Основы теории международной торговли
Стр 1 из 3Следующая ⇒
Как известно, основы теории международной торговли были сформулированы в конце XVIII - начале XIX вв. выдающимися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировалтеорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Теории международной торговли Современные теории международной торговли имеют свою историю вопрос - почему страны торгуют друг с другом? - был поставлен экономистами одновременно с возникновением в начале ХVII века первых школ экономической мысли, которые стали уделять внимание развитию внешней торговли. Классические и неоклассические теории имеют один существенный недостаток: для того, чтобы подтвердить их практикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений, которые в реальной жизни, к сожалению, осуществить - сложно, это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в современных условиях. Меркантилиститская теория международной торговли Первые попытки определить смысл внешней торговли, сформулировать ее цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму - XV-XVIII вв. - в экономическом учении меркантилистов (Т. Мен, Ч. Давенант, Ж.Б. Кольбер). Придерживаясь статического взгляда на мир, они исходили из следующего: богатство страны ассоциировалось с золотом и серебром, которыми она располагает; мир располагал ограниченным количеством богатств;
богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. Практические рекомендации меркантилистов основывались на том, что для укрепления национальных позиций государства следует: вывозить товаров больше, чем ввозить, что позволяет увеличить приток золота, производство и занятость; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта с помощью тарифов, квот и других инструментов; строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный ввоз сырья, которое не добывается в стране, что позволит аккумулировать золото и держать низкими экспортные цены на готовую продукцию; запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме метрополии, а также производство готовых товаров. Меркантилисты верили, что истинным богатством страны является золото (деньги) и, исходя из этого, создали теорию внешней торговли. По их мнению, внешняя торговля должна быть ориентирована на максимальную сохранность и увеличение количества золота в стране. В связи с этим рекомендовалось стимулировать экспорт и ограничивать импорт, чтобы не тратить золота на покупку товаров за пределами страны. Одновременно вводились запреты на торговлю колоний со всеми странами кроме метрополий, на развитие производства в колониях - они должны стать только поставщиками сырья в метрополии. Меркантилисты, предлагали обогащение одних стран за счет других. Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономии выгода одних участников товарообменной сделки оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную им политической поддержки экспорта, которая, сочеталась, с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов России наиболее ярким меркантилистом был, вероятно, - который всячески поощрял российскую промышленность порт товаров, в том числе через высокие ввозные пошлины, кучу привилегий отечественным монополистам.
Школа меркантилизма просуществовала более полутора веков и внесла свой вклад в теорию международной торговли: впервые была подчеркнута значимость внешней торговли для экономического роста стран, и был описан платежный баланс. В то же время взгляды меркантилистов имели ограниченный характер, заключавшийся в том, что обогащение одной нации они видели только за счет обнищания другой, а достигали этого с помощью протекционистской политики. Классическая теория международной торговли Основы теории международной торговли сформулированы в конце XVIII - начале XIX вв. А. Смитом и Д. Рикардо в рамках классической школы. Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом при обосновании им теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации условий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли. Д. Рикардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Рикардо, специализироваться на производстве, в котором она, имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей. Теория абсолютных преимуществ Писатель Адам Смит, начинает первую главу своей знаменитой книги «Исследование о природе и причинах богатства народа» 1776 г. О том, что «величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, сообразительности». С какими он направляется и прилагается, явились, следствием разделения труда и приходит к выводу: что если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой покупке, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.
Теория абсолютных преимуществ гласит - что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип. невмешательства государства в экономику. Суть теории абсолютного преимущества - если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом. Недостатком теории А. Смита было то, что факторы производства обладают абсолютной мобильностью внутри страны и перемещаются в регионы, где они получают наибольшее абсолютное преимущество. Но через некоторое время преимущество одних регионов перед другими может исчезнуть, следовательно, прекратится и внешняя торговля. Однако его заслуга состояла в том, что через наличие естественных и приобретенных преимуществ он объяснял межстрановые торговые потоки. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита. Он показал, что международная торговля выгодна каждой стране, даже если ни одна из них не обладает абсолютным преимуществом в производстве конкретных товаров. Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных преимуществ, введя понятие альтернативной цены. Альтернативная цена - отношение рабочего времени, необходимого для производства единицы одного товара, к рабочему времени, необходимому для производства единицы другого товара. Закон сравнительных преимуществ можно сформулировать так: страны специализируются на производстве тех товаров, по которым их трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть и несколько больше, чем за границей. Отсюда следовал вывод: свободная мировая торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.
Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее отмиранию. Среди них: теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; подразумевает господство свободной торговли; исходит из постоянных затрат производства; предполагает отсутствие транспортных затрат; не учитывает действие НТР, технических изменений; исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании. Тем не менее, значение этой теории трудно переоценить, т.к. она: ) впервые описала баланс совокупного спроса и предложения; ) доказала, что страна получает выигрыш от внешней торговли, не нанося ущерб ) другим странам, а изыскивая возможности развития торговли внутри страны и отказавшись от введения торговых барьеров; ) подвела научную основу под развитие дальнейших теорий. Тeopия Хекшера - Олина - Самуэльсона. В конце XIX - начале XX вв. в результате структурных сдвигов в мировой торговле роль естественных природных различий как фактора МРТ снизилась. Э. Хекшер и Б. Олин (20-30 гг. XX в.) создали теорию, объясняющую причины международной торговли продукцией обрабатывающей промышленности. Страны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах. В стране, где трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно дешевым, а капитал - дорогим, и наоборот. Таким образом, теорию Хекшера-Олина можно сформулировать следующим образом: каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Согласно модели Хекшера-Олина: торговля основана на сравнительных преимуществах стран;
причина сравнительных преимуществ - различие в наделенности стран факторами производства. В середине XX в. американские экономисты Л. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера-Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международная торговля выравнивает цену факторов производства между странами. Концепция основана на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривает мировую торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами. Теория международной торговли Леонтьева Американский экономист русского происхождения В. Леонтьев, исследуя в 1956 г. структуру экспорта и импорта США, обнаружил, что вопреки теории Хекшера-Олина в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте - капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева. Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ. Неотехнологическая теория внешней торговли Слабой стороной классических теорий является то, что для их практического подтверждения необходимо соблюдение многочисленных ограничений и допущений. Поэтому экономисты XX в. осуществляют поиск новых теорий, объясняющих различные аспекты международной торговли, основываясь на классических теориях, развивая или опровергая их. На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины XX в. на основе НТР. Возникшие на основе НТР теории международной торговли полностью отвергали базовые понятия классических теорий и предлагали иные подходы к объяснению мировой торговли. Особенности неотехнологической школы международной торговли: включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных, в том числе, различных человеческих и капитальных ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности последних и др.; макроэкономический подход к анализу мировой торговли дополнился микроэкономическим, основные преимущества связывались с монопольной позицией фирмы (страны) - новатора; объектом международной торговли в данном случае выступала технология - как воплощенная в наукоемких товарах, так и в виде лицензий; неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (страны) - новатора. Отсюда и новая стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может; государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших. К неотехнологическим относятся: теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.); теория эффекта масштаба С. Кэмпа (1964 г.); теория несовершенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.); теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.); теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.) и др. Теория технологического разрыва В результате НТП нововведения в одной из отраслей первоначально возникают в одной или нескольких ведущих странах. Эти страны в течение определенного времени занимают монопольное положение в мире в производстве продукта-новинки. Таким образом, преимущество, получаемое страной-новатором - результат возникшего технологического разрыва в уровнях развития отдельных стран. Это может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции. Теория эффекта масштаба При определенных технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются при увеличении объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством. Согласно теории многие страны (особенно, развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Чтобы эффект массового производства был реализован, необходим емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, расширяя рынки сбыта. Она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок отдельно взятой страны. В итоге потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам. Теория жизненного цикла товара Теория разработана во второй половине 60-х гг. Р. Верноном, Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Согласно концепции, новый продукт проходит жизненный цикл со стадиями: внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые связи между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с жизненным циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях зрелости. Теория конкурентного преимущества нации М. Портера Основная идея: на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества, и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международной торговле определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества): факторные условия - конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли; условия спроса на товары и услуги, т.е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью; стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т.е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке; характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране - наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. Теория Фирмы Теория связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. Преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма - экспортер данного товара. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну - покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны - экспортера. Это дает возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися, на одинаковом уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно- - технических задач. Данный процесс охватил наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|