же самое, что объект. Система – это то, что нам нужно знать о данном объекте, чтобы решить какую-то конкретную задачу исследования, планирования и управления». Система – это любая вещественно-энергетическая или концептуальная совокупность взаимосвязанных составляющих, объединенных прямыми и обратными связями в некоторое единство. Система – это саморазвивающаяся и саморегулирующаяся определенным образом упорядоченная материально-информационная совокупность, существующая и управляемая как относительно устойчивое единое целое за счет взаимодействия, распределения и перераспределения имеющихся, поступающих извне и продуцируемых этой совокупностью веществ, энергии, информации, на основе внутренних и внешних связей.
Важным свойством любой системы является эмерджентность – наличие у системного целого особых свойств, не присущих его подсистемам и блокам. Важнейшей характеристикой системы является ее состояние. Состояниесистемы – определяется совокупностью значений характерных для данной системы величин, называемых параметрами состояния. Например, состояние организма характеризуется параметрами обменных процессов, посредством которых организм осуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией и информацией. Состояние экосистемы определяется ее структурой, количественным составом каждой экологической ниши, трофическими (пищевыми) связями, энергобалансом и т.д. В ходе изменения системы происходит смена ее состояний в ходе которых происходит развитие системы. Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение системы: изменение материальных (организм, экосистема, предприятие) и идеальных (язык, культура, религия) объектов. Саморазвитие системы – внутренне необходимое самопроизвольное изменение (трансформация) системы, определяемое ее противоречиями. Самоорганизация системы – процесс упорядочения внутренней структуры и проходящих через систему потоков вещества, энергии и информации, обеспечиваемый механизмами регуляции самой системы (механизмы обратной связи). Если самоорганизация направлена на упорядочение системы, что обуславливает достижение устойчивости системы, то саморазвитие, в обратном порядке, предполагает ее изменение.
В XX веке сформировался системный подход к изучению организаций, позволивший рассматривать их в единстве всех составляющих элементов, подсистем и процессов. Существует два подхода к организации как системе с позиций ее взаимоотношений с внешней средой.
Организация как закрытая система. Система считается закрытой, если она не обменивается информацией, энергией или веществом со своим окружением. В первых работах по общей теории систем главное внимание уделяется рассмотрению внутренних элементов и связей между ними, структурам и процессам, обеспечивающим достижение целей и получение результата.
Открытая система. Система считается открытой, если она обменивается информацией, энергией или веществом со своим окружением, как это имеет место в биологических или социальных системах. По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент в работах по системному представлению организаций переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате сформировались черты модели организации как открытой системы (таблица 1):
Таблица 3.1 – Организация как открытая система
Читайте также: I. Показатели контингента обучающихся в образовательной организации Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|