Вопрос. Специфика анкетирования как опросного метода
Лекция 3 Тема: «Опросные методы. Анкетирование»
План лекции: 1. Правила формулирования вопросов. 2. Последовательность вопросов. 3. Специфика анкетирования как опросного метода. 4. Виды анкетирования. 5. Факторы, влияющие на характер ответов респондентов. Вопрос. Правила формулирования вопроса 1. Каждый вопрос должен быть логически отдельным. 2. Следует избегать малораспространенных, иностранных слов, узкоспециальных терминов, слов с двойным значением. 3. Не следует задавать слишком длинных вопросов. 4. Вопросы должны касаться отдельных случаев, а не каких – либо обобщений. 5. Указывать следует все возможные варианты, или не указывать ни одного. 6. Необходимо формулировать вопросы так, чтобы избегать шаблонных ответов. 7. Следует остерегаться включения в вопрос слов, которые могут вызвать негативные отношения у респондента. 8. Вопрос не должен иметь внушающего характера. 9. Формулирование вопроса должно осуществляться без претензии на очевидность ответа и подчеркивания превосходства исследователя. 10. При ответе не должно возникать желания угодить каким-либо ответом, или же сделать наоборот. 11. Вопрос не должен быть слишком общим, расплывчатым. 12. Вопрос не должен касаться неосознаваемых обстоятельств. 13. Данный перечень не является полным и при необходимости может быть дополнен.
2 вопрос. Последовательность вопросов Правильно составленная анкета оставляет впечатление хаоса вопросов, отсутствия логики, последовательности вопросов, частых переходов от темы к теме. Таким образом, составленная анкета зачастую вызывает недовольство несведущего человека. Чем меньше слов содержит анкета, тем меньше возникает недоразумений.
Оптимальным считается 120-140 слов на странице; 50-70 вопросов; 30-40 минут для работы. Порядок вопросов должен способствовать установлению и укреплению контакта. Требования к последовательности вопросов: По мере развития вопросов интерес опрашиваемого должен расти. Необходимо, чтобы первый вопрос заинтересовывал опрашиваемого, но не был дискуссионным. Более сложные вопросы должны следовать за более простыми. Чем далее опрашиваемый вовлекается в процесс, тем труднее ему отказаться от продолжения ответов на вопросы. Вопросы, требующие размышления не рекомендуется задавать слишком рано или слишком поздно. Нельзя слишком поспешно задавать сугубо интимные вопросы, лучше оставить их на завершение. В смысловом отношении вопросы должны следовать один за другим, чтобы последующие уточняли предыдущие. Также рекомендуется вставлять буферные вопросы, относящиеся к другой теме, прибегать к зондированию по принципу «воронки» Гэллапа. Техника «воронки» состоит из 5 вопросов. - вопрос-фильтр, необходим для выяснения осведомленности опрашиваемого о проблеме. - вопрос, направленный на выяснение того, как опрашиваемый относится к данной проблеме. - вопрос, предназначенный для получения ответов по конкретным моментам проблемы. - вопрос, помогающий выявить причину взглядов опрашиваемого. - вопрос, выявляющий силу этих взглядов, их интенсивность. Появление данных о личности опрашиваемого должно приходиться на конец анкеты. вопрос. Специфика анкетирования как опросного метода Кроме усиления общих для опросного метода черт анкетирование характеризуется и рядом специфических особенностей, отличающих его от интервью. Во-первых, это уже отмеченная высшая ступень формализации. Достигается она благодаря форме речевого общения исследователя с исследуемым. Все вопросы и ответы заносятся на специальный бланк — опросный лист. Последовательность и формулировки вопросов строго определены заранее при разработке анкеты. По ходу опроса их невозможно изменить, что вполне возможно сделать в процессе интервьюирования, даже стандартизованного. Эти принципиальные признаки формализации сопровождаются и рядом вспомогательных приемов строгой организации анкетного опроса как письменного общения. Сюда надо отнести внешнее оформление анкеты, ограничивающее произвольность поведения опрашиваемого. Ему отводятся определенные места для ответов на каждый вопрос, ограничивается пространство для их изложения. Системой специальных указателей и полиграфических средств (тип шрифта, цвет, расположение текста на формате листа, таблицы) регулируются его внимание и восприятие. Ограничивают действия респондентов и всевозможные пояснения и предписания по заполнению анкеты; На ужесточение стандартизации процедуры работает и использование закрытых вопросов: большая часть анкет, используемых в массовых опросах, носит закрытый характер.
Второй специфический признак анкетирования — это значительно меньшая, чем в интервью, воль исследователя (анкетера) в процессе опроса. Его функции по ходу анкетирования носят ярко выраженный исполнительский характер, что дает повод говорить о них "как о служебных обязанностях. Некоторый элемент творчества присутствует лишь в самом начале опроса, когда необходимо завязать знакомство и установить первый контакт с респондентом, когда надо склонить его к сотрудничеству и убедить ответить на вопросы анкеты. На этом этапе от анкетера требуются определенные знания, умения и навыки общения. Но требования к ним и к личностным качествам, обеспечивающим эффективное общение, здесь значительно ниже, чем в интервью дело в том, что при анкетировании вполне достаточно наладить взаимодействие и совсем не обязательно, а часто и нежелательно выходить в общении на уровень межличностных Отношений. Здесь неуместно сочувствие, не требуется эмоциональных проявлений, не нужен богатый арсенал знаков и приемов, подчеркивающих соучастие анкетера. Влияние личности анкетера на респондента и его ответы должно быть сведено к минимуму. Именно в анкетном опросе идеал ведущего приближается к упомянутому ранее «техническому ассистенту». При установлении контакта анкетер, как и интервьюер, должен представиться и сообщить о целях опроса. Дальнейшие его обязанности сводятся к чисто технологическим действиям: объяснить правила заполнения анкеты, проконтролировать их соблюдение респондентом и принять от него готовый опросный лист.
