Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ролевая игра «Бензоколонка в пустыне»

Понятие «ролевая игра»

Использование ролевой игры как образовательной и тренинговой технологии является частью более широкого набора техник, известных под общим названием «моделирование и игра». Это техники, цель которых снабдить учащегося упрощенной репродукцией реального или воображаемого мира (моделирование) либо структурированной системой соревновательной игры, которая включает в себя изучаемый материал (игра).

Ролевая игра — это особенный вид моделирования, который фокусирует внимание на процесс межличностного взаимодействия людей. Она придает особое значение функциям, исполняемым людьми при различных обстоятельствах.

Идея ролевой игры, взятой в простейшей своей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Затем игроков просят вести себя соответственно тому, как они ожидали бы от этого человека. В результате они, или класс, или все вместе узнают нечто об этом человеке и/или ситуации. По сути говоря, каждый игрок выступает как часть социального окружения остальных и демонстрирует шаблон, в рамках которого они могут апробировать собственный поведенческий репертуар или изучить взаимозависимое поведение группы.

Эта обманчиво простая концепция порождает большое количество альтернативных подходов. Начнем с того, что играющие могут проигрывать роли воображаемых людей, реальных лиц или самих себя. Они могут обнаружить, что играют совместно с одним или несколькими людьми, которые точно так же разыгрывают разнообразные роли — в том числе играя себя или даже играющего.

Ситуации могут быть простыми или сложными, знакомыми или незнакомыми. Их можно описать в деталях или предоставить фантазии играющего роль. Действие может разыгрываться в полном объеме и продолжаться дни напролет; оно может быть представлено отдельным фрагментом и длиться несколько минут. При этом обучение, на которое собственно направлена игра, может быть непосредственным или опосредованным; оно может быть связано либо с участием в действии, либо с его наблюдением. Конечной целью обучения может быть развитие навыка или умения, или это может в большей степени носить характер сенсибилизации или смены установки. Следовательно, в конце ролевой игры может оказаться достаточным удостовериться, что занятие приведено к разумному завершению; с другой стороны, может оказаться, что учителю следует потратить время на разъяснение группе смысла происходившего, или же возникнет необходимость повторить игру, чтобы поупражняться в каком-либо модифицируемом поведении.

Понятие роли

Этимологически слово «роль» восходит к слову, обозначавшему свиток пергамента (roll), на котором записывались актерские реплики. Таким образом, оно происходит непосредственно из театральной жизни, подразумевая роль актера в спектакле. Зрителям, когда они смотрят пьесу, нужно быстро разобраться в героях и злодеях; они хотят знать положение каждого персонажа — король ли это, фермер, мать, двоюродная бабушка или внук. Эти титулы, или роли, часто указываются в программке, которую можно просмотреть еще до начала пьесы. Распространение понятия роли на повседневное поведение людей проистекает из той же их потребности суммировать или сжато выражать в реальной жизни то, что может быть комплексным восприятием деталей, составляющих внешность или поведение другого человека.

На протяжении всей нашей сознательной жизни мы подвергаемся бомбардировке столькими ощущениями, что их оказывается гораздо больше, чем мы способны переварить. В человеческом мозгу существует механизм для кодировки и группирования этой информации, благодаря которому мы, например, можем проводить сравнения и принимать решения. Этот процесс называется восприятием. Мы привязываем к этим упрощенным информационным массам символы и имена так, что, например, увидев розовый контур определенного размера, плавно движущийся в потоке воздуха, мы воспримем его как розу. Понятие роли позволяет кратчайшим путем идентифицировать и обозначить некий набор из внешних признаков и поведенческих актов, исходя из посылки, что эти внешние признаки и поведенческие акты являются характеристикой определенной личности и предсказуемы в данной ситуации.

В повседневной жизни роли могут быть приписаны людям самыми разными способами. Они могут, например, отражать социальное положение человека — учитель, муж, кладовщик, уборщик, священник, ребенок, малолетний преступник. Часто эти роли подразумевают реципрокные взаимоотношения: муж и жена, мать и дитя, врач и больной, преступник и офицер полиции. В этом случае роль становится способом выражения групповых норм и социальных требований и тем самым она оказывает давление на отдельного индивида или группу. Это и характеризует социальное поведение человека.

