Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 4 Антициклические мероприятия экономической политики государства




 

Антициклическое регулирование

 

Антициклическое регулирование представляет собой способы и методы воздействия на экономическую деятельность, с целью смягчения циклических колебаний и уменьшения негативных последствий этих колебаний.

Антициклическое регулирование зародилось во второй половине 19 столетия. Заключалось в том, что государство предоставляло помощь фирмам, которые оказались в затруднительном положении, выплачивало пособия безработным. С углублением и накоплением опыта государственное регулирование стало распространяться на все фазы цикла.

После войны регулирование носило пожарный характер - решение принималось при угрозе обострения ситуации, действие на кризисы происходило с опозданием. [5]

Сейчас отработаны схемы влияния на экономические процессы с помощью контроля динамики денежной массы, доступа к кредиту, расширения государственных закупок, увеличения государственных инвестиций. [5]

Основой государственного регулирования является кейнсианство - наряду с выборочным действием на отдельные отрасли осуществлялись широкие мероприятия с помощью налоговой, кредитной, бюджетной, административной политики. То есть в период подъема необходимо не допускать чрезмерного возрастания инвестиций, предотвращать перепроизводство, а в период спада - стимулировать совокупный спрос, облегчать новые капиталовложения, стимулировать экспорт (внешнеэкономическая политика). [5]

Денежно-кредитное регулирование - мероприятия, предпринимаемые центральным банком в с целью устранения проявлений макроэкономической нестабильности, которая является следствием цикличности.

Бюджетно-налоговое регулирование - мероприятия направленные на накопление и покупательский спрос, государственные инвестиции.

Административное регулирование - ограничения или запреты в виде указов, распоряжений, законов, например, ускоренная амортизация - для стимулирования накопления.

Выбор того или иного мероприятия по преодолению негативного влияния цикличности зависит от состояния экономики, т. е от того в какой точке находится макроэкономическое равновесие.

 

Беларусь в условиях мирового финансово-эконономического кризиса, комплекс антикризисных мер

 

Ввиду высокой степени открытости своей экономики Беларусь объективно не может остаться в стороне от воздействия мирового финансово-экономического кризиса. Уже в четвертом квартале 2008 года страна столкнулась с такой проблемой как сокращение спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках и, как следствие, снижение экспорта, что повлекло за собой замедление роста объемов производимой продукции, увеличение ее складских запасов в ряде отраслей. Резко ухудшилась ценовая позиция нашей страны во внешней торговле, замедлились расчеты, сократилось поступление в страну валюты. Кроме того, как и для других государств, для Беларуси стал более трудным доступ к кредитным ресурсам на международных финансовых рынках. Да и сами кредитные ресурсы стали дороже. В четвертом квартале 2008 года существенно замедлился приток в страну иностранных инвестиций. [7, c.8]

Для поддержки макроэкономической стабильности, а также реального сектора экономики белорусским правительством были реализованы меры по обеспечению устойчивого функционирования банковской системы страны, денежно-кредитного и валютного рынков, недопущению снижения ликвидности банков, сокращению государственных расходов, сохранению промышленного потенциала республики. В целях обеспечения устойчивости внутреннего валютного рынка за счет полученных международных кредитов пополнены золотовалютные резервы страны. [7, c. 8]

Вторым важнейшим направлением работы правительства является стимулирование деловой активности в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Особое внимание уделяется реализации огромного потенциала экономического роста, заключенного в развитии малого и среднего бизнеса. Меры по стимулированию развития предпринимательства в сочетании с активной кредитной политикой должны способствовать созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и увеличению выпуска продукции, услуг.

