Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания по выполнению работы




ЗАДАНИЕ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ВЫБОР ВАРИАНТОВ

Целью изучения учебной дисциплины “Информатика” является усвоение студентами знаний и навыков эффективного использования средств и методов информатики при решении разнообразных экономических и управленческих задач.

Требования к оформлению работы

1.1. Отчет по учебной практике оформляется в текстовом редакторе MS Word и предоставляется в отпечатанном виде, а также результаты выполнения заданий: все таблицы Excel в электронном виде (на одной дискете допускаются результаты нескольких работ).

1.2. Отчет по учебной практике должен содержать:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основную часть работы.

5. Заключение (выводы о проделанной работе).

6. Список литературы.

1.3. Работа выполняется на листах формата А4, которые должны быть сброшюрованы в виде папки.

· Обложкой курсовой работы служит титульный лист, форма которого приведена на рис. 1.

Российская Федерация

Министерство путей сообщения

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения МПС России»

 

Кафедра «Информационные технологии и системы»

 

 

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

ПО ИНФОРМАТИКЕ

 

 

Выполнил В.А. Петров гр.311

Проверил:

 

 

Хабаровск

 

 

 

· Страницы имеют следующие параметры (поля): слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – по 20 мм.

· Текст работы располагается на одной стороне листа и выполняется шрифтом Times New Roman размером в 14 пт., стиль – обычный, межстрочный интервал – полуторный. Весь текст оформить единообразным стилем.

· Предусмотреть автоматический перенос слов и выравнивание текста по ширине с отступом первой строки 1,21 см.

· Название каждого раздела размещается по центру и отступается от предыдущего на 15 пт.. Абзац от названия раздела отступается на 6 пт..

Все страницы, за исключением титульного листа (номер 1),

· нумеруются вверху листа по правому краю, шрифтом Arial и размером 12 пт. в следующем порядке: страница 2 – оглавление с обязательным указанием номеров страниц разделов, страница 3 и т.д. – содержательная часть курсовой работы. В конце работы приводится список используемой литературы.

· Внести в колонтитулы курсовой работы: вверху с левого края название работы, внизу Ф.И.О студента выполнявшего работу, номер группы и свой вариант (шрифт Times New Roman размером в 8 пт).

Задания 1 и 2 требуют от студента изложения теоретического материала согласно номеру индивидуального варианта, определяемого из приведенных ниже таблиц по последней цифре номера зачетной книжки студента.

Задания, начиная с 3-го, связаны с манипулированием данными в готовой учебной базе данных о работниках предприятия торговли - универсама. База данных (БД) создана в среде табличного процессора MS Excel.

