Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория «дифференциальной ассоциации»

 

Другая теория причин преступности, получившая известное распространение в XX в., также принадлежала американцу - Э. Сатерленду. Автор назвал ее теорией «дифференциальной ассоциации». По сути дела, она была развитием идей французского психолога и криминолога Г. Тарда о подражании как основе человеческого общения.

По мнению Сатерленда, преступному поведению предшествует восприятие субкультуры преступников - их взглядов, привычек, умений. Необходимой предпосылкой для этого является неформальное общение с преступной средой. Так как будущий преступник выбирает для себя именно эту, а не другую среду, Сатерленд использовал слово «дифференциация», а поскольку речь идет о связи - слово «ассоциация». Это сложное наименование теории Сатерленда было бы, наверное, проще заменить другим: обучение преступному поведению в антиобщественной среде.

Наблюдения Э. Сатерленда, несомненно, правильны; особенно это касается несовершеннолетних преступников, которые именно таким образом начинают свой криминальный путь. Вместе с тем видно, что теория Сатерленда не может претендовать на всестороннее объяснение преступности и ее причин; речь в данном случае идет лишь об одном из внутренних социально-психологических механизмов.


1.3 Теория стигматизации (этикетирования, клеймения, интеракции)

 

Стигмы теория - концепция, согласно которой ни одно действие не преступно само по себе, а является таковым в силу закона. Определение акта в качестве преступного зависит исключительно от реакции общества. Человек становится преступником первоначально потому. что его поведение признано преступным в результате стигматизации, осуществленной системой уголовной юстиции.

Основоположник теории - ученый Колумбийского университета Ф. Танненбаум, его последователи американские криминологи Э. Лемерт и Г. Беккер указывали, что, если подростка все оценивают негативно, то он утрачивает многое из того положительного, что есть у каждого человека.

Эта теория занимается не только изучением лиц, официально квалифицированных как преступники, но и проявляет интерес к процессам, в ходе которых люди определяются как преступники.

Г. Беккер в книге «Аутсайдеры» (1963) произнес фразу, ставшую знаменитой: «Девиант тот, кому был прикреплен соответствующий ярлык (label); девиантное поведение - это поведение, которое люди так обозначили». Криминолог Говард Беккер разработал модель девиантной, или преступной, карьеры, в которой главную роль играет интеракция: 1. Первая стадия - преднамеренно или непреднамеренно человек совершает некое не конформное действие (предаваясь своим фантазиям, многие люди видят себя совершающими противоправные деяния...). 2. Вторая стадия: на этой стадии человеку, склонному к социальной девиации, его преступное поведение доставляет удовольствие.3. На третьей стадии одним из решающих шагов в процессе усвоения образцов девиантного или криминального поведения является опыт ареста или клеймения человека как преступника.4. И последним, четвертым этапом в преступной карьере является вступление человека в группу (банду) преступников, т. е. он переходит в стадию своей девиантной биографии. Этот шаг оказывает огромное влияние на самооценку человека и его самовосприятие. Теория стигматизации имеет важное практическое значение. Ее выводы подчеркивают отрицательные последствия вовлечения некоторых граждан в область действия юридической машины. Они должны служить предостережением для органов правосудия. Так как психика несовершеннолетних еще не сформировалась, и они повышенно восприимчивы к навязанным социальным ролям, это касается их особенно. Е. Лемерта (1912-1996), который считает, что именно социальный контроль порождает девиантность, делящуюся на две категории: первичную и вторичную. Когда индивид начинает входить в предписанную ему социальную роль, происходит первичная девиация. Вторичная же девиация возникает с момента социальной реакции на девиантное поведение. Такие реакции общества на факт девиации приводят к проблеме, заключающейся в том, что некоторые люди начинают поступать в соответствии с ролью, которую им определило общество. У тех, кто пережил процесс стигматизации, возникает негативное представление о самом себе, которое может повлечь за собой серьезные последствия для их поведения в будущем.

 

Теория социального контроля

 

Сосредоточение внимания на реакции общества на преступность и ответная реакция преступников на давление социального контроля.

