Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в формировании общемировой концепции толерантности

Лекция №11

Назарбаев Н.А. как выдающаяся толерантная личность

Роль Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в формировании общемировой концепции толерантности

Нашу страну по праву называют «перекрестком цивилизаций». Казахстан является естественной границей между крупнейшими мировыми религиями – исламом, христианством и буддизмом. Веками на казахстанской земле вместе жили и трудились представители разных народов. Земля Казахстана издавна стала родным домом для представителей более 130 национальностей и различных вероисповеданий.

Мир и согласие, общественная стабильность в Казахстане – важнейшие достижения политики Первого Президента Казахстана, справедливо заслужившие благодарность не только нашего народа, но и широкое международное признание. При этом особый акцент необходимо сделать на слове «Первый», ведь когда Нурсултан Назарбаев встал во главе молодого независимого государства, апробированных лекал сохранения межэтнического согласия попросту не существовало. Наоборот, распад СССР таил высокую угрозу для полиэтничной республики – угрозу сползания в хаос межэтнических конфликтов. На Западе известные эксперты предрекали чуть ли не неизбежность такого сценария. К счастью, этим прогнозам не суждено было сбыться.

Уже первые шаги суверенного Казахстана – закрытие Семипалатинского полигона и отказ от ядерного оружия – задали высокий «моральный стандарт» глобальной политике, недостижимый для многих и сегодня. Страна заявила мировому сообществу о формировании новой парадигмы в международных отношениях – политике доверия и мира, которая на практике обернулась многомиллиардными инвестициями в республику.

Характерной чертой политического почерка Нурсултана Назарбаева является умение быстро находить решения в непростых ситуациях, действовать смело и настойчиво, брать на себя всю ответственность. Одним из таких решений Президента в трудных условиях 90-х стала идея создания особого социально-культурного и общественно-политического института, о котором впервые было заявлено в 1992 году – на Первом форуме народов Казахстана.

Тогда Нурсултан Абишевич особо подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции. Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт».

В этом проявилась другая черта стиля Президента: решать проблемы фундаментально, посредством конкретных механизмов. В соответствии с Указом Президента от 1 марта 1995 года была образована Ассамблея народа Казахстана как консультативно-совещательный орган. А тот факт, что Н. А. Назарбаев сам возглавил этот общественный институт, изначально придал ему высочайший статус и общественное признание.

Время доказало правильность и дальновидность сделанного шага. Одна из важных черт «казахстанского пути», получившего всемирную известность и признание, заключается в том, что с ассамблеей сверяются все основные решения государства. Президент подчеркивает: «Ассамблея – колыбель единства и согласия страны, благословенный шанырак единства и стабильности. На каждой ее сессии анализируются злободневные проблемы жизни государства, принимаются судьбоносные решения. Эта общественно-политическая структура была создана по велению сердца народа и по желанию общества. Поэтому важные проблемы, которые беспокоят большинство людей, проговариваются на этой трибуне».

 

Выступления самого Главы государства на сессиях АНК являются выражением концентрированного опыта, который должен стать достоянием новых поколений граждан суверенного Казахстана. Они – пример того, как смелая научная мысль может отойти от стереотипов прошлого, от поверхностного, констатирующего подхода к сложным явлениям нашей жизни. Президент не идет вслед за меняющейся действительностью, а опережает ее, тем самым формируя методологию «казахстанского пути».

 

Позволю себе обозначить лишь отдельные аспекты государственной национальной политики и деятельности АНК, озвученные Главой государства на сессиях ассамблеи. Это казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия: от идеи к реализации; межконфессиональный диалог и толерантность – основа национального согласия в Казахстане; межкультурный диалог – основа формирования новой казахстанской гражданственности; этноязыковой контекст: осмысление и воплощение в жизнь; международно-региональный аспект и евразийская интеграция.

