и методике физической культуры и спорта
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 КУЛЬТУРА– (в пер. с лат. возделывание, обрабатывание) – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА–1)это процесс и результат деятельности человека по преобразованию своей физической (телесной) природы. Это есть совокупность материальных и духовных ценностей общества, создаваемых и используемых им для физического совершенствования людей; 2) это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей. ВОСПИТАНИЕ – 1) социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организованных) для развития человека; 2) воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ–1)специализированный педагогический процесс целенаправленного систематического воздействия на человека физическими упражнениями, естественными силами природы, гигиеническими факторами в целях укрепления здоровья, развития физических качеств, совершенствования физиологических и функциональных возможностей, формирования и улучшения основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний, обеспечения готовности человека к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни; 2) процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующих направленное развитие базирующихся на них способностей; 3)педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие разносторонних физических способностей человека; 4) вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека.
СПОРТ (англ. sport) – 1) составная часть физической культуры, средство и метод физического и интеллектуального развития, имеющего целью достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях; 2) система организации, подготовки и проведения соревнований; 3) игровая, соревновательная деятельность, основанная на использовании физических упражнений и направленная на достижение наивысших результатов; 4) собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, возникающие на основе этой деятельности, взятые в целом. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ–1) закономерный процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни; 2) комплекс морфофункциональных показателей, которые определяют физическую работоспособность и уровень биологического развития индивидуума в момент обследования;3)это естественный процесс постепенного становления и изменения форм и функций организма; 4) процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественно морфо-функциональных свойств человеческого организма, основанных на них так называемых физических качеств и способностей. ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ –физическая, функциональная, тактическая, психологическая и техническая оснащенность спортсмена в данный момент. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА–вид физического воспитания, имеющий выраженную прикладную направленность, содержанием ко-торой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ–уровень достигнутого развития физических качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков). ТЕОРИЯ– система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо однородное, целостное явление, систему или ее элементы, функции. ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – наука об общих закономерностях физического воспитания как педагогического процесса и необходимой части общего воспитания. ПРЕДМЕТОМ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ является установление общих закономерностей физического воспитания как социального явления. СРЕДСТВО –это то, что создано человеком для достижения определенных целей. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ – 1) это такие двигательные действия (включая и их совокупность), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям; 2) двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития; 3) двигательное действие, связанное и применяемое для физического совершенствования человека. ТЕХНИКА – 1) наиболее эффективный способ выполнения двигательного действия;2) способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – различные способы решения двигательной задачи. ОСНОВА ТЕХНИКИ–это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма. ТЕМП – количество повторных движений в единицу времени, обычно в одну минуту.
РИТМ – частота и последовательность чередования фаз напряжения и расслабления мышц во время движения. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ – это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классифицированным признаком. МЕТОД – 1)способ выполнения или применения конкретного упражнения (быстрее, медленнее) или использования других средств (слова), обеспечивающих достижение поставленной цели при выполнении упражнений (развитии качеств, обучении, контроле и т. п.); 2) способы применения физических упражнений. ПРИЕМ – это составная часть метода, выражающая единичные, одноактные действия педагога. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ – способ реализации того или иного метода в конкретной педагогической ситуации. МЕТОДИКА – 1)наука о совокупности методов преподавания, обучения и воспитания, развития, реабилитации, научного исследования, познания; 2) специальная система методов, методических приемов, средств, форм организации занятий, созданная для изучения конкретного действия; 3) система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания. МЕТОДОЛОГИЯ – учение о научном методе познания, совокупность принципов и способов организации теоретической и практической деятельности в научном исследовании. В каждой научной сфере есть своя методология. НАГРУЗКА –это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА–это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. ОБЪЕМ НАГРУЗКИ–протяженность во времени и суммарное количество работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений (работа понимается не только в механическом, но и в физиологическом и вообще в деятельностном смыслах). ИНТЕНСИВНОСТЬ НАГРУЗКИ – 1)напряженность работы и степень ее концентрации во времени; 2) мощность мышечной работы и ее напряженность.
