Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции духовного производства

Упражнение 1.

Ниже приведены описания действий специалистов-человековедов. Постарайтесь проранжировать эти описания, поставив на первые места те, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени характеризуют работу, относящуюся к психологии труда.

 

1. Специалист сталкивается со следующей ситуацией: в цехе, где завершается изготовление больших бидонов (сорокалитровых фляг), имеются рабочие места двух видов. На одном рабочем месте к бидону привариваются две ручки, а на другом – два кронштейна для крепления крышки. Обе операции весьма сходны по отдельным движениям работниц ("взять" ручку или кронштейн, "приставить" к нужному месту, "нажать педаль" сварочного аппарата, "отложить" изделие), и в результате на них были установлены одинаковые нормы выработки. Однако работницы утомляются, раздражаются и плохо справляются с нормой, когда приваривают кронштейны; в то же время они себя удовлетворительно чувствуют и хорошо зарабатывают при приварке ручек. В чем дело?

Специалист проводит исследование, в ходе которого выясняется, что работница должна различать кронштейны по неброским признакам (кронштейны разные: одни предназначены для шарнирного соединения с крышкой, а другие – для фиксации крышки посредством "застежки"); приварив один кронштейн, нужно удерживать в памяти, какой именно из двух возможных кронштейнов приварен, и выбрать из ящика кронштейн другого типа. Что касается ручек, то они одинаковы. Таким образом, рассудил специалист, операция приварки кронштейнов регулируется мысленной схемой действия (нужно помнить очередность постановки нечетко различающихся кронштейнов), а операция приварки ручек в значительной степени регулируется легко воспринимаемыми внешними сигналами. Нужно либо пересмотреть норму выработки на операцию приварки кронштейнов, либо ввести в практику броские сигнальные раздражители (яркую маркировку видов кронштейнов). Специалист выбрал второй путь. В итоге жалобы работниц на утомление при приварке кронштейнов прекратились, отношение к этой операции улучшилось, норма стала выполняться (по Г.З. Бедному).

 

2. Специалист сталкивается со следующей ситуацией: когда рабочий пользуется стрелочным измерительным прибором высокой точности (так называемым прецизионным прибором), то субъективная погрешность отсчета (неточное считывание показаний прибора) имеет существенное отрицательное значение для производства. При отсчете показаний по шкале такого прибора рабочий (оператор) должен "на глаз" оценивать десятые доли расстояния между двумя соседними штрихами шкалы. Если деления можно подсчитать, то для ориентировки в ненанесенных на шкале долях деления (а наносить их уже некуда – штрихам уже слишком тесно) нужны какие-то другие средства. Проведя исследования, специалист предложил средство для формирования у оператора навыка точного считывания показаний прибора, сводящееся к следующему: оператор некоторое время тренируется с набором карточек, на каждой из которых изображено то или иное положение стрелки между линиями (0,1; 0,2; 0,3 и т.д.). После тренировок по специальной системе (карточки предъявляются в случайном порядке и каждый раз оператору сообщается истинное значение видимого положения стрелки) все операторы стали производить считывание с более высокой, чем прежде, точностью (по Ф.С. Пинскому).

 

3. Группа специалистов провела в цехе замеры освещенности и уровня громкости шума на различных участках. Для улучшения освещения было предложено изменить конструкцию оконных переплетов. В целях снижения шумов предложили разместить в центральной части цеха инструментальную кладовую, промежуточные склады, пульты управления и другие вспомогательные службы, помещения которых было предложено отделить стеклянными перегородками. В результате повысилась освещенность в цехе и снизился уровень шумов (по Е.В. Батенину).

 

4. Специалисты убедились, что при очистке пассажирских вагонов, производимой вручную, создаются крайне неблагоприятные условия труда (большое пылеобразование при очистке от грязи пола, продувке сжатым воздухом вентиляционных каналов вагона, надоконных ниш, подоконных карманов и т.п.). После необходимых теоретических и экспериментальных поисков была создана эффективная пылеотсасывающая установка, позволяющая успешно решить вопрос о нормализации условий труда при очистке и разборке вагонов (по Б.Я. Кругляку).

 

5. Специалисты изучили изменения показателей выносливости правой руки работниц (сборщиц на конвейере) в течение рабочего дня. В результате были разработаны рекомендации такого рода: время обеденного перерыва целесообразно назначать в середине дня так, чтобы первая половина дня была на час дольше второй (так как вторая половина дня более трудная). При этом для одной разновидности конвейера желательно делать до обеда два перерыва (5 и 7 мин), для другой разновидности конвейера – три перерыва по 10 мин и т.д. (по З.М. Золиной).

