Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

общее и различия в судьбе псковских евреев

Беспамятство, как известно, грозит повторением ошибок прошлого. В нашей стране историческая память о Холокосте оказалась нарушенной в результате поли­тики государственного антисемитизма и идеологических установок в послевоеный период. В итоге, это трагическое событие не было в должной мере осознано, не сформировалась преемственность в его изучении, утратилась связь времен и поко­лений. Как результат – возрождение неонацизма, всплеск национализма, рост числа преступлений на национальной почве. Необходимо исправлять ошибки. Мы наде­емся, что эта тема поможет нам предотвратить проявление Холокоста в будущем. Чтобы мы и наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

Актуальность этой работы состоит также в том, что в процессе ее изучения можно восстановить часть неизвестных, а точнее утерянных имён. Также она позво­ляет более глубоко изучить явление, выявить его существенные (отличительные) признаки и характерные черты.

Цель работы: Выявить и сравнить средства и методы реализации политики нацистской Германии по отношению к евреям в Себеже и Невеле.

Задачи исследования:

1) Изучить историю уничтожения евреев в годы Великой Отечественной войны на территориях Себежского и Невельского районов.

2) Разработать критерии сравнения процессов.

3) Выявить общие черты и различия в реализации Холокоста в изучаемых ре­гионах.

4) Выявить, как в изучаемых районах местные жители сохраняют память о Хо­локосте и его жертвах.

Материал о том, что такое Холокост, о способах уничтожения еврейского на­селения достаточно полно представлен в учебном пособии «История Холокоста на территории СССР» (1). Но в нём нет региональной информации. Для ее получения нами были изучены отдельные разделы пособий для вузов И.А. Альтмана «Холо­кост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР» (2), «Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941 - 1945 г.» (3), книга М.А. Белозерова «Лицо фашизма» (4), материалы сайтов «Центр и Фонд «Холокост»: Память и пре­дупреждение» (11), «Холокост на Псковщине» (13), музея Яд Вашем (12).

Более глубокие исследования истории Холокоста в Себеже были проведены Витковской Ниной в рамках областной детской комплексной краеведческой экспе­диции «Истоки» и описаны в двух статьях сборников за 2006 и 2007 годы. В них охарактеризованы численность и спо­собы уничтожения еврейского населения (7).

В сборнике «Истоки – 2010» в работе Степановой Татьяны есть сведения о последствиях Холокоста и об установленном памятнике (10).

Для изучения событий Холокоста в Невеле мы обратились к работе Макси­мовской Л.М. «Голубая дача. Памяти жертв Невельского Холокоста», а также к ра­боте Бойдича Д. «Это забыть нельзя (Невельщина в годы оккупации).

В имеющейся литературе отсутствует сравнительный анализ Холокоста в Се­беже и Невеле. И его можно дополнить нашей работой.

В процессе исследования помимо научной и научно-популярной литературы были привлечены новые исторические источники: воспоминания очевидцев, док­лады Einsatgruppe B об оперативной ситуации СССР, опубликованные на сайте Яд Вашем.

Работа проводилась в рамках секции этнографии и устной истории областной детской комплексной краеведческой экспедиции «Истоки-2011». Было опрошено 17 информантов (список – Приложение 1). Кроме того, использовались фрагменты ин­тервью с информантами истоковцев прошлых лет.

«Холокост – (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприно­шение с помощью огня), преследование и уничтожение евреев нацистами и их по­собниками после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй ми­ровой войны в Европе (1933 – 1945 гг.)».

Евреям был придан статус полностью бесправной группы населения, обре­чённой на смерть. Браки евреев с представителями других национальностей объяв­лялись недействи­тельными. А потом и уголовно наказуемыми.

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обя­зы­вали носить повязки или нашивки с шестиконечными звёздами, жёлтые круги, прямо­угольные «латы». Их заставляли сдавать драгоценности.

Особенностью Холокоста в СССР было то, что уничтожение еврейского насе­ления проходило на территории страны, которая не была полностью захвачена и ак­тивно сражалась с нацизмом. Именно ее граждане-евреи стали объектом пропаган­дистского и физического террора. Меры к спасению и защите евреев, к сожалению, не были адекватны масштабам трагедии. (1)

Псковские города – Себеж и Невель – в полной мере смогли испытать на себе всю трагедию нацистской политики, т.к. до войны большинство населения в них со­ставляли евреи (Себеж – 60 %, около 3000 человек; Невель – более 60 %, 3176 чело­век).

