Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема занятия: «Физиология дыхания. Методы исследования внешнего дыхания».

Учебно-методические рекомендации к занятию № 3.

Цель занятия: 1. Изучить процессы, обеспечивающие функцию дыхания;

2. Освоить методы исследования внешнего дыхания.

Структура занятия   Продолжительность, мин
Тестовый контроль  
Теоретическая часть  
Перерыв  
Практическая часть  

 

Рекомендуемая литература:

1. Конспект лекции по нормальной физиологии.

2. Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф.). - М.: Медицина, 2001(Т.1); 2003; 2011.

3. Учебник «Нормальная физиология» (Под ред. Орлова Р.С. и Ноздрачева А.Д.). - М.,2006.

4. Атлас по нормальной физиологии (Под ред. Коробкова А.В. и Чеснокова С.А.). - М., Высшая школа, 1986.

 

Студенты должны знать:

1. характеристики функции дыхания для ответов на тестовые вопросы:

· Вдох как при спокойном, так и форсированном дыхании осуществляется активно с участием дыхательных мышц.

· Давление в плевральной полости ниже атмосферного.

· Давление в плевральной полости в фазу вдоха уменьшается.

· В конце спокойного вдоха давление в плевральной полости составляет (в мм рт. ст.) -6.

· В конце максимального вдоха давление в плевральной полости составляет (в мм рт. ст.) -20.

· В конце спокойного выдоха давление в плевральной полости составляет (в мм рт. ст.) -3.

· Отрицательное давление в плевральной полости обусловленоэластической тягой легких.

· Транспульмональное давление – это разница между альвеолярным и плевральным давлением.

· При вдохе наибольшее сопротивление воздушному потоку оказывает полость носа.

· При выдохе наибольшее сопротивление воздушному потоку оказывают бронхи.

· Диффузия газов происходит в альвеолах.

· Закрытый пневмоторакс наблюдается в случае наличия воздуха в межплевральной щели без сообщения с атмосферой.

· Открытый пневмоторакс наблюдается в случае постоянного сообщения межплевральной щели с атмосферой.

· Причиной спадения легкого при пневмотораксе является выравнивание внутриплеврального и атмосферного давления.

· Дыхательный объем – это объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает при спокойном дыхании.

· Величина дыхательного объема при спокойном дыхании составляет (в мл) 300-800.

· Резервный объем вдоха – это объем воздуха, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха.

· Величина резервного объема вдоха составляет (в мл) 1500-1800.

· Резервный объем выдоха – это объем воздуха, который можно дополнительно выдохнуть после спокойного выдоха.

· Величина резервного объема выдоха составляет (в мл) 1000-1400.

· Жизненная емкость легких – это максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха.

· Жизненная емкость легких при спокойном дыхании составляет у мужчин (в мл) 3500-5000.

· Жизненная емкость легких при спокойном дыхании составляет у женщин (в мл) 3000-4000.

· Остаточный объем легких – это объем воздуха в легких после максимального выдоха.

· Остаточный объем легких составляет (в мл) 1000-1500.

· Функциональная остаточная емкость легких – это сумма резервного объема выдоха и остаточного объема легких.

· Функциональная остаточная емкость легких составляет (в мл) 1800-2500.

· Общая емкость легких – это количество воздуха, находящегося в легких после максимального вдоха.

· Общая емкость легких составляет у мужчин в среднем (в мл) 6000.

· Общая емкость легких составляет у женщин в среднем (в мл) 5000.

· Анатомическое мертвое пространство – это объем воздухоносных путей.

· Объем анатомического мертвого пространства составляет в среднем (в мл)140.

· Частота дыхания у взрослого человека в покое за 1 мин составляет 12-16.

· Частота дыхания у новорожденного в 1 мин составляет 40-60.

· Минутный объем дыхания – это произведение дыхательного объема на частоту дыхания.

· Минутный объем дыхания составляет в среднем (в литрах) 8.