 

6. Ручная щипка слюды – особо монотонный вид работы. Она вызывает у человека неприятное ощущение "топтания на месте", "движения по кругу", ряд неблагоприятных состояний, сопровождающих подобные виды труда. Специалист, разобравшись в ситуации, предложил всю дневную норму слюды полуфабриката разбивать на отдельные часовые порции с таким расчетом, чтобы работница ясно видела объем сырья, которое необходимо перерабатывать в течение каждого часа. Кроме того, приняв во внимание нормальный, естественный ход развития работоспособности в течение дня, а также учтя индивидуальные особенности работниц, установленные в специальном обследовании, специалист составил для каждой из них персональный почасовой график выработки продукции. В результате уменьшилась утомляемость, понизилось нервное напряжение щипалыциц, возрос интерес к трудовой деятельности, перестали возникать и остро переживаться состояния пресыщения работой, скуки. Выработка повысилась и стала более устойчивой (по В.Г. Асееву).

Вопросы для размышления и разработки.

1. Полезно ли психологу "растекаться мыслью по древу" и знать о непсихологических

подходах к явлениям труда?

2. Полезно ли непсихологу знать о психологических подходах к труду?

3. Не следует ли отвлечься от столь нечеткой области, как психология, и относиться к

явлениям труда как объектам естественно-научным, инженерно-техническим?

 

 

Упражнение 2.

В связи с приводимым ниже описанием поведения людей сделайте предположения о том,

какие виды психических регуляторов вероятнее всего действуют в тех или иных случаях.

 

Девочке-подростку первой доверили подойти к станку на празднике "первой стружки". "...

Слегка побледневшая Кира ступила на деревянную решетку возле станка и оглянулась на

Вадима Васильевича. Тот кивнул. Кира вставила в патрон круглую заготовку и, поворачивая патрон, начала ключом поджимать кулачки. Ключ вырвался у нее из рук и звякнул о салазки.

– Осторожно! – страдальчески крикнул Еременко, протягивая к станку руку...

... патрон с заготовкой завертелся... Кира осторожно подвела суппорт... съедая черноту, к

патрону поплыла блестящая поверхность металла. Подрагивая, вилась спиралью стружка...

Кира отвела суппорт, выключила станок и обернулась...

Захлопали, закричали все зрители. Кира вытерла пальцами выступившие от волнения

бисеринки пота на губе, на лбу. Там появились темные пятна и полосы. Перепачканная

масляными пятнами, она была сейчас не смешной, а красивой, эта девочка с полуоткрытым в счастливой улыбке ртом и сияющими гордостью глазами...

Вадим Васильевич поднял змеящуюся, в синих разводах спираль стружки. Отломив кусок,

он положил его в коробочку, которую достал из кармана.

– Конечно, это не брильянт, – сказал он, – но пройдет время, и

ты поймешь, что память о сделанном впервые своими руками дороже

всех брильянтов. На, береги!

... Снова изо всех сил хлопали в ладоши и что-то кричали ребята.... Такого дня еще не

было в Кириной жизни (по Н. Дубову).

 

Вопросы для размышления и разработки

1. Можно ли реально учесть и использовать психические регуляторы труда? (Ведь их так много, и они практически "цепляют" все психологические науки!).

2. Если психические регуляторы труда составляют систему, то, быть может, целесообразно выделять среди них ведущие и ведомые, производные?

3. Можно ли произвольно строить (в воспитании, обучении, профессионально-трудовом самоопределении) любые наборы, "комплекты" психических регуляторов активности?

4. Включен (включена) ли я в какую-либо эргатическую систему?

5. Как (между кем и чем) распределены функции в той системе, к которой я отношусь?

6. Зачем "ломать голову" над вопросами распределения функций в эргатических системах?

 

Упражнение 3.

Ниже представлена последовательность этапов развития в нашей стране профессии тракториста. Опираясь на перечень эргатических функций и вашу

осведомленность, попытайтесь каждому этапу развития профессии тракториста

приписать подходящие функции.

 

0. ("Нулевой этап"). С незапамятных времен до 20-х годов двадцатого века существовали занятия – "профессии" – крестьянина-земледельца (хлебороба, плодоовощевода) и кузнеца.

1. В 20-е годы с появлением нескольких сотен тракторов возникли профессии тракториста-рулевого и ремонтного рабочего-кузнеца (последняя – на базе сельского кузнеца).

2. В 30-е годы с увеличением тяговой мощности тракторов и ширины захвата прицепных машин (плугов, косилок и т.д.) возникла специальность (будем называть ее профессией) прицепщика (тракторист – за рулем, прицепщик – на тракторном плуге, например; в этом случае прицепщика в просторечии называли "плугарь").

3. Примерно в 40-е годы профессия прицепщика преобразовалась в следующие: комбайнер прицепного комбайна, прицепщик (обычный), сеяльщик, машинист свеклоуборочного комбайна, машинист картофелеуборочного комбайна, машинист силосоуборочного комбайна.

Одновременно с появлением значительного количества колесных и гусеничных тракторов

профессия тракториста-рулевого расчленилась на две: тракторист колесного трактора и тракторист гусеничного трактора. А поскольку появилась потребность в тракторах-тягачах в промышленности и строительстве, возникла профессия тракториста-водителя.