А.Рейсс, Ф.Най, М.Гоулд полагали, что конформному поведению следует обучать и внутренний контроль хорошо социализированного индивида намного эффективнее внешнего формального контроля.

Г.Сайкс, Д.Матза (1957) девианты реагируют на требования общества методом нейтрализации:

отрицание ответственности (преступник сам жертва обстоятельств);

отрицание вреда (никто не пострадал, автокража - взял покататься, драка между девиантами - их личное дело);

отрицание наличия жертв (потерпевший сам виноват, он такой);

осуждение осуждающих (грибоедовские - а судьи кто?);

ссылка на высшие соображения (ради дружбы, чтобы не стать предателем).

Они допускают дрейф между социальными нормами и группами в течение подросткового периода.

Т.Хирши (1969) - социальные связи. Исследовал 5,5 учащихся школ: чем сильнее связь с семьёй, тем сильнее конформность поведения.

 

Теория конфликта

 

К.Маркс, Г.Зиммель, Р.Дарендорф, Л.Козер. Их общая суть - вскрытие конфликтной природы социального бытия в отличие от структурно-функционального подхода (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон), тяготевшего к равновесию. Т. Селлин - конфликт культур. Дж. Волд (1958) - теория группового конфликта (борьба за статус в группе).

Р. Дарендорф - задача конфликта - обеспечивать постоянное развитие.

О. Тэрк и Р. Куинни - криминализация - методика ослабления позиций противника, чем основанная на справедливости будничная работа по поддержанию контроля над преступностью. Этот процесс носит избирательный характер, селективность (В.Лунеев - лотерейное правосудие).

По Р.Куинни - теория конфликта базируется на представлении о человеке и обществе как процессе, конфликте власти и социальном действии. Конфликт между людьми, социальными структурами или элементами культуры - нормальное явление общественной жизни. Его функция - адаптация, приспособление, это определённое поведение, создаваемое уполномоченными полицейскими агентами.

Представители социологической школы подчеркивали, что преступность порождается разрушением социальных связей между людьми, которое, в свою очередь, вызывается либо кризисными <http://jurkom74.ru/pravovoe-obespechenie-ekonomicheskoy-bezopasnosti/ekonomicheskaya-bezopasnost-i-krizisnie-yavleniya> явлениями, либо слишком внезапными (пусть и позитивными) социальными преобразованиями. Французский социолог Эмиль Дюркгейм в конце XIX в. выдвинул теорию аномии, смысл которой состоял в том, что преступность порождается разрушением социальных связей между людьми, которое, в свою очередь, вызывается либо кризисными <http://jurkom74.ru/pravovoe-obespechenie-ekonomicheskoy-bezopasnosti/ekonomicheskaya-bezopasnost-i-krizisnie-yavleniya> явлениями, либо слишком внезапными (пусть и позитивными) социальными преобразованиями. В этих условиях нарушаются привычные нормы поведения, возникает состояние аномии (т. е. отсутствия норм, безразличия к требованиям права и морали), господствует принцип «все дозволено.

Другое, пожалуй, более полное объяснение причин преступности в рамках социологической школы в XX в. дал американец Роберт Мертон. Его основной тезис состоял в том, что жизненные цели, которые современное общество ставит перед человеком, не соответствуют тем средствам их достижения, которыми этот человек располагает. Иначе говоря, далеко не каждый может стать богатым, влиятельным, знаменитым, как об этом вещают СМИ (Мертон имел в виду прежде всего США). В результате наступает разочарование, неверие в себя, аномия, о которой писал Э. Дюркгейм, и как следствие - преступность, алкоголизм <http://jurkom74.ru/kriminologiya/usloviya-sposobstvuiuschie-soversheniiu-prestupleniy>, наркомания, самоубийства.

Другая теория причин преступности, получившая известное распространение в XX в., также принадлежала американцу - Э. Сатерленду. Автор назвал ее теорией «дифференциальной ассоциации». По сути дела, она была развитием идей французского психолога и криминолога Г. Тарда о подражании как основе человеческого общения.