9 июля 1941 года Себеж оккупировали войска верхмата. Город Невель был ок­купирован 16 июля 1941 года.

С первых дней оккупации евреи были ограниченны в передвижении, даже в преде­лах одного населённого пункта. Впоследствии для их проживания отводились специаль­ные районы (гетто) или отдельные здания. (1) Такие районы существовали в Себеже и Невеле.

Все гетто можно условно разделить на два типа: «открытые» и «закрытые». Узники «открытого» гетто чаще всего оставались в своих домах или квартирах, где проживали вместе со своими семьями. В некоторых случаях они переселялись в не­огороженную и неохраняемую часть города. Такое гетто носило временный харак­тер – до уничтожения либо переселения в «закрытое» гетто. (1, 2).

В научной литературе не определен тип гетто, которые организовали нацисты в Невеле и Себеже. Проанализировав литературу и источники (воспоминания оче­видцев), опираясь на признаки определения, мы сделали вывод, что гетто в Себеже было «смешанного» типа. Оно находилось на двух соседних улицах - Советской и Нижней. Как вспоминала Огурцова Ольга Михайловна: «Еще гетто в соседнем доме (ул. Нижняя, 7, "сапожников дом") и где райфо и Бухаревы где живут, следующий дом. И Советская, 14». Подтверждает нашу точку зрения и тот факт, что эта терри­тория не была специально огорожена, не охранялась. В соседних домах жили мир­ные жители не еврейской национальности. Но свобода евреев была ограничена - их заставляли носить опознавательные знаки, а это означает то, что им нельзя было свободно передвигаться по городу. Дата организации себежского гетто точно не из­вестна.

В Невеле в августе 1941 года было создано два гетто. Первое - в загородном парке «Голубая дача» (3,4,5,8,9,12,13). Второе гетто устроили на торфопредприятии. (3, 96) Мы считаем, что это были гетто «закрытого» типа, так как «создание "закры­тых" гетто предполагало переселение всех евреев (за редким исключением в ряде мест для членов юденрата, врачей и ремесленников) в определенный квартал, улицу или дом (помещение). Сроки для переселения, как правило, устанавливались в не­сколько дней» (3, 96).

Прежде чем уничтожать евреев, нацисты считали необходимым эксплуатиро­вать их – заставляли нести трудовую повинность, при этом подвер­гая издевательст­вам и истязаниям. В Невеле евреев гоняли на работу – мыть тюрьму, добывать торф (9, 168). В городе Себеже, по воспоминаниям очевидцев, «возили воду на евреях, запрягая их в бочку водовозку по четыре человека, а пятого сажали на бочку, чтобы управлять ими» (4, 102) Из воспоминаний Огурцовой Ольги Михайловны, 1930 г. р., г. Себеж: «А гоняли... куда хочешь. Гоняли где здесь вал-фабрика, там тоже немцы стояли. Полы мыть, улицы подметать».

Расстрелы узников гетто в Невеле начались 4 сентября 1941 года. На рассвете подразделение эсэсовцев расстреляли 74 мужчин. Есть свидетельства, что в этот же день состо­ялся массовый расстрел женщин и детей. По показаниям немецкого сол­дата Кильгорна: «Из толпы примерно в 600 человек непрестанно выводили по 5 женщин к находившемуся на расстоянии 200 метров противотанковому рву. При этом женщинам завязывали глаза. После расстрела одной группы следующая группа сталкивалась на том же самом месте в ров, прямо на тех, которые только что были расстреляны» (8).

Повод для быстрого уничтожения евреев в Невеле мы узнали из документов музея Яд Вашем: «4 сентября 1941. Доклад об оперативной ситуации в СССР № 73 айнзатцгруппы B....Зондеркомандой 7а осуществляются действия против евреев в Невеле, в ходе которых 74 человек были расстреляны.

Акция проводилась в качестве меры наказания за поджог совершенный ев­реями в Невеле. По добровольному признанию многих евреев,... они участвовали в поджогах, которые разрушили центр города, который был лишь слегка поврежден во время боевых действий.…» (12).

