Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В обучении иностранному языку.




Введение

 

Анализ дидактической и методической литературы, а также практики преподавания позволяет сделать вывод о том, что контроль является важнейшей составляющей учебного процесса, без которого не может быть успешной ни обучающая деятельность преподавателя, ни учебная деятельность обучающихся. Именно поэтому проблемы проверки знаний, умений и навыков, методики их организации не утратили своей актуальности в настоящее время. Контроль эффективности учебного процесса позволяет определить, достигнута ли цель обучения, насколько усвоена учебная программа, овладел ли учащийся необходимым объемом знаний, умений, навыков. Контроль эффективности учебного процесса может осуществляться с использованием различных способов, в том числе путем составления учителем заданий, результат выполнения которых и будет служить основанием для оценки знаний, умений и навыков учащегося.

Проблема поиска оптимизации выбора методов контроля в обучении иностранным языкам постоянно обсуждается современными учеными и методистами. Многие исследователи предпринимали попытки составления разнообразных тестовых заданий. Проблемы, связанные с использованием тестирования в обучении иностранным языкам, нашли отражение в трудах таких методистов и психолингвистов, как Л.В. Банкевич, Н.В. Володин, В.А. Коккота, A.A. Леонтьев, Ф.М. Рабинович, И.А. Рапопорт, Р.Сельг, И.Соттер, С.К. Фоломкина, Э.А. Штульман и другие.

Тесты являются наиболее экономной формой контроля и более объективным показателем степени усвоения всеми учащимися языкового материала. Но преподаватели недостаточно используют тесты в обучении иностранным языкам. Многие педагоги используют тестирование крайне редко, объясняя это отрицательными моментами контроля. Это объяснение абсолютно себя не оправдывает. Тестирование как один из методов контроля, играет положительную роль в процессе познания и мотивации к изучению иностранных языков. [2,с.30]

Целью курсовой работы является изучение значения и возможностей теста как формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Опираясь на объект исследования – тестирование как форма контроля уровня владения учащимися иноязычными знаниями, умениями, навыками, и предмет исследования – тестирование, были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать тестирование как средство контроля уровня владения учащимися знаниями, умениями и навыками иностранного языка.

2. Рассмотреть проблемы тестового контроля.

3. Изучить методику составления контролирующих тестов.

4. Разработать ряд тестов, позволяющих адекватно оценить уровень знаний, умений учащихся.

 

 

Тестирование как форма обучения иностранному языку.

Тест как средство контроля знаний, умений и навыков учащихся

в обучении иностранному языку.

Контроль и оценка уровня владения иностранным языком являются важ­нейшим компонентом учебного процесса. Основная задача контроля -объективное определение уровня владения обучаемыми иноязычным ма­териалом на каждом этапе становления их речевых навыков и умений, при этом объектом контроля является как языковая форма сообщения, так и его содержание.

Контроль представляет собой сложное диалектическое целое, в кото­ром тесно переплетаются деятельность учителя и ученика.

В результате контроля учитель:

• на основе анализа и интерпретации данных контроля получает ин­формацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных при­емов обучения;

• анализирует свою деятельность и своевременно исправляет методи­ческие ошибки;

• правильно планирует процесс обучения, более целенаправленно рас­пределяет учебное время;

• получает сведения о результатах работы класса в целом и каждого учащегося отдельно, которые могут служить основанием для ин­дивидуализации и дифференциации обучения.

Для ученика значение контроля заключается в том, что контроль:

• стимулирует учебную деятельность;

• повышает мотивацию обучения;

• позволяет ученику корректировать свою учебную деятельность.

Таким образом, в учебно-воспитательном процессе контроль выполня­ет ряд функций, воздействуя и на сам процесс, и на деятельность обучае­мого, и на деятельность обучающего.

В обучении иност­ранным языкам в зависимости от вида контроля (текущего, тематического, рубежного, итогового), целей контроля используются следующие формы контроля: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, взаимный - ра­бота в парах), письменная контрольная работа, экзамен. Однако эти тра­диционные формы контроля результатов обучения основаны на эксперт­ной оценке преподавателя, которая часто носит субъективный характер. Одной из форм контроля, позволяющей измерить уровень обученности, получить достоверные, надежные данные и обеспечить объек­тивную оценку, является педагогическое тестирование.

