Работы, выполняемые при техническом обслуживании аккумуляторной батареи
Для увеличения срока службы аккумуляторных батарей при эксплуатации необходимо соблюдать следующие правила: - содержать батарею в чистоте и не допускать окисления ее зажимов; - следить за тем, чтобы батарея была надежно укреплена в гнезде; - поддерживать нормальный уровень электролита и в случае его понижения добавлять в аккумуляторы только дистиллированную воду; - не допускать глубоких разрядов батареи, избегая частых и длительных включений стартера, особенно в зимнее время; - не оставлять разряженную батарею при температурах ниже 0 градусов; - хранить батареи с электролитом в заряженном состоянии; - регулярно производить периодические заряды батарей на зарядной станции.
Ежедневное обслуживание аккумуляторной батареи не проводится. Первое техническое обслуживание включает следующие работы: проверку плотности присоединения наконечников проводов к зажимам, удаление следов электролита и загрязнений с поверхности крышек и межэлементных соединений, прочистку вентиляционных отверстий, очистку проводов и зажимов батареи и смазку их техническим вазелином, проверку уровня электролита.
Второе техническое обслуживание включает те же работы, что и первое. Кроме того, производится закрепление батареи в месте установки, и проверяют степень заряженности элементов. При необходимости изменяют плотность электролита в соответствии с сезоном года. Проверять уровень электролита лучше всего стеклянной трубочкой диаметром 4 – 6 мм и длиной 150 мм. Трубочку опускают в аккумулятор до упора в пластины. Затем, закрыв пальцем, верхний конец трубочки, вынимают ее. По высоте столбика электролита в трубочке определяют уровень его в аккумуляторе. Нормально уровень должен находиться на 10 – 15 мм выше верхней кромки пластин. Для упрощения проверки уровня электролита наливные отверстия в крышках аккумуляторов выполнены в виде колодцев (тубусов). Уровень электролита должен находиться с нижним торцом этих тубусов. В исправном аккумуляторе понижение уровня электролита происходит только вследствие испарения воды. Поэтому доводить уровень электролита в элементах батареи до нормального следует путем доливки дистиллированной воды, а не электролита.
-63- Таблица.1. Плотность электролита с температурной поправкой
ПРИМЕЧАНИЕ. При температуре электролита выше 30 градусов С величина поправки прибавляется к фактическому показанию ареометра. При температуре электролита ниже 20 градусов С величина поправки соответственно вычитается. Когда температура электролита в пределах 20 – 30 градусов С, поправка на температуру не вводится.
Степень разряда батареи проще всего определять нагрузочной вилкой. Рис.60
В защитном кожухе 5 вилки помещены нагрузочные сопротивления 1 и 3, а к ее ножкам 7 присоединен вольтметр 4 со шкалой 3 – 0 – 3В. Для проверки напряжения вилку берут за рукоятку, и плотно прижимают ножками, к зажимам каждого аккумулятора батареи на 5 сек. Если аккумулятор заряжен полностью, то в течение этого времени его напряжение не должно падать ниже (1,7В). При разряде на 25%, напряжение понизится до 1,6В, при разряде на 50% - до 1,5В. У полностью разряженного или неисправного аккумулятора, напряжение падает до нуля. При проверке аккумуляторных батарей номинальной емкостью до 65 а час следует до отказа завернуть гайку 2 и отпустить гайку 6.
В этом случае к ножкам будет присоединено большое сопротивление 3 (0,019 Ом, ток 100А). При проверке батарей емкостью от 70 до 100 а час нужно отвернуть гайку 2 и затянуть гайку 6: тогда будет включено малое сопротивление 1 (0,011 Ом, ток 150А). Батареи емкостью более 100 а час проверяют, присоединив к ножкам вилки оба сопротивления (ток 250А), для чего необходимо завернуть до отказа обе гайки.
-64- Снижение плотности электролита также позволяет судить о степени разряда батареи.
Таблица. 2.
Плотность электролита измеряют кислотомером (рис.61), представляющим собой стеклянный цилиндр 2, внутри которого помещен ареометр 3 со шкалой. В цилиндр через наконечник 4 с помощью груши 1 набирается электролит. Ареометр, всплывает, при этом плотность электролита будет соответствовать тому делению шкалы, возле которого находится уровень жидкости. Если батарея окажется разряженной более чем на 25% зимой и на 50% летом, ее нужно поставить на эксплуатационный нормальный заряд. Сила тока при нормальном заряде не должна превышать 8 – 10% от номинальной емкости батареи. Заряжают до обильного газовыделения («кипения электролита») заряд продолжают до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не останутся постоянными у всех аккумуляторов в течение 3 часов. Если плотность электролита в конце заряда не соответствует норме, то нужно довести плотность электролита до нормы (таблицы 1 и 2). Для уменьшения плотности нужно отобрать электролит из аккумуляторов резиновой грушей и добавить в них дистиллированную воду. Для повышения плотности в аккумуляторы добавляют электролит плотностью 1,40 г/см кубический. Доводить плотность электролита следует в конце заряда, так как благодаря «кипению» обеспечивается быстрое и полное перемешивание электролита. справка: Установлено, что отклонение регулируемого напряжения на 10...12% вверх или вниз от оптимального сокращает срок службы батареи в 2...2.5 раза.
справка: Сокращение времени работы стартера вдвое при шести-восьми ежедневных пусках повышает срок службы аккумуляторной батареи приблизительно в 1.5 раза.
-65- Зарядный генератор
Генератор служит для преобразования механической энергии в электрическую, необходимую для питания всех приборов электрооборудования и для заряда аккумуляторной батареи. Он является вторичным источником электрической энергии, после аккумуляторной батареи. В настоящее время на дизелях серии ЯМЗ получили широкое распространение генераторы переменного тока, что вызвано преимуществами их конструкции перед генераторами постоянного тока: меньшая масса при той же мощности, большой срок службы, меньший расход меди (в 2-2,5 раза), возможность повышения передаточного числа от двигателя к генератору до 2,5-3,0. В этом случае на оборотах холостого хода двигателя генератор отдает до 25-50% своей мощности, что улучшает условия заряда аккумуляторной батареи, а, следовательно, и ее срок службы. Для питания цепей управления дизелем, вспомогательного оборудования, цепей освещения и зарядки аккумуляторной батареи, на путевых ЖДСМ устанавливаются трехфазные синхронные генераторы Г-273В, 74.3701, 63.3701, Г-288Е переменного тока с электромагнитным возбуждением и со встроенными выпрямительными блоками. Генераторы выполнены по одно конструктивной схеме, однако несколько отличаются по техническим характеристикам и имеют отдельные конструктивные особенности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|