Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц

Лекция 7.

Тема: СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Содержание

1. Пословицы

2. Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц

3. Многозначность пословицы как педагогического суждения

Основная литература:

1. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве­дений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В.И.Щеглов. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 240 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

3. Педагогика межнациональных отношений: Учеб. пособие/ Под ред. Д.И. Латышиной. – М.: Гардарики, 2004 – 320 с.

4. Євтух В.Б., Марушкевич А.А., Дем'яненко Н.М., Чепак В.В. Етнопедагогіка. Ч. І: Навч. посібник. -Київ: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2003. – 149 с.

 

1. В любой пословице всегда присутствует «педагогический мо­мент» - назидательность: под пословицей понимают меткое об­разное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного пред­ложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности тру­дящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), про­изводственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: на­род сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сего­дня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждает­ся или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожида­ниям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллек­тивное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный инди­видуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае возможно параллельное одновременное существование общенародного ва­рианта и индивидуально-авторского.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоми­нания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.

Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облег­чается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, по­рой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как фор­ма сохранения и распространения мудрости, опыта познаватель­ной деятельности, моделирующей воспитание и его результат -поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древ­нейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой - оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повест­вуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответст­вующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности - положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрос­лых, пренебрегающих своими священными обязанностями - педа­гогическими и т. д.

О пословице хорошо сказал Я. А. Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойст­венных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обу­чение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет по­рождает незнакомую мысль).

Подбор пословиц у Коменского таков, что он не допускает без­думного отношения к окружающей действительности, учит искать новую мысль в привычных предметах и явлениях, призывает к воспитанию и самовоспитанию, поощряет и стимулирует взаим­ное воспитание, заботится о перевоспитании, устанавливает опре­деленный порядок движения от незнания к знанию.

В пословицах много материала практического характера: жи­тейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех катего­рий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставле­ния особого рода, содержащие педагогические советы, констати­рующие результаты воспитания, что является своеобразной фор­мой обобщения педагогического опыта. В них содержится огром­ный образовательно-воспитательный материал по вопросам вос­питания.

В пословицах получили отражение педагогические идеи, касаю­щиеся рождения детей, их места в жизни народа, целей, средств и методов воспитания, поощрения и наказания, содержания обуче­ния, трудового и нравственного воспитания, наследственности и наследования детьми черт поведения родителей, влияния окру­жающей среды и общественного мнения и т.д. и т. п. Выражение в пословицах общественного мнения о воспитании для народной педагогики имеет принципиальное значение, ибо, как считал К. Д. Ушинский, где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания.

«Мудростью старых чехов» называл Коменский пословицы своего народа. И действительно в детской среде пословицы - ред­кость, чаще всего они лишь ситуативно воспроизводятся в подра­жание старшим. Тем не менее ситуативность закрепляет их в па­мяти как педагогические ресурсы для будущего, и приходит пора, когда они становятся средствами воспитательного воздействия. Для повышения воспитательного значения пословиц в народе всемерно поддерживается их авторитет: «Без пословицы не про­живешь», «На пословицу ни суда, ни расправы. Пословица несу­дима», «Пословица плодуща и живуща», «Пословица не покорм-ница, а с нею добро», «Пословица правду всем говорит», «Посло­вица - всем делам помощница».

Пословица - «цвет народного ума» (В. И. Даль), но этот ум прежде всего оберегает нравственность. В пословицах главное -этическая оценка поведения человека и народной жизни в целом. Пословица - выкристаллизовавшееся веками общественное мне­ние народа, нравственная оценка им всех случаев жизни. И педа­гогические мысли народа несут на себе печать народной нравст­венности.

В педагогической перекличке народов и поколений участвуют все без исключения народы - большие и малые. Рождение детей -для всех праздник. С детьми трудно, без них вдвое. В русских по­словицах дети воспеты многократно: «Сын да дочь - красные дет­ки. Сын да дочь - домашние гости», «Сын да дочь - день да ночь», «Сын да дочь - ясно солнце, светел месяц», «Малы детушки - что часты звездочки: и светят и радуют в темну ноченьку».

Рождения мало, родить всякий может, - важно воспитание. «Нарожать нарожала, а научить не научила» - осуждения подоб­ного рода в адрес родителей - как отцов, так и матерей - встре­чаются у всех народов.