· Количество кислорода во вдыхаемом воздухе составляет (%) 20,85.

· Количество кислорода в выдыхаемом воздухе составляет (%)15,5.

· Количество кислорода в альвеолярном воздухе составляет (%)13,5.

· Количество углекислого газа во вдыхаемом воздухе составляет (%) 0,03.

· Количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе составляет (%) 3,7.

· Количество углекислого газа в альвеолярном воздухе составляет (%) 5,3.

· Напряжение кислорода в артериальной крови составляет (в мм рт. ст.) 96.

· Напряжение кислорода в венозной крови составляет (в мм рт. ст.) 40.

· Парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе составляет (в мм рт. ст.) 100.

· Напряжение кислорода в тканях составляет в среднем (в мм рт. ст.) 25-35.

· Напряжение углекислого газа в артериальной крови составляет (в мм рт. ст.) 40.

· Напряжение углекислого газа в венозной крови составляет (в мм рт. ст.) 46.

· Напряжение углекислого газа в альвеолярном воздухе составляет (в мм рт. ст.) 39.

· 1 г гемоглобина присоединяет количество кислорода, равное 1,34 мл.

2. Ответы на вопросы для собеседования:

1. Функция дыхания. Этапы дыхания.

2. Внешнее дыхание. Биомеханика вдоха и выдоха.

3. Роль дыхательных мышц в вентиляции легких.

4. Альвеолярное давление.

6. Плевральное давление.

7. Транспульмональное давление.

8. Роль изменений альвеолярного, плеврального, транспульмонального давлений в вентиляции легких.

9. Эластические свойства и растяжимость легких.

10. Эластические свойства грудной клетки.

11. Сопротивление в дыхательной системе.

10. Работа дыхания.

11. Статические объемы легких.

12. Статические емкости легких.

13. Минутный объем дыхания.

14. Максимальная вентиляция легких.

15. Альвеолярная вентиляция легких.

16. Вентиляционно-перфузионные отношения в разных отделах легких.

17. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью.

18. Транспорт кислорода кровью.

19. Кислородная емкость крови.

20. Кривая диссоциации оксигемоглобина.

21. Доставка кислорода и потребление кислорода тканями.

22. Газообмен между кровью и тканями.

23. Транспорт углекислого газа кровью.

Студенты должны уметь:

1. Решать ситуационные задачи:

1. У пациента при ранении грудной клетки справа развился пневмоторакс. При этом у него отмечалось нарушение вентиляции правого легкого.

Что такое пневмоторакс? С чем связано нарушение вентиляции легких при пневмотораксе? Укажите неотложное мероприятие, направленное на восстановление легочной вентиляции?

2. Методом спирометрии обследованы 2 практически здоровых мужчины в возрасте 25 лет с одинаковыми антропометрическими данными. У одного из них величина жизненной емкости легких (ЖЕЛ) составила 4,0 л, у другого обследованного – 5,5 л.

Дайте определение ЖЕЛ и укажите её нормальные величины? Сравнив полученные результаты, укажите, у кого из обследованных растяжимость легких выше?

3. С помощью спирографии проведено исследование функции внешнего дыхания у двух спортсменов после бега на 1000 м. Минутный объем дыхания (МОД) у обоих спортсменов составил 30 л/мин. Частота дыхания у одного спортсмена составила 30 в 1 мин., а у другого 40 в 1 мин.

Дайте определение МОД и укажите, у какого спортсмена вентиляция легких более эффективна и почему?

4. При комплексном обследовании пациента 30 лет было установлено, что общая ёмкость легких у него составила 5000 мл., жизненная емкость легких – 3500 мл., резервный объем вдоха – 2000 мл., дыхательный объем – 500 мл. На основании полученных данных рассчитайте функциональную остаточную ёмкость легких у данного пациента. Какое физиологическое значение имеет данный параметр?

