Проблемы определения таможенной стоимости импортируемых товаров и пути их решения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В федеральном бюджете РФ значительная доля доходной части формируется за счет таможенных пошлин и налогов, для расчета которых базой является таможенная стоимость. От ее величины напрямую зависит величина сборов, наполняемость государственного бюджета. Проблемы определения таможенной стоимости товара особо остро стоят в настоящее время в Российской Федерации: это конфликт интересов вполне естественный, ибо бизнесу нужно заявить как можно низкую стоимость и, соответственно, заплатить меньше таможенных платежей в бюджет. Проблема принятия таможенной стоимости по стоимости сделки перед таможенными органами чаще всего возникает из-за некачественного ее обоснования, т.е. недостаточности представленных документов, недостоверности заявленных в них сведений. Возникает эта ситуация отчасти из-за неинформированности участников ВЭД, отчасти из-за их желания намеренно ввести таможенные органы в заблуждение по вопросам фактической стоимости товаров и тем самым уменьшить сумму подлежащих уплате таможенных платежей. При проведении мониторинга цен за аналогичные периоды разных лет таможенные органы получили на первый взгляд ужасающую картину, которая выразилась в колоссальной разнице в ценах на одни и те же товары, неверном представлении о сильном занижении таможенной стоимости и недоборе таможенных платежей. К проблемам формирования таможенной стоимости, создаваемым умышленно, нужно отнести те, которые создаются с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. К таким следует отнести: создание контрагентами, находящимися в разных странах, но заинтересованными в совершении сделки, двойного пакета документов. Принципиальная разница данных документов при одинаковых реквизитах заключается только в величине стоимости и условиях поставки. Как показывает практика, наиболее часто при таможенном оформлении заявляются условия поставки группы С или D «Инкотермс-2010», предусматривающие включение в цену сделки затрат по доставке товара до места назначения. При данных условиях контракта российская таможенная служба не вправе в момент таможенного оформления требовать предоставления договоров на перевозку и страхование, т.к. они как бы заключались иностранным лицом, а в соответствии с международными нормами ни одна из сторон не вправе требовать у нерезидента доступа к его документации.
В другом случае участником ВЭД при пересечении границы предоставляются заранее приготовленные подложные документы, указанная стоимость которых в несколько раз ниже реальной. Данные, указанные в этих документах, заверяются таможенными органами при пересечении границы и на первый взгляд не должны вызывать сомнений в подлинности. Трудности также возникают с количественным определением товара. Порой документы содержат противоречащую информацию на этот счет. Истинное количество товаров определяется посредством таможенного досмотра, но тогда документы, представленные к таможенному оформлению, не могут служить подтверждением заявленной таможенной стоимости. Вопрос о количестве товара возникает и тогда, когда по одному и тому же внешнеторговому контракту товар на территорию РФ ввозится различными товарными партиями. Таможенным органам не всегда представляется возможным идентифицировать поставки по конкретному договору купли-продажи. Не все документы, имеющиеся в наличии у декларанта, могут приниматься таможенными органами в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Нередко это обусловлено недостаточностью содержащихся в них сведений.