Народом определенно высказываются мысли о начале воспи­тания: чем раньше, тем лучше. Воспитание начинается с момента рождения, причем оно главнее рождения: «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Мать и отец не просто родители, рождение - только начало, мать и отец - вос­питатели, только тогда они оправдывают свое имя и назначение. «Материнская школа» важнее и основательнее отцовской: «Ка­кова матка, таковы и детки», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет».

О решающей роли родителей в воспитании очень ярко сказано в русской пословице: «Родительское слово мимо (на ветер) не молвится», т. е. о родительском слове сказано то же самое, что и о пословице. Слово родителей оценивается так же высоко, как и живая народная мудрость многих поколений. Родители как воспитатели в данном случае выступают от имени народа, как свя­зующее звено между детьми и народом, подрастающим поколени­ем и уходящим.

В народном мнении наследственность, наследование и резуль­таты педагогической деятельности родителей выступают совмест­но, в неразрывном единстве: «У доброго батьки добры и дитятки» (рус.), «С хорошего загона - хорошие снопы, из хорошей семьи -хорошие дети» (чув.), «От хорошего мяса - суп хороший, от хо­рошего человека - дитя хорошее» (шорск.) и др. Но в то же время не отрицается и личная ответственность ребенка за свои действия: «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет», «В глупом сыне и отец не волен».

В пословицах отразились условия воспитания - благоприятные и неблагоприятные. Все народы внушают подрастающему поко­лению мысль о необходимости уважать воспитателей. В послови­цах родительский авторитет поддерживается особенно настой­чиво: «Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь», «Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить», «Хоть по-старому, хоть по-новому, а все отец старше сына». Об отце сказано: «Крута-гора высокая, крепка стена белокаменна», и мать праведна названа оградой каменной. Детям предсказывается судьба по их отноше­нию к родителям: «На лубе отца спустил, и сам того же жди от сына» (рус.). Между прочим, есть и сказки на эту тему, и как нрав­ственный вывод из них - пословицы, в которых лучшими воспи­тателями провозглашаются старые: «Чем старее, тем правее, а чем моложе, тем дороже», «Седина в бороду - ум в голову», «Старина с мозгом - старина, что диво». Взаимоотношения между молодым и старшим поколением у всех народов определяются примерно одинаково: «Старшим место уступи, младшим помощь окажи» (хакаск.), «Старшего слушай, молодого учи» (чув., якут., шорск., тув., татар., кирг.), «Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет», «Молодой на битву, а старый на думу» (рус.).

В пословице - готовый вывод, но она - не конец, не завершение раздумий, а скорее - точка опоры для новых мыслей, как бы их зародыш. Пословица в какой-то конкретной ситуации - вывод, в другой - гипотеза, ставящая новые проблемы. Ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Комментирование пословиц в суждениях, в разговоре, спорах всегда широко было распространено в народе. Такое ком­ментирование во многих случаях переводит в разряд педагогиче­ских и те пословицы, которые на первый взгляд не являются тако­выми. Пословица «Жизнь прожить - не поле перейти» комментируется как совет, адресованный молодежи: «Учились бы да играли больше. Успеете еще наработаться... Жизнь прожить - не поле пе­рейти».

Применение общего педагогического суждения к характеристи­ке конкретного случая очень часто встречается при употребле­нии пословиц. Пословица о том, что одного-двух сыновей мало, народом комментируется следующим образом: «А ведь и правда. Один сын и умереть может, со вторым можно характером не сой­тись, какая сношка попадется. А три сына - три костыля на ста­рости лет».

Особенно ценны для изучения воззрений народа собственно педагогические наставления. Они вместе с образовательным ма­териалом, со знаниями о детях и воспитании составляют основное ядро народной педагогической мудрости. Это - своего рода мо­рально-педагогический кодекс народа.

