Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприниматель и его функции.




Предприниматель - физическое или юридическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность.

Мотивы предпринимателей:- Получение максимальной прибыли в краткосрочном или долгосрочном периоде.- Получение нормальной (приемлемой) прибыли.- Рост стоимости предприятия.- Удовлетворение предпринимательского азарта, жажды успеха, получение «психического дохода» (Г.Саймон).

Функции предпринимателей:

1) Инновационная (И.Шумпетер):- выдвижение новых предпринимательских идей и их развитие,

поиск новых источников сырья,- создание и внедрение новых технологий,- создание и внедрение новой продукции,- создание новых коммерческих организаций.

2) Системообразующая (организаторская):- воплощение предпринимательской идеи в жизнь в условиях неопределенности и на свой риск путем объединения вокруг нее сотрудников, - мобилизация и соединение факторов производства в единую экономическую систему.

3) Оптимизирующая:- комбинирование факторов производства (подбор их оптимальных сочетаний) и, соответственно, цен на продукцию. Это приводит к перемещению экономических ресурсов из областей низкой эффективности в области более высокой эффективности,- оптимизация системы мотивации менеджмента и персонала и т.д.

4) Стратегического управления:- выбор направления стратегического развития,- контроль реализации выбранной стратегии и при необходимости коррекция стратегии (в частности, реинжиниринг и реструктуризация фирмы),- реализация остаточных прав управления (за рамками Устава и договоров) и т.д.

 

28. Эволюция экономической теории, обусловленная развитием рыночной экономики, демонстрирует постепенную смену взглядов на фирму как основного субъекта рыночных отношений и производителя общественных благ (ценностей). Следует выделить четыре основных теоретических подхода к объяснению природы фирмы: неоклассический, бихевиористский, институциональный и предпринимательский. Институциональный подход является доминирующим. В классической, а затем и в неоклассической теории под фирмой понимается, прежде всего, предприятие (производственная единица), которое рассматривается с позиций ресурсно-технологического подхода. Предприятие - это система преобразования исходных ресурсов в готовую продукцию. Важнейшую роль играет производственная функция. Цель фирмы - максимизация дохода (прибыли). Маржиналистский подход к теории фирмы полезен в случае, когда рынок является конкурентным. Если же мы имеем дело с монополией или олигополией, то полезность такого подхода резко снижается. Бихевиористы указывают на то, что не всегда фирмы преследует цели максимизации прибыли. Поэтому надо следить за поведением компании, изучать его и только на основе этого поведения обобщать цели деятельности. Типичным представителем бихевиоризма является Саймон, который считает, что `фирмы будут стремиться достигнуть скорее удовлетворения, чем максимизации. Данный подход существенно приближен к реальности, поскольку признает, что цели фирмы могут зависеть от разных ситуаций и людей, которые управляют фирмой. Тем не менее, и он не позволяет найти общую методологическую основу для объяснения целей деятельности фирмы.

С позиций институционализма фирма есть пучок контрактов или договоренностей между участниками процесса производства. Родоначальниками институциональной теории фирмы являются Р. Коуз и О. Уильямсон [3;7]. Институциональный подход имеет свои ограничения, проявляющиеся, прежде всего, в том, что поскольку затруднена оценка трансакционных издержек, то еще более сложно ставить цель их минимизации.

 

Производство — процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

 

31. Предположим, что цены ресурсов остаются неизмёнными, тогда как бюджет Производителя постоянно растет. Соединив точки пересечения изоквант с изокостами, мы получим линию OS — "путь развития" (аналогичную линии уровня жизни в теории поведения потребителя). Эта линия показывает темпы роста соотношения между факторами в процессе расширения производства. На рис. 5—8, например, труд в ходе развития производства используется, в большей мере, чем капитал. Форма кривой "путь развития" зависит, во-первых, от формы изоквант и, во-вторых, от цен на ресурсы (соотношение между которыми определяет наклон изокост). Линия "путь развития" может быть прямой или кривой, исходящей из начала координат.

Если расстояния между изоквантами уменьшаются, это свидетельствует о том, что существует возрастающая экономия от масштаба, т. е < увеличение выпуска достигается при относительной экономии ресурсов (рис. 5—9). Если расстояния между изоквантами увеличиваются, это свидетельствует об убывающей экономии-от масштаба. случае, когда увеличение производства требует пропорционального увеличения ресурсов, говорят о постоянной экономии от масштаба. таким образом, изокванта позволяет не только экономно использовать имеющиеся ресурсы для достижения данного объема производства, но и определить минимально эффективный. размер предприятия в отрасли. В случае возрастающей экономии от масштаба фирме необходимо наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно. Тем самым анализ выпуска с помощью изоквант позволяет определить техническую эффективность производства. Пересечение изоквант с изокостой позволяет определить не только технологическую, но и экономическую эффективность, т. е. выбрать технологию позволяющую обеспечить максимальный выпуск продукции при тех денежных средствах, которыми располагает производитель для организации производства. Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли. Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости. Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). MR – предельный доход; MC – предельные издержки Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно.