В начале 2009 года правительство продолжило работу по минимизации влияния мирового финансово-экономического кризиса на белорусскую экономику. Так, 13 января 2009 года был утвержден План первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году. План либерализации предусматривал дальнейшее совершенствование инвестиционной деятельности, имущественных и земельных отношений, усиление мер антимонопольного регулирования, внедрение современных требований по ведению бухгалтерского учета, введение профессионального пенсионного страхования работников, стимулирование рынка труда и развитие самозанятости населения. [7, c. 9]

Кроме того, 6 января 2009 года правительством и Национальным банком были утверждены меры по обеспечению стабильной работы валообразующих и иных организаций реального сектора экономики Республики Беларусь [7, c. 10]. Они предусматривали решение вопросов поддержки белорусского экспорта и сохранения внешних рынков, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, стабилизации финансового состояния организаций, оптимизации затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

Одновременно в целях минимизации негативных последствий кризиса изыскиваются новые возможности, новые рынки, новые ниши для продвижения нашей продукции. В условиях существенного сужения мирового спроса необходимо сконцентрировать деятельность маркетинговых служб предприятий на поиске новых рынков сбыта, проводить более агрессивную внешнеторговую политику, использовать дополнительные возможности для наращивания экспорта в соседние с нами Российскую Федерацию, Украину, государства Балтии, а также наладить поставки товаров и оказание услуг в страны СНГ, Ближнего Востока, Латинской Америки. Не следует забывать и о государствах Азии, Африки. В этих целях для отечественных экспортеров упрощен порядок осуществления внешнеторговых операций.

По предложению правительства Президентом Беларуси был введен механизм стимулирования реализации товаров, работ, услуг через поощрение работников, занятых в маркетинговых службах. Так, указом главы государства от 23 января 2009 года №49 руководителям коммерческих организаций независимо от формы собственности предоставлено право устанавливать руководителям и специалистам структурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, персональные условия оплаты их труда, предусматривающие повышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера. При этом указанные выплаты не будут ограничиваться размерами, установленными действующим законодательством, и в полном объеме будут относиться на затраты по производству и реализации продукции, учитываемые при ценообразовании и налогообложении [7,c. 11]. Для оперативного реагирования на возможные воздействия мирового финансово-экономического кризиса на экономику и социальную сферу Беларуси организована соответствующая система мониторинга. Особое внимание уделяется вопросам занятости населения, недопущения массовых увольнений. Предпринимается все возможное для того, чтобы помочь национальной экономике пережить сложности современного этапа с минимальными социальными последствиями, для чего правительством принят ряд мер, касающихся сохранения и контроля рынка труда.

В условиях глобализации экономика ни одной страны не является изолированной от мировой. Соответственно ни одна страна не может рассчитывать на преодоление воздействия кризисных явлений в одиночку. Беларусь - не исключение, восстановление наших экспортных позиций в огромной степени зависит от экономических процессов в России, Западной и Восточной Европе, СНГ, где находится основная сфера наших национальных интересов. И, конечно, это относится, прежде всего, к состоянию экономики Российской Федерации, которая была и продолжает оставаться наиболее значимым экономическим партнером Беларуси.

С учетом взаимодействия экономик Беларуси и России, необходимо объединить усилия по противодействию влиянию мирового кризиса, выработке общей стратегии поведения и совместных механизмов решения вставших перед странами проблем. Важнейшим шагом в данном направлении является подписание главами правительств обоих государств Плана совместных действий правительства Республики Беларусь и правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

Большое значение придается расширению сотрудничества с Российской Федерацией в банковской сфере, созданию системы доверия платежей, что крайне важно в условиях, когда мировая финансовая система потеряла свою устойчивость и все чаще стали возникать проблемы с финансовым сопровождением внешнеторговых операций. В этой связи правительством Беларуси были подписаны меморандумы с российской корпорацией «Внешэкономбанк», Росбанком и Сбербанком России. Эти соглашения нацелены на оказание финансовой поддержки и содействие экспортному потенциалу Беларуси и России, привлечение внешних инвестиций, создают возможности для использования российских кредитных ресурсов при решении проблемных вопросов развития производственной кооперации с российскими компаниями [7, c. 12]. Таким образом, сегодня на правительственном уровне, в областях и на предприятиях принят комплекс антикризисных мер. Теперь важно, чтобы они эффективно работали на местах.