Иногда роль определяется условиями, в которых находятся люди. Например, в церкви, концертном зале, на футбольном матче, базе отдыха, в школе или офисе люди осознают себя членами прихода, зрителями, футбольными болельщиками, отдыхающими, учениками или канцелярскими работниками. Ролевое поведение индивида изменяется в соответствии с окружающей обстановкой, и в собрании прихожан оно оказывается иным, нежели в толпе футбольных болельщиков.

Кроме того, роль может быть определена в понятиях функции или цели. В больничных условиях люди могут выполнять функции врача, администратора, пациента, посетителя или капеллана.

Принятие роли

Когда люди берут на себя определенную роль, они начинают вести себя в соответствии с ее требованиями. Врач задает вопросы и проводит обследование, дает советы, выписывает лекарства, оказывает неотложную помощь; офицер полиции производит аресты, дает советы, регулирует движение, носит форму. Это поведение часто является результатом интернализации внешних экспектаций — иначе говоря, человек ведет себя в данной конкретной роли так, как ожидают от него другие люди. Это главная стратегия для понимания и предугадывания чужого поведения, и если кто-то выходит «за рамки» собственной роли, когда, к примеру, менеджер кричит, а священник употребляет бранные слова, то наши ожидания оказываются обманутыми. Более того — одной из самых частых причин межличностного конфликта оказывается неправильное толкование поведения друг друга. Поэтому важно, чтобы люди распознавали рамки, пределы такого поведения и проверяли их соответствие роли, которую, как предполагается, принял на себя индивид.

Процесс принятия роли является естественным и непрерывным для любого, кто социализирован в пределах своего социума. Это серьезное дело; большая часть нашей социальной жизни наполнена подобного рода деятельностью, и неумение адаптироваться к надлежащей роли в надлежащий час может привести к срыву коммуникации. Беседа, например, зависит от обоюдного предвосхищения чувств, ожиданий, мыслей и вероятной реакции на поведение друг друга. Это делает людей способными направлять и контролировать разговор; в противном случае собеседники будут говорить друг с другом, как малые дети. Способности прогнозировать реакцию другого человека отчасти помогает понимание ролей, которые в настоящий момент играют собеседники.

Безусловно, роли отдельного человека меняются на протяжении всего его жизненного цикла, а фактически и в течение дня. Жена желает мужу доброго утра; дети завтракают со своим отцом; почтальон приносит письмо адресату; офицер полиции направляет водителя; владелец магазина приветствует покупателя; комиссионер приветствует менеджера, а секретарша здоровается с боссом. Муж, отец, адресат, водитель, покупатель, менеджер и босс являются одним человеком, который вечером может стать первой скрипкой, чьим-то товарищем, учащимся колледжа или еще тысячью и одной персоной. Таким же образом в течение дня женщина может быть женой, дочерью, водителем, судьей, игроком в гольф и телезрителем. В любой момент их поведение будет показывать окружающим, какую они играют роль, а сами они, в свою очередь, будут приспосабливать свое поведение к предполагаемым ролевым ожиданиям окружающих.

Но из того, что в жизни роли определяются в основном культурной средой субъекта и его положением в ней, еще не следует, что его ролевое поведение всегда правдиво свидетельствует о его характере и чувствах. Для человека является обычнейшим делом лицемерить и прикидываться кем-то. Директор школы может напустить на себя грозный вид, хотя в душе ему будет очень смешно от последней проделки ученика. Поэтому ролевая игра может означать как истинную склонность к определенному поведению, так и умышленное следование правилам с целью произвести определенное впечатление. В этом смысле играющий роль может время от времени надевать на себя маску президента, судьи, хозяина лавки или врача.

Разыгрывание роли

Идея ролевой игры и проистекает из этого повседневного занятия. Во время разыгрывания ролей человек практикует поведенческие модели, которые, как считается, соответствуют определенной роли. Это естественный компонент детского поведения, который наверняка знаком каждому по играм своего детства. По определению Ладусса идея «роли» связана с участием в конкретной ситуации, а идея «игры» связана с безопасной средой и творческим вдохновением.