5. При отравлении человека угарным газом происходит снижение кислородной емкости крови. При этом используют метод лечения чистым кислородом под повышенным давлением (гипербарическая оксигенация). Человека помещают в специальную барокамеру, в которой он дышит при давлении кислорода в 3-4 атмосферы.

Что такое кислородная емкость крови и чему она равна в норме? Почему при отравлении угарным газом происходит ее снижение? С какой целью проводят гипербарическую оксигенацию при отравлении угарным газом?

 

2. Выполнить лабораторные работы:

Работа № 1. Спирометрия.

Цель: изучить спирометрический метод измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ).

Оборудование: водяной спирометр, вата, 70% раствор спирта, носовой зажим.

Ход работы: в положении сидя, используя носовой зажим, испытуемый делает максимально глубокий вдох, для чего разгибает спину, сближает лопатки и, поместив мундштук в рот, предварительно обработанный ватным тампоном, смоченным 70% раствором спирта, производит максимально глубокий выдох. По шкале спирометра определяют ЖЕЛ. Для повышения точности результата измерение повторяют 3 раза и вычисляют среднюю величину. После каждого измерения необходимо каждый раз устанавливать исходное положение шкалы спирометра.

Рекомендации к оформлению работы: полученные результаты записывают в протокол и делают вывод о соответствии полученных результатов в сравнении с нормой.

 

Работа № 2. Спирография.

Цель: изучить спирографический метод исследования функции внешнего дыхания у человека.

Оборудование: спирограф,вата, 70% раствор спирта, носовой зажим.

Ход работы: в положении сидя, используя носовой зажим, испытуемый, поместив загубник спирографа в рот, предварительно обработав его ватой, смоченной 70% раствором спирта, спокойно дышит в прибор в течение 2-3 минут.

1) Регистрация ЖЕЛ. Испытуемый делает максимально глубокий вдох и после этого спокойно без ограничения во времени делает максимально возможный выдох.

2) Измерение дыхательного объема. После нескольких спокойных вдохов и выдохов в атмосферу испытуемый выдыхает воздух в спирограф. По шкале спирографа определяют дыхательный объем воздуха.

3) Измерение резервного объема выдоха. После спокойного выдоха просят испытуемого сделать максимальный выдох в спирограф. По шкале спирографа определяют резервный объем выдоха.

4) Измерение резервного объема вдоха. Испытуемый после спокойного вдоха делает максимальный вдох из спирографа.

5) Определение МВЛ. Испытуемый в течение 15 секунд дышит произвольно с максимальной частотой и глубиной, скорость лентопротяжного механизма прибора при этом устанавливают на максимальную.

Рекомендации к оформлению работы: полученные результаты исследования записывают в протокол и делают вывод о соответствии полученных результатов в сравнении с нормой.

Работа № 3. Пневмотахометрия.

Цель: изучить пневмотахометрический метод определения объемной скорости вдоха и выдоха.

Оборудование: пневмотахометр, вата, 70% раствор спирта, носовой зажим.

Ход работы: Тумблер на приборе переводят в положение «выдох». Испытуемый в положении сидя, используя носовый зажим, делает максимально глубокий вдох и поместив мундштук в рот, предварительно обработав его ватой, смоченной 70% раствором спирта, производит максимально глубокий и быстрый выдох. Скорость оценивают по шкале пневмотахометра, соответствующей диаметру трубки (20 мм). Измерение повторяют 3 раза и вычисляют среднюю величину. Для измерения объемной скорости вдоха тумблер на приборе переводят в положение «вдох», испытуемый после максимального выдоха, поместив мундштук в рот, производит максимально глубокий и быстрый вдох. Объемная скорость выдоха составляет в норме у мужчин 5-7 л/сек, у женщин 4-6 л/сек, объемная скорость вдоха – у мужчин 3-5 л/сек, у женщин 2-4 л/сек

Рекомендации к оформлению работы: полученные результаты исследования записывают в протокол и делают вывод о соответствии полученных результатов в сравнении с нормой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...