Этот кодекс тщательно продуман народом в важнейших деталях: «Детей побоями не учат, добрым словом учат», «Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом», «Жалуй своих, а там и чужих! Свой своему поневоле друг», «Молоденький умок - что вешний ледок», «К мягкому воску - печать, а к юному - ученье», «Неразумного учить - в бездонную кадку воду лить», «Повторение - мать ученья», «Ученый видит, неученый следом ходит», «В бедах человек умудря­ется», «Общаясь с хорошим, хорошее пристанет, общаясь с дур­ным - дурное», «Кошма развернется - широкой станет, человек вырастет - умным станет», «Ребенок-первенец больше всех дорог», «Разум шире морей, знания выше гор», «Грамотный человек -словно солнце, неграмотный - что черна ночь», «Сырое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время», «Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Не учили, когда поперек лавки ложился; а во всю вытянулся, так не научишь», «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться», «Если не варит в голове, то не сваришь и в котле», «Старому посох подпорка, мо­лодому - наука», «Если среди смелых растешь, сам будешь сме­лым», «Все мы люди, все человеки», «Каковы веки, таковы и человеки», «Человек человека стоит. Человек не для себя родится».

Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это - оценивающие суждения о людях, о чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит», «Добрая совесть -глаз божий. Добрая совесть любит обличение», «На ходу зеленой травы не сомнет» (о смирном), «Встретив равного по силе, стал комнатной собачкой» (о бахвалах), «Как садиться на коня, так и штаны свои отдавать в починку» (о беспечных), «В нем верны только следы, оставленные на снегу» (о лгунах), «Вор – первый богомолец, женолюб - лучший родственник, а плут больше всех говорит о грехе», «Слова хвастливого, что лужа, слова скромного, как море», «Увидев самого медведя, отправится искать его следы» (о человеке, отвлекающемся от главной цели), «Говоря ложь, не сделаешься мудрым, воруя, не сделаешься богатым», «Легче сан­даловое дерево сломить, чем молодой задор», «Хорошо откорм­ленная собака на хозяина лает» (о неблагодарных, о них же гово­рят: «Перекочевал - верблюд не нужен, переплыл - лодка не нуж­на»), «У плута нет жизни, у лентяя нет мечты», «Добрый человек зла не помнит, а злой добра не помнит» и др. Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассмат­риваются в связи с воспитанием. Воспитание и перевоспитание дурных людей - дело не из легких: «Змея своей кривизны не соз­нает: выпрямлять станешь - укусит». Воспитание не всесильно: «То, что грязно изнутри, не сделаешь чистым снаружи», «Змея меняет кожу ежегодно, да ядовитые зубы оставляет при себе».

Положительные и отрицательные черты личности по послови­цам представляются как цели воспитания и перевоспитания, пред­полагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредель­ность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к про­грессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргумен­тированными призывами к самосовершенствованию.

По содержанию пословицы мудры, по форме прекрасны, упот­ребляются они умно, уместно, умело. Основное же назначение их все-таки в нравственном воспитании. Ум как бы оказывается ме­жду прекрасным и нравственным, контролируется ими.

Жизненные потребности, исторические обстоятельства, общест­венные условия породили мудрые народные афоризмы. Человек, становясь умнее, сознательно поддерживал и культивировал преж­ние духовные приобретения и изобретения. В силу этого каждое поколение застает готовые формы и жанры. Содержание их допол­няется и развивается от поколения к поколению. Отдельный чело­век оказывается в плену тех форм, которые созданы задолго до не­го, и обстоятельствами жизни вовлекается в творческий процесс -восприятия, переосмысления или созидания.

Тысячелетние достижения человеческого духа сохраняют свою непреходящую ценность, причем сокровища любого из народов обогащают общечеловеческую духовную сокровищницу. И в на­стоящее время в освоении духовных приобретений прошлых по­колений дети народов выступают как дети человечества.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПОСЛОВИЦ

2. У всех народов трудовое воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах. Проиллю­стрируем это на примере афоризмов народов Дагестана.

У народов Дагестана возникновение и первоначальное разви­тие идей и традиций трудового воспитания подрастающего поко­ления уходит своими корнями в глубокую древность. Историче­ский и педагогический опыт народа показывает, что труд (ското­вода, земледельца, ремесленника и т. п.) - это решающее условие нравственного, умственного и физического развития личности. «Труд - всему отец», - из поколения в поколение говорят лакцы, подчеркивая тем самым огромные возможности труда, опреде­ляемые богатством его содержания, значением для общины и на­рода, а также многообразием конкретных приемов и средств обу­чения детей и молодежи труду.

