Ф. Энгельс о проблемах политической экономии. «Анти-Дюринг»
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Анти-Дюринг» — классическое философское произведение Ф. Энгельса (полное название: «Перепорот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом»), «Анти-Дюринг» — боевое полемическое произведение, направленное против немецкого мелкобуржуазного идеолога, приват-доцента Берлинского ун-та Дюринга. «Анти-Дюринг» написан при непосредственном участии К. Маркса. Вся рукопись Энгельса была перед отправкой в печать просмотрена Марксом, а 10-я глава раздела «Политическая экономия», освещающая историю экономических учений, была написана Марксом. «Анти-Дюринг» представляет собой образец применения марксистского принципа партийности в философии, образец отстаивания диалектического материализма и беспощадной, непримиримой борьбы против опошления социалистической теории. Всю борьбу с Дюрингом Энгельс провёл целиком под лозунгом последовательного проведения материализма. Он обвинял путаника Дюринга в том, что он, прикрываясь фразами делал уступку идеализму и становился в ряды противников материализма. «Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе „Анти-Дюринга"».[5] «Анти-Дюринг» состоит из Введения и трёх отделов: «Философия», «Политическая экономия», «Социализм». Во втором отделе «Анти-Дюринга» — «Политическая экономия»—Энгельс излагает основные положения экономия, учения Маркса и показывает непримиримость классовых противоречий капиталистического общества. В этом отделе освещаются коренные вопросы экономической теории: о предмете и методе политической экономии, о стоимости и прибавочной стоимости, о происхождении классов.
Дюринг выступил против открытого Марксом материалистического понимания истории, заявляя, будто экономический строй общества вырастает из политического подчинения. Дюринг извращал процесс общественного развития, подменяя действительные причины возникновения общественных классов и государства вымышленными причинами. Но Дюрингу, насилие является решающим фактором образования экономических форм общества. Критикуя «теорию насилия» Дюринга, Энгельс доказывает, что теория эта идеалистическая, т. к. фактор насилия, политического действия, являющийся производным от экономического состояния, Дюринг признаёт первичным, выдавая следствие за причину. Энгельс доказывает далее, что «теория насилия» является метафизической, т. к. насилие в ней рассматривается абстрактно, вне связи с конкретными историческими этапами общественного развития. Энгельс на основании убедительных исторических данных показывает, что действительные причины раскола общества на классы коренятся в развитии способа производства материальных благ, в развитии экономики общества. Разделение общества на классы явилось результатом экономических процессов роста производительности труда, возникновения общественного разделения труда и частной собственности на орудия и средства производства. Государство возникло в результате раскола общества на классы как органподавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства. Явления насилия сопровождали процесс классовой дифференциации общества, но они не играли определяющей роли в этом процессе и не могут объяснить его возникновения и дальнейшего развития. Опровергая «теорию насилия» Дюринга, Энгельс даёт марксистское понимание войн и роли революций в развитии общества. Применяя марксистский диалектический метод, Энгельс показывает, что насилие является величайшим социальным злом, когда им пользуются эксплуататорские классы для сохранения своего господства и подавления народных масс, но «насилие играет также в истории другую роль, именно революционную роль» [6], когда к нему вынуждены прибегнуть революционные классы и угнетённые народы в борьбе за своё освобождение.
«Анти-Дюринг»—классическое произведение марксистской философской мысли, заключающее богатейшее, поистине энциклопедическое, содержание. «Анти-Дюринг» сыграл огромную роль в развитии международного пролетарского движения, в идейно-политическом воспитании и философском образовании многих поколений пролетарских революционеров. «Анти-Дюринг» и поныне является животворным источником для передовых борцов за дело рабочего класса. В этом выдающемся произведении с позиций научного мировоззрения революционного пролетариата — диалектического материализма — дано обобщение достижений исторического развития знания природы и общества и научное обоснование революционного перехода от капитализма к социализму. Историческое значение революционного переворота, произведённого марксизмом во всех областях научного познания, выступает в этом произведении во всём ого величии. Буржуазному мировоззрению здесь противопоставлено цельное и стройное, строго научное мировоззрение революционного пролетариата, открывшее новую эру в истории философии. Ленин, характеризуя «Анти-Дюринга», отмечал, что это произведение, подобно «Коммунистическому Манифесту», является «настольной книгой всякого сознательного рабочего»: «здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук».[7] Положения, выдвинутые и обоснованные Энгельсом в «Анти-Дюринг», получили дальнейшее развитие, применительно к новой исторической эпохе — эпохе империализма и пролетарских революций — в работах В.И. Ленина и И.В. Сталина. Ленин и Сталин подняли марксистское учение на новую, высшую ступень, создав новый этап в развитии марксизма. Под руководством Ленина и Сталина великие идеи научного социализма были претворены в практику построения социалистического общества в СССР.
В русском переводе «Анти-Дюринг» впервые вышел в 1904, однако уже в 1879 в журнале «Слово» Н. Зибером было дано изложение работы Энгельса и приведены отрывки из неё. После Великой Октябрьской социалистической революции «Анти-Дюринг» был издан на десяти языках народов СССР сорока изданиями, общим тиражом в 1 млн. 564 тыс. экз. Как одно из основных произведений марксистско-ленивской теории, гениальная книга Энгельса «Анти-Дюринг» изучалась в СССР миллионами людей в учебных заведениях, в сети партийного просвещения и в порядке самообразования. Заключение Экономическое учение Карла Маркса – серьезное и глубокое направление в экономической науке. Его социологичность можно трактовать как слабость, известную заданность и односторонность. Вместе с тем следует признать, что сама постановка и разработка социальных проблем, обращение к социальным аспектам экономических явлений и процессов вполне оправданы и составляют одну из сильнейших сторон марксистской методологии, подходов к познанию многосложной и противоречивой действительности. Основополагающее значение К. Маркса для современной экономической теории заключается в том, что его работы – это неистощимый источник прямых, непосредственных наблюдений действительности, тогда как значительная часть современных теорий составляют лишь производные, вторичные концепции. Работы К. Маркса, его теоретическое наследие многообразно и чрезвычайно богато по своему содержанию. Его труды являют собою образец теоретического и исторического анализа. Список использованной литературы: 1. Костюк В.Н. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: Центр, 1997г. 2. Ленин В.И., Полное собрание сочинений. Изд.: Москва, 1981г. 3. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 — 1981 гг. 4. Негиши Т. История экономических учений: Учебник. – М.: «Аспект Пресс», 2005г. 5. Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Изд.: Госполитиздат, 1948г. [1] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.7. С. 261.
[2] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.1. С. 427.
[3] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.2. С. 63
[4] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т.1. С. 426.
[5] Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, стр. 323 [6] Энгельс, Анти-Дюринг, 1948, стр. 172 [7] Ленин, Соч., 4 изд., т. 19, стр. 4 и т. 2, стр.13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|