СТАНДАРТНАЯ НАГРУЗКА–характеризуется тем, что в процессе упражнения сохраняется постоянная интенсивность мышечной работы, т. е. постоянная величина внешней стороны нагрузки. МЕТОД СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ–такой метод, в котором нагрузка строго регламентируется: по предписанной программе действий; по объему; по интенсивности; интервалами отдыха; условиям выполнения упражнений. МЕТОД ОБУЧАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА–методы, которые используются при обучении технике новых движений. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – 1) это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни; 2) представляет собой единство исходных основ и форм использования физической культуры. ЦЕЛЬЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ является формирование физической культуры личности, воспитание физически совершенных людей, активных членов общества, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины. ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: – образовательная – передача теоретических сведений в области физической культуры, освоение двигательных умений и навыков; – оздоровительная – укрепление организма человека; – воспитательные – воспитание норм поведения, принятых в обществе. ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ–предполагает комплексный подход, содействующий развитию у детей физических способностей, двигательных навыков и умений, осуществляющий в единстве и одновременно всестороннее (нравственное, умственное, эстетическое, трудовое) воспитание личности. ПРИНЦИП ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ –общий смысл этого принципа заключается в требовании оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья. ПРИНЦИП ПРИКЛАДНОСТИ – этот принцип в наибольшей мере отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. ПРИНЦИП – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; 2) первоначало, основа, правило, которое обязательно распространяется на все явления и процессы в данной области знаний. Принципы шире, глубже и обязательнее законов и закономерностей природы. ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ–это исходные, научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ– широкое понятие, предусматривающее наглядную активизацию функций всех органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью (зрительные двигательные, зрительно-моторные, тактильные и другие ощущения и восприятия). ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ– означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ– заключается в непрерывности процесса и оптимальном чередовании нагрузки и отдыха. КУМУЛЯЦИЯ(от позднелат. cumulatio – скопление) – накопление, интеграция эффектов тренировочных занятий. АДАПТАЦИЯ – 1) процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме; 2) процесс приспособления организма, его функциональных систем, органов и тканей к меняющимся условиям внешней среды, направленный на сохранение относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза; 3) совокупность реакций организма, обеспечивающих приспособление организма или органа к изменению окружающей среды. АДАПТАЦИЯ В СПОРТЕ–процесс приспособительных реакций организма спортсмена в ответ на изменяющиеся требования внешней и внутренней среды. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ – неодновременность, разновременность развития способностей. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ТРУДНОСТИ– основные условия этого принципа заключаются в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных заданий и в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузки. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. АКТИВНОСТЬ – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень включения его в работу. МОТИВ – побуждение, которым руководствуется ученик, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. МОТИВАЦИЯ – это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения группы мотивов, своих потребностей и возможностей. ОБУЧЕНИЕ – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. ОБУЧЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ – 1) это процесс формирования у человека способностей осуществлять двигательную деятельность с наибольшей эффективностью; 2) организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека. ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – это такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. НАВЫК – действие, отдельные операции которого доведены до автоматизма в результате упражнений. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК – 1) это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т. е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью; 2) приобретенная способность к осуществлению двигательного действия, характеризующегося автоматизированным управлением движениями и их устойчивой системой; 3) это освоенное умение решать тот или иной вид двигательной деятельности; 4) это способность выполнить действие, акцентируя внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях. ПЕРЕНОС НАВЫКА–одни двигательные навыки могут оказывать влияние на усвоение других навыков. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС НАВЫКА–происходит, когда предшествующее упражнение близко по своей биомеханической структуре или является вариантом изучаемого движения. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС НАВЫКА–возникает в случаях, когда предшествующий навык мешает освоению нового двигательного действия (так навык прыжка в длину мешает освоению прыжка в высоту с разбега). ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА–в процессе обучения двигательным действиям можно выделить относительно самостоятельные этапы, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка. ПЕРВЫЙ ЭТАП – начального разучивания. ВТОРОЙ ЭТАП – углубленного разучивания. ТРЕТИЙ ЭТАП – закрепление и совершенствование двигательного действия. ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО(иногда двигательное качество) – 1) качественно различные стороны моторики человека. То, что отличает одно двигательное действие от другого. Одно действие требует проявления силы, другое – выносливости, третье – быстроты и т. д. Можно сказать, что физическое качество – это свойство организма, проявляющееся в тех или иных условиях. Физические качества не надо путать с физическими способностями. Уровень развития того или иного физического качества будет определять физическую способность. Например, силовые способности, способность к работе на выносливость и т. д. 2) свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация; 3) принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности; функциональные свойства организма, характеризующие одаренность человека. ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. СИЛА – 1)это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений); 2)это любая способность человека напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивать тем самым эффект действия вопреки препятствующим силам тяжести, инерции, сопротивлению внешней среды и т. д.; 3) способность напряжением мышц преодолевать механические и биомеханические силы, препятствующие действию, противодействовать им, обеспечивая тем самым эффект действия. СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». ИЗОМЕТРИЧЕСКИЙ (СТАТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ РАБОТЫ МЫШЦ–возникает в случае, когда внешняя нагрузка равна мышечному напряжению или когда отсутствуют условия движения в суставе, тогда мышца развивает напряжение, не изменяя своей длины, что является удерживающим (изометрическим) режимом сокращения. ПРЕОДОЛЕВАЮЩИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ МЫШЦ(миометрический) – работа мышц при уменьшении ее длины (жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке, средним или широким хватом). УСТУПАЮЩИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ МЫШЦ(плиометрический) – работа мышц при их удлинении (приседания со штангой на плечах или груди). АУКСОТОНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РАБОТЫ МЫШЦ (смешанный) – работа мышц, характеризующаяся изменением и длины, и напряжения мышц. ВИДЫ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ–различают собственно силовые способности, скоростно-силовые способности, силовую ловкость, силовую выносливость. ВЗРЫВНАЯ СИЛА – 1)способность человека достигать максимальных показателей силы за короткий промежуток времени;2)способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. АБСОЛЮТНАЯ СИЛА – 1)определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека; 2) характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СИЛА–отношение абсолютной силы к массе тела, но в расчете на 1 кг веса собственного тела. ИМПУЛЬС СИЛЫ – величина действия силы тяги мышц на звенья тела за данный промежуток времени. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ–метод развития силы определяется выбором величины отягощения, темпом или скоростью выполнения двигательных действий, количеством повторений. Различают следующие методы развития силы: –метод максимальных усилий; – непредельных повторных усилий («до отказа»); – непредельных отягощений на скорость. ВЫНОСЛИВОСТЬ – 1) это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности; 2) способность человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению. ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – 1)это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы; 2) проявляется в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, совершаемой в режиме аэробного обмена; 3) это способность человека к продолжительному и эффективному выполнению работы неспецифического характера, оказывающая положительное влияние на развитие специфических компонентов работоспособности человека, благодаря повышению адаптации к нагрузкам и наличию явления «переноса» тренированности с неспецифических видов деятельности на специфические. СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – 1)это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности; 2) способность к эффективному выполнению работы и преодоления утомления в условиях, определяемых требованиями конкретного вида деятельности. СКОРОСТНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – это выносливость, проявляемая в деятельности, которая предъявляет неординарные (более высокие, чем при умеренной интенсивности работы) требования к скоростным параметрам движений (скорости, темпу и т. д.) и совершается в силу этого в режиме, выходящием за рамки аэробного обмена. СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений. КООРДИНАЦИОННО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ – проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям (соответствующие индивидуальному уровню их развития или близкие к нему). БЫСТРОТА – 1) способность человека