Внешняя политика Эйзенхауэра.
В 50-х годах существенную эволюцию претерпел внешнеполитический курс республиканской администрации. В начале своей деятельности правительство Эйзенхауэра руководствовались в своей внешней политике прежними постулатами «холодной волны». Убедившись в невозможности победы в войне в Корее, администрация Эйзенхауэра подписала соглашение о перемирии. В тоже время она приступила к ужесточению руководящих внешнеполитических доктрин США. Отбросив доктрину «сдерживания коммунизма», которая, по мнению республиканцев, обрекла американскую внешнюю политику на пассивность, президент Эйзенхауэр и госсекретарь Джон Фостер Даллес провозгласили, что отныне они возьмут на вооружение курс на «освобождение» от коммунизма народов, находящихся под «советским господством». В январе 1954 г. в речи Даллеса было заявлено, что в любой «критической ситуации» США будут впредь по собственному усмотрению обращаться к «устрашающей силе массированного возмездия». Любая попытка осуществления доктрины «массированного возмездия» неизбежно привела бы к всеобщей ядерной войне. Поэтому уже в апреле 1954 г. Даллесу пришлось успокаивать встревоженную мировую общественность. Он вынужден был говорить о необходимости гибкости в проведении внешнеполитического курса США, но на практике правительство Эйзенхауэра вынуждено было вернуться к политике «сдерживания коммунизма», хотя официально этого не признавало. Оно оказывало помощь Франции в войне с Индокитаем. После провала этих усилий Соединенные Штаты пошли на создание СЕАТО – военного блока государств Юго-восточной Азии и районов Тихого океана. Летом 1954 г. с помощью США была подавлена революция в Гватемале.
Но все же в середине 50-х г. появились первые признаки ослабления международной напряженности. Это было связано с крупными изменениями обстановки в мире, с начавшейся переориентации внешнеполитического курса США, с приходом к власти нового руководства Советского Союза, выдвинувшего ряд предложений по мирному урегулированию спорных международных проблем. В июле 1954 г. в Женеве было проведено совещание глав правительств СССР, США, Англии и Франции, что способствовало нормализации международной обстановки. Во второй половине 50-х гг. произошло некоторое улучшение американо-советских отношений. Неизгладимое впечатление произвело на американскую общественность известие о запуске первого искусственного спутника Земли, осуществленного СССР в октябре 1957 г. Большую роль в преодолении антисоветских предубеждений сыграл официальный визит Н.С. Хрущева в США в сентябре 1959 г. В конце 1950-х гг. была подписано советско-американское соглашение о регулярных обменах в области науки культуры и образования.
25. По мере приближения нового десятилетия, начало которого совпало с очередными выборами, в США во весь голос заговорили о необходимости обновления руководства, отличного от вялой эйзенхауэровской гвардии. К выборам 1960г. обновленные партии (демократы и республиканцы) пришли с примерно равными силами. Наиболее приемлемой фигурой от демократов оказался сенатор от Массачусетса Джон Кеннеди, кандидатура которого устроила всех. Джон Кеннеди, победив на выборах 1960г, оказался самым молодым президентом в истории США – ему было 43 года. В ходе своей избирательной компании Кеннеди говорил о необходимости решительно устремиться вперед, в новое десятилетие. В своей первой иннагурационной речи он призывал американцев думать не о том, что может дать им страна, а о том, что они могут дать ей. Внутренняя политика. Еще во времена избирательной кампании Д. Кеннеди говорил, что экономика США должна ежегодно возрастать на 5%. Придя к власти, правительство демократов сосредоточило свои главные усилия на активизацию производства и достижения намеченного уровня ежегодного прироста. Новый президент сразу же развернул активную деятельность по восстановлению экономики США. Связано это было с кризисным состоянием экономики. В окружении президента наметилось 2 направления: «структуралистское» и «фискальное». «Структуралисты» считали, что для «нормального» функционирования экономики, когда безработица не превышает 4% нужно:
