Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповые методы в клинической психотерапии

Тема семинара «История развития групповых методов в психологии» (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки возникновения психологического тренинга.

2. Социально-психологические аспекты групповых методов.

3. Групповые методы в психологических школах Запада.

4. Групповые методы работы психологов и психотерапевтов в России.

5. Современные групповые методы.

Литература:

1. Исурина Г.Л. Методы и техники групповой психотерапии. М., 1990.

2. Каган В. Психотерапия для всех и для каждого – М., 1998

3. Рудестам К. Групповая психотерапия, психокоррекционные группы: теория и практика. – М., Прогресс, 1990.

  1. Таланов В.Л. Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

5. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. — 335 с.

6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М: Ось-89, 2000. — 224 с.

7. Гришина Н.В. Курт Левин: жизнь и судьба. В кн.: Курт Левин. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000. — 408 с.

8. Ледер С., Высокиньска-Гонсер Т. Исторический очерк развития групповой психотерапии и основные теоретические направления // Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. — С.12—45.

9. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 256 с.

10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.

11. Шерток Л., Соссюр Р., де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.: Прогресс, 1991. — 288 с.

Материал для подготовки

Можно выделить ряд основных источников, породивших современные тренинговые методы. Среди таких источников надо назвать, во-первых, обнаруженные еще в донаучный (для психологии) период особенности влияния группы на человека и наоборот — человека на группу, во-вторых, групповую психотерапию в ее различных вариантах, в-третьих, данные социологических и социально-психологических исследований конца XIX — начала XX веков, в-четвертых, результаты изучения психологических эффектов группового обучения, в-пятых, исследования поведения личности.

 

ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

Тот факт, что воздействовать на группу — в целях лечения, в частности — бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали, пожалуй, даже наши пещерные предки. Шаманская практика также показала успешность публичного применения обрядовых и ритуальных процедур для излечения больных. Разнообразного толка целители и знахари на протяжении всей человеческой истории использовали эффект эмоционального возбуждения и заражения, проявляющийся в группе.

Резко усиливалась вера участников в необычайные возможности и умения целителя — особенно в результате внушения, когда воздействие было направлено на аффективную сферу. Некритическое восприятие информации и эмоциональная реакция на непонятные манипуляции, помноженные на безусловную уверенность в себе самого целителя, приводили к положительным результатам и еще более усиливали эффективность последующих воздействий.

Колоритным примером, подтверждающим существование оздоровляющего эффекта воздействия людей друг на друга в группе, может служить деятельность... скандально знаменитого маркиза де Сада (1740—1814). Когда де Сада заключили в Шарантон, лечебницу для умалишенных, он там писал и ставил пьесы, которые разыгрывались его соседями по палате перед пестрой больничной публикой. Во время представлений публика и режиссер наблюдали порой тошнотворные сцены, во время которых самодеятельные актеры слой за слоем обнажали свой внутренний мир, чему, по всей видимости, способствовало богатое и извращенное воображение маркиза. Свидетельства о том, что эксперименты де Сада в таком «живом театре» оказывали лечебное воздействие на заключенных, явились для современных авторов основанием для того, чтобы рассматривать эти эксперименты как один из ранних опытов групповой психотерапии (Corsini, 1973). Однако систематическое применение театральных приемов для исследования психики и влияния на нее началось только в начале XX века (Якоб Морено и его психодрама).

Одной из первых попыток дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам следует считать теорию «животного магнетизма» Франца Антуана Месмера — австрийского врача, практиковавшего в Париже в конце XVIII века.

Суть этой теории заключалась в следующем: существует некий магнетический флюид, который в случае неравномерного распределения внутри организма человека порождает болезнь; задача врача — с помощью специальных манипуляций гармонично перераспределить флюиды и тем самым излечить больного (Л. Шерток, Р. де Соссюр, 1991).

Как же происходил сеанс группового лечения?

В одном из залов дворца располагался знаменитый месмеровский чан, наполненный водой, в котором находились камни, осколки стекла и прочее. Из воды выступали прутья. Больные (чаще всего женщины) держались за эти прутья. Между собой участники были соединены веревками. Месмер, закутанный в мантию, как средневековый алхимик, совершал пассы, прикасался специальной стеклянной палочкой к больным, совершал другие манипуляции.

Следует заметить, что мистическая атмосфера происходящего способствовала тому, что многие больные исцелялись. Однако две комиссии Академии наук, учрежденные Людовиком XVI для оценки деятельности Месмера, осудили теорию «животного магнетизма». Никто из ученых не обратил внимания на обнаружившиеся в работе Месмера социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием врача и больного, с целебным влиянием группы на других участников.

 

ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Шотландский врач Дж. Брейд (1843) предложил вместо термина «животный магнетизм» использовать термин «гипнотизм», увязывая психологический механизм месмеровского излечения со сном (по-гречески Hypnos — сон). Гипнотические явления в этот период вызывали огромнейший интерес психиатров. Хорошо известна дискуссия между Сальпетриерской и Нансийской психиатрическими школами о значении и психологических механизмах гипноза (1880—1890 годы). В этой дискуссии победа осталась за И. Бернгеймом, утверждавшим, что гипнотическое состояние — это сужение сознания в результате концентрации внимания под воздействием внушения. Причем внушение является общим психологическим феноменом, проявляющимся в межличностных отношениях. Внушение приводит к некритическому усвоению определенных убеждений, суждений, чувств (Т. Высокиньска-Гонсер, 1990).

Хотя в официальной медицинской науке отношение к гипнозу оставалось скептическим, практики активно применяли его. Примером может служить опыт О. Веттерстранда: он использовал гипноз при групповом лечении алкоголиков. Среди отечественных специалистов, применявших гипноз для психотерапевтической работы с неврозами, умственным недоразвитием, некоторыми соматическими заболеваниями, следует назвать В.М. Бехтерева.

Во время Первой мировой войны в немецкой армии гипноз применялся для лечения солдат с симптомами «военного невроза», вызванного истерией.

Таким образом, одним из важнейших факторов, оказавшим влияние на возникновение групповых форм психологической работы, является психотерапия, базирующаяся на использовании гипнотических воздействий.

 

ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Поведение индивидов в группах и влияние группы как на практически здоровых, так и на больных людей стали предметом систематических исследований только в XIX—XX веках.

В Соединенных Штатах первые попытки применения групповых методов лечения получили название репрессивно-инспирационной (буквально: подавляюще-вдохновляющей) терапии. Эти методы доминировали в первой трети XX столетия (Appley and Winder, 1973).

Джозеф Пратт, врач из Бостона, стал одним из первых практиковать репрессивно-инспирационную терапию: для больных туберкулезом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. С целью экономии времени Дж. Пратт в 1905 году стал собирать пациентов в группы по 20 человек прямо по месту жительства. Он рассказывал им об основах гигиены, о необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т.п. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал недюжинным даром убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объединению. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состояния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи.

Поначалу Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потенциалу. Более искушенным в групповой терапии он стал только через несколько лет. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного человека на другого. Он стал проводить сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений. На этого врача-исследователя, по-видимому, оказали влияние работы французского врача Жозефа Жюля, который применял метод убеждения и переучивания для лечения невротических расстройств (Mullan and Rosenbaum, 1962).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...