В связи с усложнением устройства тракторов и возрастанием их количества как в сельском хозяйстве, так и в промышленности профессия ремонтного рабочего расчленилась на следующие: слесарь по ремонту ходовой части трактора, слесарь по ремонту системы питания, слесарь по ремонту электрооборудования, слесарь по ремонту гидравлической системы, элекгрогазосварщик, шлифовщик, токарь, кузнец.

4. В 50-е годы с появлением тракторов, оборудованных гидравлической системой для

"навешивания" к трактору сельскохозяйственных машин (не прицепных, а навесных, управляемых из кабины тракториста), исчезла профессия прицепщика. Работу по управлению навесным орудием (плугом, культиватором и др.) стал исполнять тракторист, который стал вместе с тем трактористом- машинистом. Одновременно происходит процесс слияния профессии тракториста колесных и тракториста гусеничных тракторов. Поскольку трактор с навесными орудиями позволяет фактически выполнять трактористу разнообразные и многие земледельческие функции (полеводческие, садоводческие, по заготовке кормов), профессия тракториста-машиниста преобразуется в профессию

тракториста-машиниста широкого профиля.

5. В 60-е и последующие годы в связи с усложнением техники появляется ряд новых профессий – мастер-наладчик, слесарь-наладчик, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. Ведение работ на научной основе и интенсификация сельского хозяйства привели к тому, что понадобились специализации профессии тракториста: тракгорист-машинист-полевод, тракторист-машинист- овощевод, тракторист-машинист садовод.

6. МОЖНО ПРОДОЛЖИТЬ…..

Вопросы для размышления и разработки

1. Психика развивается в деятельности. К чему идут люди, высвобождая себя от

эргатических функций (передавая их техническим средствам)?

2. Какие эргатические функции целесообразно передавать техническим средствам деятельности?

3. Какими техническими средствами вы хотели бы располагать (пофантазируйте)?

 

Подумайте!!!

1. Представление об основных эргатических функциях и опасность огульного

подхода к разнотипным профессионалам.

2. Представление об эргатических функциях и возможности индивидуального

подхода к субъекту труда.

3. Оптимальное распределение функций между человеком и техникой.

1. Какие эргатические функции осуществляют профессионалы: бухгалтер, учитель в школе, судья?

 

Задания для всех (устно)

1.Средства и условия деятельности субъекта труда. (Климов Е.А. Введение в психологию труда. П.1.7)

2. Внутренние условия труда как характеристики субъекта деятельности (Климов Е.А. Введение в психологию труда. П.1.8)

1. Дайте характеристику внешних и внутренних средств труда в конкретных профессиях.

2. Дайте характеристику основных компонентов производственной среды (витальной, или санитарно-гигиенической, информационной, социально-контактной, организационно-экономической) в конкретных видах труда.

3. В каких, по вашему мнению, видах профессиональной деятельности такая особенность человека, как пониженная инициативность в установлении контактов с людьми, сдержанность в общении, будет благоприятным внутренним условием успеха и в каких – неблагоприятным?

 

Методы психологии труда.

Учебные вопросы:

1. Классификация методов исследования в психологии труда.

2. Генетические методы.

3. Праксиметрические методы.

4. Психометрические методы.

5. Экспериментальные методы.

6. Методы математической обработки.

Доклады:

1. Особенности применения экспериментального метода в психологии труда.

2. Трудовой метод в психологии труда: история возникновения, сущность и специфика использования.

3. Методы психодиагностики профессиональной деятельности.

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Чем отличается применение метода эксперимента в психологии труда от его использования в общей психологии?

2. Каковы возможности и ограничения метода наблюдения в психологии труда? Каков арсенал методов эмпирических исследований в психологии труда?

3. Назовите преобразующие, или конструктивные, методы, используемые в психологии труда.

4. Каковы трудности метода экспертных оценок, как их преодолевают?

 

Разновидность, наименование, ха­рактеристика функций

Результирующее событие,

состояние эргатической системы, ее составляющих

 

Функции духовного производства

 

Построение идеологии

Мысленная картина (ретроспективная, актуальная и прогностическая) существования и развития человека, его сообщества в данных условиях

 

Построение ближайших перспектив развития сообщества

Выделены (осознаны) первостепенные нужды, потребности

 

 

Целеполагание

Построен конкретный мысленный образ (система образов) потребного будущего, потребного объекта

 

Накопление истинных знаний

Известны свойства исходного материала, средств и условий труда, есть знания и способности субъекта достигнуть цели в разумные сроки

 

Накопление эмоционального опыта

Осознано состояние подъема чувств от процесса и успешного результата труда, его ритма, сопровождающих звуков, положительных социальных оценок

 

Построение смыслов трудовой деятельности

Имеется активная положительная мотивация субъекта труда в период от начала до конца работы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...