 

В своем докладе «За мир и согласие в нашем общем доме» Н. А. Назарбаев на первой сессии АНК в 1995 году отметил, что «универсальных рецептов решения национального вопроса не существует». Поэтому для полиэтничного Казахстана задача укрепления межэтнической толерантности и общественного согласия была и остается одним из основополагающих условий развития и успеха осуществляемых реформ. «Наша главная линия, – подчеркнул Глава государства, – должна основываться на развитии всех национальных групп через поиск компромиссов и укрепление объединяющих начал. Одним из механизмов, консолидирующих наше общество, и должна стать Ассамблея народа Казахстана».

 

История развития ассамблеи – это поиск стратегии и решения проблем, это выработка собственной модели межэтнической толерантности и общественного согласия на историческом пути, по которому мы идем под дальновидным и мудрым руководством Н. А. Назарбаева. В результате Казахстан стал той страной, чей позитивный опыт в межэтнической сфере признан сегодня во всем мире.

 

Но к этому надо было прийти. Глава государства с присущей ему прозорливостью и знанием истории родной земли тонко учел нюансы формирования полиэтничности Казахстана: на протяжении веков на исторической земле казахов перекрещивались судьбы многих народов – носителей различных культур, религий и традиций. Выдающийся евразиец, тюрколог, русский ученый Лев Гумилев в свое время на сей счет писал: «Великая степь без каких-либо социокультурных катаклизмов и потрясений «вкрапливала» различные этносы, культуры и религии. Активно шел процесс взаимообогащения культур».

 

Выработанная веками уникальная толерантность казахского народа позволила гармонично интегрировать этническое, культурное и языковое многообразие Великой степи. Она удивительно ярко проявилась в отношении репрессированных народов, с которыми казахи делили последний кусок хлеба из своего небогатого достатка. И была не просто сохранена, но и получила дальнейшее развитие в политике Главы нашего государства.

 

Казахстан был и остается местом контактов культур и цивилизаций Запада и Востока, Севера и Юга. Но с усилением его роли материкового коммуникационного моста усиливается и влияние на страну всех мировых центров: культурное, языковое, информационное. Поэтому, обобщая исторический и современный опыт национального строительства, Н. А. Назарбаев развивает собственную стратегию единства, основанную на демократической модели межэтнической толерантности, стимулировании развития новой гражданской идентичности.

 

Глава государства отмечает, что «единство национальных культур нашей страны является базой зарождения нового культурного феномена в пространстве срединной Азии, а также оригинальной и весомой частью современной культуры евразийского континента. Это колоссальное богатство, которое мы должны сохранить и передать нашим потомкам».

 

Еще на первой сессии АНК Глава государства, анализируя сложнейший этнический состав Казахстана, отметил особую значимость правильно выбранной национальной политики для нашей страны. При этом был сделан акцент на трех существующих подходах в решении данной проблемы.

 

Первый – когда страны проводят политику «выдавливания» инонационального населения, что никогда не было присуще казахскому народу, по-братски принимавшему переселенцев. Второй – вообще не придавать значения национальному вопросу и надеяться на то, что проблемы решатся сами. Третий, единственно верный путь, по которому мы идем, требует трудоемкой и кропотливой работы. Это поиск точек соприкосновения, расширение зон согласия и доверия между народами.

 

Без политики согласия стратегически мы не сможем решить сложные задачи. «Я, как Президент страны, – отметил Н. А. Назарбаев, – своей основной задачей считаю обеспечение общественной стабильности и межнационального согласия».

 

При определении приоритетов внешней и внутренней политики, разработке стратегии укрепления стабильности, гражданского мира и межнационального согласия Глава государства советует принять во внимание следующие важнейшие обстоятельства. «Во-первых, – отмечает Президент, – у нас как-то чаще говорят и пишут о взаимоотношениях двух наций – казахов и русских. При этом забываются интересы почти 20% остальных казахстанцев, которые в этой ситуации имеют все основания чувствовать себя ущемленными. Нельзя забывать, что Казахстан в полном смысле этого слова многонациональное государство. Каждая нация внесла в сокровищницу мировой цивилизации свой вклад, великий для ее духовного потенциала, и его нельзя оценивать только численностью населения. Во-вторых, не менее существенно и другое: Казахстан не только многонациональное, но и многоконфессиональное государство. Это серьезный фактор, способствующий сохранению стабильной общественно-политической обстановки».

