Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы стимулирования учебной деятельности младших школьников




 

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Интерес - реальная причина действий, ощущаемая учеником как особо важная. Интерес можно определить как форму проявления познавательных потребностей, что выражается в стремлении к познанию объекта или явления, овладении определенным видом деятельности. Познавательный интерес выражается в эмоциональном отношении школьника к предмету изучения. Л.С. Выготский пишет: «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». [7]

В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, - продолжает Л.С. Выготский, - насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. [7] Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Установлены общие закономерности действия интереса в обучении:

· зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности. Чем больше знаний у ученика имеется по определенному предмету, тем выше его интерес к этому предмету. И наоборот.

·   зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сперва педагог, а потом его наука - зависимость, которая проявляется постоянно.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для стимулирования устойчивых познавательных интересов можно выделить:

· увлеченное преподавание,

·   новизна учебного материала,

·   историзм,

·   связь знаний с судьбами людей, их открывшими,

·   показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников,

·   использование новых и нетрадиционных форм обучения,

·   чередование форм и методов обучения,

·   проблемное обучение,

·   эвристическое обучение,

·   обучение с компьютерной поддержкой,

·   применение мультимедиа-систем,

·   использование интерактивных компьютерных средств,

·   взаимообучение (в парах, микрогруппах),

·   тестирование знаний, умений,

·   показ достижений обучаемых,

·   создание ситуаций успеха,

·   соревнование (с товарищами по классу, самим собой),

·   создание положительного микроклимата в классе,

·   доверие к ученику,

·   педагогический такт и мастерство педагога,

·   отношение педагога к своему предмету, ученикам,

·   гуманизация школьных отношений и т. д.

Самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником. Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними. Интерес зависит от:

· уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности;

·   отношения школьника к учителю.

Детям часто задают вопросы: Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу?

Для школьников 1-2-х классов наиболее характерны ответы типа: «Папа и мама велят», «Я учусь в школе, чтобы получать пятерки. За пятерки меня хвалят», «Все дети ходят в школу», «Не хочу иметь плохих оценок, за них меня ругают», «Мама говорит, что если я не буду учиться, то не стану шофером», «Учительница меня хвалит, когда я хорошо отвечаю», «Стыдно перед классом, если ничего не знаешь» и т. п.

В 3-4-х классах характер ответов несколько меняется, отражая развитие понятий и представлений школьника о побудительных силах учения: «Я учусь, чтобы стать инженером, как мой папа. У меня "4" и "5". Мне нравится наш класс и наша школа. Мне нравится наша учительница. Она интересно рассказывает. Мы с ней ходим на экскурсии и в театр» и пр.

За два-три года школьной жизни мотивы существенно изменяются. В 3-4-м классах уже возникают собственно познавательные интересы к обучению и учебным предметам. Стремление занять достойное место в классе постепенно становится ведущим мотивом для большинства школьников. Этим объясняется, в частности, повышенный интерес учащихся 3-х и особенно 4-х классов к оценке.

Исследования показывают, что существуют благоприятные и неблагоприятные условия формирования у младших школьников положительных мотивов учения. К благоприятным относятся:

· положительное отношение к школе у большинства детей 6-9-летнего возраста;

·   полное доверие к учителю;

·   острая потребность в новых впечатлениях;

·   естественная любознательность.

Неблагоприятные условия:

· неустойчивое внимание;

·   неустойчивые интересы;

·   несформированность воли.

Чтобы достигать высоких результатов, учитель должен постоянно изучать действующие в нем мотивы, интересы и потребности школьников. Это одна из наиболее трудных его профессиональных обязанностей. Изучение мотивов неразрывно связано с их формированием и стимулированием.

Для формирования и стимулирования полноценной мотивации учения младших школьников важно обеспечить следующие условия:

· обогащать содержание личностно ориентированным интересным материалом;

· утверждать гуманное отношение ко всем ученикам - способным, отстающим, безразличным;

·   удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;

·   организовать интересное общение детей между собой;

·   обогащать мышление чувствами;

·   развивать любознательность;

·   формировать активную самооценку своих возможностей;

·   утверждать стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;

·   использовать эффективную поддержку детских инициатив;

·   воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Чтобы мотивация была на оптимальном уровне, учителю необходимо:

· поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками;

·   ободрять учеников при возникновении у них трудностей;

·   поддерживать положительную обратную связь;

·   заботиться о разнообразии методов обучения;

·   приучать учеников к напряженному познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремленность;

·   поощрять выполнение заданий повышенной трудности;

·   учить определять цели, задачи, формы выполнения, критерии оценки самостоятельных работ;

·   формировать чувство долга, ответственности;

·   учить предъявлять требования прежде всего к самому себе.

Многочисленные исследования показывают, что на мотивацию влияет работоспособность учеников. Эффективность обучения повышается, если, прежде чем появилась усталость, будет сделана физкультпауза (около трех минут) или будет изменена форма подачи материала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...