Ледники и ледниковый рельеф
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 …Находящееся в активном движении скопление льда, образовавшегося при уплотнении и перекристаллизации снега, называется ледником. …Ледники – едва ли не самый важный фактор, формирующий горный рельеф... Льдом занято 11% всей земной суши. Но... лишь 0,5% от этой площади принадлежит горным ледникам. Все остальное относится к полярным областям. …Ледники образуются за счет накопления снега и его преобразования (метаморфизации) в лед. Для образования ледника необходим холодный и влажный климат, при котором количество выпадающего снега больше или равно количеству таящего. Накопление снега возможно только при отрицательной среднегодовой температуре. Линия, ограничивающая зону, в пределах которой среднегодовое количество твердых осадков равно их убыли, называется снеговой линией. Ледники образуются только выше снеговой линии. Положение снеговой линии зависит от широты местности. В Гренландии она совпадает с нулевой отметкой,... на Кавказе – 3000 м,... в Гималаях до 6000 м. Как же образуется лед? Снег попадает на дно долин в виде твердых осадков, либо сносится туда лавинами. На плоских и вогнутых частях склонов снег может скапливаться многие сотни лет <Рисунок 12>. На макете «Рельефоформирующая деятельность ледников» («неизъеденный» вариант) можно рассказать об экспозиции и форме склона, предположить и с помощью накладок-«снежников» изобразить места наиболее массового скопления снега. Под воздействием солнца и ветра он (снег – прим.) преобразуется в фирн. Фирном называется снег, имеющий зернистую структуру и возраст более года... Зерна фирна постепенно растут, достигая величины от 5 до 100 миллиметров. Чем старше фирн, тем глубже он залегает, и тем крупнее его зерна. С ростом зерен, из фирна вытесняется воздух, и он становится плотнее. Наконец, зерна срастаются и образуют однородную массу—белый фирновый лед. Нечто подобное видим мы на асфальте весной, когда дворники скалывают лед с мостовых. Но в городах свежий снег пешеходы превращают в лед всего за пару дней, а в природе для этого требуются многие годы.
Под давлением толщи фирна, нижние слои белого фирнового льда превращаются в голубой глетчерный лед. …Благодаря пластичности нижние слои льда выдавливаются верхними, и они начинают течь....Направление его течения зависит от рельефа местности. Для того, чтобы лед начал течь по пологой поверхности необходим вес шестидесятиметровой толщи льда. Однако, если уклон долины значителен, лед течет и при меньшем давлении. При крутизне 40—45° для этого достаточно всего двухметровой толщи. Заменив «снежник» на «ледник», покажем это на макете <Рисунок 13>. У ледника различают зону питания или фирновый бассейн, где собираются основные массы снега и зону стока — язык ледника... Все это покажем на макете на нашем «леднике» <Рисунок 13>. По мере течения вниз по долине, лед тает и, наконец, на некоторой высоте количество притекающего льда становится равным количеству тающего. Здесь язык ледника кончается. Если количество осадков постоянно, ледник занимает стационарное положение. Если оно увеличивается—ледник наступает, пока вновь не придет в равновесие. …Когда климат теплеет, и количество твердых осадков сокращается, линия равновесия поднимается выше по долине... «Вытекающий» за пределы макета «ледник» сменяет новый, меньших размеров, стационарный. Верховья долины, длительное время занимаемые ледником, превращаются в глубокие впадины в виде амфитеатров. Такие, закрытые с трех сторон котловины, называются ледниковыми цирками. Снимаем верхнюю часть макета, укладываем «большой ледник» <Рисунок 14>. Объясняем образование цирка: на границе стыка «лед-камень» лучше льда нагревающиеся скалы растапливают края ледника. Вода просачивается в щели, где вновь замерзает (процесс подчинен в первую очередь суточным, а также сезонным колебаниям температур) – идет физическое выветривание. Ледник, стекая, уносит обломки породы, все сильнее подгрызая склоны цирка.
…Подтачивая основания склонов, ледник ускоряет их обрушение, внедряется в скальный массив. Стенки ложа ледника становятся круче и начинают отодвигаться вглубь горного массива. При формировании двух «пятящихся» навстречу друг другу цирков гребень хребта понижается, образуя седловину <Рисунок 15>. С самых высоких частей горного хребта ледники растекаются в разные стороны, а цирки, образующиеся на склонах расширяясь, создают остроконечные пирамидальные вершины — хорны. Примером могут служить вершины Маттерхорн в Альпах или Ушба на Кавказе. Высочайшая вершина планеты – Джомолунгма (Эверест) – типичный хорн, остаток более значительной горы, «съеденной» ледниками. ...Скопление обломков — продуктов выветривания, попавших на ледник со склонов и дна долины, переносимых ледником, называется мореной....Основной материал, из которого слагаются морены—окатанные обломки (валуны), песок разной крупности, гравий, щебень, моренные глины и суглинки, образующиеся при перетирании горных пород ледником... Т.е это те самые обломки породы, «выеденные» ледником при образовании цирка. ...Разновидностями поверхностной морены являются срединная, боковая и плащевая морены. Боковые движущиеся морены питаются за счет разрушения бортов ледникового ложа и обвалов со склонов. Срединные морены образуются из боковых в местах слияния ветвей ледника. Поверхностные, плащевые морены формируются в зоне питания ледника за счет обломков, сносимых на ледник лавинами... На одном из «ледников» мы уже нарисовали «морены» - боковые и срединные <Рисунок 16>. …Отступающий ледник оставляет после себя валы отложенных морен. Отложенные морены имеют вид остроконечных гряд или пологих вытянутых холмов. Среди отложенных различают береговые и конечные морены.
…Итак, ледник отступает. Конечная морена образует вал, который вместе со слонами цирка образует оправу «горного озера» - жемчужины гор… <Рисунок 17>.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ Применение наглядных, объемных, и главное – легко трансформируемых согласно желания педагога в соответствии с содержанием конкретного материала макетов позволяет сделать освещение и изучение на первый взгляд достаточно непростой темы формирования и трансформации рельефа доступным и, замечу также, увлекательным действием. А самостоятельное участие воспитанников в подготовке и изготовлении, а также работе с ними не только гораздо глубже отложится в душе в виде знаний. Творчество, воображение, умение анализировать и предугадывать – все это есть в нашей деятельности. Сначала в кабинете. Затем – далеко за его пределами...
ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф (пособие для инструкторов и преподавателей туризма), издание второе. – М., 2002 г. – 40 с. 2. Добровольский В. В. Геология. – М.: Владос, 2001 г. 3. Курс общей геологии (Под научной руководством В. И. Серпухова). – М.: Госгеолтехиздат, 1960 г. 4. Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. – М., 1979 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|