 

Суммируя проблемы национальной политики, Президент на первой сессии АНК определил ясные и справедливые принципы, на которых она впредь будет строиться. Главными среди них являются поиск компромиссов, общественная стабильность как база справедливого решения национального вопроса, верховенство закона, укрепление государственной независимости и активная интеграционная политика.

 

Благодаря неизменному следованию этим принципам Казахстан не только избежал конфликтов на этнической и религиозной основе, но и сумел эффективно провести реформы, сделать мощный экономический рывок, добиться признания мирового сообщества. В этом большая роль и значимость первой сессии АНК, положившей начало разработке национальной стратегии и создавшей орган, активно ее реализующий.

 

Благополучие, мир, политическая и общественная стабильность, толерантность – все, что сейчас стало неотъемлемой чертой Казахстана и предметом его гордости, во многом состоялось благодаря правильно выработанной модели межэтнических отношений, направленных на единство страны, становление гражданской идентичности и гражданской солидарности, национальной гордости и достоинства.

 

В докладе на третьей сессии АНК 24 апреля 1996 года Н. А. Назарбаев большое внимание уделил именно вопросам гражданской идентичности казахстанского общества. «Создание новой идентичности будет успешно только в том случае, если идеи демократии, свободы, плюрализма, прав человека, гражданского общества найдут свое сопряжение с общенациональными идеями. Это возможно только на стыке двух больших идеологических тем – политическая независимость и внутренняя демократизация Казахстана. Причем формула поиска новой идентичности, нового самоопределения народа нашей страны хотя внешне проста, но исключительно сложна в плане реализации», – отметил Глава государства.

 

Этот посыл нашел свое блестящее подтверждение в ходе всей последующей реализации национальной политики в Казахстане, нашедшей свое отражение в решениях ассамблеи. В них шаг за шагом раскрывался огромный созидательный и мобилизующий потенциал АНК, выкристаллизовывался сложный и многоплановый алгоритм работы Нурсултана Назарбаева в сфере межэтнических отношений.

 

В решении таких вопросов нельзя быть формальным, и, будучи Председателем ассамблеи, Нурсултан Абишевич никогда не позволяет себе подобных подходов, какие бы острые экономические, социальные и международные проблемы ни стояли в повестке дня. Более того, руководство развитием межэтнических отношений в Казахстане осуществляется Президентом нации в широком контексте международных, региональных и внутриполитических задач развития общества и государства.

 

На третьей сессии АНК была поддержана идея Президента, направленная на развитие демократических процессов во всех сферах общественной жизни, в том числе в области межэтнического, межконфессионального диалога. На пятой сессии Н. А. Назарбаев сформулировал ключевые положения национальной политики государства, определил ее составляющие и приоритеты. Седьмая сессия была посвящена актуализации темы казахстанского патриотизма.

Десятая, проходившая 24 декабря 2003 года, подвела своеобразный итог создания казахстанской модели межэтнического согласия. Она имела большое значение в оценке разворачивающегося процесса глобализации, его влияния на межнациональные отношения в мире и в Казахстане.

В своем докладе Президент раскрыл причины этнических конфликтов на планете. Среди множества из них он выделяет три основные. Во-первых, глобализация расширяет взаимодействие народов, но порождает у людей естественные опасения утратить исторические корни: национальную идентичность, язык, культурные и религиозные традиции. Во-вторых, вследствие глобализации в общество проникают не только блага цивилизации, но и общемировые угрозы – международный терроризм и религиозный экстремизм, транзит наркотиков, торговля людьми. Активизируются разного рода национальные движения и партии, «играющие» на этнической тематике. В-третьих, корни большинства межнациональных конфликтов восходят к нерешенным социально-экономическим проблемам.

