Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ состояния и методы управления качеством человеческих ресурсов в ОАО АИКБ «Татфондбанк»

2.1 Общая характеристика ОАО АИКБ «Татфондбанк»

 

Свою историю Акционерный Инвестиционный Коммерческий Банк «Татфондбанк» начинает с 24 августа 1994 года, когда было принято решение о создании Банка с уставным капиталом 500 тыс. рублей. Банк занимал небольшое здание на Оренбургском тракте, по соседству с торговым комплексом Казанской ярмарки (бывшим ВДНХ).

Персональный состав сотрудников на момент начала деятельности Банка составлял всего 12 человек.

С первых лет своего развития Банк стремится максимально диверсифицировать структуру привлекаемых ресурсов. Наряду с привлеченными средствами от юридических и физических лиц во вклады и депозиты, эмитируются собственные ценные бумаги Банка. Наращиванию клиентской базы во многом способствует открытие и работа удаленных служащих мест по обслуживанию юридических и физических лиц в районах Республики Татарстан и регионах РФ.

Одним из наиболее значимых событий в деятельности Банка становится внедрение в 1997 г. совместно с городской администрацией г. Казани программы финансирования бюджетных организаций города собственными векселями. С этого момента АИКБ «Татфондбанк» выступает одним из крупнейших агентов финансового рынка Республики Татарстан. В октябре 1997 года Банк получил лицензию на осуществление операций в иностранной валюте.

1998 год для многих Банков был поистине борьбой за выживание. Количество кредитных организаций в России резко сократилось. Продуманная тактика и четко налаженная сеть корреспондентских отношений с надежными Банками позволила Татфондбанку в условиях развала платежной системы беспрепятственно производить взаимные зачеты платежей клиентов на банки-корреспонденты. Татфондбанк решением Правительства РТ наряду с Банками «Ак Барс» и «Девон кредит» назван региональным опорным Банком.

С 1999 года аудиторская фирма PricewaterhouseCoopers стала проводить аудит финансовой отчетности Банка, составленной в соответствии с международными стандартами. Именно 1999 год стал годом установления корреспондентских отношений с зарубежными банками, в число которых вошли «Commerz Bank AG» (Германия), «Eurobank» (Франция), «Raiffeisen Zentralbank Osterreich AG» (Австрия), Ost-West Handelsbank (Германия). Это позволило ускорить платежи клиентов и обеспечить качественно новый уровень обслуживания клиентов Банка в части международных расчетов. Открылся Зеленодольский филиал и дополнительный офис в г. Буинск.

В 2000 году Банк получил статус официального дилера на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, а также вступил в членство Московской Межбанковской Валютной биржи (ММВБ).

С марта 2000 года Банк стал членом СРО "Национальная Фондовая ассоциация". Получив доступ к торговым системам государственных и корпоративных ценных бумаг, Банку представилась возможность самостоятельно осуществлять сделки в режиме on-line, а также более эффективно проводить брокерские операции. Открылись дополнительные офисы в г. Елабуга и г. Набережные Челны.

В 2001 году Татфондбанк приступил к эмиссии пластиковых карт платежной системы "Union Card". В третьем квартале 2001 года АИКБ "Татфондбанк" начал осуществлять арбитражные операции с иностранной валютой на рынке FOREX.

В июне 2002 года на ежегодной конференции Нижегородской Валютно-финансовой биржи Банком получены Дипломы одного из крупнейших операторов ММВБ: по оборотам на рынке государственных ценных бумаг по итогам 2001 года – 2 место, по оборотам на рынке негосударственных ценных бумаг за 2001 год – 3 место.

Банк уделяет огромное внимание обслуживанию внешнеэкономической деятельности своих клиентов, предоставляя услуги по экспортно-импортному валютному контролю, конверсионным операциям, документарным операциям в различных формах аккредитивов и инкассо, по выдаче банковских гарантий первоклассных западных банков в обеспечение клиентских платежей.

Кроме того, в июне 2002 года открыт корреспондентский счет в American Express Bank New York (США), что позволило отправлять клиентские платежи до конца операционного дня и мгновенно отслеживать поступления денежных средств на расчетные счета клиентов.

С апреля 2003 г. Банк начал осуществлять факторинговые операции. Жители многих городов республики получили возможность повысить свой жизненный уровень, приобретая необходимую для дома и семьи бытовую электронику на условиях рассрочки платежа.