Рассматривая труд как моральный фактор, народ подчеркивает его психологическое значение и отмечает, что труд доставляет че­ловеку душевное и моральное удовлетворение: «Без труда нет и покоя», - говорят аварцы, «Друг сделал - телу легче, сам сделал -душе легче», - говорят лезгины и табасаранцы, труд является ис­точником жизни на земле: «Без труда нет и жизни на земле», - го­ворят даргинцы.

Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за резуль­тат дела: «Хозяин земли тот, кто ее пашет» (даг.), «Вдоль пахал - след, добавь поперек - будет пашня» (табасар.), «Пока спина не взмокнет - поле не вспашешь» (аварск.), «Труд и терпенье - пре­вращаются в золото» (лакск.), «Отложенное дело - засыпает снег», «Кто умеет, тот и на море разведет огонь» (кумыкск.) и др.

Праздность осуждалась народом как явление в высшей степе­ни чуждое его образу жизни: «Погибшая на ногах собака - луч­ше, чем сдохший лежа лев» (аварск.), «Жизнь, потраченная на сон, - пропавшая жизнь» (лакск.), «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнегаверблюда» (ногайск.). Наоборот, тру­долюбие, готовность выполнять любую работу в народе счита­лись одним из ценных качеств, которые необходимо воспиты­вать у детей. При этом выдвигалось требование: формировать у детей понимание того, что, как сказано в лакской сказке «Зур-нач, барабанщик и канатоходец», «всякая профессия, оказывается, хороша, если только зарабатывать деньги трудом, а не хитро­стью и обманом».

Представители старшего поколения проявляли заботу о про­буждении у будущей смены молодых тружеников чувства нена­висти к угнетателям. В известной степени эта забота народа про­являлась в систематической пропаганде свободолюбивых идей во всех жанрах устного поэтического творчества и в первую оче­редь - в поговорках и пословицах. У всех народов Дагестана есть афоризмы, высмеивающие мулл, проклинающие хозяев, вызы­вающие ненависть и презрение к бекам, ханам: «Сытый мулла хуже голодного волка, при виде халвы забывает Бога», «Мулла лука не ест, а если найдет, тогда и шелухи не оставит», «Хан не имеет стыда, камень - глаз», «Реку не мерь, беку не верь», «Уши хозяина глухи», «У голодного силы нет, у богатого - жалости».

Считая труд основным фактором физического, умственного раз­вития и нравственного совершенствования подрастающего поколе­ния, народ не ограничился только его оценкой, образным и много­плановым раскрытием его общественной роли. Народом была соз­дана оригинальная система трудового воспитания, которая вклю­чала в себя реализацию определенных задач, общих для всех наро­дов, но каждым народом решающихся специфически, в соответст­вии со своеобразными общественно-экономическими условиями жизни и быта. Первой из этих задач у горцев является воспитание у подрастающего поколения глубокого уважения к простым труже­никам и результатам их труда. Такое уважение воспитывалось при ознакомлении детей с трудом взрослых и в процессе их совместной деятельности со взрослыми. Детям внушали: уважать трудовой народ - это прежде всего беречь то, что сделано их руками («Сде­ланное десятью ударами портят одним»), необходимо оказывать в тяжелом труде посильную помощь труженикам («Работай, где на­шел работающих, - кушай, где нашел кушающих»); чтобы стать в будущем хорошим тружеником, необходимо приучаться к труду, брать пример с простых тружеников («Научись уважать людской труд и святость хлеба, который родит земля»); чтобы сделать даже самую простую вещь, надо много знать и уметь («Когда с уменьем человек возьмется, в его руках и снег огнем займется»).

В мировоззрении будущего труженика важное место должно занимать осознание необходимости личного труда: «Работа, хоть и малая, какая-никакая, полезнее, чем жалоба, большая-преболь­шая», «Дерево плодами ценится, человек трудами ценится», «Пусть аллах меня осилит, лишь бы я землю осилил», «У кого умелые руки, тот и мед ест».

Решая задачу трудового воспитания, народ укреплял в детях чувство любви к труду, поднимал их сознание до понимания важности и необходимости трудиться, воспитывал и развивал в них чувство ненависти и презрения к привычке удовлетворять свои потребности за счет труда других, ко всякому стремлению обога­щаться темными путями («Пьяный вином - протрезвится, пьяный казной - никогда», «Работающему в поле пахарю - толокно, си­дящему на меже хозяину - сыринки» и др.). Говоря о воспитании любви к труду, народ имел в виду не только физический, но и ум­ственный труд: «Держись за перо - оно сын хлеба», «Знанье и труд - близнецы», «Рабство - вниз, наука - вверх», «В надежде на хлеб - ума не бросай».