совершать двигательные действия с минимальными для данных условий затратами времени; 2) комплекс функциональных свойств нервно-мышечного аппарата, обеспечивающий выполнение двигательных действий за минимальное количество времени; 3) способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени. СКОРОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ – 1) это совокупность индивидуальных особенностей, обусловливающих быстроту выполнения двигательных действий; 2) это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ – это способности человека к проявлению предельно возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. ПРОСТАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ– реакция, которая характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также заранее обусловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве при свистке арбитра и т. п.). СЛОЖНАЯ РЕАКЦИЯ–характеризуется временем реагирования в условиях неопределенности раздражителя и ответного действия. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТОЙ РЕАКЦИИ: – игровой; –повторный; – аналитический; – сенсо-моторный. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ: –повторный; – повторно-прогрессирующего упражнения; – переменного упражнения; – игровой; – соревновательный. ЛОВКОСТЬ – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т. е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ: –применение необычных исходных положений; – зеркальное выполнение упражнений; – изменение скорости или темпа движений; – изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения; – смена способов выполнения упражнений. ДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ – согласование движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное соответствие двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. КООРДИНИРОВАННОСТЬ – есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ – 1)представляют собой свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи; 2) совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции. ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ – способность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи. ГИБКОСТЬ (от лат. flectere или flexibilis – сгибать) – 1) способность выполнять движения с большой амплитудой; 2) морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев; абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, достигаемый в мгновенном усилии; 3) это свойство телесных структур (мышц, связок, кожи) поддаваться растягиванию без нарушения их целостности. Мерой этого свойства является амплитуда движения в суставе. АКТИВНАЯ ГИБКОСТЬ – 1) способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе только за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав, при помощи только мышечного усилия; 2) движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. ПАССИВНАЯ ГИБКОСТЬ – определяется наивысшей амплитудой, которой можно достичь за счет внешних сил, способность принять растянутое положение и поддерживать его при помощи собственного веса, удержания руками, с помощью партнера или оборудования. ДИНАМИЧЕСКАЯ ИЛИ КИНЕТИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ – возможность выполнять динамическое движение в суставе по полной амплитуде; гибкость, проявленная в упражнениях динамического характера. СТАТИЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ – гибкость, проявленная в упражнениях статического характера (позах). ОБЩАЯ ГИБКОСТЬ – способность выполнять движение с большой амплитудой в наиболее крупных суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника) и различных направлениях. СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ – 1) способность выполнять движение с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации; 2) амплитуда движения, соответствующая технике конкретного двигательного действия. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ(на занятии, спортивной тренировке и др.) – определяется тем, сколько заданий одновременно дается на группу. ФРОНТАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯзаключается в том, что все занимающиеся в группе одновременно привлекаются к выполнению одного и того же учебного задания. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮ-ЩИХСЯ–заключается в том, что отдельные учащиеся, получив те или иные задания, должны тут же самостоятельно их выполнять. МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ–следует рассматривать не как метод упражнений, а как метод организации учебно-воспитательного процесса. Для его практической реализации учащиеся делятся на группы, число которых должно соответствовать числу мест занятий или станций. В то же время количество станций определяется численностью занимающихся и числом упражнений, включенных в комплекс круговой тренировки. Станции могут располагаться по кругу, квадрату, прямоугольнику и пр. Нагрузка на каждой станции строго регламентируется. ПОТОЧНЫЙ СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ–заключается в том, что каждый последующий ученик включается в работу до окончания выполнения упражнения предыдущим, что значительно увеличивает моторную плотность занятия и двигательную активность учащихся. ПООЧЕРЕДНЫЙ СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ –заключается в том, что каждый последующий ученик (или группа учащихся) начинает выполнять упражнения только после окончания работы предыдущим занимающимся (или группой).