В этом же году получен членский билет Торгово-промышленной Палаты РТ, в соответствии с которым ОАО «АИКБ «Татфондбанк» состоит членом Торгово-промышленной Палаты Республики Татарстан и Торгово-промышленной Палаты Российской Федерации. Татфондбанк одним из первых банков республики в октябре 2004 года стал участником системы страхования вкладов.

В апреле 2005 года Банком была получена лицензия на совершение операций с драгоценными металлами. Открыты Казанский филиал, филиалы в г. Нижнекамск и г. Елабуга. В июле 2005 года ОАО «АИКБ «Татфондбанк» стал победителем в номинации «Лучший дебют года» на конференции по денежным переводам, организованной компанией Western Union.

В ноябре 2005 года введена в эксплуатацию процессинговая система для обслуживания карточных продуктов платежной системы «Visa International», Банк получил возможность обслуживать карточные продукты платежной системы «Visa» в своих банкоматах и осуществлять эмиссию собственных карт «Visa».

В феврале 2006 года ОАО «АИКБ «Татфондбанк» разместил первый выпуск CLN. В размещении приняли участие инвесторы из Швейцарии, Великобритании, Сингапура, Германии, Люксембурга, Голландии, Венгрии, Чили, Италии, России, Прибалтики, а также других стран. При этом доля выпуска, размещенного на западном рынке составила более 75 %. Всего в размещении приняли участие более 40 инвесторов. В марте 2006 г. Первый заместитель Председателя Камиль Раифович Юсупов стал лауреатом международного конкурса «Менеджер года в банковской сфере – 2005» в номинации «Высокое качество клиентского обслуживания». В августе 2006 г. увидел свет первый номер корпоративной газеты «Вестник tfb.ru». В сентябре 2006 г. состоялась сертификация процессинговой системы «SmartVista» на выпуск и обслуживание пластиковых карт международной платежной системы «MasterCard International».

ОАО «АИКБ «Татфондбанк» - первый банк Республики Татарстан, который начал выпуск и обслуживание карты двух самых известных международных платежных систем «Visa International» и «MasterCard International» на базе собственного процессингового центра в г. Казани. В 2006 году открыт Чебоксарский филиал. С 2006 года Банк осуществляет факторинговые операции, начали работу Общие Фонды Банковского Управления (ОФБУ).

В 2007 году Татфондбанк запустил новую услугу - открытие и ведение обезличенных металлических счетов в золоте. Этот способ вложения средств оптимален для диверсификации и защиты своих сбережений от инфляции, для создания надежных долговременных инвестиций и получения дополнительной прибыли.

В марте 2007 года ОАО «АИКБ «Татфондбанк» подписал соглашение с крупнейшим банком Саксонии (Германия) - Landesbank Sachsen. В рамках данного соглашения стороны договорились об объединении усилий в области финансирования совместных проектов татарстанских предприятий и компаний Саксонии.

ОАО "АИКБ "Татфондбанк" входит в состав ABISS - сообщества организаций, деятельность которых направлена на развитие и продвижение Cтандарта Банка России СТО БР ИББС-1.0 «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации. Общие положения». В феврале 2007 года открылся Пермский филиал, в апреле – Московский филиал. Начали работать Паевые Инвестиционные фонды (ПИФы).

2008 год Татфондбанк предложил своим клиентам новую услугу - открытие и ведение обезличенных металлических счетов в серебре. Так же в числе новых услуг – оформление длительного поручения на регулярное списание денежных средств с вкладного счета по указанным в поручении реквизитам.

С помощью этой услуги можно погашать кредит, вносить страховые взносы, оплачивать коммунальные и прочие услуги, а также производить любые другие произвольные платежи, без регулярного посещения Банка.

Российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило АИКБ «Татфондбанк» рейтинг на уровне А «Высокий уровень кредитоспособности» (от 23.10.2008г.).

ОАО «АИКБ «Татфондбанк» занимает 40 место среди 100 российских банков, обладающих самой развитой сетью подразделений (по данным рейтинга «Самые филиальные банки России в 2008 году», рейтинг опубликован информационным агентством РБК на аналитическом ресурсе «РБК. Рейтинг») (от 13.10.2008г.).

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) «Фонд стабильного дохода» ОАО «АИКБ «Татфондбанк» занимает 2-ую строчку в рейтинге доходности среди всех российских ОФБУ по итогам 9 месяцев 2008 года (рейтинг составила влиятельная группа Cbonds. Результаты опубликованы на сайте investfunds.ru) (от 10.10.2008г.).