 

Главный вывод заключался в том, что в ХХI веке человечество еще не выработало универсальной формулы согласия. Демократия сама по себе не гарантирует автоматического решения проблем при взаимоотношениях этносов. Об этом говорит опыт даже таких стран, как США, Швейцария, Бельгия, которые долгое время являлись своеобразным образцом решения межэтнических проблем.

В работах Президента нашло свое место теоретическое обоснование концептуальных принципов национальной политики страны – «Единство через многообразие». «За десять лет независимости Казахстан продемонстрировал миру наличие своей действенной стратегии достижения межнационального согласия, основанной на принципе единства в многообразии. Наши действия были нацелены не просто на возрождение культуры народов Казах­стана, а на ведение неустанного диалога, выстраивание добрых отношений между всеми этническими и конфессиональными группами страны. Сохранение гражданского мира – это стратегическая задача ассамблеи, всех государственных органов, партий, общественных объединений, средств массовой информации, лично каждого казахстанца», – отмечает Президент.

 

Данная формула положена в основу казахстанской уникальной модели, в которой среди основополагающих принципов выделяется этническое, конфессиональное, культурное, языковое многообразие… Оно составляет идеологическую основу нашего общества, постоянно дает ему новые силы для развития.

 

Национальное согласие – это не столько вопрос теоретических дискуссий, сколько вопрос практики. Как отмечает Н. А. Назарбаев, «истина состоит в том, что результаты нашей национальной политики очевидны, и можно с уверенностью сказать, что эта политика в Казахстане достаточно рациональна и взвешена. Мы создали Ассамблею народа Казахстана, являющуюся уникальным общественным институтом реализации национальной политики в новых условиях. Она вносит большой вклад в сохранение и укрепление межнационального единства и согласия. Результаты ее деятельности получили признание не только в нашей стране, но и во всем мире».

 

То, что Казахстан стал председателем в ОБСЕ, не только итог мирового признания успешности казахстанской формулы общественного согласия. Возглавив эту авторитетнейшую Организацию, наша страна провозгласила председательство стратегическим национальным проектом, а вопросы толерантности и межкультурного диалога на ее пространстве выдвинуты важнейшим приоритетом.

 

Одним из ключевых событий станет проведение в Астане 29–30 июня Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации. Нам предстоит продемонстрировать весомый вклад Казахстана в международный опыт взаимодействия культур и цивилизаций, а также передать партнерам по Организации накопленный опыт в качестве апробированного механизма гармонизации межэтнических отношений.

 

Наша модель межэтнической и межконфессиональной толерантности содействовала успеху Казахстана в защите его национальных докладов о выполнении Международной конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации в рамках 13-й сессии Совета ООН по правам человека, а также реализации международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека. По инициативе Н. А. Назарбаева 2010 год объявлен ЮНЕСКО Международным годом сближения культур, и на специальном мероприятии ООН в Нью-Йорке 22 апреля казахстанская модель была представлена вниманию государств – членов структуры и генеральному секретарю Пан Ги Муну.

 

Сам Пан Ги Мун уже успел ознакомиться с казахстанской моделью межэтнической и межконфессиональной толерантности во время своего визита в Казахстан 6–7 апреля. Во Дворце Мира и Согласия он встретился с членами Совета ассамблеи, которые рассказали ему об уникальном ноу-хау нашего Президента. Символично, что генсекретарь полностью поддержал эту инновацию, отметив совпадение принципов ООН и ассамблеи.