По мнению Сатерленда, преступному поведению предшествует восприятие субкультуры преступников - их взглядов, привычек, умений. Необходимой предпосылкой для этого является неформальное общение с преступной средой. Так как будущий преступник выбирает для себя именно эту, а не другую среду, Сатерленд использовал слово «дифференциация», а поскольку речь идет о связи - слово «ассоциация». Это сложное наименование теории Сатерленда было бы, наверное, проще заменить другим: обучение преступному поведению в антиобщественной среде. Наблюдения Э. Сатерленда, несомненно, правильны; особенно это касается несовершеннолетних преступников, которые именно таким образом начинают свой криминальный путь. Вместе с тем видно, что теория Сатерленда не может претендовать на всестороннее объяснение преступности и ее причин; речь в данном случае идет лишь об одном из внутренних социально-психологических механизмов.

Позиция социального контроля заключается в том, что, не изменив социальных условий, вызывающих к жизни преступления, тщетно было бы пытаться радикально повлиять на преступность. Если основанием преступности служат объективные (т. е. не зависящие от воли людей) факторы, то преступность отныне перестает казаться всего лишь порождением эгоистических устремлений некоторых людей. Такое представление о преступности возникает стихийно и является чрезвычайно устойчивым. Действительно, кажется очевидным, что совершают преступления те, кто хочет их совершить (свободная воля). Хочет совершить преступление тот, кто эгоистичен, испорчен, невоспитан. Достаточно уговорить этих людей (или запугать их) - и преступления уменьшатся, преступность исчезнет.

Теория социального конфликта - это теоретическое обоснование конфликта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82>. Это теория, рассматривающая общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами, между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д.

 


Глава 2. Биосоциальные теории причин преступности

 

Теория «прирожденного преступника» Ч. Ломброзо

 

Чезаре Ломброзо (1835-1909) - выдающийся итальянский психиатр, криминалист и криминолог.

Чезаре Ломброзо одним из первых предпринял систематическое исследование преступников, опираясь на строго фиксируемые антропометрические данные, которые определял с помощью «краниографа» - прибора для измерения размеров частей лица и головы. Результаты он опубликовал в книге «Антропометрия 400 правонарушителей» (1872).

Ему принадлежит теория так называемого «прирожденного преступника», согласно которой преступниками не становятся, а рождаются. Ломброзо объявил преступление естественным явлением, подобным рождению или смерти. Сопоставляя антропометрические данные преступников с тщательными сравнительными исследованиями их патологической анатомии, физиологии и психологии, Ломброзо выдвинул тезис о преступнике как особом антропологическом типе, развитый им затем в цельную теорию («Преступный человек», 1876). Он пришел к выводу, что преступник - это тдегенерат, отставший в своем развитии от развития человечества. Он не может затормаживать свое преступное поведение, поэтому наилучшая стратегия общества в отношении такого «прирожденного преступника» - избавиться от него, лишая свободы или жизни.

Согласно Ломброзо, «преступный тип» отличается рядом врожденных особенностей атавистического характера, свидетельствующих об отставании в развитии и преступных наклонностях.

Ученый разработал систему физических признаков («стигматов») и психических черт этого типа, которые, по его мнению, характеризуют личность, с рождения наделенную преступными наклонностями. Основными признаками такой личности ученый считал сплющенный нос, низкий лоб, большие челюсти, взгляд исподлобья и т.д., характерные, по его мнению, для «примитивного человека и животных». Наличие этих признаков позволяет идентифицировать потенциального преступника еще до совершения им преступления. Ввиду этого Ломброзо высказывался за привлечение в число судей врачей, антропологов и социологов и требовал, чтобы вопрос о виновности был заменен вопросом о социальной вредности.

Главнейшим недостатком этой теории Ломброзо являлось то, что она игнорировала социальные факторы преступности.

Быстрое и широкое распространение теории Ломброзо и особенно крайние выводы, которые нередко из нее делали, вызвали острую и доказательную критику. Ломброзо пришлось смягчить свою позицию.

В более поздних трудах он относит к врожденному антропологическому типу лишь 40% преступников, которых он называет «дикарями, живущими в цивилизованном обществе». Ломброзо признает важную роль ненаследственных - психопатологических и социологических причин преступности. Это дало основание называть теорию Ломброзо биосоциологической.