- обратить большее внимание на соотношение цен и зарплаты; - улучшение общего и профессионального образования; - расширение ассигнований на социальное обеспечение; - улучшение положения негров на рынке труда и т.д. «Фискалисты» видели главную помеху развитии экономики в «фискальном тормозе», когда высокий уровень налогов истощает покупательную способность и это приводит к сокращению рабочих мест. Однако «структуралистов» в правительстве было больше. В рамках программы «структурализма» – «новые рубежи», Белый дом предложил следующие мероприятия: - расширить страхование по безработице; - поднять минимум зарплаты; - увеличить масштаб жилищного строительства и т.д. Конгресс принял предложение Белого дома. Но, тем не менее, «структуралистский подход» стали подвергать критике за то, что он ограничивался программами благосостояния, и не отвечал обещанному курсу на достижение 5% прироста. Осенью 1962г правительство Кеннеди решилось на важные перемены в своей экономической политике. Он сам стал первым главой государства, который сознательно прибег к дефициту в условиях, когда экономика была на подъеме. Он считал, что как только будет достигнута главная цель экономической политики – оживление частнопредпринимательского механизма и обеспечение 5% прироста в год, необходимо добиться от предпринимателей существенных отчислений на социальные нужды. В начале 1963г. когда деловая активность развивалась успешно, Д. Кеннеди предложил устроить конгрессу дефицит в бюджете за счет существенного сокращения налогов для самых состоятельных слоев населения. 8 февраля 1964 г. принял предложенный Кеннеди вариант «новой экономической политики». Кроме дефицита в ней предусматривалась либерализация экономики, т.е. обеспечение предпринимателям доступа к кредитам. Федеральной резервной системы, а также установление соотношения роста производительности труда, цен и зарплаты. Правительство установило потолок «не инфляционного» повышения зарплаты в 3,2% в год. Новой угрозой роста инфляции явилось намерение повысить цену на сталь (на 6$ за тонну), предложенную 10 апреля 1962г председателем совета Стального треста Р. Блаор. Мобилизовав все рычаги власти, Кеннеди заставил Стальной трест отказаться от его планов. Однако, тем самым он лишился поддержки промышленников в проведении своего экономического курса.
Внешняя политика. Д. Кеннеди пришел к власти в США в тот момент, когда внешнеполитические акции Вашингтона котировались катастрофически низко. Поэтому им сразу же был взят курс на более энергичную внешнюю политику, в частности, на защиту своих инвестиционных проектов в другие страны. За 23 года (с 1945 по 1968) только прямые капиталовложения выросли почти в 8 раз (с 8,5 до 64,8 млрд. $). Взяв на политическое вооружение доктрину «гибкого реагирования», предложенную генералом М. Тейлором в 1960г (предполагает быстрые способы реагирования на любой возможный вызов и успешные действия в любой ситуации), Д. Кеннеди начинает политику усиленной гонки и ядерного и обычного (в расчете на малые войны) вооружения. Стратеги Пентагона и государственного департамента готовили страну одновременно для «2-х с половиной» конфликтов – двух большого и одного малого. Потребовалось также значительное расширение ракетно-ядерного арсенала. Во имя сохранения американского влияния в условиях противостояния распространению коммунистической угрозы, правительство Кеннеди заявило о своей готовности смягчить выработанную в годы «холодной войны позицию по отношению к СССР и повернуться лицом к странам третьего мира». Во многом такая позиция была вызвана Кубинской революцией (1952-1962гг) и переходом многих африканских стран на социалистический путь развития. В 1961г была предложена идея создания «корпуса мира», который должен был обеспечить за США максимальное влияние во многих развивающихся странах не военными, а экономическими, политическими, культурными, идеологическими средствами. Кроме того, крупнейшими вехами внешнеполитической деятельности США были участия правительства США в переговорах о запрещении ядерных испытаний в космосе, воздухе и воде, закончившихся подписанием Московского договора в 1963г, ратифицированного сенатом 24 сентября 1963г.