Третья характерная особенность анкетирования - его анонимность. Практически все анкетные опросы, проводимые с научно-исследовательскими целями, безымянны. Необходимость идентификации анкеты с конкретным субъектом может возникнуть лишь при диагностических обследованиях с целью оказания дальнейшей психологической, медицинской или социальной помощи этому человеку. Подобные случаи возможны при индивидуальных обследованиях, но совершенно не характерны для массовых опросов. А именно с ними обычно ассоциируется анкетирование как научный метод. Анкетирование отличается от интервью еще и тем, что фиксация опроса, по сути дела, осуществляется не ведущим, а отвечающим. Он сам вписывает свои ответы в опросный лист. Конечно, анкетер в некоторых случаях может делать необходимые пометки и записи о личности респондента и ходе опроса. Но, во-первых, это не всеобщее и не обязательное правило, а во-вторых, информация анкетера носит дополняющий, но никак не основной характер. Главные сведения об изучаемом объекте заключены в ответах анкетируемого. Выбраковка анкет на основании наблюдений анкетера - явление исключительное. Из инициативы респондента в заполнении анкеты вытекают еще две особенности анкетирования. Во-первых, это возможность ознакомления опрашиваемого сразу со всей совокупностью предлагаемых вопросов, что может повлечь выработку у него целостной установки на опрос. И тогда «эффект излучения», т. е. взаимообусловленность ответов на комплекс вопросов, может проявиться во всей своей полноте. Снять его не помогут никакие ухищрения, предусмотренные на этапе конструирования анкеты. Тогда буферные вопросы будут уже холостым выстрелом, не дающим ожидаемого результата.
Вторым следствием указанной свободы респондента является возможность отвечать не по порядку, предусмотренному анкетой, а в любой удобной для него последовательности. Не исключены возвраты к предыдущим ответам и сознательное согласование с ними ответов последующих. А это может свести на нет действие предусмотренных составителями анкеты уловок, направленных на повышение эффективности опроса; Например, «эффект воронки» будет нейтрализован. Изредка в пояснениях к заполнению анкеты дается предписание отвечать, сообразуясь с последовательностью предлагаемых вопросов. Насколько соблюдается это указание в заочном опросе проконтролировать невозможно. При очном опросе анкетер может, если это необходимо, руководить действиями опрашиваемого. Но, во-первых, это сложно осуществить в групповых вариантах опроса при работе сразу с несколькими респондентами. А во-вторых, даже в индивидуальных формах практически невозможно ограничить поле восприятия одним вопросом. Обычно весь анкетный лист находится перед глазами отвечающего целиком. А усиленное напоминание о строгой последовательности ответов вызывает искушение заглянуть вперед: «запретный плод сладок!». Наконец, специфической чертой анкетного опроса, вытекающей из его опосредованности анкетой, выступает повышение уровня требований к качеству опросника. Это выливается в организацию специального большого предварительного этапа по разработке или, как часто говорят, конструированию анкеты. Для оживления опросного листа нередко используют простенькие рисунки и знаки. Вопрос об использовании цвета пока не имеет однозначного решения. Нет удовлетворительной статистики по разноцветности опросного бланка. Что касается цвета анкеты в целом, то данные практики опросов согласуются с исследованиями в области восприятия цвета (например, по тестам Люшера): предпочтительнее синие и зеленые тона, нежелательны красные и коричневые, стимулирующие возбуждение и тревогу. При верстке анкеты обычно придерживаются следующих основных правил; 1. Тематические разделы сопровождаются вступительными пояснениями. 2. Каждый вопрос снабжается четкой инструкцией, как на него отвечать. 3. Не приемлемы разрывы текста одного вопроса или его расположение частями на разных страницах анкеты (перенос вопроса). 4. Все вопросы нумеруются цифрами, а варианты ответов на закрытые вопросы индексируются буквами.
5. Число вопросов в табличной форме должно быть минимальным, так как таблицы сильно загромождают анкету. 6. Если предполагается прямое использование анкетного бланка в обработке данных на ЭВМ, то ответы могут шифроваться. А для шифров оставляется специальное место на полях анкеты. 7. Размер анкеты имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний включает формат листа и количество листов, Формат должен быть охватываем единым взглядом, его размер должен способствовать симультанному восприятию листа. Желательно также соблюсти привычные для данного контингента опрашиваемых размеры письменных документов. Таким образом, наиболее приемлем формат от половины до целого стандартного машинописного листа, что совпадает с форматом основной массы книг. Число листов анкеты определяется количеством и длиной вопросов и используемым шрифтом. Число вопросов одновременно определяет и внутренний, психологический аспект размера анкеты. Чем больше вопросов, тем выше вероятность отторжения анкеты респондентом. Диапазон основной массы психологических и социологических анкет от 3 до 100 вопросов. На практике опыт и интуиция исследователя определяют число вопросов, сообразуясь со временем, потребным для ее заполнения. Оптимумом считается 20-30 минут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|