Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория когнитивного развития ребенка. Жак Пиаже.

Психология развития (возрастная)

Грецов Андрей Геннадьевич

agretsov@mail.ru

 

Мая 2012

 

Что было ранее.

Процесс развития это не только количественное, но качественное изменение в психике.

 

Психоаналитические теории развития.

Дедушка Фрееееейд =)

В целом об идеях. На сегодня это целый комплекс подходов, общим в которых является то, что акцент делается на бессознательной стороне психики и на том, как бессознательное взаимодействует с сознанием. То есть психика рассматривается по аналогии с айсбергом. Модель личности Зигмудна Фрейда: «Оно» (ID) + «Я» (Ego) + «Свех Я» (Super Ego). «Оно» - природное начало нашей психики. В первую очередь, это наше влечение – не только Либидо. «Я» - наше представление о себе, о своем месте в обществе, возможностях. «Сверх Я» - принятые нами требования и ограничения общества.

Принципы. «Оно» исходит из принципа удовольствия. Это мотивационный механизм. Система простейших наград и наказаний. «Я» исходит из принципа реальности. Что я могу, что не могу, что допустимо и что – нет. «Сверх Я» - принцип должнствования. Как оно должно быть в идеале. Смысл психоанализа – как человек уравновешивает конфликты подсознания, сознания и сверх Я.

 

Стадии психосексуального развития ребенка по Фрейду

  1. Оральная. Основной источник удовольствия – рот. Сосание, потребление пищи.
  2. От года до трех. Анальная. Испражнения – первое, что ставится под социальный контроль. Первый конфликт между принципом удовольствия и принципом долженствования.
  3. От четырех до шести лет. Фаллическая. С современной точки зрения наиболее спорное выделение стадии. Обнаружение различий между полами, интерес к гениталиям. Эдипов комплекс (или Электры). Экспериментальных подтверждений нет. Конфликт между импульсами и запретами.
  4. Младший школьный возраст. Латентный период. Сексуальные импульсы отходят на второй план, акцент на развитие Эго – познавательные ресурсы, освоение общественных отношений. Становление принципов реальности.
  5. С подросткового возраста. Генитальная. Это становление взрослой сексуальности.

 

Психика – это карета, в которую впряжено две лошади. Одна из них бурная и неукротимая, ее всегда несет. Вторая – гиперосторожная, очень смирная. Это «Оно» и «Сверх Эго». Кучер же – «Эго», «Я».

«Стать взрослым это значит научиться делать всего две вещи: работать и любить» (с) Фрейд.

 

Эриксон. (сын самого себя, лол, Эрик).

Попытка охватить всю человеческую жизнь.

Развитие человека проходит через ряд кризисов, которые возникают в закономерной последовательности. Эти кризисы отражают ключевые противоречия между индивидом и обществом. То есть это опять же психоаналитический подход. Каждый кризис мыслится как точка выбора, в который возможен либо благоприятный, либо неблагоприятный исход. Благоприятный исход облегчает процесс дальнейшего развития человека, а так же повышает его ощущение счастья. Неблагоприятный исход ведет к неоптимальным путям адаптации. Благоприятное прохождение каждого из кризисов повышает вероятность того, что последующие кризисы будут решены положительно. Хотя фатальной закономерности здесь нет. По сути, на каждом жизненном этапе человек решает какой-то ключевой вопрос взаимодействия между собой и окружающим миром.

 

Кризисы (с исходами)

