Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 24. Законность и правопорядок (2 часа)




1. Понятие и принципы законности.

2. Гарантии законности.

3. Понятие и признаки правопорядка. Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок», «законность» и «дисциплина».

Темы докладов и рефератов

1. Соотношение понятий: законность, закон и правопорядок.

2. Предпосылки законности.

3. Роль и место Конституции РФ в обеспечении законности.

4. Конституционная законность – основа законности и правопорядка.

5. Деформации законности и пути их преодоления.

6. Законность и произвол.

7. Формы нарушения законности в тоталитарных государствах.

8. Терроризм, захват заложников как крайние формы проявления произвола, формы и методы борьбы с ними.

9. Виды дисциплины.

10. Исполнительская дисциплина и ее значение в работе аппарата.

11. Технологическая дисциплина.

12. Дисциплина в предпринимательской деятельности.

13. Трудовой коллектив и дисциплина.

Задания

1. Как вы понимаете римскую пословицу «Законность – основа государства». Ответ аргументируйте:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Используя справочную литературу, объясните разницу между терминами «законность», «лигитимность» и «лигитимация»:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. В Указе Петра I от 17.04.1722 г. «О хранении прав гражданских» было сказано: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, что нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть, и зело тщатся всяки мины чинить под фортецию правды». Какой вывод можно сделать на основании этого указа о состоянии законности в России в начале XVIII в.?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Первого декабря 1934 г. был убит С. М. Киров. В тот же день Президиум ЦИК СССР принял постановление «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов», согласно которому сроки следствия по данной категории дел ограничивались десятью днями, обвинительное заключение вручалось за один день до суда, дела рассматривались без участия адвоката и прокурора, кассационные жалобы и прошения о помиловании не допускались, приговор к высшей мере приводился в исполнение немедленно. Постановление неукоснительно проводилось в жизнь правоохранительными органами государства. Как Вы думаете, законность в стране торжествовала? В чем суть законности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Используя дополнительную литературу, приведите примеры нарушения дисциплины

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Сгруппируйте гарантии законности:

А) экономические

Б) социальные

В) политические

Г) идеологические

Д) прокурорский надзор

Е) законность

Ж) судебный контроль

И) совершенствование законодательства

К) конституционный контроль

Л) президентский контроль

 

Общие____________________________________________________________________

Юрдические_______________________________________________________________

 

7. Схематично представьте соотношение общественного порядка и правопорядка

 

 

8. Напишите эссе, проанализировав принципы законности и сформулировав основные проблемы обеспечения правопорядка в современной России:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 25. Правосознание и правовая культура (2 часа)

1. Правосознание: понятие, структура, функции, виды.

2. Понятие и виды деформации правосознания. Истоки правового нигилизма в России.

3. Правовая культура: понятие, виды.

4. Правовое воспитание: понятие, формы.

Темы докладов и рефератов

1. Понятие и эволюция европейского правосознания.

2. И. А. Ильин о сущности правосознания.

3. Юридическое мышление.

4. Конформизм и нонконформизм.

5. Правовая идеология и психология.

6. Уровни правосознания.

7. Правовой менталитет: понятие, структура и виды.

8. Особенности российского правового менталитета.

9. Правовой нигилизм как следствие абсолютизации государственной власти и тоталитаризма.

10. Формы правового нигилизма.

11. Правовая культура и цивилизационное развитие человечества.

12. Правовая культура в условиях саморазвивающегося общества.

13. Правовое воспитание.

14. Социалистическое правосознание.

Задания

1. Перечислите и раскройте уровни правосознания.

 

2. Заполните схему, характеризующую правовое сознание.

 

 


3. Используя справочный и учебный материал, заполните таблицу:

Правовой идеализм    
Правовой нигилизм    
Правовой релятивизм    
Правовой субъективизм    
Правовой инфантилизм    

 

4. В 1993 г. было проведено совместное русско-французское исследование правосознания школьников в возрасте от 11 до 18 лет. На один из тестовых вопросов «Что такое закон?» французские школьники ответили, что это «правило, которому нужно следовать», а русские – что это «правило, которое не нужно нарушать». Какие выводы о правосознания двух народов можно сделать на этом основании?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Обозначьте основные задачи в области правового воспитания граждан РФ и возможные пути их решения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Изучив монографию И. А. Ильина «О сущности правосознания», опишите основную идею, заложенную в этой работе, и выскажите свое мнение по этому поводу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...