В конце XIX в. на международных конгрессах по уголовной антропологии теория антропологической преступности была признана в целом ошибочной.

Под влиянием критики Ломброзо сам отошел от чисто биологического объяснения преступности, признал существование наряду с «природным» также и тип «случайного» преступника, поведение которого обусловлено не только личностными, но и внешними факторами. В книге «Преступление, его причины и средства лечения» Ломброзо наметил схему факторов преступности, содержащую 16 групп таких факторов, в числе которых были факторы космические, этнические, климатические, расовые, факторы цивилизации, плотности населения, питания, образования, воспитания, наследственности и пр. Таким образом, биологическая теория преступности уже в трудах ее основателя Ломброзо стала трансформироваться в био-социальную теорию. Еще отчетливее эта трансформация проявилась во взглядах учеников и соратников Ломброзо - Ферри и Гарофало, которые, сохранив основные положения теории своего учителя, значительно усилили роль социальных факторов преступности.

Несмотря на опровержения этой теории еще при жизни Ломброзо, ее с некоторыми изменениями продолжали развивать: в Италии - Р. Гарофало, Э. Ферри, Д. ди Туллио, в Германии - Э. Кречмер, В. Зауер, в США - Э. Хутон, У. Шелдон и другие биокриминологи.

Современные биокриминологи обосновывают свои позиции, опираясь на последние достижения естественных наук. Наследственная теория в современном осмыслении распадается на несколько разновидностей: семейная предрасположенность, близнецовая, хромосомная, эндокринная и др. в свои выводы представители этих теорий делают на результатах изучения родословной преступников, функционирования желез внутренней секреции, сопоставления поведения близнецов и выявления хромосомных отклонений у преступников и непреступников.

Бесспорных связей между преступностью и биологией человека не установлено. Ни в отдельных странах, ни в мире в целом биологические теории причин преступности не находят серьезной поддержки.

 

Психосексуальная теория причин преступности (З. Фрейд)

социологический преступность стигматизация конфликт

Среди биологических и био-социальных криминологических концепций более популярны те, которые связывают преступность не с физической, а психологической структурой человека. Особенно это относится к психологической теории Зигмунда Фрейда, рассматривавшая преступность как результат дефективного развития личности. Суть теории состоит в том, что человек с рождения биологически обречен на постоянную жестокою борьбу антисоциальных глубинных инстинктов - агрессивных, половых, страха - с моральными установками личности. То есть индивид с детства учится управлять своими инстинктами. Некоторым индивидам так и не удается этого достигнуть вследствие каких-то конкретных обстоятельств, например, плохих отношений в семье. В результате они развиваются неправильно и формируются в неполноценную личность. Конфликт подсознательного с осознанным, борьба между ними определяет содержание психической деятельности человека и его поведение. В тех случаях, когда активность сознания оказывается недостаточной, «угнетенные» антисоциальные инстинкты и влечения прорываются наружу и проявляются в виде преступления.

Объяснение преступность поведения следует искать в психосексуальных конфликтах, с которыми человек сталкивается в раннем детстве. Неудовлетворенные влечения вытесняются из сознания в область бессознательного и продолжают оказывать решающее влияние на поведение человека.

Фрейдистские теории приобрели распространение в начале XX в. Свое название они получили от родоначальника - австрийского врача-психиатра 3. Фрейда. В работах «Психопатология обыденной жизни», «Основные психологические теории в психоанализе» он утверждал, что объяснение человеческого, в том числе и преступного, поведения следует искать в психосексуальных конфликтах, с которыми человек сталкивается в раннем детстве. Борьбу подсознательных половых влечений (libido), а также инстинктов агрессии и страха с сознанием человека, моральными и правовыми требованиями Фрейд назвал по имени мифических лиц - «комплекс Эдипа», «комплекс Герострата», «комплекс Электры». Неудовлетворенные влечения, по Фрейду, вытесняются из сознания в область бессознательного и продолжают оказывать решающее влияние на поведение человека.