  1. Базовое доверие либо недоверие к миру. Первый год жизни. Ключевой вопрос: мир в целом – хороший или плохой? Желанный ли я гость в этом мире? К тому моменту, как ребенок осваивает первые слова, у ребенка уже формируется такая глубинная установка. Как правило, каждый и получает то, что ищет – рожденные для счастья и счастливы, рожденные для страдания находят свои муки. Поскольку в этом возрасте ребенок еще не автономен, удовлетворение его потребностей полностью зависит от окружающих – в первую очередь, естественно, от родителей. Социальная ситуация «мы». Ребенок ощущает себя единым целым с ближайшим взрослым (обычно мать). Очень важен т.н. «бондинг» - эмоциональная привязанность. Соответственно, если такая связь нарушается, это транслируется в восприятие мира. Важно, чтобы эта фигура была стабильной: в детдомах няньки работают посменно, что нарушает. Успешный исход при удовлетворении физиологических потребностей ребенка, наличии стабильного контакта со значимым взрослым, принятие позитивной эмоциональной атмосферы.
  2. От года до трех лет. Автономия либо стыд и сомнения. Вопрос: могу ли я быть распорядителем своих душевных и физических сил? Либо я в своем поведении зависим от окружающих. Резко увеличиваются возможности перемещения себя и окружающих предметов в пространстве. Психологическая установка, могу ли я что-то контролировать в своей жизни. «Допуск контроля».
  3. Дошкольный возраст. Пик – пять лет. Инициативность либо чувство вины. Могу ли и хочу ли я включаться в разные виды деятельности. Или от таких попыток будет только хуже и я окажусь виноватым. Здесь важно, чтобы естественное стремление ребенка получать новый жизненный опыт и пробовать себя в разных видах деятельности в новых ситуациях удовлетворялось и находило поддержку. Не ставить ребенку постоянные ограничения, но моделировать ситуации, в которых ребенок мог бы обучаться.
  4. Младший школьный. Трудолюбие либо чувство неполноценности. Ребенок приобщается к видам деятельности, свойственным для взрослых. Вопрос: хочу ли я заниматься созидательным трудом и могу ли я быть успешен в нем? Нужно, чтобы формировалась сама возможность приобщения ребенка к видам деятельности, приближенным к трудовой, плюс моделирование ситуации успеха, что осуществляется через создание оптимальных условий и дозированную помощь. Зона ближайшего развития. Отношение к труду как таковому, а не определенному виду деятельности. Тормозят ограничения, чрезмерная помощь, либо приобщение к монотонной деятельности, не отвечающей возрастным особенностям.
  5. Эриксон рассматривал как самый серьезный. Юношеский возраст (13-18). Кризис идентичности. Идентичность или ролевая неопределенность. Идентичность рассматривается в качестве психологического образования, содержащего систему общих представлений о самом себе и своем месте в мире. О своем жизненном предназначении и границах дозволенного и недозволенного. Кроме того, это осознание непрерывности и преемственности своей жизни. Каким образом мои действия в настоящем предопределяют мое будущее и как мое прошлое влияет на мое настоящее. Кто я и каково мое место в мире? «Кто я: человек или тварь дрожащая?» (с) Достоевский. Идентичность – «внутреннее ядро» личности. До этого кризиса все идет по социальным ролям. Простейший и самый очевидный механизм в поисках ответа на вопрос «кто я» - уподобление себя другому персонажу или группе. Плюс проверка границ дозволенного. Поведение, связанное с риском. Двойственное положение: из детства они уже ушли, во взрослый мир их еще не приняли. При благополучном исходе у человека, с одной стороны, формируется набор жизненных принципов и убеждений, возникает целостное видение своего жизненного пути, способен вести себя в соответствии с социальными ролями и гибко переключаться с одной роли на другую. При неблагополучном два варианта: либо отсутствует видение своей жизненной стратегии и его поведение определяется случайными факторами, либо возможен вариант, когда человек полностью срастается с социальной ролью и не может выйти за ее пределы.
  6. Кризис ранней взрослости (20 с небольшим). Интимность или изоляция? Могу ли я устанавливать близкие и доверительные отношения, не теряя при этом себя, или же я замыкаюсь сам в себе. В первую очередь это проявляется в интимной сфере, но касается так же и дружбы. Очень тесно связана с предыдущим кризисом. Психологическая проблема «розовых очков» и невротической влюбленности – у человека не развито самоуважение. Разочарование неизбежно.
  7. Кризис середины жизни. Около 37 лет. Продуктивность или застой. Вопрос: есть ли у меня что привнести в мир и передать другим? В частности – последующим поколениям. При положительном ответе человек ведет активную деятельность, прежде всего профессиональную, продолжает развиваться и принимает позицию наставничества. При неблагополучном исходе человек останавливается на достигнутом и теряет мотивацию развития.
  8. В пожилом возрасте или при смертельном диагнозе. Цельность личности либо отчаяние. Благополучный исход подразумевает принятие прожитой жизни как того, что уже не может быть изменено, отношение к ней с благодарностью. При неблагополучном исходе – непринятие своей жизни, попытки что-то лихорадочно изменить, «прожить жизнь заново». Понимание, что для этого не осталось ни времени, ни сил. Как следствие – мучительный страх смерти.