Использованию теста как средства контроля посвящены многочисленные публикации в журнале «Иностранные языки в школе».

Термин «тест» был введен в научный обиход американским психоло­гом Дж. Кеттелом в 1890 году для наименования психологических проб, т.е. специально разработанных стандартизированных методик, с помощью которых пытались измерить различия между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Однако ни в психологии, ни в других научных областях (социологии, педагогике, медицине, физиологии, вычис­лительной техники) все еще нет единого определения термина.

В обучении иностранным языкам используются языковые или лингводидактические тесты. Термин «лингводидактический тест» введен В. Коккотой, который соотносит лингводидактический тест с комплексом заданий,

· подготовленных в соответствии с определенными требованиями,

· прошедших предварительную апробацию с целью выявления показа­телей качества,

· позволяющих определить у тестируемых степень их языковой (лин­гвистической) и/или речевой (коммуникативной) компетенции,

· результаты которого поддаются определенной оценке по заранее ус­тановленным критериям. [4с.8]

Под тестированием в широком смысле имеют в виду совокупность всех процедурных этапов, а именно: планирования, составления, апробации, обработки и интерпретации результатов первичного, предварительного те­ста — предтеста, перепланирование, оформление и подготовка специфи­каций, инструкций окончательного теста.

В узком смысле тестирование есть форма контроля (и обучения) с помо­щью проведения и использования теста.

Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени устраняя субъекти­визм в оценках и снижая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.

Специфика теста как формы контроля заключается в следующем: тест проводится в равных для всех испытуемых условиях - они работа­ют с одинаковым по объему и сложности материалом в одно и то же время.

Тест характеризуется квалиметрическими качествами, т.е. количествен­ным выражением качества выполнения задания. Результаты выполнения заданий теста сравниваются с заранее подготовленными эталонами (клю­чами), что позволяет легко и точно установить правильность или ошибоч­ность действий. Эти результаты поддаются количественной оценке в бал­лах в соответствии с определенной шкалой. Таким образом, квалиметрические качества тестов позволяют обеспечить объективность и унифици­рованность проверки, независимость оценки результатов от личных суж­дений проверяющего.

Тест как контрольный документ или учебно-методическая разработка представляет собой совокупность, систему заданий, которая может делить­ся на субтесты для тестирования отдельных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письменной речи — или аспектов языка: фонетики, грамматики, лексики.

Качество любого теста, определяется в первую очередь показателями его надежности и валидности.

Показатель надежности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех умений, навыков, знаний, для измерения которых он предназначался составителем.

Валидность (практически в любом её виде) будет определять правомерность интерпретации результатов тестирования. Очевидно, что применение определенного теста в целях, для которых он не был предназначен, при составлении автоматически сделает его невалидным.

Тестирование в обучении ИЯ проводится для выявления:

 1) уровня достижения в определенном виде деятельности;

2) способностей к определенному виду деятельности;

3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.[5, с. 58]

В практической деятельности преподавателям чаще приходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения.

Тесты могут определять уровень обученности и/или языковой компетенции учащегося относительно уровня других учащихся (нормо-ориентированный тест) или относительно определенного критерия, например уровня обученности (критериально - ориентированный).

Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только наиболее экономной формой контроля, но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки. [10, с.217]

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.

Основной целью тестов, контролирующих знания, умения, навыки учащихся, является установление факта знания/незнания или владения/невладения учащимся тем или иным материалом, умением, деятельностью и соответственно оценивание его.

К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции, и тесты, проверяющие овладение учащимися конкретным языковым материалом и отдельными речевыми умениями за определенный период обучения. В средней школе первый вид теста можно соотнести с итоговым контролем, проводимым в конце курса обучения, второй вид — с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий. Эти виды тестов подробно изучены в теоретическом плане и находят широкое применение в зарубежной практике преподавания иностранных языков.

Безусловно, тест пока ещё не может заменить такую, например, форму итогового контроля, как экзамены. Однако его можно с успехом использовать как одну из форм (не единственную!) промежуточного итогового контроля, проводимого, например, по окончании цикла занятий. Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля. Следует также иметь в виду, что проверка 30—40 тестов по ключу не займет у учителя больше 5—7 минут.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...