Психологическая характеристика дошкольника
Дошкольный период (3-7лет). Обостряется чувствительность к: усвоению нравственно психологических норм поведения; овладению целями и способами систематического обучения. Возникает состояние, которое называется обучаемостью ребенка (изучает грамоту, письмо, счет, чтение и т.д.); общению со сверстниками. ВТД являются ролевая и сюжетно ролевая игры; половой идентификации (осознание своего пола). Важный период для формирования мужественности и женских черт. 4-6 лет -это возраст, когда обостряется жажда к познанию окружающего мира. Возраст почемучек. Это сочетается с хрупкостью н.с. и быстрой ее истощаемостью. Очень важно соблюдение режимных моментов. В воспитании необходимо избегать грубых окриков, постоянных запретов. Физическое наказание нужно избегать. Это унижает человека в любом возрасте. Нельзя наказывать: перед сном или сразу после сна; когда ребенок болен; когда ест; когда играет; когда ребенок сам раскаялся; методами, которые вредят физическому и психическому здоровью ребенка. Наказан - значит прощен! Наказывать нужно без оскорбления личности, а акцентировать на поступке. Если есть сомнения наказывать или нет, то лучше не наказывать. Похвала играет важную роль в развитии. Личностное развитие дошкольника. К 6-7 годам закладываются основы личности и ее активности, изменяется социальная ситуация развития. Ребенок стремится действовать как взрослый, реализуя это в сложной ролевой игре. Интенсивно развивается мотивационная сфера. Идет структурирование мотивов поведения. Появляется произвольное поведение. Появляется логика чувств и изменение в самосознании. Дифференцируется самооценка. Появляется саморегулирование поведения. Однако, при неправильном воспитании могут появиться симптомы комплексов: депрессивность; неумение общаться; детская тревожность; пассивность; страхи.
Внимание: объем увеличивается до 2-3-х предметов. Возрастает возможность распределения внимания за счет автоматизации некоторых действий. Внимание постепенно становится все более произвольным. Появляются зачатки после произвольного внимания. Сенсорное развитие: зрительный анализатор становится ведущим. Осознаются сенсорные эталоны. Возрастает целенаправленность, осознанность восприятия. Восприятие интеллектуализируется во взаимосвязи с речью и мышлением. Появляется наблюдательность. Память: преобладает непроизвольно-образная, хотя все больше интеллектуализируется во взаимосвязи с мышлением. К 4 годам появляются зачатки произвольного запоминания. Первые приемы используют запоминания. Воображение: приобретает произвольный характер. Предполагает замысел, планирование и регулирование его. Мышление: становится внеситуативным.Идет переход от наглядно-действенногок наглядно-образному мышлению. Детские вопросы говорят о проблемности мышления. Появляются попытки объяснения явлений, событий. Экспериментирование как способ познания. Складываются предпосылки для качеств ума, как гибкость, самостоятельность, пытливость. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, ФОРМЫ, СЛОЖНОСТИ, БАРЬЕРЫ Функциональные отклонения, связанные с поступлением ребенка в школу: адаптация длится от 4 до 7 недель: - изменение двигательной активности (бегание по коридору); - нарушение сна и аппетита, капризность, плаксивость, частая отвлекаемость на уроке, развязное поведение, возрастание интересов к игрушке; - возрастает количество заболеваний. Пути преодоления: корректирующая работа учителя, родителя и школьного психолога: - преодоление страха перед школой;
- снятие негативного ожидания; - преодоление страха у родителей перед школой; - помощь и поддержка ребенку, эмоциональная погруженность его проблемы. Формы адаптации к школе: - формальная - познавательное информационное приспособление к новому окружению, к структуре школы, к содержанию обучения, к требованиям, к обязанностям; - общественная - процесс внутренней интеграции в группы, классы; - дидактическая - подготовка к уроку. Причины психологических барьеров при поступлении в школу: - когда ребенок не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, сформирована установка на отказ от усилий; - неправильно сформирована картина школы: страх перед школой; - когда главный мотив поступления в школу - внешняя атрибутика; - усиленная мотивация на получение только положительных оценок. Особенно усиливаются эти барьеры, когда нежелание учиться возникает на фоне пед.запущенности ребенка и слабой компетенции учителя. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ, КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА Готовность ребенка к школе. Компоненты готовности ребенка к школе. Мотивационная готовность - положительные эмоции по отношению к школе, желание учиться, изменение своего статуса. Интеллектуальная готовность - владение определенными ЗУНами, определяющих уровень развития познавательной сферы. Наличие предпосылок учебной деятельности (умение учиться) - умение выполнять инструкцию взрослого, самостоятельно решать поставленную задачу, подчиняться правилам, умение оценивать себя. Волевая готовность - преодоление трудностей, управление своим поведением. Самый сложный компонент и меньше всего учитывается родителями. Важно не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки;не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторике руки ипальцев. Важно учитывать уровень функционального развития и психическогоразвития ребенка при поступлении в школу. Задержка в развитии тоже наблюдается. Причины: - неблагоприятные факторы в раннем развитии ребенка (неблагополучные протекания беременности и родов, серьезные заболевания до 1 года, травмы головы); - соматическая ослабленность (плохое состояние здоровья);
- неблагополучные условия среды ребенка. Психологическая характеристика младшего школьника. Роль начальной школы в непрерывном образовании. Формирование и становление личности ребенка. Активное развитие способностей ребенка. Приобретение опыта общения и сотрудничества. Складываются первичные научные представления. Формируется желание учиться. Особенности анатомо-физиологического и психического развития ребенка вмладшем школьном возрасте. Младший школьный возраст называют вершиной детства, т.к. ребенок сохраняет в себе много детских черт: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает детскую непосредственность, появляется другая логика мышления. Школа и учеба главные в жизни ребенка, меняется статус, ценности и весь уклад жизни. К 7 годам совершается морфологическое строение лобного отдела больших полушарий г.м., что создает возможность для осуществления целенаправленногопроизвольного поведения, планирование своих действий. К 6-7 годам происходит постепенное выравнивание процессов возбуждения и торможения, но преобладает все-таки возбуждение. Возрастает значение второй сигнальной системы (речь). Слово имеет обобщенное значение. Повышается физическая выносливость, хотя утомляемость остается достаточно высокой (резко падает работоспособность ребенка после 25-30 минут; после 2 урока тоже). Развитие крупных мышц опережает развитие мелких. Обучение выдвигает на первый план мышление. Оно становится доминирующим. Постепенно осуществляется переход от наглядно-образного к абстрактно логическому мышлению. Главную роль в формировании личности играет учитель. К концу периода начинает приобретать значение мнение сверстников. Увеличивается интерес к игре. Кризис 7-ми лет и его психологические особенности. Кризис 6-7 лет связан с изменением социальной ситуацией развития, с изменением места ребенка всистеме общественных отношений: - меняется самосознание ребенка («Я» не «Я»); - меняется система ценностей ребенка. Ценным становится все то, что связано с учебой; - происходит перестройка эмоционально-мотивационной сферы ребенка. Глубокие переживания. Формируются устойчивые «аффективные комплексы», обобщение переживаний. Все это влияет на формирование самооценки ребенка. Появляется внутренняя жизнь ребенка; - появляется смысловая ориентировочная основа поступка, поведения. Происходит утрачивание детской непосредственности - взросление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|