22 ноября 1963 г. в Далласе, штат Техас, во время своего предвыборного турне по стране, Дж. Кеннеди был убит. На пост главы Белого дома вступил вице-президент Линдон Джонсон. После преодоления экономического спада 1960 – 1961 гг. в стране начался промышленный подъем. Это создало благоприятные условия для нового тура социальных реформ. Целью новых социальных программ объявлялось «искоренение бедности» и создания в стране «великого общества». Данная программа должна была улучшить положение миллионов белых и черных бедняков и включить их в созданную государством систему социальной защиты. Такова была программа демократов. В результате выборы 1964 года закончились крупным поражением для республиканцев. Джонсон получил в 1964 г. 43 млн. голосов. Таким образом, новым президентом США становится демократ Линдон Джонсон. Первые годы президентства Джонсона ознаменовались крупными сдвигами в социальной политике государства. Уже в августе 1964 г. был принят закон, который предусматривал ряд мер помощи низко доходным группам населения. Так, была проведена программа продовольственных талонов, число участников которой к концу 60-х гг. достигло 8 млн. человек. В 1965 г. конгресс принял важное дополнение к закону о социальном страховании: была введена система медицинского страхования пенсионеров, а семьи с доходами ниже границ бедности получили право на льготные условия мед. помощи за счет федеральных субсидий штатам. Существенный шаг администрация Джонсона сделала в сфере трудового законодательства: в 1968 г. был увеличен минимум заработной платы до 1, 60 долл. в час, впервые в сферу трудового законодательства были включены крупные предприятия розничной торговли и сферы услуг. Налоговая реформа 1964 г. сократила налоги на прибыли и значительно снизила ставки подоходного налога. В середине 60-х гг. были приняты эффективные меры по ограничению расовой дискриминации. В июле 1964 г. вступил в силу закон, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, а также при найме на работу и увольнении с работы. В августе 1965 г. был подписан закон о защите избирательных прав афроамериканцев. В 1968 г. вышел закон о запрещении расовой дискриминации при продаже и сдаче в аренду жилья.
Таким образом, в 60-х гг. обозначился новый этап в эволюции правительственной социальной политики. Однако, либеральные реформы, проведенные в США в течение этого десятилетия, не могли решить задачу искоренения бедности, т.к. программа «великого общества» не имела под собой прочной финансовой базы. И эта база стала стремительно сокращаться, когда правительство вступило в войну во Вьетнаме. Вьетнамская война создала серьезные препятствия осуществлению планов социальных реформ. США оказались не способными проводить одновременно крупные реформы и широкомасштабную войну, на нужды которой приходилось тратить по 25-30 млн. долл. в год. Увеличение военных расходов привело к перенапряжению бюджета, к росту инфляции и налогового бремени. Свертывание социальных реформ вызвало недовольство в обществе. В 60-е гг. развернулась волна социального протеста. Одним из основных направлений данной борьбы стало движение радикальной молодежи, прежде всего студенчества. Первоначально молодежные группы высказывали недовольство современным буржуазным обществом. Однако после вступления США в войну во Вьетнаме, в 1965 г., начался второй этап в развитии молодежного движения. Теперь его главным направлением стала борьба против войны. По примеру молодежи в борьбу против войны начали включаться другие слои общества. На фоне общих социальных выступлений в середине 60-х гг. начинается новый этап в развитии негритянского движения, который характеризовался крайней ожесточенностью борьбы, волнениями и бунтами в черных гетто многих городов Севера. Особенно большого размаха негритянские бунты достигли в апреле 1968 г., после убийства расистами Мартина Лютера Кинга. Противоречивые тенденции продолжали действовать в 60-е гг. и в развитии рабочего движения. Активизировалось стачечное движение, в ходе которого рабочие вели борьбу за увеличение зарплаты, расширение социальных выплат, предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков, дополнительных пенсий по старости, пособий по безработице и т.д. Эти недовольства поставили демократическую партию в крайне затруднительное положение перед очередными президентскими выборами. В результате рост социальной напряженности, падение популярности президента, возникновение сильной оппозиции в рядах Демократической партии – все это заставило Джонсона в марте 1968 г. отказаться баллотироваться на новый президентский срок. В свою очередь республиканцы умело воспользовались затруднениями демократов. Важную роль в их избирательной программе играли обещания решить вьетнамскую проблему. В результате на выборах 1968 г. победу одержал кандидат в президенты из республиканской партии Ричард Никсон.
