Общая структура бакалаврской работы
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Л.В. Каткова, Н.Н. Штыкова, Д.Н.Изотов, М.Е.Гусарова Муром
УДК 34 ББК 74.6 П-44
Печатается по решению редакционно-издательского совета Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета
П 44 Подготовка и защита выпускной квалификационной (бакалаврской) работы: метод. указания для студентов образовательной программы 030900.62 Юриспруденция / сост. Л.В. Каткова, Н.Н. Штыкова, Д.Н. Изотов, М.Е. Гусарова – Муром: Изд.-полиграфический центр МИ(ф)ВлГУ, 2014. – 33 с.–:1 схема.
УДК 34 ББК 74.6
Ó Муромский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» имени Александра Григорьевича ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), итоговая государственная аттестация студента обучающегося по направлению подготовки бакалавриата включает не менее двух государственных экзаменов и выпускную квалификационную (бакалаврскую) работу. Выпускная квалификационная работа юриста представляет собой, прикладное (как правило) или теоретическое исследование одной из актуальных проблем в области правоведения. Бакалаврская работа показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа правовых явлений, умение делать теоретические обобщения, осуществлять элементарный анализ эмпирического материала и делать практические выводы, давать обоснованные рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений, (видов деятельности) в изучаемой области.
Общие требования к бакалаврской работе состоят в том, что она должна содержать: - теоретический анализ поставленной проблемы; - анализ фактического материала; - практически значимые выводы и рекомендации; а также: - быть логично изложенной; - иметь самостоятельный характер; - быть правильно оформленной. К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки высшего профессионального образования и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний. К последним относятся два государственных экзамена: - государственный экзамен по теории государства и права; - междисциплинарный комплексный государственный экзамен по направлению подготовки. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ Процесс подготовки, написания и защиты бакалаврской работы (далее – БР) включает в себя следующие основные этапы: - выбор темы БР и ее утверждение; - изучение теоретических источников и нормативных правовых актов; - сбор практического аналитического материала в процессе преддипломной практики; - подготовка текста и оформление работы; - обсуждение работы с научным руководителем и подготовка отзыва научного руководителя; представление БР с отзывом научного руководителя на кафедру для оценки состояния готовности к защите; - публичная защита бакалаврской работы в Государственной аттестационной комиссии. Примечание. В отличие от дипломной работы специалиста, бакалаврская работа не рецензируется.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ Определение темы На факультете работают четыре выпускающих кафедры, пропорциональным распределением студентов-дипломников по кафедрам ведает деканат. Поскольку бакалавриат не предусматривает специализации или профилизации, все кафедры факультета являются в плане подготовки дипломных работ равноценными. При распределении по кафедрам деканат может учесть интересы студентов в связи с их текущей и будущей профессиональной деятельностью, их возможности в плане прохождения преддипломной практики.
Студент выбирает тему БР либо из перечня, утвержденного выпускающей кафедрой, либо сам предлагает тему научному руководителю с учетом места прохождения преддипломной практики (а для студентов заочной формы обучения – с учетом содержания текущей или перспективной профессиональной деятельности). В интересах студента сохранять преемственность выпускной работы с предшествующими курсовыми работами. Студент подает заявление на имя заведующего выпускающей кафедры с указанием темы исследования, обозначением места преддипломной практики и просьбой назначить научного руководителя (См. Прил. 1). Согласованная с научным руководителем тема обсуждается и утверждается на заседании соответствующей выпускающей кафедры. Кафедра утверждает просьбу студента или вносит в формулировку необходимые коррективы. В случае комплексной (междисциплинарной) темы возможно назначение консультанта. На основании данных, представленных выпускающей кафедрой, издается приказ по институту. Проект приказа о закреплении тем выпускных квалификационных работ подготавливается кафедрой за две недели до начала преддипломной практики. Студент должен ознакомиться с окончательной формулировкой темы выпускной квалификационной работы в приказе. Последующие изменения темы не допускаются.
Общая структура бакалаврской работы Вне зависимости от деления на главы и параграфы БР включает в себя три части: теоретическую, аналитическую и практическую. Теоретической части, как правило, полностью посвящается первая глава. Аналитическая и практическая – могут быть изложены в отдельных главах или объединяются во второй главе. Количество глав и параграфов косвенно свидетельствует об объеме собранного материала и аналитических способностях автора, его умении структурировать и излагать имеющийся материал.
