Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ф. Энгельс о проблемах политической экономии. «Анти-Дюринг»




«Анти-Дюринг» — классическое философское произведение Ф. Энгельса (полное название: «Пе­репорот в науке, произведенный г. Евгением Дю­рингом»), «Анти-Дюринг» — боевое полемическое произведение, направленное против немецкого мелкобуржуазного идеолога, приват-доцента Бер­линского ун-та Дюринга.

«Анти-Дюринг» написан при непосредственном участии К. Маркса. Вся рукопись Энгельса была пе­ред отправкой в печать просмотрена Марксом, а 10-я глава раздела «Политическая экономия», осве­щающая историю экономических учений, была написана Марксом. «Анти-Дюринг» представляет собой обра­зец применения марксистского принципа партийно­сти в философии, образец отстаивания диалектического ма­териализма и беспощадной, непримиримой борьбы против опошления социалистической теории. Всю борьбу с Дюрингом Энгельс провёл целиком под лозунгом последовательного проведения материализма. Он обвинял путаника Дюринга в том, что он, прикры­ваясь фразами делал уступ­ку идеализму и становился в ряды противников ма­териализма. «Либо последовательный до конца мате­риализм, либо ложь и путаница философского идеа­лизма,— вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе „Анти-Дюринга"».[5]

«Анти-Дюринг» состоит из Введения и трёх отде­лов: «Философия», «Политическая экономия», «Соци­ализм».

Во втором отделе «Анти-Дюринга» — «Политиче­ская экономия»—Энгельс излагает основные поло­жения экономия, учения Маркса и показывает непри­миримость классовых противоречий капиталистического общества. В этом отделе освещаются коренные воп­росы экономической теории: о предмете и методе политической экономии, о стоимости и прибавочной стоимо­сти, о происхождении классов.

Дюринг выступил против открытого Марксом материалистического понимания истории, заяв­ляя, будто экономический строй общества вырастает из политического подчинения. Дюринг извращал про­цесс общественного развития, подменяя действи­тельные причины возникновения общественных классов и государства вымышленными причинами. Но Дюрингу, насилие является решающим факто­ром образования экономических форм общества. Кри­тикуя «теорию насилия» Дюринга, Энгельс доказы­вает, что теория эта идеалистическая, т. к. фактор насилия, политического действия, являющийся произ­водным от экономического состояния, Дюринг при­знаёт первичным, выдавая следствие за причину. Энгельс доказывает далее, что «теория насилия» яв­ляется метафизической, т. к. насилие в ней рассмат­ривается абстрактно, вне связи с конкретными ис­торическими этапами общественного развития. Энгельс на основании убедительных исторических данных показывает, что действительные причины раскола общества на классы коренятся в развитии способа производства материальных благ, в развитии эко­номики общества. Разделение общества на классы явилось результатом экономических процессов роста производительности труда, возникновения общест­венного разделения труда и частной собственности на орудия и средства производства.

Государство возникло в результате раскола общества на классы как органподавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства. Явления насилия сопровождали процесс классовой дифференциации общества, но они не играли определяющей роли в этом процессе и не могут объяснить его воз­никновения и дальнейшего развития. Опровергая «теорию насилия» Дюринга, Энгельс даёт марксист­ское понимание войн и роли революций в разви­тии общества. Применяя марксистский диалектический метод, Энгельс показывает, что насилие является величайшим социальным злом, когда им пользуют­ся эксплуататорские классы для сохранения своего господства и подавления народных масс, но «наси­лие играет также в истории другую роль, именно ре­волюционную роль» [6], когда к нему вынуждены при­бегнуть революционные классы и угнетённые народы в борьбе за своё освобождение.

«Анти-Дюринг»—классическое произведение мар­ксистской философской мысли, заключающее бога­тейшее, поистине энциклопедическое, содержание. «Анти-Дюринг» сыграл огромную роль в развитии международного пролетарского движения, в идей­но-политическом воспитании и философском образо­вании многих поколений пролетарских революционе­ров. «Анти-Дюринг» и поныне является животворным источником для передовых борцов за дело рабочего класса. В этом выдающемся произведении с позиций научного мировоззрения революционного проле­тариата — диалектического материализма — дано обоб­щение достижений исторического развития знания природы и общества и научное обоснование револю­ционного перехода от капитализма к социализму. Историческое значение революционного перево­рота, произведённого марксизмом во всех областях научного познания, выступает в этом произведе­нии во всём ого величии. Буржуазному мировоз­зрению здесь противопоставлено цельное и строй­ное, строго научное мировоззрение революцион­ного пролетариата, открывшее новую эру в истории философии. Ленин, характеризуя «Анти-Дюринга», отмечал, что это произведение, подобно «Ком­мунистическому Манифесту», является «настольной книгой всякого сознательного рабочего»: «здесь разобраны величайшие вопросы из области фило­софии, естествознания и общественных наук».[7]

Положения, выдвинутые и обоснованные Энгель­сом в «Анти-Дюринг», получили дальнейшее разви­тие, применительно к новой исторической эпохе — эпохе империализма и пролетарских революций — в ра­ботах В.И. Ленина и И.В. Сталина. Ленин и Сталин подняли марксистское учение на новую, высшую ступень, создав новый этап в развитии марксизма. Под руководством Ленина и Сталина великие идеи научного социализма были претво­рены в практику построения социалистического об­щества в СССР.

В русском переводе «Анти-Дюринг» впервые вы­шел в 1904, однако уже в 1879 в журнале «Слово» Н. Зибером было дано изложение работы Энгельса и приведены отрывки из неё. После Великой Октябрь­ской социалистической революции «Анти-Дюринг» был издан на десяти языках народов СССР сорока из­даниями, общим тиражом в 1 млн. 564 тыс. экз. Как одно из основных про­изведений марксистско-ленивской теории, гениаль­ная книга Энгельса «Анти-Дюринг» изучалась в СССР миллионами людей в учебных заведениях, в сети партийного просвещения и в порядке само­образования.

Заключение

Экономическое учение Карла Маркса – серьезное и глубокое направление в экономической науке. Его социологичность можно трактовать как слабость, известную заданность и односторонность. Вместе с тем следует признать, что сама постановка и разработка социальных проблем, обращение к социальным аспектам экономических явлений и процессов вполне оправданы и составляют одну из сильнейших сторон марксистской методологии, подходов к познанию многосложной и противоречивой действительности.

Основополагающее значение К. Маркса для современной экономической теории заключается в том, что его работы – это неистощимый источник прямых, непосредственных наблюдений действительности, тогда как значительная часть современных теорий составляют лишь производные, вторичные концепции.

Работы К. Маркса, его теоретическое наследие многообразно и чрезвычайно богато по своему содержанию. Его труды являют собою образец теоретического и исторического анализа.

Список использованной литературы:

1. Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997г.

2. Ленин В.И., Полное собрание сочинений. Изд.: Москва, 1981г.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 — 1981 гг.

4. Негиши Т. История экономических учений: Учебник. – М.: «Аспект Пресс», 2005г.

5. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Изд.: Госполитиздат, 1948г.


[1] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.7. С. 261.

 

[2] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.1. С. 427.

 

[3] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.2. С. 63

 

[4] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.1. С. 426.

 

[5] Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, стр. 323

[6] Энгельс, Анти-Дюринг, 1948, стр. 172

[7] Ленин, Соч., 4 изд., т. 19, стр. 4 и т. 2, стр.13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...