26. На президентских выборах 1968 г. демократическая и республиканская партии выдвинули схожие программы. В центре их были вопросы окончания вьетнамской войны, создания «сбалансированного бюджета», законодательного укрепления гражданских прав и продолжения наиболее важных социальных реформ. При этом кандидат демократов вице-президент Г. Хэмфри делал акцент на преемственность правительственного курса, тогда как лидер республиканцев Р. Никсон — на критику правительства. С минимальным перевесом победу удалось одержать Ричарду Никсону. Его поддержали 31,7 млн американцев, тогда как Хэмфри — 31,2 млн. Еще 47 млн избирателей не участвовали в выборах. Избирательная кампания Никсона прошла под лозунгом «Вместе вперед!». Администрация Никсона столкнулась с серьезнейшими проблемами. В стране продолжались активные выступления противников войны, сторонников радикальных молодежных организаций, столкновения на расовой почве. На протяжении 1969 г. начала заметно ухудшаться экономическая конъюнктура, в том числе наметились спад деловой активности, быстрый рост безработицы и инфляции. Сочетание этих тенденций было совершенно необычным явлением. По-прежнему тяжелым беременем на государственном бюджете лежали огромные военные расходы. США содержали военные базы на всех континентах планеты, оказывали поддержку более чем 70 режимам. При этом затянувшаяся вьетнамская война совершенно подорвала национальный дух и во многом дискредитировала внешнеполитический гегемонистский курс. Пытаясь найти выход, Никсон предпринял ряд неожиданных шагов. Несмотря на свою репутацию принципиального антикоммуниста, он начал добиваться нормализации отношений с СССР, в том числе поддержав беспрецедентные шаги по сокращению стратегических вооружений и новые инициативы по урегулированию германского вопроса. Ужесточив в 1969 г. военно-политическое давление на северовьетнамский режим, США одновременно начали поэтапный вывод войск из зоны конфликта. При этом активизировались действия по подавлению антивоенного движения в самих США. Своего пика эти меры достигли 4 мая 1970 г., когда против студентов Кентского университета было применено оружие, в результате чего от полицейских пуль погибли четверо студентов. Пытаясь снизить нагрузку на бюджет и следуя своим предвыборным обещаниям, Никсон объявил в 1969 г. программу «нового федерализма». Она предусматривала передачу значительных полномочий федерального центра в социально-экономической сфере властям штатов и муниципалитетов. В 1970 г. последовала новая серия законодательных инициатив, объединенных лозунгом «законности и порядка». Большой общественный резонанс получило обновление состава Верховного суда США, пропагандируемое как «поворот от либерального активизма к консервативной приверженности строгому толкованию конституции». В 1971 г. Никсон предпринял еще одну «законодательную кампанию», дав ей претенциозное название «новой экономической политики». Последовало «замораживание» цен и роста уровня заработной платы, приостановлен обмен долларовых банкнот на золото, ограничена эмиссия, установлена 10%-ная пошлина на импорт потребительских товаров, введены жесткие квоты на финансирование социальных программ. В 1971 г. впервые со времен «Великой депрессии» был девальвирован доллар (на 7,9%). В преддверии президентских выборов 1972 г. внутриполитическая ситуация в США оставалась чрезвычайно сложной. Демократическая оппозиция сохраняла большинство в обеих палатах Конгресса, что позволяло не только активно критиковать антикризисные действия правительства, но и блокировать многие законодательные инициативы. Понимая растущую непопулярность своей «новой экономической политики», Никсон в предвыборной кампании сделал ставку на громкие внешнеполитические акции. В феврале и мае 1972 г. состоялись его сенсационные визиты в Пекин и Москву, разительно изменившие ситуацию на международной арене и давшие толчок для самого серьезного рывка в политике разоружения за все послевоенное время. Одновременно администрация Никсона предпринимала шаги по привлечению на свою сторону молодежного электората. В 1972 г. был принят новый закон о высшем образовании, увеличивший права студенческого самоуправления и расширивший права негритянской молодежи на обучение в колледжах. В силу вступила и 26-я поправка к конституции США, снизившая возрастной избирательный ценз до 18 лет. Самым сомнительным средством предвыборной борьбы, использовавшимся республиканской администрацией, стало установление тотальной слежки за политическими противниками, для чего под руководством бывших агентов ЦРУ и ФБР Говарда Ханта и Гордона Лидди были созданы специальные группы агентов (впоследствии они получили прозвище «водопроводчиков»). Первоначально нелегальные действия агентуры были направлены на пресечение несанкционированной утечки информации из