В качестве одного из вариантов решения данных проблем может рассматриваться внедрение технологии таможенного оформления в пункте транзита товаров по процедуре МДП, которая способна обеспечить, во-первых, внедрение в таможенные органы современных информационных технологий и поддерживающих их программных средств, в частности, комплексных автоматизированных систем оформления и контроля; во-вторых, создание системы «сквозного» контроля за товарами, перемещаемыми авиационным, морским и железнодорожным транспортом. Также одним из вариантов решения проблем оценки таможенной стоимости может быть обеспечение доступа должностных лиц, непосредственно осуществляющих таможенное оформление и контроль, к информационным ресурсам, без потери актуальности данной информации. И, наконец, создание системы полноценного контроля в условиях упрощения таможенных процедур, обеспечение всемирного расширения практики института таможенного аудита. Это позволит заметно улучшить как процесс таможенного оформления и контроля, так и технологию обработки информации в таможне; осуществлять наблюдение руководством таможенных органов за ходом процессов таможенного оформления, а также ограничить личное общение участника ВЭД и таможенного инспектора в целях нейтрализации субъективного фактора при принятии решений должностными лицами таможенных органов и организовать совмещение этапов таможенного оформления, что сократит время на производство таможенного контроля. Проблемным вопросом также является определение таможенной стоимости при предоставлении покупателю за импортируемый товар определенных скидок, которые, как правило, оговорены в контрактах и отражены в счетах-фактурах. Затруднение вызывает возможный уровень принятия предоставляемых скидок при таможенном оформлении в зависимости от их размера и характера. Необходимо законодательно установить возможный перечень, границы предоставляемых скидок по их характеру и размерам в зависимости от видов товаров для применения при определении таможенной стоимости. Проблемы включения роялти в таможенную стоимость ввозимых товаров после присоединения России к ВТО. Существуют два условия включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров: роялти относится к ввозимым товарам и является ли уплата роялти условием для продажи ввозимых товаров. Если хотя бы одно из них не соблюдается, они не должны включаться в таможенную стоимость. К сожалению, таможни и суды зачастую «закрывают глаза» на это правило, когда одно условие очевидно соблюдается, а по другому есть вопросы. Поскольку Россия вступила в ВТО, теперь нормативная база ВТО является для нас обязательной, включая Соглашение по применению ст. VII ГАТТ 1994 г. Соответственно, в спорах с таможней декларант может ссылаться на положения этого соглашения напрямую, а также примечания к соответствующим статьям, которые также имеют обязательный характер.
Таким образом, следует искать компромисс в построении принципов механизма взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами, дальнейшее развитие способов определения таможенной стоимости товаров должно быть направлено на совершенствование систем документального контроля, что безусловно даст возможности расширения реализации основных принципов исчисления базы налогообложения ввозимых товаров.
Заключение В соответствии с целями работы и поставленными задачами были сделаны следующие выводы: . Правовая база, регламентирующая определение и контроль таможенной стоимости, достаточно широка и представлена следующими нормативно-правовыми источниками: Конституция Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза, Гражданский и налоговый кодексы Российской Федерации, указы президента, нормативные и ненормативные акты Минфина и ФТС России, приказы, распоряжения и письма ФТС России по таможенной стоимости. Но ключевое место, по-прежнему, отдается Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе» и документам судебных органов по таможенной стоимости. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №500 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации» определяет объект обложения и налоговую базу для целей исчисления таможенных пошлин и налогов.
Соглашением Таможенного союза от 25.01.2008 г. определены методы определения таможенной стоимости ввозимых на единую таможенную территорию товаров, которые применяются декларантом путем заполнения декларации таможенной стоимости. ТК ТС, Федеральные законы, постановления Правительства, приказы ГТК и ФТС России определяют порядок определения и контроля таможенной стоимости, а также распределение полномочий при контроле таможенной стоимости товаров и транспортных средств. . Приказ ФТС №536 от 25.04.2007 г. «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» устанавливает документы и сведения для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости. При недостаточности предоставленных документов, перечисленных в приказе ФТС №536 от 25.04.2007 г., или обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на недостоверность указанных в них сведений, по письменному запросу таможенного органа декларант обязан представить документы, перечисленные статьями 64 и 69 Таможенного кодекса ТС. Существенную роль при определении таможенной стоимости товаров играют базисные условия поставки. Каждое из условий поставки предусматривает предоставление таможенному органу определенного набора документов (коммерческих, транспортных, финансовых), необходимых для определения таможенной стоимости. . Основными факторами, влияющими на таможенную стоимость товаров, являются цена сделки, объем и ассортиментная структура поставки, цена, базисные условия, торговые скидки, порядок и форма расчетов, страхование груза. Оценка этих факторов заключается в систематизации, количественном и качественном рассмотрении всех основных параметров, от которых может зависеть таможенная стоимость товара. В настоящее время остро стоит проблема определения таможенной стоимости. Надо отметить, что таможенные органы неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Только за последние полгода принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве. В частности, были введены комбинированные ставки таможенных пошлин. Таможенники получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Создание информационных баз данных контроля таможенной стоимости, целевая и комплексная проверка участников ВЭД, устранение утечки валютной выручки - вот некоторые пути совершенствования оценки таможенной стоимости товаров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|