 

Казахстанская модель стала одним из направлений тесного взаимодействия АНК и Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств. Достаточно сказать, что наш опыт в сфере межэтнических отношений подробно изучался на таких крупных форумах, как международная конференция в КИСИ «Казахстан и ОБСЕ: общее и особенное в межэтническом контексте» (февраль 2009 года), международный семинар «Законодательное обеспечение социальной интеграции в многонациональном обществе» (май 2009-го), дополнительный семинар по толерантности и недискриминации Средиземноморской контактной группы стран – партнеров ОБСЕ в рамках председательства в ней Казахстана – в 2009 году, международный семинар «Участие казахстанских этносов в общественно-политической жизни. Роль и эффективность консультативных органов: опыт Ассамблеи народа Казахстана» (сентябрь 2009 года), семинар «Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия» (Гаага, сентябрь 2009 года), Совещание БДИПЧ/ОБСЕ по выполнению обязательств в области человеческого измерения «Толерантность и недискриминация, в том числе национальные меньшинства; предотвращение агрессивного национализма, расизма и шовинизма» (Варшава, сентябрь 2009 года).

 

Совсем недавно вопросы, касающиеся казахстанской модели, обсуждались на встрече с китайской делегацией во главе с заместителем председателя Комитета по делам эмигрантов Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) в ранге министра Линь Чжаошу. Для знакомства с нашей моделью в Секретариат ассамблеи специально приезжали ученые и эксперты из Франции, МИД Великобритании, США, Норвегии, ФРГ, Испании.

 

Публикации и материалы о политике Президента распространялись по линии армянского национального информационного аналитического агентства «Армедиа», испанской газеты La Razón, литовской Vilniaus diena, австрийского еженедельника Furche. Важным свидетельством признания нашего опыта стало включение в программу МГУ им. М. В. Ломоносова специального курса «Казахстанская модель межэтнической толерантности», который читается казахстанскими учеными, в том числе на государственном языке.

 

Учитывая все многообразие мирового опыта, Казахстан продолжает совершенствовать свою формулу межэтнического согласия и механизмы ее воплощения. Президент Н. А. Назарбаев отмечает: «Формирование новой казахстанской гражданственности становится одной из актуальнейших политических проблем, затрагивающих основы нашей государственности». Стратегическое и судьбоносное значение этого вывода стало очевидным в ходе дискуссий, развернувшихся после проведения XIV, а затем XV сессий ассамблеи. Нужно отметить, что они носили прорывной характер в решении задач по укреплению национального единства в стране, отражая колоссальные сдвиги в обществе и государстве. Этому предшествовала конституционная реформа 2007 года, которая коренным образом повлияла на укрепление механизмов государственной политики в сфере межэтнических отношений. АНК получила конституционный статус, начала действовать система гарантированного парламентского представительства этнических групп в лице 9 депутатов Мажилиса, впоследствии был принят Закон «Об Ассамблее народа Казахстана». В результате она превратилась из Ассамблеи народов в Ассамблею народа, что означало коренной пересмотр всей политической парадигмы в межэтнической сфере.

 

Отныне был взят курс на более тесную интеграцию казахстанских этносов, когда наряду с казахстанской идентичностью, сохранением этнической самобытности приоритетом становится национальная идентичность граждан, направленная на укрепление независимости Казахстана – высшей духовной ценности народа.

 

Именно на XIV сессии Глава государства выдвинул 5 основных принципов этой политики, в которых на казахский народ возлагается историческая миссия стать интегратором и стержневой основой будущей Великой Нации. Особенно подчеркнута роль государственного языка в формировании патриотизма, национального сознания народа, вовлечения всех его граждан независимо от принадлежности к этносам в процессы общественно-политического и социально-экономического государственного строительства.

 

Была начата мощная теоретическая работа по совершенствованию казахстанской модели межэтнической и межконфессиональной толерантности, проводимая в рамках поручения Главы государства по разработке проекта Доктрины национального единства, которая уже сегодня вошла в число важнейших документов страны.

 

Позволю себе небольшое отступление. Сегодня политологи и социологи зачастую сетуют на слабую политическую активность граждан страны. Дескать, решения принимаются наверху, всеобщий одобрям-с внизу, люди апатичны. Для тех, кто принимал участие в обсуждении и принятии доктрины, эти утверждения покажутся далекими от реальности. Накал эмоций, тысячи телефонных звонков, сотни формальных и неформальных мероприятий по обсуждению свидетельствовали о неподдельном интересе общества к этому документу, затронувшему фундаментальные основы гражданского бытия.