ЛИТЕРАТУРА 1. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости / М. Дж. Алтер. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 465 с. 2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учеб. пособие / Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1995. – 287 с. 3. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 381 с. 4. Власенко, С. Н. Гибкость – важный фактор здоровья / С. Н. Власенко. – Минск, 1992. – 154 с. 5. Галеева, М. Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: учеб. пособие / М. Р. Галеева. – Киев, 1980. – 56 с. 6. Григорович, Е. С. Физическое упражнение как средство оздоровления, коррекции осанки и профилактики остеохондроза: метод. пособие для преподавателей вузов, студентов, учителей и уч-ся средних школ / Е. С. Григорович, А. М. Трофименко. – Минск, 1995. – 28 с. 7. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физической культуры: учебник для техн. физ. культуры / А. А. Гужаловский. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с. 8. Дьячков, В. М. Физическая подготовка спортсмена / В. М. Дьячков. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 40 с. 9. Круглик, И. И. Факторы, влияющие на проявление гибкости / И. И. Круглик, Л. И. Широканова, Л. В. Пальвинская // Молодежь и наука: модернизация и инновационное развитие страны: материалы междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 15–16 сент. 2011 г. / Пензен. гос. ун-т; редкол.: Е. А. Столярова [и др.]. – Пенза, 2011.. – С. 62–65– 2 ч. 10. Круглик, И. И. Роль гибкости и статической выносливости при формировании правильной осанки / И. И. Круглик, Л. И. Широканова // V Машеровские чтения: материалы междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 29–30 сент. 2010 г. / ВГУ им. П. М. Машерова; редкол.: А. П Солодков [и др.]. – Витебск, 2010. – С. 409–410. 11. Круглик, И. И. Целенаправленное развитие гибкости и силовой выносливости у детей 11–12 лет с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости / И. И. Круглик, Ю. Ф. Ку-рамшин // сб. науч. ст. Всерос. заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Воронеж, 25–26 дек. 2012 г. / ВГИФК; под ред. Г. В. Бугаева. – Воронеж, 2012. – С. 448–450. 12. Круглик, И. И. О сочетании учебы с тренировками за 5 лет обучения в спортивном вузе / И. И. Круглик // Молодые ученые о науке по физической культуре и спорту: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф., Череповец, 23 дек. 2011 г. / ЧГУ; под ред. С. Е. Шивринской. – Череповец, 2012. – С. 125–126. 13. Круглик, И. И. К вопросу рационального построения спортивной тренировки / И. И. Круглик, Ю. Ф. Курамшин // Молодость. Интеллект. Инициатива: материалы I междунар. науч.-практ. конф., Витебск, 11–12 апр. 2013 г. / ВГУ им. П. М. Машерова; под ред. А. П. Солодкова. [и др.]. – Витебск, 2013. – С. 444–445. 14. Матвеев, Л. П. Основы теории и методики физического воспитания / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 544 с. 15. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: учебник / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 173 с. 16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания: учебник / Л. П. Матвеев. – М., 1991. – 65 с. 17. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать / Н. Г. Озолин. – М.: Астрель, 2002. – 864 с. 18. Степин, К. Н. Гибкость. Основы развития / К. Н. Степин. – Днепропетровск: АРТ-Пресс, 2003. – 176 с. 19. Теория и методика физического воспитания: учебник: в 2 т. / под ред. Т. Ю. Круцевич. – Киев: Олимпийская литература, 2003. т. 1. – 423 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Учебное издание
Круглик Иван Петрович Круглик Иван Иванович Аксенов Владимир Леонидович Гибкость и методика целенаправленного ее развития
Методические рекомендации
Редактор Е. В. Ширалиева Технический редактор Н. Л. Якубовская Корректор Подписано в печать2015. Формат 60×84 1/16. Бумага офсетная. Ризография. Гарнитура «Таймс».Усл. печ. л. Уч.-изд. л.. Тираж 50 экз. Заказ.
УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Свидетельство о ГРИИРПИ № 1/52 от 09.10.2013. Ул. Мичурина, 13, 213407, г. Горки.
Отпечатано в УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Ул. Мичурина, 5, 213407, г. Горки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|