Фамилия Имя Отчество Пол Дата рождения Должность Оклад Семейное положение Количество детей
Агафонов Юрий Александрович м 05.02.64 механик 1 800р. женат  
Агеев Сергей Петрович м 25.05.70 товаровед 2 500р. женат  
Андреев Георгий Алексеевич м 03.08.44 бухгалтер 2 100р. разведен  
Андреев Юрий Дмитриевич м 12.08.42 бухгалтер 2 100р. вдовец  
Андреев Александр Алексеевич м 22.09.55 продавец 2кат. 2 450р. женат  
Андреев Александр Сергеевич м 19.02.51 сторож 1 300р. холост  
Аникина Ирина Григорьевна ж 20.09.73 продавец 2кат. 2 200р. незамужем  
Анисимов Григорий Сергеевич м 07.07.64 грузчик 1 200р. женат  
Аннушкин Сергей Петрович м 02.11.49 зам.директора 3 500р. вдовец  
Антоненко Иван Анатольевич м 26.12.76 продавец 2кат. 2 060р. женат  
Атоманюк Алексей Федорович м 13.01.77 зав.секцией 2 800р. женат  
Багирова Елена Константиновна ж 09.12.74 продавец 1кат. 2 400р. замужем  
Базина Людмила Петровна ж 07.04.54 экономист 2 900р. замужем  
Баранова Ирина Петровна ж 03.05.77 бухгалтер 1 960р. вдова  
Березкина Алла Сергеевна ж 15.02.71 товаровед 2 500р. замужем  
Бирюкова Александра Алексеевна ж 18.09.80 продавец 2кат. 2 060р. замужем  
Богданова Ирина Игоревна ж 06.09.75 продавец 3кат. 1 740р. вдова  
Бондарчук Сара Георгиевна ж 08.12.68 зав.секцией 2 800р. замужем  
Борисов Александр Алексеевич м 16.05.75 экспедитор 2 200р. женат  
Борисова Татьяна Александровна ж 21.08.48 зав.секцией 2 600р. вдова  
Бурова Татьяна Александровна ж 11.05.61 кассир-контролер 2 300р. замужем  
Васильева Татьяна Борисовна ж 24.07.59 юрист 2 900р. вдова  
Гарин Александр Петрович м 22.01.65 продавец 1кат. 2 400р. вдовец  
Гранина Нина Алексеевна ж 21.10.78 администратор 2 600р. замужем  
Грачева Алла Алексеевна ж 09.09.71 гл.бухгалтер 3 000р. разведена  
Григорьев Александр Сергеевич м 26.04.60 коммерч.агент 3 200р. холост  
Данилова Татьяна Александровна ж 02.11.59 продавец 2кат. 2 060р. замужем  
Дмитриева Ирина Игоревна ж 01.11.65 бухгалтер 1 960р. замужем  
Дорофеева Алла Сергеевна ж 03.03.78 кассир-контролер 2 400р. незамужем  
Дрозд Татьяна Александровна ж 30.07.68 зам.зав.секцией 2 600р. вдова  
Егорова Нина Алексеевна ж 15.11.68 уборщица 1 500р. замужем  
Ефимова Алла Сергеевна ж 21.11.60 продавец 2кат. 2 100р. замужем  
Жук Вера Алексеевна ж 02.01.59 продавец 1кат. 2 400р. незамужем  
Зверева Бэлла Гавриловна ж 12.04.49 продавец 3кат. 1 840р. замужем  
Иванова Нина Алексеевна ж 10.03.76 продавец 2кат. 2 100р. незамужем  
Ильина Людмила Николаевна ж 04.08.75 уборщица 1 500р. разведена  
Каро Наталия Константиновна ж 11.07.64 продавец 3кат. 1 750р. незамужем  
Ким Ирина Олеговна ж 12.06.69 продавец 3кат. 1 800р. незамужем  
Киреева Нина Борисовна ж 03.03.70 фасовщица 1 600р. замужем  
Китуничева Вера Дмитриевна ж 07.07.64 ст.кассир 2 500р. замужем  
Коваленко Анна Давыдовна ж 17.07.73 продавец 3кат. 1 800р. разведена  
Козлова Елена Николаевна ж 26.02.63 продавец 3кат. 1 900р. замужем  
                 
Лазаренко Алла Сергеевна ж 01.06.65 продавец 3кат. 1 900р. замужем  
Леонова Нина Алексеевна ж 05.10.75 кассир 2 200р. замужем  
Мартынихина Анна Дмитриевна ж 01.10.65 приемщик посуды 1 600р. замужем  
Милашевич Алла Александровна ж 12.09.75 продавец 2кат. 2 060р. замужем  
Минина Лиана Зурабовна ж 02.11.75 кассир 2 250р. замужем  
Минц Александр Сергеевич м 07.02.56 охранник 2 160р. разведен  
Михайлов Алексей Петрович м 05.08.71 приемщик посуды 1 600р. женат  
Москвина Алла Сергеевна ж 01.08.77 зам.зав.секцией 2 400р. замужем  
Мухина Наталья Олеговна ж 29.06.62 кассир 2 300р. замужем  
Наливайко Ирина Олеговна ж 02.07.75 повар 2 300р. замужем  
Нарышкина Елена Емельяновна ж 25.06.75 фасовщица 1 900р. замужем  
Никодимов Петр Александрович м 31.01.61 продавец 3кат. 1 900р. разведен  
Николаев Петр Алексеевич м 05.12.39 кассир 2 300р. вдовец  
Николаева Наталия Константиновна ж 23.07.61 повар 2 000р. замужем  
Озерова Нина Алексеевна ж 05.06.64 продавец 3кат. 1 900р. замужем  
Павлова Вера Олеговна ж 17.10.59 продавец 3кат. 1 800р. незамужем  
Петрова Анна Дмитриевна ж 07.04.73 бухгалтер 1 900р. незамужем  
Петрова Анна Юрьевна ж 31.08.63 продавец 3кат. 1 800р. замужем  
Петрушевич Ирина Олеговна ж 22.01.80 продавец 3кат. 1 800р. незамужем  
Пушкина Нина Алексеевна ж 31.01.58 кассир 2 300р. незамужем  

 

Учебная БД содержит поля (столбцы) исходных данных, поясняемые в таблице 1.

