Процедура и методы школьной психодиагностики
Процесс постановки психологического диагноза может быть представлен в терминах построения и проверки соответствующей гипотезы, получения определенного обобщения из наблюдаемого фактологического материала. Так, например, Ю. 3. Гильбух следующим образом раскрывает структуру данного процесса: · констатация определенного неблагополучия в деятельности или поведении данного ребенка; · осознание возможных его причин; · анализ конкретных особенностей данного случая и выдвижение рабочей гипотезы о наиболее вероятной его причине; · сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы; · проверка предположения путем анализа всей совокупности имеющихся данных. Если первоначальная гипотеза не получила подтверждения, она отбрасывается и на ее место выдвигается другая, после чего повторяются 4-й и 5-й этапы. Фиксация этого процесса может быть осуществлена в специальном документе — психодиагностограмме, где отражается путь выбора и проверки той или иной гипотезы в отношении причин, вызвавших данный недостаток. Другими словами, это процесс последовательного исключения других вероятных причин факта. Таким образом, психодиагностограмма представляет собой своеобразный алгоритм проверки гипотез. ПРИМЕР ДИАГНОСТОГРАММЫ Шаг 1. Цель: проверка заключения учителя о наличии специфического отставания в изучении математику Предмет обследования: знания, умения и навыки отстающего ученика. Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении. Способ реализации: исключение альтернативы «а». Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с ребенком, наблюдение за работой на уроке, интервьюирование учителя.
Шаг 2. Цель: определение специфического отставания в изучении математики. Выводы: а) тип I; б) тип II. Методы: наблюдение за характером работы ученика на уроках и н группе продленного дня, беседа с родителями о характере работы ученика над домашними заданиями, интервьюирование учителя. Шаг 3. Цель: выяснить причины отставания по типу I. Возможные выводы: а) пониженный интерес к математике; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу; в) низ-Кая эффективность учебной деятельности. Методы: интервьюирование учителя, анализ тетрадей по математике, знакомство с классным журналом, беседа с родителями, наблюдение за учебной работой. Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу 3-А. Подтверждение альтернативы «б» — переход к шагу 3-Б. Подтверждение альтернативы «в» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными учениками. Шаг 4. Цель: выяснить причины отставания по типу //. Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области математики; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу. Методы: интервьюирование учителя, знакомство с тетрадями по математике, классным журналом, наблюдение за работой ученика на уроках. Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе. Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу 4-А и т.д. Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания. Исследование объективируется данными о поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. В случаях недоразвития (локальное, тотальное) необходимо дифференцировать норму от патологии.
Задачами психодиагностического обследования детей и подростков являются: 1) изучение проявления отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования; 2) получение данных о динамике развития (продольные срезы), влиянии вида обучения, технологии-, методов, микросоциального окружения на развитие и его перспективы; 3) исследование характера психического развития, его темпов; 4) исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития. Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты). Между ними существуют родственные связи. Например, основой психологических и дидактических тестов является анализ продуктов деятельности, многие из них предполагают проведение индивидуальной беседы и, конечно же, включают наблюдение за особенностями поведения испытуемых. Многие из указанных методов с успехом могут применяться в психодиагностической деятельности. Обоснованный выбор методов, обеспечивающий эффективность психодиагностического исследования, предполагает: а) учет поставленных задач; б) выявление особенностей проявления изучаемых психических свойств в процессе деятельности; в) соотношение различных взаимодополняющих друг друга методов; г) валидность методик, т.е. точное соответствие инструмента исследуемому параметру; д) получение дополнительной информации при нецелевом использовании других методов; е) оптимальный подбор количества методов в соответствии с целью, возрастом и условиями; ж) предъявление методик с учетом особенностей контакта и в возрастающей степени сложности. Процедура психодиагностического исследования включает ряд этапов: 1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение. 2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.
3. Психодиагностический эксперимент:
Выводы психодиагностического исследования используются как в широком (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком плане (индивидуальная работа). Работа психодиагноста требует в первую очередь знания методов и методик психологического исследования, хороших навыков их практического применения. Немаловажное значение имеют личностные особенности психолога и особенности его индивидуального профессионального стиля (Г.А.Абрамова). Чтобы взаимодействие с клиентом было корректным, психо-Диагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется, знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обсле- дования, видеть ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми его участниками. Практику-диагносту необходимо учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять последние с нормативами. В отличие от психолога, занимающегося теоретической психодиагностикой, ему в каждой конкретной уникальной ситуации (даже если это ситуация массового обследования) надо решать этические и нравственные задачи взаимодействия с заказчиком, клиентом или пользователем психологической информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|