 

32. Краткосрочный период – временной интервал, в течение которого цены факторов производства остаются фиксированными, даже при изменении общего уровня цен.

Стабильность цен на факторы производства в краткосрочном периоде объясняется следующими причинами: долгосрочными контрактами; товарными запасами; неполнотой информации; издержками на смену цен, расходами на изменения прейскурантов, каталогов и т. п.

производства краткосрочного периода показывает выпуск, который может осуществлять фирма путем изменения количества переменного фактора при неизменном количестве постоянных факторов. Главная задача производственного выбора в краткосрочном периоде заключается в том, чтобы определить влияние изменений каждого отдельного переменного фактора на объем выпуска продукции, т. е выявить его производительность. В рамках краткосрочного периода падение отдачи от переменного фактора сопровождается некоторым ростом отдачи от фиксированных факторов. Это свидетельствует не только о несовпадении уровней производительности факторов, но и ставит проблему поиска оптимального соотношения между факторами производства, которое обеспечит максимальный объем выпуска продукции.

Закон убывающей отдачи (производительности) действует в краткосрочном периоде иутверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) достигается такая точка А max, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции. Увеличение использования одного из факторов (при фиксированности остальных) приводит к последовательному снижению отдачи его применения. Закон убывающей предельной производительности носит не абсолютный, а относительный характер. Во-первых, он применим лишь на краткосрочном отрезке времени, когда хотя бы один из факторов производства остается неизменным. Во-вторых, технический прогресс постоянно раздвигает его границы.

 

 

34. Движением капитала является его кругооборот и оборот. Кругооборот капитала - движение самостоятельно возрастающей стоимости, в процессе которого капитал последовательно приобретает и избавляется трех форм - денежной, производительной и товарной и проходит три стадии - обращения, производства и снова обращения и происходит самозростання стоимости - производство и реализация средств стоимости.

Первая стадия кругообороту промислового1 капитала осуществляется в сфере обращения и начинается с денежной формы капитала (Г). Содержанием этой стадии являются отношения купли промышленным капиталистом товаров (Т), средств производства (Зв) и рабочей силы (РС), т.е. превращение денежной формы капитала в производительную форму (Т3вРс), способную создать дополнительную стоимость.

Второй стадией кругообороту капитала являются производство товаров и добавочной стоимости. На этой стадии капитал с производительной формы превращается в товарный капитал (Т '), т.е. приобретает товарной формы.

Товарный капитал (Т ') является особой функциональной формой существования увеличенной стоимости в процессе производства. Под промышленным, в отличие от торгового, ссудного и других видов капитала, понимают капитал, который функционирует в отраслях материального производства.

Третья стадия кругообороту капитала вновь осуществляется в сфере обращения. На этой стадии (Т 'Г') реализуются произведенные товары и воплощена в них дополнительная стоимость, а товарный капитал приобретает начальной - денежной формы, что означает завершение кругообороту капитала. Общая формула кругообороту промышленного капитала имеет следующий вид:

Денежный, производительный и товарный капитал - это не самостоятельные виды, а функционально особые формы одного и того же промышленного капитала. Функцией денежного капитала является подготовка материально-вещественных условий для создания добавочной стоимости, функцией производительного и товарного капитала - производство и реализация дополнительной стоимости.

Оборот капитала - непрерывно повторяющийся кругооборот капитала от момента авансування капитала до момента его возвращения капиталист в той же форме.

Содержание оборота капитала составляет прохождения всей авансованою капитальной стоимостью всех стадий производства и обращения товаров. Капитал, авансований в средства труда (здания, машины и оборудование), не может полностью обернуться в пределах одного кругообороту одновременно, поскольку на товары, которые производятся в течение одного кругообороту капитала переносится лишь та часть стоимости средств труда, которая в нем потребляется. Поэтому полный оборот стоимости различных элементов производительного капитала, воплощенного в средствах труда, требует разного количества кругооборотив и различных сроков времени. Время оборота капитала определяется как сумма промежутков времени, в течение которого стоимость всех элементов авансованого капитала проходит стадии производства и обращения. Поэтому время оборота капитала - это период, который длится от момента авансування капитала в денежной форме до момента его возвращения своему владельцу в той же форме.

Фактором, влияющим на скорость оборота капитала, является состав производительного капитала. Различные элементы производительного капитала по-разному переносят свою стоимость на продукт. В зависимости от способа такого переноса производительный капитал делится на основной и оборотный.