Таблица 1

Наименования полей базы данных о работниках универсама

Столбец Наименование поля Пояснения
A Фамилия Фамилия работника
B Имя Имя работника
C Отчество Отчество работника
D Пол Пол работника
E Дата рождения Дата рождения работника
F Должность Должность, занимаемая работником
G Оклад Оклад работника в рублях
H Семейное положение Семейное положение работника
I Количество детей Количество детей-иждивенцев в семье работника

 

Примечание.

Пол кодируется буквами м или ж.

Семейное положение может быть представлено текстовыми значениями: холост, женат, разведен, вдовец, замужем, незамужем, разведена, вдова.

Должности: директор, бухгалтер, зав.секцией, зам.зав.секцией, продавец 1кат., продавец 2кат., продавец 3кат., уборщица, грузчик и прочее.

ЗАДАНИЕ 1. Раскрыть суть приведенных в таблице 2 понятий, средств и технологий.

Таблица 2

Варианты индивидуальных заданий

Последняя цифра № зачетной книжки Тема изложения
  Состав операционной системы MS Windows 7
  Служебные программы MS Windows 7 для очистки, проверки и дефрагментации диска
  Наборы утилит для MS Windows 7
  Основные свойства сетевой операционной системы Windows 7.
  Обработка информации по клиент-серверной архитектуре.
  Типы данных в СУБД
  Модели БД, реляционная модель БД
  Этапы создания БД в СУБД
  Виды запросов к БД в СУБД
  Средства создания пользовательских приложений в офисных программах

ЗАДАНИЕ 2. Описать средства и технологии, применяемые в глобальной компьютерной сети Internet, которые приведены в таблице 3.

Таблица 3

Варианты индивидуальных заданий

Последняя цифра № зачетной книжки Тема изложения
  Технические и программные средства для доступа и работы в Internet
  Корпоративные информационные системы.
  Адресация компьютеров, пользователей и документов в Internet
  Виды информационных ресурсов в Internet
  Электронная почта Internet
  Менеджеры электронной почты и новостей
  WWW – “Всемирная информационная паутина” Internet
  Обозреватели (броузеры) Internet
  Поисковые серверы Internet
  HTML – язык разметки гипертекста Web-страниц

ЗАДАНИЕ 3. Описать структуру существующей БД отдела кадров с данными о работниках универсама, созданную в среде табличного процессора MS Excel. При этом указать число полей, записей в БД и тип (формат) данных для каждого из полей (текстовый, числовой, денежный/финансовый или дата), заполнив копию таблицы 4.

Задание общее для всех вариантов.

Таблица 4

Описание структуры базы данных о работниках универсама

Диапазон ячеек, занимаемых БД - A1: I80.

Число полей в БД - _____.

Число записей в БД - _____.

Столбец Наименование поля Тип данных
A Фамилия  
B Имя  
C Отчество  
D Пол  
E Дата рождения  
F Должность  
G Оклад  
H Семейное положение  
I Количество детей  

ЗАДАНИЕ 4. Провести двухуровневую сортировку БД согласно критериям в таблице 5. При этом на первом этапе провести сортировку согласно первичному критерию, а на втором этапе для записей, имеющих одинаковые значения первичного критерия, предусмотреть сортировку согласно вторичному критерию.

Подробно по шагам описать действия пользователя с представлением в виде рисунка диалогового окна Сортировка диапазона (см. ниже пример выполнения задания 4).

Таблица 5

Варианты индивидуальных заданий

Последняя цифра № зачетной книжки Критерии сортировки  
Первичный Вторичный
  Вначале мужчины, а затем женщины По убыванию возраста работника
  По алфавиту наименований должностей По возрастанию возраста работника
  Вначале мужчины, а затем женщины По алфавиту фамилий
  По алфавиту наименований должностей По убыванию окладов
  Вначале мужчины, а затем женщины По алфавиту наименований должностей
  Вначале женщины, а затем мужчины По убыванию количества детей
  По алфавиту наименований должностей Вначале женщины, а затем мужчины
  Вначале женщины, а затем мужчины По возрастанию окладов
  Вначале мужчины, а затем женщины По возрастанию количества детей
  По алфавиту фамилий По алфавиту имен

 

ЗАДАНИЕ 5. Используя операцию автофильтра, провести выборку записей из БД согласно приведенным в таблице 6 критериям фильтрации. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунка диалоговое окно пользовательского автофильтра (см. ниже пример выполнения задания 5).