высших правительственных эшелонов. Но затем «водопроводчики» начали получать задания по прослушиванию телефонных разговоров оппозиционных журналистов и политических деятелей. Несмотря на беспрецедентную скандальность «Уотергейтского дела», Никсону удалось закончить предвыборную кампанию на мажорной ноте. Сказались не только его успехи на международной арене, но и стабилизация экономического положения в стране. Благодаря жесткой антикризисной политике пик рецессии был пройден, и в 1972 г. наметился новый всплеск деловой активности. Немалую роль в победе Никсона на выборах сыграла и смена политического руководства в Демократической партии. За лидера демократов Джорджа Макговери проголосовали лишь 28 млн избирателей, тогда как Никсона поддержали 46 млн. Демократам удалось в 1972 г. выиграть выборы в Конгресс и сохранить политическую инициативу. Используя процедуру парламентского расследования, оппозиция добивалась раскрытия «Уотергейтского дела». Журналисты опубликовали материалы, разоблачающие участие в скандале представителей президентского окружения. Эти сведения были получены от человека, скрывавшегося под псевдонимом «Глубокая глотка». Лишь в 2005 г. выяснилось, что информацию предоставил тогдашний заместитель директора ФБР Марк Фелт. После судебного процесса сорок человек, в основном люди, работавшие в администрации Никсона, оказались за решеткой по обвинению в нелегальном взломе и сокрытии нарушения закона (все они были освобождены в 1981 г. после помилования президента Рейгана). Сам Никсон пытался доказать свою непричастность к «Уотергейтскому делу», но его репутация была подорвана. В 1973 г. Комитет Палаты представителей Конгресса обвинил его в растрате федеральных средств на личные нужды, вынудив заплатить 430 тыс. долл. налогов. Из-за обвинений во взяточничестве в отставку ушел вице-президент Спайрою Агнью, замененный Джералдом Фордом. В 1974 г. Верховный суд потребовал у президентской администрации выдать и обнародовать все телефонные записи, сделанные нелегально, в том числе в Белом доме. Достоянием общественности стали шокирующие подробности «закулисной политики». Под угрозой импичмента Никсон принял решение добровольно покинуть пост президента США. Девятого августа 1974 г. его сменил вице-президент Д. Форд. После ухода Ричарда Никсона с поста президента под угрозой импичмента полномочия главы государства перешли к вице-президенту Джералду Форду. Неординарность ситуации была связана с тем, что Форд вообще не принимал участия в выборах, поскольку годом ранее сменил на посту вице-президента Спайрою Агнью, обвиненного во взяточничестве. На фоне общего падения популярности республиканской партии политическое влияние «случайного президента» оказалось совершенно незначительным. К тому же администрации Форда пришлось столкнуться с самым серьезным экономическим кризисом за все время после «Великой депрессии». Политические перипетии «Уотергейтского дела» на какое-то время заслонили для американцев тревожные события на мировом рынке. Но вслед за «нефтяным шоком» 1973 г. начался глубокий кризис перепроизводства. К весне 1975 г. спад в ведущих отраслях промышленности достиг 10—12%, уровень безработицы — 12%. Мощный виток инфляции уничтожил все результаты политики «жесткой экономии» предыдущих лет и заставил провести новую девальвацию доллара. Однако, несмотря на дестабилизацию финансовой системы, администрация Форда пыталась проводить достаточно активную социальную политику. В 1974— 1975 гг. были приняты законы о чрезвычайной помощи безработным. В целом администрации Форда не удалось радикально повлиять на рыночную конъюнктуру, хотя к 1976 г. пик кризиса оказался пройден. Не удалось Форду продолжить и эффектный внешнеполитический курс своего предшественника. Новые договоренности с СССР были сорваны из-за противодействия демократической оппозиции в Конгрессе, а участие США в Хельсинкском процессе оказалось весьма пассивным. Конфликт президента с Конгрессом привел даже к тому, что многие внешнеполитические акции Форду приходилось санкционировать тайно. В этих условиях смена высшей политической власти в стране оказалась неизбежной. В преддверии новых президентских выборов в рядах республиканской партии обострилась борьба между сторонниками преемственного государственного курса, объединившимися вокруг Форда, и представителями радикально-консервативного крыла, требующими решительного обновления идеологической программы и политической стратегии партии. Лидером этой группировки «неоконсерваторов» стал губернатор Калифорнии, бывший голливудский актер Рональд Рейган. С незначительным преимуществом Форду удалось опередить своего оппонента, но на выборах 2 ноября 1976 г. он уступил кандидату от демократов Джеймсу Картеру. За нового президента проголосовали 40,6 млн американцев, за действующего — 39 млн.