Для оправдания уничтожения гетто на торфопредприятии была использована болезнь: «23 сентября 1941 Доклад об оперативной ситуации СССР № 92 Einsatgruppe B... В соответствии с диагнозом немецкого врача, в гетто Невеля, соз­данного примерно в трех километрах за пределами города и состоящего из несколь­ких деревянных домов, вспыхнула чесотка. Для того, чтобы предотвратить даль­нейшее заражение, 640 евреев были ликвидированы, а дома сожгли…» (12). Таким образом, в Невеле первое и второе гетто были ликвидированы в сентябре.

В Себеже расстрелы начались с зимы 1942 года. Жизнь себежским евреям, по рассказам очевидцев и данным исследователей, продлила попытка собрать золото, другие ценности и передать все это коменданту города с просьбой сохранить им жизнь. Но подношение только отодвинуло казни. (6, 150)

Наиболее яркие воспоминания об этом сохранила З.П. Малашонок: «В один из январских дней 1942 года я просну­лась рано утром от шума и криков на улице. Тут увидела, что все дома по улице Совет­ской, где жили семьи евреев, оцеплены фаши­стами. Всех людей они стали выгонять из домов и собирать в одну толпу. Женщины, дети и старики стояли в окружении врагов. Очень плакала от предчувствия беды одна женщина. Всех этих людей, испуганных и пла­чущих, немцы погнали на за­мёрзшее озеро и по нему гнали людей в сторону ветлечеб­ницы, которая виднелась на противоположном берегу».

З.П. Малашонок выбежала из сво­его дома и с великой печалью смотрела вслед удаляющимся. Озеро было занесено снегом, и люди проваливались в него по ко­лено. Шли они цепочкой друг за другом. «Через некото­рое время с другого берега донеслись звуки стрельбы из автоматной очереди».

Огурцова Ольга Михайловна дополнила свидетельства Зинаиды Павловны: «Это дело было или в январе или в феврале, но озеро было замёрзшим. Мы катались на санках. А мы вот чёрные с сестрой и дядька Петька - полицай местный - прихо­дит к мамке и говорит: «Михайловна, забери девчонок. Она спрашивает: «А чего?» «Сейчас, говорит, погонят. Придут немцы и будут расстреливать евреев. А то, гово­рит, девчонки у тебя чёрные, ещё попадут в эту кучу». Ну вот, даже мурашки по коже. Тогда мама схватила нас и затащила сюда. А потом как пошли эти овчарки… И собирали их всех вон там на колонке. У нас окна заставлены. Мы только видели, как гнали их, и как гнали их по озеру туда. Их и полицаи вели, и немцы вели, и ов­чарки. Ужас что было».

В нескольких случаях убийства сопровождались издевательствами. Например, над женщинами. В Себеже немцы кидали детей живьём в костёр, а матерей застав­ляли стоять рядом и смотреть (7, 240) В Невеле во время расстрела 6 сентября жен­щины поднял крик до небес – у них сначала отобрали детей (8).

На данный момент известно, что в Себеже, по разным источникам, погибло от 100 до 150 мирных жителей еврейской национальности. Из них на сегодняшний день известны имена 29 человек. Из 110 имен, сохраненных в базе имён музея Яд Вашем, 16 - мирные жители, которые погибли за пределами Себежа, 11 человек по­гибли в Ленинграде в блокаду, 39 евреев-себежан - на фронте, в рядах Красной Ар­мии.

В ходе экспедиционных исследования нам удалось восстановить ещё два имени себежан – жертв Холокоста. Это: Фиш Семён Иосифович и Иосиф Шнейд­ман.

Из воспоминаний Малашонок Зинаиды Павловны: «В Себеже жил мальчик Иоська Шнейдман. Он сбежал. В печке сидел. Мы в форточку ему картошку кидали. Постарше ребята говорили ему, чтоб он уходил. Он добежал до партизан, но кто-то сказал, что он еврей и его расстреляли. Ему лет 10 было».

О судьбе Фиш С.И. рассказала сестра Людмила Соломоновна Фиш: «Брат Се­мён Иосифович был партизаном. Всю войну не знали где он. Потом, когда освобо­дили Себеж сказали, что он был командир отряда разведчиков. Могилы нет. Их пре­дали с девушкой».

