Общение как социально-психологическая проблема.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Психоана́лиз - психологическая теория, разработанная в конце 19 - начале 20 века Зигмундом Фрейдом. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими учениками Фрейда. Основные положения психоанализа заключаются в следующем: 1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями; 2. эти влечения преимущественно бессознательны; 3. попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов; 4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства; 5. конфликты между осознаным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т.д.; 6. освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке [1]). Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором "анализант" (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделаеть заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента. Теория критиковалась критикуется с различных точек зрения, вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой, однако он практикуется многочисленными клиническими психологами и врачами в настоящее время.
ТЕОРИЯ «СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА» О СОЦИАЛЬНОМ ВЗАМОДЕЙСТВИИ ЛЮДЕЙ. Нач.-сер. 20 века. Основоположники: Дж. Г. Мид и Г. Блумер. Теория исходит из того, что общение (интеракция) между людьми как субъектами социокультурной деятельности осуществляется при помощи особых средств — символов, имеющих определенное значение и вызывающих ответную реакцию со стороны партнера по общению. Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы «ставя себя на место другого человека», «принимая роль другого». С позиции символического интеракционизма, взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое поведение, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, обучаясь учитывать ожидания других людей. Социальные ожидания — экспектации — влияют на поведение человека, он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли. Характерными чертами символического интеракционизма, отличающими его от большинства направлений социологии и социальной психологии, стали его стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из общества (межиндивидуальных взаимодействий); попытка рассматривать все многообразные связи человека с вещами, природой, другими людьми, группами людей и обществом в целом как связи, опосредованные символами. Особое значение придается языковой символике. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.
Дж. Г. Мид рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формирования в ролевом взаимодействии. Роли устанавливают границы подобающего поведения индивида в определенной ситуации. Необходимое во взаимодействии «принятие роли другого» обеспечивает, согласно Миду, превращение внешнего социального контроля в самоконтроль и формирование человеческого Я. Сознательная регуляция поведения описывается как непрерывное соотнесение представления о своей роли с представлением о самом себе, со своим Я. Я как то, что может быть объектом для самого себя, является, в сущности, социальным образованием и возникает в ходе реализации социального опыта. Согласно концепции символического интеракционизма в изложении Г. Блумера, люди действуют по отношению к объектам, ориентируясь прежде всего на значения, которые придают этим объектам, а не на их субстанциональную природу. Эти значения формируются и переформировываются в процессе социального взаимодействия. Социальная реальность далека от того, чтобы быть стабильной. Она подвижна и является продуктом взаимосогласования значений между тесно взаимосвязанными совокупностями действующих лиц. Эти лица вовлечены в бесконечный поток интерпретаций, оценок, определений и переопределений ситуаций, так что лишь четкие индуктивные процедуры могут помочь в деле объяснения поведения. ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: а) мы обмениваемся информацией; б) взаимодействуем с другими людьми; в) познаем их, г) переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения (удовлетворенность, обиду, удивление…) В социальной психологии общение различают по двум основаниям: 1) Межличностное и массовое. Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Массовое – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная средствами массовой коммуникации.
2) Межперсональное и ролевое общение. Межперсональное: участниками общения являются конкретные личности, со всеми своими индивидуальными качествами, которые и раскрываются в ходе общения. Ролевое: здесь люди – носители определенных ролей (учитель – ученик, покупатель – преподаватель). В таком общении человек лишается определенной спонтанности своего повеления. Функции общения. 1. Прагматическая функция. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. 2. Формирующая функция. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. 3. Функция подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Он желает утвердиться в своем существовании и в своей ценности. Для этого ему нужны другие люди. 4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. 5. Внутриличностная функция. Реализуется в общении человека с самим собой например через внутреннюю. В межличностном общении выделяют 3 типа: 1) Императивное общение – это авторитарная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. 2) Манипулятивное общение – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. 3) Диалогическое общение – это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, где цель – взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно возможно лишь в случае соблюдения правил взаимоотношений, которые вы мне расскажите на семинаре.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|