 

Мая 2012

 

Теория когнитивного развития ребенка. Жак Пиаже.

Швейцарский психолог, более 500 работ, прожил 96 лет. Самый цитируемый автор психологии.

Акцент сделан на то, как ребенок познает окружающую действительность и как это меняется с возрастом. Две ключевые идеи

  • Ребенок, познающий мир, не просто пассивно усваивает информацию, а находится в позиции активного исследователя, который конструирует картину окружающей действительности в процессе взаимодействия с ней. «Конструирование».
  • По мере взросления ребенка способы познания мира претерпевают качественные видоизменения. То есть не только количественное, но качественное изменение.

 

Одно из ключевых понятий – схема. Это способ получения и освоения информации, организации в сознании жизненного опыта. Переход от одной стадии развития к другой – в смене схем.

Сознание составляет собой баланс двух процессов:

  • Ассимиляции. Приспособление новой информации к тем схемам, которые у нас уже сложились. Например, скажи ребенку «это бабочка» - он бабочкой будет называть и стрекозу
  • Аккомодация. Это изменение самого способа освоения мира, выстраивание новых схем. Этот процесс знаменует переход от одного возрастного этапа к другому. На каком-то уровне происходит глобальное разрушение картины мира, после чего выстраивается заново. Таких этапов выделяется три:
    • Около 2 лет
    • Около 7 лет
    • Переход к подростковому возрасту (ок. 11 лет)

Послали чукче посылку, где были мандарины и красная икра: «Спасибо! Ваши странные яблоки мы съели, а клюкву пришлось выбросить – она рыбой пахнет». Первое – ассимиляция, второе – не удавшаяся аккомодация.

 

Этапы по Пиаже.

  1. Стадия сенсо-моторного интеллекта. Этап познания мира через ощущения и движения. До двух лет.
    1. Характеризуется тем, что схемы, с помощью которых происходит познание, представляют собой способы физического манипулирования с теми или иными окружающими предметами.
    2. Подстадии:

i. Первый месяц жизни. Тренировка рефлексов. Поведение полностью состоит из врожденных форм. Самостоятельных форм реагирования насчитали 22. В том числе есть «шагательный рефлекс», но настоящее хождение на нем не основывается – это рудимент от животного мира, к 4-5 месяцам этот рефлекс исчезает. Позже ребенок научится ходить на основе ползавательного рефлекса. Новых, приобретенных схем пока еще нет.

ii. 1-4 месяца. Стадия первичных циркулярных реакций. Подразумевает адаптацию рефлексов к новым условиям и взаимодействию с новыми объектами. Например, хватательный рефлекс срабатывает не только при щекотании ладони, но при активном поиске

iii. 4-8 месяцев вторичные циркулярные реакции. Стадия создания событий. Ребенок начинает целенаправленно производить движения, чтобы получить новый опыт. Начинается игра с погремушками. Начинает хорошо различать объекты, и начинает различать маму и не-маму, и мама становится постоянно необходима.

iv. Упорядочивание действий. От 8 до 12 месяцев. Здесь ребенок начинает целенаправленно пользоваться предметами. То есть не просто погреметь погремушкой, а постучать ею по чему-нибудь.

v. Третичные циркулярные реакции. Экспериментирует, применяя способы действия с одними предметами по отношению к другим. Появляется элемент игры. Появляется рисование.

vi. Использование символов. Около двух лет. Ребенок начинает использовать слова в качестве символического заместителя отсутствующих предметов. Здесь могут одни предметы использоваться в качестве символических заместителей других. Например, начать возить коробочку, как машинку. Нельзя запрещать трогать вещи. Нужно называть и показывать способы взаимодействия предметов. Но бессмысленно применять логические связи – возраст «почемучки» начнется позже.