О количестве жертв в Невеле в разных источниках также даны разные цифры. В книге Альтмана И.А. «Жертвы ненависти» указано, что в двух гетто были рас­стреляны 1200 и 200 евреев».(3, 95). В других источниках (14) мы встретили цифру 800 человек. Из них, по спискам музея истории Холокоста Яд Вашем (Израиль), ко­пии которых находятся в музее Невеля, известны около 400 имен.

Нам удалось восстановить имя одного невельского мальчика – Хайма Шапиро. Ему было 14 лет. Из рассказа Людмилы Мироновны Максимовской: «До оккупации дед Хайма купил лошадь и повозку. Раздумы­вать не было времени: нужно уезжать. Посадив знакомых на воз, в том числе и Хайма, дед спешил покинуть Невель. Они уже доехали до д. Борки, но Хайм спрыгнул с подводы. «Нет. Я без мамы не поеду. Вы езжайте, а я вернусь за братом и мамой». (8)

После расстрела еврейские дома были разграблены. Как вспоминала О.М. Огурцова в Себеже «полицаи грабили… Они потом вернулись и всё себе выносили. И полицаи.. Они носили с этих домов всё, грабили… Ну вот у них и дома обоб­рали». Ее слова подтвердила Людмила Соломоновна Фиш. Ее семья успела эвакуи­роваться. «А у меня всё закрыли на замок и уехали. Даже кольца золотые и часы от­цовы, что на свадьбу подарили. Все осталось в шкатулке на комоде. А приехали - пусто. Даже мебели не было». Соседи подтвердили, что это произошло в трагиче­ские зимние дни.

Изучив историю уничтожения евреев в годы Великой Отечественной войны в Себеже и Невеле, мы выявили общие и отличительные черты Холокоста в изучае­мых регионах.

Общим является то, что перед оккупацией городов большую часть их насе­ления составляли евреи, поэтому после захвата немцы активно реализовали там на практике гитлеровские идеи. Нацисты переселили людей в гетто, жестоко эксплуа­тировали, заставляли нести трудовую повинность. Затем расстреляли, а оставшееся имущество разграбили.

Различия были в количестве жертв нацистского террора, а еще в том, что в Себеже и Невеле гетто были разных типов. Различаются и сроки их существования. В Себеже гетто просуществовало дольше. Жизнь себежским евреям продлила по­пытка подкупить коменданта.

Наша работа доказала, что средства и методы, которыми пользовались гитлеровцы для уничтожения евреев были в принципе одинаковыми не зависимо от города. Причины такого положения кроются в идеологии нацизма и государственной политике Германии, направленной против евреев.

И в Себеже, и в Невеле поставлены памятники, посвящённые жертвам Холо­коста. Первые создавались сразу после войны (в Невеле в 1947 году (12), а в Себеже – в 50-е годы 20 века (10)), они плохо сохранились и несли на себе отпечаток со­ветской идеологии. Позже были созданы новые. Памятники в двух псковских горо­дах объединяет то, что они расположены на местах захоронений и присутствие на них еврейской символики. В Невеле мемориал на Голубой Даче, открытый 16 июня 2004 года, включает в себя кованый семи­свечник – менору, высотой более двух метров и памятные обелиски (Автор – кузнец – художник Леонид Ржев­ский.). Его создавали евреи, первый - вернувшиеся в Невель из эвакуации и фронтовики, уво­ленные из рядов Красной Армии после окончания войны, второй – современная ев­рейская община, на свои средства (12).

   

В себежский монумент, созданный в 50-е годы 20 века и восстановленный в 2009 г., включена звезда Давида. Инициаторами восстановления памятного знака стали сотрудники администрации г. Себежа. Себежский памятник состоит из двух частей: одна посвящена евреям, погиб­шим в гетто и концлагерях, а другая часть всем погибшим евреям (10, 251).

Работа по увековечиванию памяти погубленных нацистами евреев в Невеле и в Себеже продолжается до сих пор – выявляются новые имена, которые удалось восстановить. Каждый год сюда приходят и приезжают люди, евреи читают Кадиш, приносят на могилы по еврейскому обычаю камешки, а русские кладут к подножию памятников цветы. (8)

Возле восстановленных памятников не наблюдалось ни одного факта ванда­лизма, что не может не радовать. У них есть шефы, которые их убирают и охраняют от разрушений.