Теоретическая часть содержит анализ источников по теме исследования, понятийно-категориального аппарата, ее результатом должно быть построение теоретической модели, как правило, в виде основных принципов изучения данного социально-правового явления, в соответствии с которыми будет анализироваться и эмпирический материал, собранный студентом в процессе преддипломной практики. Аналитическая часть содержит систематизацию и, собственно, анализ собранного студентом в ходе преддипломной практики эмпирического материала. В процессе этого анализа выявляются, фиксируются проблемы правоприменительной или иной практики, которые являются отправными пунктами выработки практических рекомендаций, что и составляет содержание последней – практической части БР. Примечание. Следует учитывать, что аналитическая часть в определенной степени совпадает с содержанием отчета студента по преддипломной практике. Например, этот раздел БР начинается с описания учреждения, организации, в которой студент проходил преддипломную практику, описывает собственную исследовательскую работу. Поэтому уже на стадии написания отчета нужно особое внимание уделить тому материалу, который войдет в состав аналитической части БР. Как правило, заключительная часть выпускной работы бакалавра имеет прикладной характер и нацелена на выработку практических результатов различного содержания. Это могут быть: - предложения по совершенствованию (уточнению, дополнению) действующих нормативных правовых актов разного уровня; – самостоятельно разработанные проекты правовых актов для организаций, учреждений, предприятий (уставные документы, должностные инструкции, формы договоров и т.п.) или модификации действующих правовых актов названных субъектов; – научно-исследовательские и практические методики правового содержания; – иные социально-технологические результаты. Желательно внедрение практических результатов в деятельность организаций, учреждений, предприятий, подтвержденное актом (справкой) о внедрении. Наличие акта о внедрении учитывается Государственной комиссией при защите (См. Прил. Оценочный лист защиты).
Введение Введение к бакалаврской работе включает в себя следующие основные разделы, (названия которых в тексте введения обязательно воспроизводятся). Актуальность проблемы исследования. Этот раздел представляет собой описание проблемной ситуации, т.е. определенного социально-правового контекста, в котором существует проблемное противоречие. Обычно выделяются несколько аспектов актуальности проблемы, содержанием которых являются ссылки на потребности общества или конкретных субъектов в теоретическом изучении данного вопроса и их заинтересованности в практических результатах. Приблизительный объем раздела – одна страница. Фрагмент завершается развернутой формулировкой проблемы. Проблема – это теоретическое отображение объективно существующего противоречия как системы взаимодействующих противоположностей. Качественная формулировка проблемы отражает обе стороны противоречия, обозначает их несоответствие, взаимную дополнительность и однозначно задает направленность на определение объекта и предмета исследования. Проблема – начальный пункт любого научного исследования, как теоретического, так и эмпирического (прикладного). Работа без сформулированной проблемы выглядит несерьезно, поскольку лишает ее таких свойств как конкретность и целенаправленность. Существует несколько способов формулирования проблемы. В виде вопроса. Вопрос – это форма мышления, содержащая некоторую исходную информацию с одновременным указанием на ее недостаточность. Таким образом, форма вопроса пригодна для установления связи сторон объективного противоречия (противоположностей). Пример. «Каким образом обеспечить населению муниципального образования возможность воздействовать на процесс принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления?» Указание на недостаточность или избыточность чего-либо (как правило, одного из условий деятельности). Пример. «Проблема состоит в том, что имеются недостаточные возможности воздействия населения муниципального образования на процесс принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления». Указание на несоответствие сторон противоречия друг другу. Пример. «Существует несоответствие между наличным и требуемым уровнями воздействия населением муниципального образования на процесс принятия нормативных правовых актов органами местного самоуправления». Развернутая форма, фиксирующая обе стороны объективно существующего противоречия и дающая возможность расставить все необходимые смысловые акценты.