Существует досадное смешение понятий разыгрывания ролей и их исполнения. Существенным различием является то, что исполнение оживляет идеи драматурга (или чьи-то собственные идеи), с целью воздействовать на зрителей и развлечь их, тогда как разыгрывание роли является переживанием проблемы в необычных, напряженных условиях с целью развития собственных мыслей и самоосознания.

Актеры тренируют голос и тело так, что те, как у спортсменов и певцов, оказываются под их полным контролем. Затем они прибегают к своим талантам как инструментам для раскрытия передаваемого сообщения или эмоции. Что бы актеры ни делали, они прежде всего думают о том, какой эффект это окажет на аудиторию. Заставит ли это зрителей плакать или смеяться? Удастся ли их обмануть и внушить, что убийца — дворецкий? Полюбят ли они этого персонажа или возненавидят? Изучая сценарий, актер должен учитывать взаимодействие персонажей, их прошлое и мотивацию. Но заучивание роли и репетиции имеют всегда одну конечную цель: расшевелить зрителей, воздействовать на них, заинтриговать и сбить их с толку.

У играющего роль задача совсем другая. Игроков не заботит аудитория, они интересуются только собой и другими игроками. Их цель — почувствовать, отреагировать и действовать так, как повел бы себя кто-либо, очутившись в данной конкретной ситуации. Они озабочены исключительно воздействием своего поведения на других игроков, а не на зрителей, и в своей роли делают все, чтобы убедить и уверить их в важности своих мыслей и решений. Поскольку они снабжают товарищей по игре достаточной информацией о своих взглядах и желаниях, им не приходится убеждать тех, будто они волшебным образом превратились в кого-то другого. Поэтому, в силу практических нужд, «притворства» в ролевой игре оказывается не больше, чем в ежедневных действиях, которые от случая к случаю совершает большинство людей.

Идея разыгрывания ролей очень проста: дать ученикам возможность поупражняться в общении с окружающими, взяв на себя разнообразные роли. Ситуация определяется разработанным сценарием и описанием ролей. В сценарии дается предыстория конкретной проблемы или сложившихся условий и указываются ограничительные моменты. Описания ролей дает характеристику людей, включенных в ситуацию.

Преимущества ролевой игры

1. Помогает ученику выразить скрытые чувства.

2. Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.

3. Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

4. Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

5. Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

6. Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).

7. Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

8. Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

9. Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.

10. Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

11. Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

12. Изменяет установки.

13. Учит контролировать чувства и эмоции.

Во-первых, ролевая игра представляет установки и чувства способом, являющимся одновременно позитивным и безопасным: позитивным, потому что они признаются законным предметом обсуждения и анализа, а также потому, что сама ролевая игра дает возможность научиться контролировать эти чувства и эмоции; и безопасным, потому что личное поведение ученика не обсуждается — обсуждается поведение ученика, играющего роль. Какой бы тонкой ни была между ними грань, наставники всегда властны сами своим способом вести сессию заверяя учеников, что они ни в коем случае не будут выглядеть глупыми и не будут критиковаться за свои взгляды.

Другим существенным преимуществом ролевой игры по сравнению с более традиционными методами является ее способность находиться в тесной связи с внешним миром.

Главным достоинством ролевой игры, которое разделяют с ней все игровые и моделирующие упражнения, является то, что она в высокой степени мотивирует учеников и обеспечивает им простую, непосредственную и быструю обратную связь относительно последствий их действий. При хороших организации и проведении ролевой игры она неизменно нравится участникам, так как они втягиваются в нее и долго о ней вспоминают, когда уже забыты многие другие знания, которые они приобрели иными способами.

Недостатки ролевой игры

Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории. Речь здесь идет о споре насчет того, должно ли обучение быть «серьезным», а также затрагивается вопрос социальных и властных отношений между наставником и учениками.

1. Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.

2. Упрощения могут вводить в заблуждение.

3. На игру уходит много времени.

4. Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.

5. Игра зависит от личностных особенностей наставника и ученика.

6. Столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты.

7. Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

8. Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты.

9. Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

Сферы применения

Использование ролевых игр наиболее очевидно там, где речь идет в первую очередь о различных аспектах коммуникации. Ролевая игра — высоковербализированная процедура; одно из критических замечаний в ее адрес фактически касается ее чрезмерной зависимости от лингвистических способностей. Она, таким образом, идеально подходит к любой лингвистической деятельности — изучению языков, литературы и тренингу социальных навыков. В этом случае имеется серьезный стимул к ролевой игре, а языковые и прочие методы коммуникации используются в процессе игры так, что учеба становится неотъемлемой частью задачи. Разыгрывая сцены из повседневной жизни — особенно такие ситуации, в которых задействован новый словарный материал, — ученики получают возможность применять язык в свободной и увлекательной манере. Развитие языковых навыков не обязательно ограничивать иностранными языками; с помощью этой техники можно улучшить и разговорную речь.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей.

Проведение ролевой игры

Основные этапы проведения ролевой игры:

1. Объяснить цель занятия и собственно ролевой игры

2. Выбрать участников

3. Дать краткое описание ролевой игры

4. Выбрать наблюдателей

5. Поощрять в участниках творческое отношение к роли и развитию ситуации

6. Убедиться, что каждому из участников понятна его роль и задачи

7. Начать ролевую игру

8. Провести обсуждение

9. Подвести итоги

Написание сценария

После того как до участников донесут идею ролевой игры, следующим логическим шагом становится их знакомство с фабулой. Это обращает нас к написанию сценария — задаче, в которую входят создание предыстории, способы ее описания и написание партий для каждого игрока.

Задачи обучения

Написание сценария можно начать с наброска общего сюжета с последующей проработкой деталей, и наоборот. Если предполагается подход от общего к частному, то следует продумать общий сценарий. Что это будет — интервью в офисе, касающееся производственного спора; собрание комиссии, на котором рассматривается решение местных властей; семья; торговая операция и т. д.? Любая эта ситуация будет развиваться исходя из общих задач сессии. При обдумывании этих задач прежде всего надо решить, на что направлена основная цель обучения:

* на усвоение методов и навыков;

* на изучение проблем и принципов;

* на рост самосознания и повышение сенситивности.

После утверждения общего сценария полезно набросать короткое вступление в игру.

Сценарий

При нейтральности темы создатель ролевой игры может сделать действие более интересным и захватывающим, включив в него элементы конфликта (конфликт мотивов и эмоций, различия в восприятии, разные цели, конкуренцию, нехватку ресурсов).

Материалы

Написание сценария позволяет наставнику создать определенную атмосферу путем подбора документов. Предыстория разыгрываемой ситуации может быть изложена в газетной статье, в магнитофонной записи, проспекте, наборе официальных документов или как-то еще.

Описание ролей

Главным в организации ролевых игр является, конечно, описание самих ролей. Эти роли полностью определяют структуру ролевой игры, и мы можем выделить три типа этих ролей.

* Ключевые роли. Это роли протагонистов, между которыми происходит обмен информацией. Они эффективно очерчивают круг проблем, и для структуры ролевой игры важно, чтобы игроки, воплощающие эти первостепенные роли, чувствовали себя в силах повлиять на исход переговоров. Если их функция сводится лишь к привнесению в игру решений извне, то ролевая игра перестанет быть подлинным столкновением, каким бы ни было его содержание.

* Второстепенные роли. Они поддерживают ключевые роли и могут носить информирующую функцию: роли секретарей, клерков, чиновников, специалистов. Кроме того, они могут обеспечивать моральную поддержку: роли членов семьи, учителей, советников, а также включать роли третейских судей — председателей, учителей, менеджеров, родителей, чиновников.

