Тема 24. Законность и правопорядок (2 часа)
1. Понятие и принципы законности. 2. Гарантии законности. 3. Понятие и признаки правопорядка. Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок», «законность» и «дисциплина». Темы докладов и рефератов 1. Соотношение понятий: законность, закон и правопорядок. 2. Предпосылки законности. 3. Роль и место Конституции РФ в обеспечении законности. 4. Конституционная законность – основа законности и правопорядка. 5. Деформации законности и пути их преодоления. 6. Законность и произвол. 7. Формы нарушения законности в тоталитарных государствах. 8. Терроризм, захват заложников как крайние формы проявления произвола, формы и методы борьбы с ними. 9. Виды дисциплины. 10. Исполнительская дисциплина и ее значение в работе аппарата. 11. Технологическая дисциплина. 12. Дисциплина в предпринимательской деятельности. 13. Трудовой коллектив и дисциплина. Задания 1. Как вы понимаете римскую пословицу «Законность – основа государства». Ответ аргументируйте: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Используя справочную литературу, объясните разницу между терминами «законность», «лигитимность» и «лигитимация»: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. В Указе Петра I от 17.04.1722 г. «О хранении прав гражданских» было сказано: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе законы писать, когда их не хранить или ими играть, как в карты, прибирая масть к масти, что нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть, и зело тщатся всяки мины чинить под фортецию правды». Какой вывод можно сделать на основании этого указа о состоянии законности в России в начале XVIII в.?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Первого декабря 1934 г. был убит С. М. Киров. В тот же день Президиум ЦИК СССР принял постановление «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов», согласно которому сроки следствия по данной категории дел ограничивались десятью днями, обвинительное заключение вручалось за один день до суда, дела рассматривались без участия адвоката и прокурора, кассационные жалобы и прошения о помиловании не допускались, приговор к высшей мере приводился в исполнение немедленно. Постановление неукоснительно проводилось в жизнь правоохранительными органами государства. Как Вы думаете, законность в стране торжествовала? В чем суть законности? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Используя дополнительную литературу, приведите примеры нарушения дисциплины _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сгруппируйте гарантии законности: А) экономические Б) социальные В) политические Г) идеологические Д) прокурорский надзор Е) законность Ж) судебный контроль И) совершенствование законодательства К) конституционный контроль Л) президентский контроль
Общие____________________________________________________________________ Юрдические_______________________________________________________________
7. Схематично представьте соотношение общественного порядка и правопорядка
8. Напишите эссе, проанализировав принципы законности и сформулировав основные проблемы обеспечения правопорядка в современной России: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 25. Правосознание и правовая культура (2 часа) 1. Правосознание: понятие, структура, функции, виды. 2. Понятие и виды деформации правосознания. Истоки правового нигилизма в России. 3. Правовая культура: понятие, виды. 4. Правовое воспитание: понятие, формы. Темы докладов и рефератов 1. Понятие и эволюция европейского правосознания. 2. И. А. Ильин о сущности правосознания. 3. Юридическое мышление. 4. Конформизм и нонконформизм. 5. Правовая идеология и психология. 6. Уровни правосознания. 7. Правовой менталитет: понятие, структура и виды. 8. Особенности российского правового менталитета. 9. Правовой нигилизм как следствие абсолютизации государственной власти и тоталитаризма. 10. Формы правового нигилизма. 11. Правовая культура и цивилизационное развитие человечества. 12. Правовая культура в условиях саморазвивающегося общества. 13. Правовое воспитание. 14. Социалистическое правосознание. Задания 1. Перечислите и раскройте уровни правосознания.
2. Заполните схему, характеризующую правовое сознание.
3. Используя справочный и учебный материал, заполните таблицу:
4. В 1993 г. было проведено совместное русско-французское исследование правосознания школьников в возрасте от 11 до 18 лет. На один из тестовых вопросов «Что такое закон?» французские школьники ответили, что это «правило, которому нужно следовать», а русские – что это «правило, которое не нужно нарушать». Какие выводы о правосознания двух народов можно сделать на этом основании?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Обозначьте основные задачи в области правового воспитания граждан РФ и возможные пути их решения. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Изучив монографию И. А. Ильина «О сущности правосознания», опишите основную идею, заложенную в этой работе, и выскажите свое мнение по этому поводу. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|