Пример. «С одной стороны, существует потребность в усилении воздействия населения муниципального образования на процесс принятия нормативных правовых актов, с другой стороны, наличные правовые механизмы не обеспечивают достаточно эффективного взаимодействия населения и местных органов власти в вопросах правотворчества». Примечание. В левой части развернутой формулировки проблемы, как правило, обозначается норматив (объективная закономерность, общественная потребность), а в правой – наличное состояние, которое в той или иной степени не соответствует нормативу. Номинальная форма фиксации проблемы рассматривается как нежелательная, поскольку не снимает многозначности ее истолкования вследствие того, что в явном виде не обозначается связь противоположностей. Пример. «Проблема воздействия населения на процесс принятия нормативных правовых актов». Примечание. Недопустимо во введении подменять понятие «проблема исследования» понятием «тема исследования». Степень научной разработанности проблемы. Здесь дается краткий обзорнаучнойлитературы по теме исследования. Авторы группируются в соответствии с аспектами актуальности проблемы, выделенными в предыдущей части введения. Следует показать, какие идеи, научные положения, принципы, понятия были положены в основу теоретической модели бакалаврской работы. Объект исследования. Это частьобъективнойреальности, обозначаемая основными социальными или социально-правовыми категориями, а также понятиями, производными от них. Он может быть представлен в статическом виде, как правовой институт, форма правового сознания, как область общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, или в динамическом – как социальный (социально-правовой) процесс или вид деятельности. Предмет исследования. Представляет собой конкретизацию объекта, именно ту его часть, которая содержит проблемное противоречие. Объект и предмет исследования соотносятся как общее и частное, формулировки объекта и предмета задаются поставленной проблемой. Следует учитывать, что формулировка предмета исследования по основным понятиям соответствует теме выпускной работы. Цель исследования. Это тот результат, который достигается по завершении процесса дипломного исследования. Цель логически связана с основными частями работы теоретической, аналитической и практической, поэтому она может заключать в себе теоретическую (построение исследовательской модели), аналитическую и практическую составляющие. Примечание. Если исследовательская модель работы не отличается оригинальностью, представляет собой стандартное изложение принципов изучения данного вопроса, теоретическую составляющую цели можно опустить. Пример. «Целью исследованияявляется анализ деятельностиадминистрации Муромского района по повышению уровня взаимодействия с населением, а также выработка практических рекомендаций по совершенствованию организационно-правовых механизмов этой деятельности». Задачи исследования. Задачи – это те промежуточные цели, которые ставятся в процессе исследования и обеспечивают достижение конечной цели исследования, обозначенной в предыдущем разделе введения. Они соответствуют параграфам работы: каждый из них в выводах должен отражать ту лили иную степень решения соответствующей задачи. Состав параграфов соответствует общей структуре научной работы (теоретическая часть, аналитическая и практическая). Теоретико-методологические основы исследования. Здесьназываются методы, применявшиеся автором в процесс исследования. Для теоретической части исследования характерно применение общенаучных методов. Прежде всего, это системный анализ в различных вариантах (процессуальный, ситуационный, синергетический); структурный, функциональный, феноменологический и другие виды общетеоретического анализа. Обязательно использование частнонаучных (юридических) методов: историко-правового, сравнительно-правового, формально-правового и т.п. В процессе преддипломной практики рекомендуется использовать эмпирические методы, предполагающие фиксацию правовых явлений с помощью опроса, наблюдения, эксперимента, анализа документов. Результаты, полученные с помощью этих методов должны быть представлены в аналитической части работы и соответствующем ей положении на защиту. Научная новизна исследования. Что в выпускной работе может рассматриваться в качестве элементов новизны? Типичные для студенческих работ новаторские элементы могут быть представлены в следующем виде: – оригинальная теоретическая модель исследования (обоснованный авторский подход к изучению проблемы); – определение (или уточнение определений) правовых понятий; – самостоятельно собранные эмпирическими методами и проанализированные факты, благодаря которым может быть уточнена и развита научная теория; – зафиксированные на основе анализа фактов тенденции развития законодательного, правоприменительного и других процессов. Теоретическая значимость. В этом разделеследует кратко указать, на какой методологической базе, исследовательской традиции (представленной научной школой или научным направлением) основывается данная работа, и какую создает перспективу дальнейшего изучения данной предметной области. Практическая значимость. Указывается,где и в каких целях могут использоваться материалы (результаты, выводы, рекомендации) работы. Это может быть использование материалов в процессе преподавания учебных дисциплин, преподаваемых в различных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации специалистов юридической сферы, при рассмотрении и решении юридических вопросов соответствующей отрасли права. Положения, выносимые на защиту. Положения должны соответствовать основным логическим частям работы – теоретической, аналитической и практической. В идеале их три, но возможны варианты. Например, нет смысла выносить на защиту теоретическое положение, если оно банально и не отличается оригинальностью. Теоретическое положение отражает структуру авторской модели («идеальный тип», по М.Веберу) или основные принципы анализа проблемы, примененные автором в работе. Обязательным является аналитическое положение, поскольку в нем наиболее ярко отражается самостоятельность автора, его исследовательская работа в процессе преддипломной практики. Аналитическое положение отражает состояние изучаемого объекта, содержит указание на конкретные проблемы практического характера, выявленные автором, наличие которых доказывается ссылками на данные исследования. Практическое положение также обязательно, т.к. демонстрирует способность автора переходить от теории к практике, вырабатывать существенные для сферы правовых отношений решения и рекомендации. Оно содержит выработанные в соответствии названными проблемами направления совершенствования соответствующей сферы правоотношений: - на уровне законодательства (изменение, дополнение правовых норм); - на уровне правоприменения (организационные механизмы реализации закона). Апробация работы. Здесь указывается, на каких научных и научно-практических мероприятиях (семинарах, конференциях) были представлены материалы, отраженные в работе. Примечание. Данный пункт может отсутствовать.
Структура работы Указываются составные части работы (состоит из введения, N глав, заключения, библиографического списка (название по ГОСТу), N приложений).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|