Современные психоаналитики дополнительно связывают внутренние конфликты личности с высокими темпами жизни, с нервно-психическими перегрузками, с техническим-прогрессом, что, по их мнению, приводит к психопатизации, невротизации населения, росту преступности и психических заболеваний.

 

Теория конституционального предрасположения (Э. Кречмер, 1921 г)

 

Теория конституционального предрасположения была предложена в 20-х годах немецким профессором медицины Э. Кречмером («Строение тела и характер»). Он утверждал, что имеется прямая связь между строением тела, характером и поведением человека. Поэтому поведение индивида, как правомерное, так и преступное, определяется различными типами его физической конституции, которым свойственны определенные характерологические признаки и виды поведения.Согласно учению Кречмера, определенному типу строения человеческого тела и характера соответствует и особый вид преступного поведения. Его последователями были американские криминологи У. Шелдон, Э. Хутон и др. В настоящее время эта теория не находит какого-либо продолжения.

 

Теория опасного состояния

 

Теория опасного состояния была разработана итальянским криминологом Р. Гарофало в книге «Критерии опасного состояния» (1880 г.). Опасное состояние понимается как внутренне присущая человеку склонность к совершению преступления, на основании которой к нему следует применять превентивные меры наказания. Современным продолжением теории Гарофало является клиническое направление, разработанное Ж. Пинателем, Д. Сабо, Дж. Канепой и др., которые в 1975 г. в Генуе открыли международный научный центр клинической криминологии, и провели несколько международных семинаров по сравнительной клинической криминологии. Представители этой теории выработали клинические методы диагностики и прогнозирования опасного состояния, на основании которых они предлагают отказаться от правовых средств обращения с преступниками.

Основные положения данного направления сводятся к отказу от принципов уголовной ответственности, предоставлению клиницисту решающей роли при назначении наказания, расширению системы неопределенных приговоров, стиранию граней между тюрьмой и психиатрической лечебницей, то есть к применению превентивных мер безопасности к лицам, которые представляют потенциальную опасность для общества.

Представители биосоциальной теории причин преступности объясняют, что в качестве факторов, порождающих преступное поведение выделяют в первую очередь особенности психики человека. Ломброзо, в своей концепции, заявил, что преступниками не становятся,, преступниками рождаются. Они обладают отчетливо различными физическими чертами. Прирожденные индивидуальные факторы - основные причины преступного поведения, утверждал он. Ломброзо разработал таблицу признаков прирожденного преступника - таких черт (сигм), которые, выявив путем непосредственного измерения физических черт того или иного лица, можно было, как верил он, решить, имеем ли мы дело с прирожденным преступником или нет.

З.Фрейд связывал преступность не с физической, а психологической структурой человека. Объяснение преступности поведения следует искать в психосексуальных конфликтах, с которыми человек сталкивается в раннем детстве.

По его теории Э. Кречмера между строением тела, характером и поведением человека имеется прямая связь. Поведение индивида определяется его строением, которому присущи определенные признаки и виды поведения.

Теория опасного состояния - это концепция причины преступности, основанная на доказывании психологической (или социально обусловленной) предрасположенности (повышенной склонности) части людей к совершению преступлений. Согласно концепции лица, находящиеся в «опасном состоянии» (к ним относятся профессиональные и т. н. неисправимые преступники), должны подвергаться превентивному заключению с целью изоляции от общества.

Бесспорных связей между преступностью и биологией человека представителями биосоциальной теории причин преступности не установлено.

 


Заключение

 

Позиция социологических концепции причин преступности в криминологии влечет чрезвычайно важные выводы. И первый из них заключается в том, что, не изменив социальных условий, вызывающих к жизни преступления, тщетно было бы пытаться радикально повлиять на преступность. Если основанием преступности служат объективные (т. е. не зависящие от воли людей) факторы, то преступность отныне перестает казаться всего лишь порождением эгоистических устремлений некоторых людей. Такое представление о преступности возникает стихийно и является чрезвычайно устойчивым. Действительно, кажется очевидным, что совершают преступления те, кто хочет их совершить (свободная воля). Хочет совершить преступление тот, кто эгоистичен, испорчен, невоспитан. Достаточно уговорить этих людей (или запугать их) - и преступления уменьшатся, преступность исчезнет.