Эпизодические роли. Ролевая игра часто требует участия групп разных размеров и разного уровня способностей. Хотя кто-то из участников может понадобиться в качестве зрителей, всегда полезно иметь несколько лишних ролей, которые могут заинтересовать незанятых учащихся. Если это не продумать заранее, то дополнения, сделанные в последнюю минуту, могут привести к ситуациям, в которых эпизодическим персонажам будет нечего делать. Лучше всего использовать таких игроков в качестве секретарей, репортеров и счетчиков очков.

Индивидуальные роли лучше всего писать в два приема, указывая их ключевые особенности и предполагаемые действия. Вначале нужно перечислить главные отличительные черты каждого персонажа или обозначить его ресурсы:

* знания;

* навыки;

* мотивация и убеждения;

* ограничения;

* власть и авторитет.

Предполагаемые действия

В первой части описания ролей мы рассмотрели их отличительные признаки, а сейчас речь пойдет о следующем.

* С кем должны встречаться персонажи?

* При каких обстоятельствах?

* Для чего? Какие решения они должны принять?

* За какое время?

Распределение ролей

Роли можно распределить несколькими способами:

* наугад;

* распределив главные персонажи, а оставшиеся роли раздав произвольно;

* назначив на роли тех игроков, которые более всего соответствуют им;

* намеренно подобрав игроков с качествами, противоположными тем, которых требует роль;

* позволив группе самой решить, кто кого будет играть, ротируя роли между всеми учениками. Выбор способа зависит от цели ролевой игры и конкретной группы, с которой работает наставник. Следующие замечания послужат вам ориентирами при выборе способа распределения ролей.

Роль наставника

В процессе фактического проведения ролевой игры наставник должен выполнять ряд различных функций, которые меняются по мере развития игры.

По окончании игры очень важно дать возможность участникам проанализировать свои действия и получить обратную связь от окружающих. Обсуждение проводится сразу же.

Цель обсуждения – осознать необходимость измениться и определить направлении, где эти изменения были бы наиболее необходимы.

 

Предназначение обсуждения

Проблемные ситуации, которые могут возникать в ходе игры.

 

Сценарии ролевых игр

Ролевая игра «Бензоколонка в пустыне»

 

Описание ситуацииГде-то в Средней Азии. Пустыня, посреди которой бензоколонка. Она – единственное строение в пределах видимости. Вокруг бродят овцы, пара верблюдов, пахнет пловом. На горизонте показывается запылённый, но явно неплохой автомобиль. Время 17.00Роль для водителя автомобиляМолодой человек, симпатичный, 25-30 лет, хорошо одет, аккуратен. 2 высших образования, умён, обаятелен, с блеском в глазах. Столичный житель. Ценит время.Вы спешите в аэропорт. Вам не позднее 20.00 надо вылететь в Москву. У Вас завтра тендер, если Вы не успеете, то не получите выгодного контракта и потеряете много денег. Возможно Ваша компания влезет в долги.У Вас заканчивается бензин. До аэропорта Вы не сможете доехать без дозаправки. В карманах у Вас $100 наличными. Билет до Москвы стоит $95.Роль для владельца бензоколонкиМужчина на вид 40 лет, восточного типа, в рабочей одежде. Взгляд скучающий.Вам 30 лет. Вы закончили МГУ. После обучения хотели бы зацепиться в Москве, но не смогли. Пришлось вернуться на родину. Скучаете по столице. Там осталось много друзей, которым Вы иногда шлёте посылки (курагу и дыни).Вы являетесь владельцем единственной в округе бензоколонки. Так как Вы монополист, Вы устанавливаете цены на бензин своим решением, которое зависит от настроения и ситуации.К Вашей бензоколонке подъезжает неплохой автомобиль, в нём молодой человек. Он хорошо одет. Вы решаете запросить у него за бензин $100 (с него не убудет), тем более, что завтра надо отдавать долг, а на частое появление клиентов рассчитывать не приходится. |

Ролевая игра "Аэропорт"

Вводятся две роли - "начальник планово-экономического отдела" и "сотрудница" - его подчиненная.

