Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая теория как наука. Экономические законы и их специфика. Методы познания экономической теорией экономических процессов




Контрольная работа

по дисциплине:

«Экономическая теория»


Содержание

I. Общая экономическая теория

1. Экономическая теория как наука. Экономические законы и их специфика. Методы познания экономической теорией экономических процессов.

II. Микроэкономика

1. Основы формирования рынка. Рынок и его емкость. Факторы формирования емкости рынка.

III. Макроэкономика

1. Национальное богатство, отраслевая и секторальная  структуры национальной экономики, межотраслевой баланс. Теневая экономика. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS). Мультипликатор автономных расходов.

IV. История экономических учений

1. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту.

Использованная литература


I. Общая экономическая теория

Экономическая теория как наука. Экономические законы и их специфика. Методы познания экономической теорией экономических процессов

Термин “экономика” происходит от слияния греческих слов “ойкос” - хозяйство, дом и “номос” - правило, закон. Значит экономика - это управление хозяйством, правила ведения хозяйства. А экономическая наука - это наука о законах развития хозяйства.

Экономическая теория - наука об отношениях между людьми по поводу производства, обмена распределения и потребления, материальных благ и услуг, о способах эффективного использования ограниченных производственных ресурсов. Экономическая теория тесно соприкасается с другими науками – социологией, политологией, психологией, антропологией, историей.

Экономическая теория как наука отвечает на следующие вопросы:

1. Что производить?

2. Как производить (технология)?

3. Для кого производить?

Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия, хотя применяемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и разнообразных графиков. Как видно на рисунке (Приложение 1) в экономической жизни есть 3 главных участника: семьи, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность через рынки факторов производства (ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Из вышесказанного можно выделить следующие проблемы и разделы экономической науки (Приложение 2).

Экономическая наука обладает не только специфической предметом, но и методами исследования экономических процессов.

“Формальная логика”.

 

Включает в себя следующие закономерности:

- обобщение;
- умозаключение (вывод);
- анализ;
- синтез (соединение в одно целое);
- индукция;
- дедукция;
- сравнение;
- аналогия;
- апория (абсурд);
- проблема;
- гипотеза;
- доказательства;

“Микроэкономический анализ”. Исследуются, конкретные экономические единицы: отдельная отрасль, конкретная фирма или экономические показатели деятельности отдельно фирмы. Он необходим для того, чтобы рассмотреть специфические компоненты экономической системы*.

“Макроэкономический анализ”. Исследуется либо экономика в целом, либо ее основных составляющих (например, государственный сектор, национальный продукт, национальный доход). Применяется для характеристики общей картины экономики или связей между отдельными агрегатами. Спрос на определенное благо зависит от цен потребительских товаров и от дохода, выделенного на потребление. Зависимость спроса от цен потребительских товаров, а не от цены того товара, на который предъявляется спрос, объясняется тем, что потребитель постоянно преобразует структуру спроса, руководствуясь изменениями цен всех составляющих потребительского набора.

Эластичность - способность спроса и предложения реагировать на изменение цены и неценовых факторов.

Эластичность спроса по цене (реакция спроса на изменение цены - прямая эластичность). Если показатель быстро реагирует на изменение цены, то спрос эластичен. И наоборот, если слабо - спрос не эластичен. Если изменение цены ведет к такому же изменению спроса, то это единичная эластичность. Таким образом спрос бывает: эластичный, неэластичный и с единичной эластичностью. Для измерения эластичности используется коэффициент эластичности:

 

E

=

(Q2 - Q1) / (Q1 +Q2)
(P2 - P1) / (P1 + P2)

 

Если Е больше 1, то спрос эластичен.

Если Е меньше 1, то спрос не эластичен.

Если Е = 1, то спрос единичная эластичность.

Эластичность спроса по доходу отражает зависимость изменения спроса от роста или уменьшения дохода.

 

E

=

(Q2 - Q1) / (Q1+ Q2)
(i2 - i1) / (i1 + i2)

 

Для предметов роскоши Е больше 1.

Для предметов первой необходимости Е меньше 1.Для нормальных благ Е = 1.

Итак, чем сильнее спрос реагирует на колебания цен и доходов, тем эффективнее работает рыночный механизм.

Результаты деятельности любой фирмы сильно зависят не только от ее затрат, но и от типа рынка, на котором е приходится продавать свои товары.

Фирма, выходящая со своим товаром на рынок, чаще всего сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, которые также стремятся продать свои товары. Все эти фирмы вынуждены соперничать между собой из-за ограниченности ресурсов (прежде всего денежных средств), которыми покупатели располагают для покупки товаров на данном рынке.

Соперничество может разворачиваться по-разному. И каждая фирма должна учитывать тип конкуренции, с которым она столкнется на рынке для выработки на этой основе своей коммерческой политики. Вместе с тем тип конкуренции имеет немалое значение и для покупателей, прямо затрагивая их интересы.

Обычно выделяют следующие типы конкуренции (типы конкурентных рынков):

1. Рынок совершенной ( чистой ) конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателе сталкиваются между собой множество производителе однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязывать остальным выгодные ему условия сбыта (мелкие производители сельскохозяйственной продукции или мелкие фирмы в сфере услуг.

2. Рынок монополистической конкуренции. Причины ее возникновения: на рынке имеется много конкурирующих фирм; для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары; каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары; существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам. Характерными примерами таких товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т.д*.

3. Рынок олигополии. Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных товаров небольшим числом крупных фирм. Которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.

4. Рынок монополии. На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия (“монос” - один, “полео” - продаю, следовательно, ситуация, когда на рынке есть только один продавец).

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения их нужд. Экономическая наука разделяет все жизненные блага на две группы:

1. Даровые блага - это те жизненные блага (преимущественно природные), которые доступны людям в объеме куда больше, чем величина потребности в них, а потому их не надо производить и люди могут потреблять их бесплатно. Это воздух, солнечный свет, дожди, океаны и т.д.

2. Экономические блага - средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем величина потребности в них. То есть товары и услуги, объем которых:

- недостаточен для удовлетворения потребностей людей в полной мере;

- может быть увеличен лишь путем затраты факторов производства, то есть тех элементов производственного процесса, без которых он невозможен;

- приходится тем или иным способом распределять.


II. Микроэкономика

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...