Если же не все в поведении людей зависит от их намерений, желаний (от их воли), если их поступками движут и объективные факторы, тогда ни жестокие наказания, ни самое совершенное уголовное законодательство, ни самая идеальная машина юстиции сами по себе радикально повлиять на преступность не в силах.

Ни в отдельных странах, ни в мире в целом биологические теории причин преступности не находят серьезной поддержки, так как преступность - не биологическая, а социальная категория (иное не доказано). Ее изменчивость с изменением социальных условий является бесспорным фактом. Бесспорна также стабильность биологически наследуемых признаков. Но если из двух сопоставляемых явлений одно беспрерывно меняется, а другое нет, то трудно усмотреть основание для того, чтобы приписать им причинно-следственную связь. Индивидуальные свойства и качества, в том числе и врожденные, связанные с уникальным характером генетической программы каждого человека, безусловно, предопределяют многое в его поведении. Предопределяют (на уровне возможного), но не являются причиной.

Развитие криминологии показало, что найти одну причину преступности не удалось, поскольку этот многогранный феномен не может быть порожден каким-либо одним явлением. В результате в криминологии был разработан подход, согласно которому в процессе детерминазии преступности участвует множество взаимосвязанных факторов. Поэтому причину преступности нужно понимать как результат процесса функционирования и развития этих явлений.

До сих пор никому не удавалось найти удовлетворительного объяснения причин преступности. На наш взгляд, необходимо сделать вывод о том, что не существует единой, универсальной причины преступности.

Перспективным, мы считаем подход, который обосновывает взаимодействие социальной среды и личности в условиях места и времени, а не самих факторов, относящихся к среде и личности.

 


Список использованной литературы

 

I.  Законы, нормативные правовые акты и иные официальные документы - не использовались. Книги, монографии, учебники, учебные пособия

.Алексеев. П. В., Большаков. А. В. и др. Хрестоматия [Текст]: Основы философских знаний.- М.: Изд-во полит. Литературы. - 2007. - 231 с.

.Белоглазов В.А. [Текст] Причинный комплекс преступности: вопросы теории и методологии: М., 2003 - 172 с.

3.Дарендорф Р. [Текст] Современные социальные конфликты - «Иностранная литература». - 2003. - №4. - 120с.

4.Криминология. Курс лекций. [Текст] Михайлова А.В. Рязань: филиал МИЭМП, 2008. - 315 с.

.Криминология. [Текст]. Под ред. Долговой А.И. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. - 912 с.

.Криминология. [Текст]. Степанчикова С.А. М.: 2010. - 190 с.

.Криминология [Текст]. Иншаков С.М. М.: Юриспруденция, 2000. - 432 с.

. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. [Текст]. Основы социологических знаний. Учебное пособие.- М.: 2000.-320 с.

. Общая социология: учеб.пособие [Текст]. /Под ред.проф.А.Г. Эфендиева.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 654 с.

.Социология: [Текст]. Общий курс: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2004.-332 с.

. Шнайдер Г. Й. Уголовно-социологические теории [Текст]. - В кн.: Криминология. - М. - 1994. - 345 с.

III. Статьи, научные публикации - не использовались

IV. Эмпирические материалы (материалы судебной, следственной практики и т. д.) - не использовались.

V. Источники, полученные из информационных ресурсов

1. Криминология. - Электронный учебник. - [Электронный ресурс]: http://imanbooks.com/ book_501_page_25

2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2007. [Электронный ресурс]: <http://www.be5.biz/pravo/k003/toc.htm>

.   Криминология: Учебник. Под ред. д. ю. н. В. Н. Бурлакова, д. ю. н. Н. М. Кропачева. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2002. - 432 с. - [Электронный ресурс]: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z1379.html

.   Теории Преступности. - Электронная Статья. - [Электронный ресурс]: http://clear0conscience. wordpress.com/2012/10/03/theory-crime/

.   Преступность. - Энциклопедия Кругосвет. - Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. - [Электронный ресурс]: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/PRESTUPNOST.html

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...