В народе проявлялась постоянная забота о привитии подрас­тающему поколению трудовых умений и навыков. Народ утвер­ждает: «Раб истинный не тот отнюдь, кто у рабов рабом родился, раб тот, кто завершает путь и ничему не научился».

Высмеивая тех, кто не хочет и не умеет трудиться, народ ус­пешно решал эту задачу трудового воспитания созданием обще­ственного мнения, являвшегося своеобразным и доминирующим фактором воспитания подрастающих поколений вообще, а трудо­вого в особенности. Отсутствие трудовых умений и навыков осу­ждается и высмеивается в пословицах последовательно и настой­чиво: «Не умеющему доить - и двор кривой», «Корову доил - мо­локо не сберег, рукав латал - шубу сжег», «Не управился с бы­ком - так оглоблю бьет», «Работа учит работе». Систематическое выполнение трудовых обязанностей способствовало закреплению ранее приобретенных умений и навыков.

Сообщение детям определенной суммы знаний, связанных с различными видами труда, также представляет важную сторону трудового воспитания: «Ячмень сей в пыль, пшеницу - в грязь», «Хутор можно проесть, ремесло не кончается», «Только огонь де­лает железо мягким», «Одну борозду хоть до Хорасана доведи -поле вспахано не будет», «Каков хозяин - таковы и быки», «Пока спина не взмокнет, поле не напоишь», «Не полотое, что не сея­ное», «Пока река полноводна, вытаскивай лес!», «У кого на стриж­ке овец ножницы кривые, у того на весах с шерстью и гири легче». Если в первых пословицах содержатся практические сведения по труду, т. е. имеют место элементы трудового обучения, то послед­няя пословица интересна показом связи нерадивости и небрежно­сти в работе с бесчестностью в поведении.

Народ придавал большое значение приучению молодежи к трудовой взаимопомощи и солидарности, к объединению трудо­вых интересов и усилий в выполнении трудовых задач: «Кто не с людьми - тот словно и не родился», «Если все помогают, то и войлочный кол в землю войдет», «Рост аула - это люди, сила аула -единство», «Один поможет - ты вдвое сильней, двое помогут – в сто раз сильней», «Гора не нуждается в горе, а человеку без чело­века - не быть», «Кто не вместе с аулом, тот покойник без могилы».

Много внимания уделяли народы Дагестана тому, чтобы вну­шить подрастающему поколению мысль о созидательной силе тру­да, возвеличивающего человека. Вся жизнь дагестанских трудя­щихся в суровых горных условиях представляла собой трудовой подвиг, ибо они вынуждены были с колыбели отвоевывать свое существование у грозной природы. Горскому населению требова­лось невероятное упорство и мужество, чтобы вырастить что-то в горах, так как землю таскали из долин на спинах поколение за поколением. Создавали, строили крохотные поля-террасы.

Вместе со взрослыми в труде принимали участие подростки и юноши. Они старались быть похожими на своих отцов и старших братьев, подражая им в трудолюбии и мужестве. Будущие труже­ники видели реальные результаты своего труда, глубоко осозна­вали его созидательную силу, когда вместе со старшими по высо­ким, крутым и отвесным скалам перекидывали деревянные жело­ба, по которым текла отведенная с верховьев рек вода, когда вы­рубали в скалах канавы, тянули через пропасти акведуки, за де­сятки верст вели воду от источников: «Бедняк ради мерки зерна -и гору одолеет».

В пословицах дагестанцев о труде находит подтверждение мысль Энгельса о значении преобразующего людей труда, влия­нии их деятельности, например борьбы с силами природы, на формирование человеческой личности. По словам Энгельса, имен­но изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, способствовало тому, что человек совершенствовался и разви­вался сам.

В своем поэтическом творчестве народ учил подрастающее по­коление, что именно простые люди, трудящиеся массы являются той силой, которая преобразует окружающую природу. Дагестан­цы внушают детям испокон веков: «Народ - солнце земли», «Народ - все может», «Как решит народ, так и будет». В этих сло­вах - сознание народом своей силы, своей решающей роли в судь­бах мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...