В ходе работы «Жертвы ненависти (страницы истории Холокоста г. Себеже)» Витковская Нина столкнулась с тем, что в Псковской области много людей не зна­комы с понятием «Холокост». В Себеже в экспедиции «Истоки» в 2006 году на во­прос «Знаете ли вы, что такое Холокост?» положительный ответ дали 46% респон­дентов, а в городе Себеже – 25% опрошенных. (7) В Невеле было опрошено 49 старшеклассников школ района. Более 60% не смогли ответить на вопросы: «Что та­кое Холокост?», «Что вы знаете о расстреле наших земляков в местечке Голубая Дача?» (8)

Опрос доказал, что больше половины опрошенных не знакомы с понятием Холокост, не помнят о гибели земляков. Значит опасность исчезновения истории уничтожения евреев из памяти людей очень велика.

Этой работой мы хотим внести вклад в сохранение памяти о трагедии Холоко­ста и дополнить ее новыми данными, которые смогли узнать в процессе исследова­ния (восстановить имена жертв, которые были ранее неизвестны).

Список литературы:

1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР - М., 2001

2. Альтман И.А. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной террито­рии СССР. Учебное пособие для студентов – М.: Фонд «Холокост», 2002

3. Альтман И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941 - 1945 г. - М., 2002

4. Белозеров М.А. Лицо фашизма. – Великие Луки, 2007

5. Бойдиа Д. Это забыть нельзя (Невельщина в годы оккупации)./ Материалы на­учно-практической конференции учащихся Псковской области «Шаг в буду­щее» - Псков, 2008

6. Болотова Л., Пасман Т.Б. Взаимоотношение коренного сельского населения Се­бежского района с представителями еврейского этноса / Материалы иссле­дований областной детской комплексной краеведческой экспедиции «Ис­токи» - 2005, Псков, 2006

7. Витковская Н., Пасман Т. Б. Жертвы ненависти (страницы истории Холокоста в г. Себеже) / Материалы исследований областной детской краеведческой экс­педиции «Истоки» - 2007, Псков, 2008

8. Кокарева С.О., Витоль Н.Ф. «…Там детство наше расстреляли на Страшной Даче Голубой…История Холокоста в Невеле» (рукопись)

9. Максимовская Л.М. Голубая дача. Памяти жертв Холокоста/ Невельский сбор­ник, выпуск 9-СПб, Акрополь 2004

10. Степанова Т., Пасман Т. Б. История воссоздания памятника погибшим евреям г. Себежа/ Материалы исследований областной детской комплексной краевед­ческой экспедиции «Истоки»-2010 - Псков, 2011

11. http://www.holocf.ru/ - Центр и Фонд «Холокост»: Память и предупреждение

12. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/index.asp - музей Яд Вашем

13. http://Pskovichka.ru - Холокост на Псковщине

14. http://www.toropets-land.ru/dost/382-memorial-golubaya-dacha-nevelskij-rajon.html - Мемориал «Голубая дача», Невельский район, Псковская область»

 


Приложение 1

Список информантов:

1. Бируля Валентина Матвеевна, г. Себеж, 1930 г.р.

2. Борейко Татьяна Тимофеевна, г. Себеж, 1942 г.р.

3. Гегиль Надежда Егоровна, д. Залесье-2, 1935 г.р.

4. Гоголинская Тамара Константиновна, г. Невель, 1938 г.р.

5. Журавский Степан Петрович, д. Глембочино, 1922 г.р.

6. Ивлев Борис Степанович, п. Сосновый Бор, 1932 г.р.

7. Колондук Юрий Львович, г. Невель.

8. Лавренова Вера Арсеньевна, г. Себеж, 1950 г.р.

9. Максимовская Людмила Мироновна, г. Невель

10. Малашёнок Зинаида Павловна, г. Себеж, 12.07.1929 г.р.

11. Огурцова Ольга Михайловна, г. Себеж, 1930 г.р.

12. Петрова. О.В., г. Невель.

13. Петров А., г. Невель

14. Покатова Екатерина Фёдоровна, д. Глембочино, 1934 г.р.

15. Трубин Владимир Иванович, г Себеж, 1938 г.р.

16. Фиш Людмила Соломоновна, г. Себеж, 14.11.1929 г.р.

17. Шабанова Ирина Егоровна, г. Себеж, 1929 г.р.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...