  1. 3-6 стадия до_операционального интеллекта. Под операцией понимается логическое заключение, совершаемое в уме.
    1. Здесь ребенок начинает категоризировать предметы, объединять их в понятия, но пока не может заключать с этими понятиями умозаключения. Именно этим объясняется ряд особенностей мировосприятия.

i. Эгоцентризм. Ребенок рассуждает, исходя из допущения, что все окружающие воспринимают мир точно так же, как и он сам. Эксперимент «трех гор». Перед ребенком ставят 3 пирамидки и дают ему несколько фотографий. Задание: 1) найти картинку, на которой изображено то, что видит сам ребенок; 2) сажают рядом куклу – что эта кукла увидит? Ребенок все равно считает, что кукла видит пирамидки так же, как ребенок. Эксперимент «двух заборов». Ставят модельку двух заборов, перекрещивающих, и пару кукол. Вопрос: помоги одной кукле спрятаться от другой. Он спрячет куклу не от другой куклы, а от себя. Так же ребенок рассуждает о намерениях и чувствах других людей. То есть ребенок исходит из предположения, что все другие люди думают и чувствуют то же, что и он сам. Кроме того, намерения и мотивы других людей ребенок объясняет, исходя из собственных желаний.

ii. Анимизм. Предметы, с которыми взаимодействует ребенок, представляются ему одушевленными. Он им приписывает примерно те же чувства и намерения, какие испытывает сам.

iii. Трансдуктивная логика. Это суждение о причинно-следственных связях на основе совпадения событий во времени или пространстве, а не на реальных логических связях. «Ветер дует» + «облака бегут» = «ветер дует, потому что облака бегут». Различные магические ритуалы основаны на таких инфантильных суждениях.

iv. Центрация. Это ограниченность каким-то одним признаком при анализе меняющейся ситуации. Почему дети так часто попадают под автомобили: если ребенок видит, что мячик укатывается на дорогу, то он просто не видит окружающее, в том числе машины.

  1. 7-11 стадия конкретно-операционального интеллекта. Логические действия совершаются, но они носят совершенно конкретный характер.
    1. Здесь у ребенка появляется способность к логическому умозаключению. То есть к получению нового знания путем оперирования с уже имеющимся знанием, что приводт к резкому сокращению тех особенностей мышления, которые были характерны предшествующим стадиям (как (эго)центризм). Тем не менее, на этой стадии остается одно очень существенное ограничение: любые знания ребенка оказываются привязанными к его собственному жизненному опыту. Восприятие времени здесь тоже происходит на уровне сопоставления с теми временными интервалами, которые знакомы ребенку по собственной жизни. «Деда, ты видел мамонта?» - потому что и мамонты «были давно», и дедушка «старенький». Когда ребенку дают математическую задачку, ему все равно нужно спроецировать на собственную жизнь.
  2. С 12 стадия формально-операциональный интеллект.
    1. Характерно то, что ребенок начинает получать новые знания на основе умозаключений, которые могут быть напрямую вообще не связаны с реальностью – уровень абстрактных рассуждений. Выстраиваются теории о том, как устроен мир. Подросток иногда начинает считать, что мир должен подчиняться придуманным им схемам, а когда не находит подтверждения в жизни, то решает, что не схемы неверны, а мир неправильный.
    2. Может быть отслеживание нескольких признаков, параллельно и в динамике изменения.

Пиаже описал только эти 4 стадьи, но позже была добавлена пятая, диалектическая стадия. Присутствует у части взрослых людей, зависит от образования, достигают 30-40% людей. Два качественных изменения:

  1. Возникает чувствительность к пробелам в знаниях. Может сознательно выстраивать стратегию интеллектуального поиска.
  2. Человек начинает понимать относительность собственных знаний и их зависимость от контекста, в котором происходят рассуждения. В результате человек может рассматривать точку зрения и как истинную, и как ложную – в зависимости от контекста рассмотрения.

 

Условно выделяют 2 вида интеллекта.

  • Текучий интеллект. Это совокупность способностей, которые позволяют осваивать новые знания. Он достигает своего максимума на третьем десятке лет жизни, потом он неизбежно снижается.
  • Кристаллизованный интеллект. Способность принимать взвешенные, обоснованные решения на основе имеющихся знаний. Способность решать возникающие проблемы. Возможна разная динамика, может расти вплоть до старости – определяется жизненным опытом человека и активным использованием интеллекта. Неиспользуемые способности атрофируются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...