Таблица 6

Варианты индивидуальных заданий

Последняя цифра № зачетной книжки Критерии фильтрации
  Фамилии, начинающиеся на “Ми” или “Ни”
  Фамилии, начинающиеся с “Б”, и 3-й буквой “р”
  Не имеющие детей или имеющие более четырех детей
  Продавцы всех категорий
  Имеющие имя “Александр” или “Алексей”
  Вдовцы или вдовы
  Имеющие отчества “Александрович” или “Александровна”
  Имеющие оклады от 2500 до 3000 руб.
  Заведующие или их заместители любых подразделений
  Холостые мужчины или незамужние женщины

ЗАДАНИЕ 6. Используя многошаговую операцию автофильтра, провести выборку записей из БД согласно приведенным в таблице 7 критериям фильтрации. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунков диалоговые окна применяемых пользовательских автофильтров (см. ниже примеры выполнения заданий 5 и 6).

Таблица 7

Варианты индивидуальных заданий

Последняя цифра № зачетной книжки Критерии фильтрации
  Мужчины с окладом выше 2000 руб.
  Продавцы любых категорий с окладом ниже 2000 руб.
  Женщины кассиры или кассиры-контролеры
  Вдовы или разведенные женщины, имеющие детей
  Незамужние или разведенные, не имеющие детей
  Разведенные, имеющие детей
  Вдовы и вдовцы с окладом ниже 2500 руб.
  Незамужние продавцы 1-й и 2-й категорий
  Продавцы любых категорий с именами Елена или Вера
  Мужчины-бухгалтеры

ЗАДАНИЕ 7. Используя операцию расширенного фильтра, выполнить одношаговую фильтрацию согласно критериям задания 6. Соответствующий блок критериев расположить над таблицей БД. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунков используемую часть такого блока и диалоговое окно расширенного фильтра (см. ниже пример выполнения задания 7).

ЗАДАНИЕ 8. Реализовать запрос к БД, используя функции категории Работа с базой данных. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунка используемую часть блока критериев и привести соответствующую расчетную формулу (см. ниже пример выполнения задания 8). Варианты запросов приведены в таблице 8.

Таблица 8

Варианты индивидуальных заданий

Последняя цифра № зачетной книжки Запрос к базе данных
  Сумма окладов продавцов любых категорий
  Количество вдов и вдовцов
  Максимальный оклад у мужчин
  Минимальный оклад у женщин
  Количество женщин-продавцов 1-й категории
  Средний оклад у заведующих любых подразделений
  Общее количество детей у разведенных
  Средний оклад у бухгалтеров
  Количество холостяков с окладом выше 2500 руб.
  Максимальное количество детей у вдовцов и вдов

ЗАДАНИЕ 9. Реализовать перекрестный запрос к БД, используя операцию построения сводной таблицы. Подробно по шагам описать необходимые действия пользователя. При этом представить в виде рисунка диалоговое окно шага 3 из 4 Мастера сводных таблиц (см. ниже пример выполнения задания 9). Варианты запросов приведены в таблице 9.

Таблица 9

Варианты индивидуальных заданий

Последняя цифра № зачетной книжки Запрос к БД
0 или 5 Количество работников в каждой должности отдельно для женщин и мужчин
1 или 6 Количество детей для различных групп семейного положения отдельно для женщин и мужчин
2 или 7 Средний оклад работников в каждой должности отдельно для женщин и мужчин
3 или 8 Максимальное количество детей для различных групп семейного положения отдельно для женщин и мужчин
4 или 9 Максимальный оклад в каждой должности отдельно женщин и мужчин

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

1. Задания 1 и 2 выполняются в объеме 8-10 страниц печатного текста по каждому из заданий. Варианты задания 1, связанные с рассмотрением офисных приложений, в частности, СУБД, рекомендуется излагать применительно к СУБД MS Excel. При этом не следует ограничиваться только списком литературы, приведенной в конце методических указаний. Могут быть использованы материалы из популярных журналов компьютерной тематики. Приветствуется поиск необходимой информации и в компьютерной сети Internet.

