Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды, причины и стадии наступления банкротства




Для того чтобы достичь поставленных при проведении проце­дур банкротства целей, необходимо выявить причины, приводя­щие предприятия к кризису.

Исходя из понимания причин сложившейся ситуации, можно сделать вывод о том, с каким видом банкротства мы столкнулись, и какие меры могут и должны быть предприняты для исправления положения.

 

2.1. Виды банкротства:

несчастное банкротство наступает не по вине должника, а вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не зависящих от его воли и действий: стихийные бедствия, политические потрясе­ния, общий экономический кризис. Требует принятия специаль­ных мер, государственной поддержки или соответствующего ситу­ации щадящего отношения к предприятию;

♦ неосторожное банкротство возникает как результат неэф­фективной деятельности предприятия, принятия рискованных ре­шений. Это обычный и самый распространенный в нормальной рыночной экономике вид банкротства;

ложное (фиктивное) банкротство возникает в том случае, когда у должника, объявившего о банкротстве, в действительности имеются возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Является уголовным преступлением;

♦ преднамеренное банкротство наступает по вине (умыслу) участников, собственников имущества должника или иных лиц, имеющих право давать обязательные для предприятия указания или возможность иным образом определять его действия.

Все причины банкротства можно разделить на несколько групп: объективные и субъективные, общие и особенные, внеш­ние и внутренние.

Остановимся на внутренних факторах риска наступления банкротства. Они обу­словлены ошибочными действиями менеджмента. При качественном управлении могут быть не только распознаны, но и пред­отвращены. Но, как показывает практика стран с развитой рыноч­ной экономикой, они становятся причинами 80 % случаев эконо­мической несостоятельности компаний.

 

2.2. Основные внутренние факторы риска наступления бан­кротства.

1) Организационные недостатки при создании предприятия:

- неправильно выбранная организационно-правовая форма,;

-ненадежные партнеры-учредители;

-неблагоприятное мес­то расположения;

-нецелесообразная организационно-производ­ственная структура.

Это недостатки носят долгосрочный характер и могут вызвать кризис на любой стадии развития субъекта.

2) Чрезмерно торопливое расширение бизнеса без достаточного знания рынка, возможностей финансирования, не соответствующее спросу предложение продукции.

В результате появляется потреб­ность в привлечении значительных объемов краткосрочных заем­ных средств, что может привести к зависимости предприятия от кредиторов.

3) Грубые ошибки менеджмента на давно работающем предпри­ятии. Самоуспокоенность, отсутствие критической точки зрения до тех пор, пока все в порядке, отсутствие долгосрочной концеп­ции развития, перегруженность текущей работой, низкая квали­фикация управленческого персонала приводят к тому, что пред­приятие перестает адекватно отзываться на изменения внешней среды.

4) Недостаток собственного капитала. В ынуждает прибегать к заимствованиям, что представляет собой значительный риск, осо­бенно в условиях инфляции. Это может привести не только к за­висимости от кредиторов, но и парализовать на длительный срок расчеты предприятия с другими кредиторами, вынудить уплачи­вать штрафы и пени.

5) Неэффективная хозяйственная и инвестиционная деятель­ность. Выражается в накоплении сверхнормативных остатков неза­вершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, замораживании активов, привлечении заемных средств в оборот на невыгодных условиях. Это приводит к замед­лению оборачиваемости и дефициту собственного оборотного ка­питала, увеличению расходов и снижению рентабельности.

6) Низкий уровень используемой техники, технологии и организа­ции производства, неэффективное использование ресурсов Приводит к снижению качества продукции, увеличению издержек и в конеч­ном счете к утрате конкурентоспособности, убыткам и «проеда­нию» собственного капитала.

7. Нерациональное распределение прибыли. Направление значительных сумм на потребление, а не на развитие предприятия, что приводит его к постепенной деградации.

8. «Плохие» потребители, которые платят с опозданием или не платят вообще, что вынуждает предприятие само привлекать заем­ные средства и приводит к усилению его зависимости от кредито­ров, неспособность предприятия отказаться работать с ними или применить способы взыскания дебиторской задолженности, пе­рейти на другие рынки.

Обычно несостоятельность наступает не внезапно, а вследст­вие постепенного, достаточно длительного процесса взаимодей­ствия различных факторов в условиях отсутствия или недостаточ­ности уделяемого высшим менеджментом внимания угрозам внешней среды и слабым сторонам деятельности компании.

 

2.3. Фазы развития кризисной си­туации,

Условно можно выделить четыре фазы развития кризисной си­туации, которая в конце концов заканчивается банкротством предприятия. Каждая из этих фаз характеризуется соответствую­щими внешними проявлениями.

На первой фазе кризиса происходит сокращение объемов про­даж и прибыли предприятия, что препятствует его дальнейшему развитию, увеличиваются производственные запасы, растет доля заемного капитала в источниках средств, возникают простои, не­ритмичность работы.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...