Вводная "начальнику": "Вы - начальник планово-экономического отдела. Сотрудница Т. не сдала к сроку так важные для Вас расчеты. Вам передали, что она звонила и сказала, что из-за болезни она, видимо, долго теперь не появится. Однако, когда Вы несколько раз звонили ей домой, к трубке никто не подходил. Вы вынуждены теперь улетать в другой город в срочную командировку без нужных данных. Вы очень переживаете. В аэропорту Вы вдруг видите Вашу "больную" сотрудницу с вещами, которая ожидает чего-то у очереди к пункту регистрации отлетающих.

Вводная "сотруднице": "Вы - сотрудница планово-экономического отдела. Очень неудачно складываются Ваши дела: в самую пору сдачи важного отчета тяжело заболела Ваша сестра, и, поскольку с ней некому сидеть, Вы взяли больничный лист по уходу за ней, и теперь временно живете у нее. Ваш знакомый улетает в краткосрочную командировку в город, где для Вашей сестры приготовлено редкое лекарство. Вы спешите в аэропорт, чтобы попросить его передать Вашей родне в этот город кое-какие вещи и привести от них это лекарство. Вы немного опоздали к рейсу, табло уже не горит. Вы стоите и не знаете, что делать. Вдруг Вас окликает Ваш начальник..."

Комментарий: При анализе ситуации ведущий должен актуализировать установку, что мы мыслим и поступаем, исходя не из реальных событий, а из наших представлений о них (и домыслов, если эти представления не полны).

Чтобы быть точно уверенным в том, что ролевая игра была использована к месту и была проведена эффективно, уже при планировании необходимо задать себе следующие вопросы:

- На самом ли деле для достижения этой цели самым эффективным средством станет ролевая игра?

- Соответствует ли выбранная форма проведения целям мероприятия?

- Смогут ли участники соответствовать требованиям, которые предъявляются к ним?

- Не сделает ли ролевая игра слишком очевидными личные переживания?

- Соответствует ли инструкция к игре цели игры и описана ли она достаточно ясно?

- Является ли опыт, полученный в процессе игры, применимым на практике?

- Является ли ведущий игры достаточно квалифицированным, чтобы справиться с сопротивлением и препятствиями?

- Какие альтернативы ролевой игре может предложить ведущий игры?

 

 

Заключение

Ролевая игра оказалась весьма могущественной техникой. Она является хорошим мотиватором и позволяет учащимся помещать себя в такие ситуации, в которых им прежде никогда не приходилось бывать; в частности, она дает возможность побывать и примерить на себя чью-либо «шкуру». В процессе межличностного взаимодействия наше поведение во многом определяется нашим видением собственной роли, ролями окружающих людей и нашим восприятием этих ролей. Поэтому естественно, что мы, когда хотим преподавать предмет, касающийся межличностного поведения, должны обращаться к ролевой игре как к действенному педагогическому приему. Ее можно использовать на разных уровнях: обучать с ее помощью простым коммуникативным навыкам, чтобы показать, как люди общаются между собой и каким образом происходит стереотипизация окружающих людей, а также исследовать с ее помощью глубинные личностные блоки и эмоции.

При использовании такой мощной техники важно, чтобы учителя и специалисты по тренингу подходили к ней системно и помнили о разных способах ее применения. Ее, как и любой другой инструмент, можно использовать хорошо или плохо. Важно правильно выбрать ролевую игру, чтобы ее тип соответствовал конкретным условиям или задачам тренинга. Некоторые виды ролевых игр лучше подходят для тренинга умений, другие — для повышения восприимчивости отдельных индивидов и целых групп, а некоторые — для повышения способности учащихся исследовать свои установки и эмоции. Использование в конкретной группе неправильной техники может быть бесполезным и даже опасным делом.

 

Список литературы

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.:ИНФРА-М, 1999

2. Дебольский М. Психология делового общения. – М.1992

3. Карташова Л.В., Никонова Т.В. Поведение в организации. М.:ИНФРА-М,1999

4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. – М.:1990

5. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры. Тренинги в управление персоналом – М.:Аспект Пресс, 2001

6. Сухарев В.А. Как достичь успеха деловому человеку – Минск,1997

7. Турнер Д. Ролевые игры. Практическое руководство – СПб: ПИТЕР, 2002

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...