Капиталистическое производство есть обобщенная форма товарного производства, когда товаром становится и рабочая сила, что сообщает всей экономической структуре, совершенно своеобразный вид.

 

36. Издержки производства (С) - денежные выражения затрат факторов производства, связанные с выпуском фирмой продукции и услуг.

Постоянные издержки –издержки, величина кот. в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства. К постоянным издержкам (FC) относятся издержки, связанные с арендой, капитальным ремонтом, использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, а также административные расходы.

Переменные издержки –издержки, величина кот. изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства. Переменные издержки (VC) - затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда. В отличие от постоянных издержек, величина которых не зависит от изменения производства, переменные издержки увелич. или уменьшаются пропорционально выпуску продукции.

Общие издержки – совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в краткосрочном периоде производства. Общие издержки (ТС) являются функцией от произведенной продукции, т. е. ТС = f (Q). Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокращением производства, называется постоянными издержками, другая часть, зависящая от размеров производства, – переменными. Общие издержки можно рассчитать по следующей формуле: ТС = FC + VC.

Графически кривые TC, FC и VC представлены на рис.

С
 
ТС
VC
FC
Q

 


Кривые TC, FC и VC в краткосрочном периоде

 

Поскольку с увеличением объема производства постоянные издержки не изменяются, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходящуюся на единицу изделий. Средние постоянные издержки обозначаются AFC (от англ. average fixed cost) и рассчитывается по формуле

где Q – объем производства.

Средние переменные издержки (AVC) определяются след. образом:

Средние общие издержки (АТС) можно получить делением общих издержек на количество выпущенной продукции: .

Данный показатель можно рассчитать, сложив средние постоянные и средние переменные издержки:

Предельные издержки –это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Под предельными издержками (МС) обычно понимают издержки, связанные с производством последней единицы продукции: графически кривые AFC, AVC, ATC, MC

38. Долгосрочный период в деятельности фирмы характеризуется тем, что она в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов, которые являются переменными.

Кривая долгосрочных АТС показывает наименьшие издержки производства любого заданного объема выпуска при условии, что фирма располагала необходимым временем для изменения всех своих производственных факторов. Наращивание производственных мощностей на предприятии будет сопровождаться снижением средних общих издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров предприятия, соответствующих третьему варианту. Дальнейшее наращивание объемов производства будет сопровождаться повышением долгосрочных средних общих издержек.

Динамику кривой долгосрочных средних общих издержек
можно объяснить при помощи так называемого эффекта масштаба производства.

Эффект масштаба производства – отражает реакцию величины общего продукта на пропорциональное изменение всех ресурсов.

Выделяют три различных формы проявления этой зависимости:

· неизменный эффект масштаба проявляется при изменении объема производства пропорционально изменению количеству всех ресурсов (парикмахерские, ткацкие фабрики и др.).

· положительный эффект масштаба. По мере роста размеров предприятия можно выделить целый ряд факторов, определяющих снижение средних издержек производства:

1. Специализация труда. Дополнительный наем рабочих означает, что задания могут быть поделены между ними все более дробно. Здесь также уменьшаются потери времени на переход рабочего от одного задания к другому.

2. Специализация управленческого персонала. Большие масштабы производства позволяют лучше использовать труд руководящего состава благодаря его более глубокой специализации.

3. Эффективное использование капитала. Мелкие фирмы часто оказываются неспособными воспользоваться высокотехнологическим оборудованием.

4. Производство побочных продуктов. Организатор крупномасштабного производства располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем мелкая фирма.

Отрицательный эффект масштаба состоит в том, что со временем расширение фирм может привести к отрицательным экономическим последствиям и к росту издержек производства единицы продукции. Основная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с определенными управленческими трудностями.

Однако благополучная картина меняется по мере роста размеров фирмы. Разрастание аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность, и растут средние издержки производства.

Итак, суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширение объема выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в другихих увеличением.

39. Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.

Рыночную структуру определяют множество факторов: - Количество фирм в отрасли и их размеры; - Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная); - Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм. - Количество покупателей. - Способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы. - и так далее.

Однако основными являются 3 фактора: - Количество фирм в отрасли и их размеры; - Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная); - Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры: - рынок совершенной (чистой) конкуренции; - чистая монополия; - монополистическая конкуренция; - олигополия.

40. Совершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой: 1) никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара; 2) никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому. Понятие совершенной конкуренции привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате, предшествовавшем конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка. Модель совершенного рынка основывается на том, что его основные субъекты действуют в соответствии с экономическими принципами. Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей. Совершенно конкурентная фирма– это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, – рыночной цене. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. И лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, валют и др.).

41. Совершенная конкуренция - рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких фирм, однородностью продукции, свободой входа и выхода и равным доступом информации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...