С целью изучения ситуации на всех уровнях - от конкретных предприятий до подотраслей и отраслей реального сектора экономики - был утвержден график посещения валообразующих организаций высшими должностными лицами и заместителями Премьер-министра Республики Беларусь. Непосредственное общение с производственниками на местах позволяет оперативно выявлять новые проблемные вопросы и вырабатывать необходимые управленческие решения, расширяющие и дополняющие систему антикризисных мер.

Можно с уверенностью сказать, что принимаемые правительством в условиях быстро изменяющейся экономической ситуации меры по реформированию национальной экономики, а также проводимая внешняя и внутренняя политика позволят эффективно противодействовать негативному влиянию мирового финансово-экономического кризиса и обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие страны.

 


Заключение

Одной из форм макроэкономической нестабильности является экономическая цикличность, которая представляет собой периодически повторяющиеся нарушения равновесия в национальной экономике, сопровождающиеся периодическим сокращением, а затем ростом объёма производства и совокупного спроса при частичном восстановлении равновесия.

Экономический цикл представляет собой единый процесс, последовательно проходящий через четыре фазы:

· кризис (спад),

·   депрессия (стагнация),

·   оживление (расширение)

·   подъем (экспансия).

Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов XIX и первой половины XX века.

Существует ряд причин экономической цикличности, и разные школы экономической мысли отвечают на этот вопрос по-разному. Одни считают, что периоды процветания связаны с важными изобретениями и нерегулярность таких изобретений обуславливает цикличность экономики. Другие объясняют колебания в экономике действием «реальных» факторов - вроде новых технологий, дефицита ресурсов и изменений в производительности труда.

Объяснение цикличности рассматривается в теориях экономических циклов.

Их существует очень много, но обобщая их можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектический (синтезированный).

По продолжительности выделяют более 1380 видов экономических циклов, но из них выделяют четыре основных:

. Краткосрочные (циклы Китчина) - продолжительность 2-4 года,

. Среднесрочные (циклы Жуглара) - продолжительность 7-12 лет.

. Строительные (циклы Кузнеца) - продолжительность 15-25 лет.

. Долгосрочные (волны Кондратьева) - продолжительность 48-60 лет.

У каждого государства есть свои мероприятия по преодолению негативного влияния цикличности, которые зависят от состояния экономики, т. е от того в какой точке находится макроэкономическое равновесие.

Экономика Беларуси, как и большинства стран, сейчас находится в условиях мирового финансово-экономического кризиса, и принимает ряд мер по преодолению негативного влияния кризиса на экономику страны. Издается ряд указов, направленных на стимулирование деловой активности предприятий, ориентированных на внутренний рынок. Был подписан План совместных действий правительства Республики Беларусь и правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли. Изучается ситуации на всех уровнях национальной экономики - от конкретных предприятий до подотраслей и отраслей реального сектора экономики - что позволяет оперативно выявлять новые проблемные вопросы и вырабатывать необходимые управленческие решения, расширяющие и дополняющие систему антикризисных мер.

 


Список используемой литературы

 

1) Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2т. Т.1: Пер. 16-го англ. Изд. - М: ИНФРА-М, 2008. - XXVI, 467с.

2) Насонова И.В. Циклическое развитие экономики: Учеб.-метод. Пособие; матер.для самост. работы студ., изуч. Макроэконом. / И.В. Насонова - Мн: Част.ин-т управ. и предпр., 2004- 20с.

)   Макроэкономика. Учебн. Пособие / П.Г. Некитенко, Э.А. Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ.ред. Э.А. Лутохиной. - Мн: ОДО «Равнодействие»; 2004г. - 296с.

4) <http://www.Krugosvet.ru>

)   Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2001-296с.

)   Журнал «Экономика Беларуси», №1/2009

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...