2. Выполнение заданий 4-9 сводится к составлению сценариев запросов к БД. Такие сценарии должны содержать подробное описание действий пользователя по выделению соответствующих диапазонов ячеек, выбору пунктов инструментального меню, заполнению полей диалоговых окон и прочее (см. примеры выполнения заданий).

3. Задания 5-9 предполагают реализацию запросов к БД, связанных с поиском и обработкой данных, которые соответствуют заданным условиям-критериям поиска.

Такие запросы в среде табличного процессора MS Excel могут выполняться различными способами:

· с использованием Формы, создаваемой при выборе пунктов инструментального меню Данные/Форма..., в которой следует щелкнуть мышью по кнопке Критерии.

· Далее надо ввести в соответствующее поле формы искомое значение, а для текстовых значений - хотя бы начальный уникальный фрагмент. Результатом поиска является отображаемая в форме первая от начала БД запись, в которой обнаружено совпадение с введенным искомым значением. Щелчками по кнопкам Следующая или Предыдущая, можно перейти к очередной или предыдущей такой записи;

· посредством использования операции Автофильтра (см. ниже примеры выполнения заданий 5 и 6);

· посредством выполнения операции Расширенного фильтра, который использует формируемый предварительно блок критериев поиска (см. ниже пример выполнения задания 7);

· с использованием функций категории Работа с базой данных, которые применяют механизм расширенной фильтрации с последующей обработкой ее результатов (см. ниже пример выполнения задания 8);

· путем построения сводной таблицы посредством диалога с Мастером сводных таблиц (см. ниже пример выполнения задания 9);

· с использованием пунктов инструментального меню Правка/Найти..., что применительно к таблице БД можно считать наименее эффективным.

 

4. В заданиях 7 и 8 требуется сформировать блок критериев, заполнив его заданными условиями выборки искомых записей. С этой целью предварительно необходимо зарезервировать диапазон ячеек для размещения блока критериев посредством вставки пустых строк над таблицей БД. Затем следует скопировать строку с наименованиями полей БД в первую строку блока критериев, например, с использованием папки обмена. Далее следует ввести, начиная со второй строки блока критериев, конкретные условия выборки записей. При этом следует иметь в виду, что комбинированный критерий фильтрации формируется из частных критериев в отдельных ячейках блока по правилу: объединение в строке – логической операцией И, в столбце – логической операцией ИЛИ. Полученные таким образом блоки критериев следует представить в контрольной работе в виде соответствующих рисунков.

  1. Задание 8 предполагает использование функций категории Работа с базой данных, которые применяют механизм расширенной фильтрации с последующей обработкой ее результатов:

БДСУМ - суммирование значений в указанном столбце;

БСЧЁТ - подсчет числа значений в указанном столбце, который должен содержать не текстовые значения;

ДМАКС - нахождение максимального значения в указанном столбце;

ДМИН - нахождение минимального значения в указанном столбце;

ДСРЗНАЧ - вычисление среднеарифметического значения в указанном столбце.

Все вышеперечисленные функции имеют три аргумента:

    • диапазон ячеек, занимаемых исходной БД;
    • ячейка с именем поля-столбца, по которому после фильтрации производится суммирование, подсчет числа значений, поиск максимума и прочее;
    • диапазон ячеек блока критериев фильтрации.

Следует иметь в виду, что при использовании функции БСЧЁТ в качестве имени поля, по которому производится подсчет числа записей, прошедших фильтрацию, следует указать поле не текстового типа, например, арифметического (см. ниже пример выполнения задания 8).

  1. Перекрестный запрос к БД из задания 9 реализуется посредством диалога с Мастером сводных таблиц, состоящего из четырех шагов:

шаг 1 - подтверждение создания таблицы на основе данных, находящихся в списке или базе данных Microsoft Excel;

шаг 2 - выделения диапазона ячеек, занимаемых БД;

шаг 3 - разметка сводной таблицы посредством перетаскивания имен полей в соответствующие области создаваемой таблицы;

шаг 4 - выбор варианта расположения сводной таблицы (см. ниже пример выполнения задания 9).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...