27. Политическую карьеру Джимми Картер начал в 1962 году, будучи избранным сенатором от штата Джорджия. Постепенно карьера Картера шла вверх, популярность его росла, и вместе с тем возрастали политические амбиции новоиспеченного политика. В 1970 году он становится губернатором штата Джорджия. Уже в 1976 году он баллотируется на пост президента Соединенных Штатов и побеждает на выборах. Вступив в должность в 1977 году, Джимми Картер провозгласил курс на уменьшение количества ядерного оружия, призвав все страны объединиться и начать плодотворное сотрудничество перед лицом ядерной угрозы. Первые шаги в этом направлении были предприняты практически сразу: уже в 1979 году Картер продолжил переговоры с представителями Советского Союза, на которых поднимались вопросы ограничения стратегического ядерного вооружения, и даже подписал с генеральным секретарем компартии СССР Л.И.Брежневым соответствующий договор. Но буквально сразу же все результаты этих переговоров были нивелированы по причине ввода советских войск в Афганистан. Советско-американские отношения моментально стали напряженными, прежний диалог восстановить не получилось. Соединенные Штаты даже проигнорировали Олимпийские игры 1980 года, проводившиеся в Москве. С 1980 года президент Картер провозглашает новый внешнеполитический курс США: теперь основной зоной интересов государства объявляется Персидский залив. Этот период совпадает с моментом резкого роста цен на энергоносители, в связи с чем Соединенные Штаты Америки находятся в состоянии экономического кризиса. Безработица растет, а уровень жизни населения снижается. По этой причине многие американцы сегодня признают правление Картера неудачным периодом в истории страны. Рейтинг Джимми Картера существенно снизился за время его президентства, поэтому в 1980 году он проигрывает президентские выборы Рональду Рейгану, кандидату от республиканской партии.
28. Рост консервативных тенденций внутри страны и резкое обострение международной ситуации оказали сильное влияние на ход избирательной кампании 1980 г. Республиканская партия выдвинула своим кандидатом на пост президента лидера правого крыла партии Роналда Рейгана. В основу своей агитации Рейган положил идею максимального ослабления государственного регулирования. От демократической партии кандидатом на пост президента стал ныне действующий президент Джеймс Картер. Однако обстановка в стране на рубеже 70-80-х гг. была неблагоприятной для Демократической партии. Как раз в этот период избирательной кампании 1980 г. в США начался новый экономический спад, который привел к увеличению безработицы и инфляции. Такое положение вызвало массу недовольства. Умело воспользовавшись ситуацией, республиканская партия уверенно одерживает победу на президентских выборах 1980 г. 40-ым президентом США стал Роналд Рейган, получив поддержку 43 млн. американцев (34,5 млн. у Картера). С первых же дней президентского срока Рейган взял твердый курс на резкий разрыв с политикой гос. регулирования. Стратегическая линия новой администрации предусматривала отказ от кейнсианских методов стимулирования эффективного потребительского спроса в русло монетаризма и «экономики предложения». Для этого планировалось снизить налогообложение крупного бизнеса, снять все ограничения на предпринимательскую деятельность, введенные в 60-е годы, ограничить темпы роста денежной массы и свести к минимуму социальные функции федерального правительства. Уже в августе был принят «налоговый акт». Налоговая реформа 1981 г. предусматривала сокращение общей суммы налогов в течении трех лет на 23 %, снижался подоходный налог с 50 до 28 %. В интересах крупного бизнеса правительство Рейгана ослабило контроль за программой охраны окружающей среды. Крупный сдвиг наблюдался в 80-х гг. и в социальной политике. Республиканская администрация внесла ряд весьма неблагоприятных для рабочих изменений в систему социального обеспечения. В 1983 г. была ликвидирована практика выдачи пособий по безработице, сократилось число людей, подлежащих социальной помощи, так в первой половине 80-х г. около 300 тыс. семей с малолетними детьми были лишены права на получение пособий, а общее количество получателей такой помощи сократилось на 4 млн. человек. Однако на практике реальные размеры сокращения социальных расходов оказались все же недостаточными, чтобы полностью компенсировать потери бюджета в результате снижения налогов. Это грозило дефицитом бюджета. Именно тогда правительство Рейгана начало массированную кампанию против СССР. Были резко усилены темпы гонки вооружения. Все это повлекло за собой рост военных расходов, который к середине 80-х гг. достиг почти 300 млрд. долларов, а всего за первую половину десятилетия ими было израсходовано 1,5 трлн. долл. Неизбежным результатом стало громадное увеличение дефицита бюджета (за 1981-1986 гг. увелич. с 58 до 225 млрд. долл.). Первые годы деятельности рейгановской администрации совпали с очередным экономическим спадом: сокращ. промышлен. производство, увеличив. безработица и инфляция. Это вызывает, естественно, недовольство, которое вылилось в полумиллионный поход безработных и др. малоимущих групп населения на Вашингтон в сентябре 1981г. Эта акция заставила правительство Рейгана затормозить свой курс на сокращение социальных программ. Но все же протест не принял массовый характер, это объяснялось жесткой реакцией рейгановской администрации. К 1983 г. антирейгановские настроения стали снижаться, т.