Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура тезауруса научно-технических терминов




Тезаурус научно-технических терминов нормирует терминологию. При отборе терминов основными критериями являются: относительная частота появления терминов в документах-источниках; предполагаемая значимости термина для поиска информации; точность и однозначность термина; краткость и понятность термина. Жаргонизмы, латинские слова — не включаются.

С помощью тезауруса составляются поисковые образы документов и информационные запросы. Он является нормативным изданием и может быть использован в качестве руководства по терминологии. Тезаурус предназначен для правильного выбора терминов для информационного запроса.

Построение тезауруса:

Тезаурус представляет собой лексико-семантическое собрание терминов — показывает значении и связи каждого термина. Термины, которые связаны определёнными отношениями, объединены в классы условной эквивалентности.

Отношения равнозначности: лингвистика=языкознание

Отношения перекрещивания: часть объёма одного понятия входит в объём другого понятия: сопротивление воздуха vs любое сопротивление.

Отношения подчинённости: объём одного понятия составляет часть объёма другого понятия: высотомер —приборы для измерения высоты.

Один из терминов класса условной эквивалентности выбирается в качестве дескриптора (главного ключевого слова). Существуют родовые, видовые и ассоциативные дескрипторы.

Лексико-семантическое собрание — общий алфавитный список дескрипторов и условных синонимов с отсылками к соответствующим дескрипторам.

Многозначные термины снабжаются специальными пометами.

В тезаурусе кроме лексико-семантического собрания терминов существуют ещё: систематический указатель дескрипторов (пронумерованный список дескрипторных областей с находящимися в них дескрипторами — напр, область «авиация», дескриптор «авиационные конструкции»), указатель иерархических отношений дескрипторов и пермутационный указатель дескприпторов (по любому слову, составляющему термин, этот термин можно найти).

Основные научные школы терминологической работы

Структура и роль тезауруса «Школа»

Тезаурус образования — краткая форма тезауруса культуры. В тезаурус «Школа» сведены все основные понятия школьного образования.

Все школьные предметы можно представить в виде 8 циклов наук:

1) Физкультура — единственный предмет, где человек изучает сам себя

2) Филология — человек познаёт себя в обществе (языки, письмо, литература, устная речь, теория языка)

3) Математика — развитие абстрактного мышления (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, теория вероятности, математическая статистика)

4) Мусические искусства — соединение конкретного и абстрактного (музыка, танец, изобразительное искусство)

5) Практические искусства — домоводство, труд, право, медицина, военное дело

6) Гуманитарные науки — необратимость аналища в синтез в истории и географии; ответственность перед собой и обществом (география, история, обществознание).

7) Естественные науки — обратимость анализа в синтез (физика, химия, биология)

8) Этикофилософские учения

Основные ошибки в оформлении нормативно-правовых документов

Нормативно-правовые документы существуют в жанрах законодательного подстиля. Им присущи точность, ясность, однозначность, особый набор лексических средств и синтаксических конструкций. Неправильное словоупотребление может привести к неоднозначности, документ утратит основную функцию — предписывающую.

Основные нарушения нормы:

— неточность употребления устойчивых выражений: достаток vs доход. Достаток — не юридическое понятие.

— нарушаются грамматические нормы («более правовое звучание»)

— ошибки в управлении

— нарушение стилистических норм («зарплаты подтянут к минимуму»)

— логические ошибки — пропуск слов: Решение, принимаемое на местном уровне, может быть отменено …либо
признано недействительным судом

районный Совет народных депутатов временно возлагает
исполнение обязанностей главы района одного из заместителей главы
администрации района… - на одного из)

Три способа преодоления языковых барьеров

Существует три способа преодоления языкового барьера:

1) Создание универсального языка — искусственного или естественного. До сих пор создаётся много теорий на счёт универсального языка, но ни одного пока не вышло. Самый известный проект — эсперанто; но он провалился. Существует много разработок, которые вообще уходят от стандартного вида языка — язык чисел, например.

2) Изучение иностранных языков — главный минус: невозможно знать все языки, поэтому в том или ином случае придётся прибегать к другим способам преодоления языкового барьера.

3) Перевод —на сегодняшний день самый популярный и распространённый способ преодоления языкового барьера.

Современное состояние машинного перевода

Типология словарей

Лексический уровень системы языка состоит из: лексического ядра языка (приблизительно 30 тыс. слов — индивидуальный запас личности, основа лексических минимумов), лексики литературного языка в узком смысле (общеупотребительная — 300 000 слов), лексики литературного языка в широком смысле, куда входят и специальные термины (1 300 000) и внелитературной лексики.

Лексику систематизируют словари.

Функции словарей:

1) Регистрация в словесной форме объективных данных о внешнем мире в свойственных данном языку и данной эпохе форме восприятия мира (энциклопедические и толковые)

2) Упорядочивание в понятийно-словесной форме субстанции содержания данного языка (идеографические и словари-тезаурусы)

3) Нормализация словоупотребления с целью облегчения языковой коммуникации (нормативные и терминологические)

4) Систематизация лексического материала для обучения языку (учебные)

5) Перевод (дву- и многоязычные словари)

6) Прочие вспомогательные операции для пользования языком

Щерба выделил несколько противопоставлений словарей:

1) Словарь академического типа — словарь-справочник

2) Энциклопедический словарь — общий словарь

3) Тезаурус — обычный толковый\переводной словарь

4) Обычный толковый — идеографический

5) Толковый — переводной

6) Неисторический — исторический

Словари играют большую роль в нормировании словоупотребления. Норма — совокупность особенностей, которыми определяется язык данного лингвистического коллектива, рассматриваемая ими как образец, которому надо следовать, или как реальность, достаточно однородная для того, чтобы говорящие субъекты чувствовали её единство. Словарный запас языка с точки зрения нормы делится на: активный слой (слова, всеми употребляемые в разных условиях общения), пассивный слой (слова, определяемые кругом чтения, обязательного для культурного человека данного общества) и слова, несвойственные современной речи.

Задачей терминологических словарей является облегчение научной коммуникации с помощью упорядочивания значений. Словари терминов отражают состояние науки — следовательно, им всегда требуется обновление.

Термин — слово или словосочетание специального языка, создаваемое для точного выражения специальных понятий и обозначения специальных предметов. Профессионализм — общеупотребительное слово, которое бытует в определённой сфере в качестве термина.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...