ОАО «АИКБ «Татфондбанк» по итогам первого полугодия 2008 года занимает 39 место среди 122 российских банков, обладающих наиболее развитой сетью собственных банкоматов (рейтинг опубликовало РИА «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) на аналитическом портале «РБК. Рейтинг») (от 09.10.2008г.).

ОАО «АИКБ «Татфондбанк» по итогам первого полугодия 2008 года занимает 65 место по объему активов (согласно рейтингу «1000 банков России») (от 11.09.2008 г.).

ОАО «АИКБ «Татфондбанк» входит в 50 лучших банков России по корпоративному кредитованию, а также в 50 лучших банков страны по депозитам физических лиц (по рейтингам, опубликованным «Коммерсантом») (11.09.2008г.).

ОАО «АИКБ «Татфондбанк» занимает 34 строчку в рейтинге «Самые надежные из 100 крупнейших российских банков» по версии журнала «Профиль» (11.07.2008г.).

ОАО «АИКБ «Татфондбанк» занимает 8-е место в ТОП-10 российских банков по объему кредитов, выданных малому и среднему предпринимательству в 2008 г (по версии рейтингового агентства «Эксперт РА») (23.06.2008г.).

По данным рейтинга «Самые филиальные банки России в 2008 году», ОАО «АИКБ «Татфондбанк» занимает 40 место среди 100 российских банков, обладающих самой развитой сетью подразделений.

ОАО «АИКБ «Татфондбанк» занимает второе место по региональному присутствию как в Республике Татарстан, так и в Приволжском федеральном округе.

На начало 2009 года в структуру ОАО «АИКБ «Татфондбанк» входит 96 обособленных подразделений. Из них 13 филиалов, 77 дополнительных офиса и 6 операционных касс.

Нижнекамский Филиал ОАО «АИКБ «Татфондбанк» является обособленным подразделением Открытого акционерного общества «Акционерный инвестиционный коммерческий Банк «Татфондбанк», осуществляющим часть его функций, в том числе функции представительства.

Филиал создан на основании решения Совета директоров Банка (Протокол №4 / 2005 от 15 апреля 2005 г.).

Место нахождения Филиала: 423570, Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. 50 лет Октября, дом 4.

Полное наименование Филиала: Нижнекамский Филиал Открытого акционерного общества «Акционерный инвестиционный коммерческий Банк «Татфондбанк».

Сокращенное наименование Филиала: Филиал «Нижнекамский» ОАО «АИКБ «Татфондбанк».

Филиал не является юридическим лицом, расположен вне места нахождения Банка, наделяется Банком имуществом и действует от имени Банка на основании настоящего Положения.

Управляющий Филиалом действует на основании доверенности, выданной Банком, трудового договора и приказа о назначении Управляющего Филиалом.

Филиал имеет отдельный баланс, его имущество и средства учитываются в сводном балансе Банка. Для организации своей деятельности Филиал имеет корреспондентский субсчет в подразделении расчётной сети Банка России по месту нахождения.

Таким образом, свою историю Акционерный Инвестиционный Коммерческий Банк «Татфондбанк» начинает с 24 августа 1994 года, когда было принято решение о создании Банка с уставным капиталом 500 тыс. рублей.

В настоящее время российское рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило АИКБ «Татфондбанк» рейтинг на уровне А «Высокий уровень кредитоспособности», что говорит об устойчивом положении банка, являющееся следствием грамотного управления.

Кроме того, ОАО «АИКБ «Татфондбанк» занимает 40 место среди 100 российских банков, обладающих самой развитой сетью подразделений, входит в 50 лучших банков России по корпоративному кредитованию, а также в 50 лучших банков страны по депозитам физических лиц (по рейтингам, опубликованным «Коммерсантом»).

 

2.2 Анализ обеспеченности ОАО АИКБ «Татфондбанк» человеческими ресурсами

 

В современных условиях нестабильного социально-экономического развития страны многие организации по новому взглянули на систему управления человеческими ресурсами с целью выявления резервов совершенствования форм и способов организации существующей системы.

Именно поэтому автором в работе был проведен анализ обеспеченности человеческими ресурсами анализируемого предприятия, что представляется особенно важным.

Согласно Форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движения работников на 1 июня 2009 г. численность работников составляла 77 человек, фонд начисленной заработной платы с начала года - 12831,6 тыс. рублей.