к. наметился экономический подъем (промышленный подъем). Уже в 1984 г. рост промышленности составил 6,5 % и продолжал расти до конца 80-х гг., хотя и медленными темпами. Изменения положения в лучшую сторону (+ «успехи» во внеш. политике – освобождение мира от экспансии СССР, победа над крошечным о. Гренада) позволили Рейгану вновь выставить свою кандидатуру на очередных президентских выборах 1984 г. и победить на них, получив поддержку 54 млн. избирателей (от демократов – Уолтер Мондейл – 37 млн.). Победа консерваторов на очередных выборах привело к усилению ультраконсервативных тенденций, так на рубеже 70-80-х гг. ультраконсервативные группы вели упорную борьбу против проекта конституц. поправки о запрещении дискриминации по признаку пола. Для принятия этой поправки не хватило решений 3 штатов. Тогда развернулось сильное движение консервативных слоев общества против принципа равных прав женщин с мужчинами во всех областях общественной жизни, т.к. это якобы угрожало семейным устоям Америки. К выборам 1988 г. республиканская партия подошла с весьма прочными позициями. На пост президента республиканцы выдвинули Джорджа Буша, который одержал убедительную победу, получив 48 млн. голосов. Внешняя политика. С подъема экономики в 1983 г., американское правительство начинает программу перевооружения армии. Американская армия получила разнообразное новейшее оружие, а в 1983 г. началась работа над созданием противоракетной обороны США с элементами космического базирования (СОИ). Наращивание военных мускулов сопровождалось антикоммунистической риторикой в духе 50-х годов. Однако Рейган оказался достаточно гибким политиком, чтобы сесть за стол переговоров с коммунистом М.С. Горбачевым в 1985 г. и открыть тем самым новую главу в мировой политике, завершившуюся окончанием «холодной войны».
29. Интеграция -экономическая форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая после 2-й мировой войны, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок - зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов и др. (ЕЭС, ЕС, ЕАСТ, АСЕАН и др.). Современная международная экономическая интеграция (МЭИ), на первый взгляд, относительно новое явление мировой экономики, получившее наиболее полное выражение в деятельности ЕС, имеет прочные корни как исторического, так и философского характера. Современные интеграционные группировки начали складываться после 2-й мировой войны, на основе исторических связей существовавших в субрегионах. Окончание колониальных войн (Алжир, Индонезия, Мадагаскар, Вьетнам) и освободительное движение в Азии, Африке и странах западного полушария, подготовили политическую базу для принятия самостоятельных решений вновь образовавшимися государствами о необходимости скоординированных действий на мировой политической арене. В каждом регионе существовали и существуют свои особенности интеграционного процесса, общими среди которых являются: 1. давние, исторически сложившиеся военно-политические связи в регионе; 2. большая доля внешней торговли стран приходится на соседей по региону; 3. общность этнокультурных и религиозных традиций; 4. примерно равный уровень экономического развития, часто при наличии одной страны - экономического лидера. Также выделяются организационные этапы интеграционного процесса: 1. военно-политический союз; 2. зона свободной торговли; 3. таможенный союз; 4. экономический союз; 5. валютный союз. Международная экономическая интеграция подчиняется закону структурного самоусложнения расширяющихся информационных систем: субрегиональный, региональный, континентальный, планетарный уровни. Административные структуры организаций субрегионального уровня интегрируются в структуры регионального уровня, регионального уровня в континентальные. Проект взаимодействия ЕС с АЭС и Союзом государств западного полушария поднимет интеграционный процесс на новую ступень. Задача интеграции. Суть интеграционного процесса, его главная тенденция направлена на выход за рамки простой координации политики включенных в процесс государств (как в экономической, так и в политической сфере) и на постепенную передачу суверенитета новым коммунитарным структурам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|