Основным направлением анализа человеческих ресурсов и использования времени является деятельность основного персонала.

На основе сопоставления наличия человеческих ресурсов в отчетном году с прошлым годом можно выяснить, по каким видам деятельности произошли существенные отклонения численности работников, каковы причины, а также следует ли принимать меры к сокращению текучести кадров, их обучению.

В ходе анализа необходимо показать среднесписочную численность работников, сопоставляя баланс труда (таблица 1). Это позволит выявить недостаток или избыток рабочей силы, наметить пути более рационального использования человеческих ресурсов. Как видно из таблицы, численность персонала в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года уменьшилась на 6 человек путем сокращения штатных единиц.

Представим среднесписочную численность работников ОАО АИКБ Татфондбанк» за 2008 г.

Таблица 1 - Среднесписочная численность работников ОАО АИКБ Татфондбанк» за 2008 г.

Показатель

На 01.01.08 г.

По плану

На 01.01.09 г.

Изменения

К 01.01.08 к плану
Всего 77 81 71 -10 +4

в том числе: административно-управленческий персонал

Руководители 3 3 3 - -
Специалисты 5 5 5 - -
Служащие 5 5 5 - -

 

В сравнении с планом на 2009 год среднегодовая численность работников, в общем по отчету была больше на 4 человека, или на 0,7%, в связи с избытком специалистов и служащих в количестве 10 человек, и недостатком рабочей силы - 1 человек.

Сопоставляя численность отдельных категорий персонала с общей его численностью и сравнивая эти категории друг с другом, проведем анализ обеспеченности предприятия рабочей силой (таблица 2).

Таблица 2 - Анализ обеспеченности предприятия рабочей силой

Показатель

Прошлый период

Анализируемый период

Отклонение в процентах

Отклонения от предшествующего периода

План Факт к базе гр.4/гр.2 Кплану гр. 4/гр.3 гр.3 -гр.2 гр.4 -гр.3
1 2 3 4 5 6 7 8
Численность персонала – всего 77 77 73 100,8 98,9 -10 +4
Служащие – всего 44 44 42 99,8 99,2 -3 -1
Основные служащие 33 33 31 99,6 99,2 -2 -2

 

Исходя из таблицы 2 видно, что численность персонала предусматривалось сократить на 4 человека:

77 – 73 = 4, или на 5,2 %,

в том числе служащих на 2 человека, или на 5 %, кроме того, персонала, не относящегося к служащим, на 2 человека, что составило 6,1 %.

Планом предусматривалось изменение структуры рабочей силы в пользу служащих. Удельный вес служащих анализируемого предприятия в 2007 году составлял 93,6%.

Увеличение удельного веса служащих в общей численности производственного персонала до недавних пор считалось позитивным фактором, однако в настоящее время подход несколько изменился и качество управления оценивают не по доле управленцев в общей численности работающих, а по другим критериям.

Фактически численность персонала сократилась на 4 человека.

Общей мерой труда является рабочее время.

Все большее значение придается анализу трудового участия работников отдельных подразделений предприятия в достижении конечных результатов деятельности организации.

Для более детального анализа использования человеческих ресурсов и рабочего времени рассмотрим таблицу 3.

Информация о потерях рабочего времени получена из данных бухгалтерского учета.

Основываясь на данных, приведенных в таблице, проанализируем использование рабочего времени на предприятии в отчетном периоде сравнительно с плановыми показателями и показателями предшествующего периода.

Представленные расчеты представим в таблице 3, где обозначим существующие показатели использования человеческих ресурсов анализируемого предприятия.

 

Таблица 3 - Использование человеческих ресурсов предприятия

Показатель

Предшествующий период

Отчетный период

Отклонение

План Факт от предшествующего периода от плана
Среднегодовая численность служащих (ЧР) 77 77 73 -4 -1
Отработано за 1 полугодие одним рабочим: Дней (Д) Часов (Ч)     77 1825,4     77 1884     73 1749,8     -2 -75,6     -4 194,2
Средняя продолжительность рабочего дня (П),ч   7,67   7,85   7,41   -0,26   -0,44
Фонд времени, ч 909050 932580 864402 +44648 +68178
В том числе сверхурочно отработанное время, тыс. ч. 776,1 - 742,5 -33,6 +742,5

 

Как видно из таблицы 3, на анализируемом предприятии фактический фонд рабочего времени меньше планового на 34089 часа. Установим влияние факторов на изменение фонда рабочего времени:

 

∆ФРВ чр = (ЧР ф – ЧРпл) * Дпл * Ппл = (494 - 495) * 240 * 7,85 = - 1884ч;

∆ФРВ чр = (Д ф – Дпл) * ЧРф * Ппл = (236 - 240) * 494 * 7,85 = -15511,6ч;

∆ФРВ чр = (Пф – Пп) * Дф * ЧРф = (7,41 – 7,85) * 236 * 494 = -51297ч.

 

Как видно из приведенных данных, имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует недостаточно полно. В среднем одним работником отработано по 236 дней вместо 240, в связи с чем сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на одного рабочего 4 дня, а на всех – 1976 дней, или 15511,6 часов (1976 х 7, 85). Таким образом, потери рабочего времени составили 31714 часов. В действительности они еще выше в связи с тем, что фактический фонд отработанного времени включает в себя и сверхурочно отработанные часы (742,5 часов). Если их учесть, то общие потери рабочего времени составят 32456,5 часов, или 3,8%.

Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени необходимо сопоставить данные и представить их в таблице 4.

 

Таблица 4 - Анализ использования фонда рабочего времени в ОАО АИКБ «Татфондбанк» фактического и планового баланса рабочего времени

Показатель

На одного рабочего

Отклонение от плана

План Факт На одного рабочего На всех служащих
Календарное количество дней 362 362 - -
В том числе:        
Праздничные 18 18 - -
Выходные дни 52 52 - -
Номинальный фонд рабочего времени, дни 292 292 - -
Неявки на работу, дни 52 56 +4 +1976
В том числе:        
Ежегодные отпуска 32 32 - -
Отпуска по учебе 2 4 +2 +988
Отпуска по беременности и родам 6 4 -2 - 988
Дополнительные отпуска с разрешения администрации 4 10 +6 +2964
Болезни 8 8 - -
Прогулы - - - -
Простои - - - -
Явочный фонд рабочего времени, дни 240 236 -4 -1976
Продолжительность рабочей смены, ч 7,93 7,49 - 0,44 -217,4
Бюджет рабочего времени, ч 1902 1767,8 - 134,2 -66294,8
Предпраздничные дни, ч 18 18 - -
Полезный фонд рабочего времени, ч 1884 1749,8 -134.2 -66294,8
Средняя продолжительность рабочей смены, ч 7,85 7,41 - 0,44 -217,4
Сверхурочно отработанное время, ч - 1,5 +1,5 +742,5
Непроизводительные затраты рабочего времени - - - -

 

Как видно, большая часть потерь (2964 * 7,85 + 217,4 = 23484,8 ч) вызвана дополнительными отпусками с разрешения администрации, что можно считать резервами увеличения фонда рабочего времени. Недопущение их равнозначно высвобождению 12,5 работников (23484,8 / 1884).

Особое внимание при анализе человеческих ресурсов уделяется оценке выполнения плана по повышению квалификации работников.

Столь существенный излишек неквалифицированного персонала требует большой работы по обучению персонала.

С другой стороны, не хватает высококвалифицированных служащих. Число служащих мест V и VI разрядов превышает численность служащих на 39 человек (15 + 24 = 39).

Известно, что подготовка рабочего высшего разряда занимает несколько лет, поэтому администрации предприятия наряду с обучением персонала имеет смысл привлекать опытные кадры со стороны.

Итак, в работе в ходе анализа была определена среднесписочная численность работников на основе сопоставления баланса труда. Это позволило выявить недостаток рабочей силы и наметить пути более рационального использования человеческих ресурсов анализируемого предприятия.

Полученные данные показывают, что численность персонала по состоянию на 01.01.09 в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года уменьшилась на 6 человек путем сокращения штатных единиц на исследуемом предприятии.

На основе имеющихся данных было определено, что имеющиеся трудовые ресурсы исследуемое в работе предприятие использует недостаточно полно.

В среднем одним рабочим отработано по 236 дней вместо 240, в связи с чем сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на одного рабочего 4 дня, а на всех – 1976 дней.

Большая часть потерь вызвана дополнительными отпусками с разрешения администрации, что можно считать резервами увеличения фонда рабочего времени.

На основе проведенного анализа было установлено, что руководству банка наряду с обучением персонала имеет смысл привлекать опытные кадры со стороны, что будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...