 

На этом фоне смелый шаг Главы государства, вынесшего документ на общественное обсуждение, есть мудрый и дальновидный шаг опытного государственного деятеля. В итоге состоялся подлинный народный неформальный референдум по обсуждению доктрины, который способствовал выработке гражданского консенсуса. И общество, и государство продемонстрировали способность к диалогу, умению находить взаимоприемлемые решения. В результате казахстанская модель общественного согласия получила окончательное теоретическое оформление и практические механизмы по ее реализации.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что разработка и принятие доктрины стали историческим этапом в политике Президента Нурсултана Назарбаева, нацеленной на достижение подлинного национального единства. Открывая новые горизонты национального строительства, она является продолжением политики Мира и Согласия, которая стала неотъемлемой чертой повседневной жизни нашего народа. В этом ее историческая миссия – миссия Первого Президента независимого Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева.

После обретения независимости перед нашей страной в числе прочих встала задача формирования общественного диалога и обеспечения межнационального и межконфессионального согласия. В условиях полиэтнического и многоконфессионального казахстанского общества, духовный мир и согласие выступают факторами консолидации народа республики в единую гражданскую общность, мобилизуют его потенциал. Более того, можно сказать, что эффективная модель межнационального и межконфессионального мира сегодня служит необходимым условием и опорой процесса ускоренной модернизации Казахстана и его вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

Сегодня Республика Казахстан стоит на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Осуществляемая в стране стратегия сохранения и укрепления гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия направлена на обеспечение социальной базы развития демократии. В своем Послании народу Казахстана 6 февраля 2008 года Президент Н. А. Назарбаев подчеркнул: «Мы будем и дальше идти по пути совершенствования казахстанской модели политического и государственного устройства, сочетая общепризнанные закономерности демократического развития и традиции нашего общества».

Для Казахстана, как страны с ярко выраженным полиэтническим и поликонфессиональным составом населения, достижение и укрепление социальной стабильности, гармонизации интересов личности, отдельных социальных групп и общества тесно связаны с задачей поиска оптимальных форм взаимодействия этнических общностей, укрепления межнационального и межконфессионального согласия, повышения культуры межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений, профилактики экстремизма и ксенофобии.

Казахстан последовательно и целенаправленно следует стратегической линии, направленной на развитие этнической самобытности при одновременном сохранении национально-культурного многообразия этносов. В основе государственной политики лежат базовые принципы дальнейшего укрепления культурной, религиозной и цивилизационной идентичности, перехода к культурной общности, а также всемирного развития диалога религий.

В Казахстане конструктивный диалог этносов и конфессий является одним из главных путей достижения стабильности и сохранения мира в стране. Сегодня мы исходим из того, что в многонациональном и многоконфессиональном обществе, каким является Казахстан, необходимо следовать принципам демократического, светского государства.

За годы независимости в Казахстане создана собственная модель сохранения и укрепления межнационального и межконфессионального согласия. Принцип толерантности в Казахстане является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов построения демократического государства. Для многовековой культуры казахского народа гармоничное сосуществование является нормой, совершенно естественным жизненным принципом поведения людей.

Показательно, что казахстанская модель не является статичной, застывшей. Она чутко реагирует на происходящие в стране и мире изменения, совершенствуясь в соответствии с новыми веяниями. Ориентация на духовно-нравственные ценности позволяет создать социальную перспективу как основу дальнейшего развития казахстанского общества.

Сегодня базовыми принципами государственной политики являются предоставление равных прав для представителей всех национальных и конфессиональных групп, а также создание благоприятных условий для существования их культурных центров и религиозных объединений. Законодательные акты независимого Казахстана создали правовую базу, в основе которой лежит гражданская и политическая общность всех граждан, обеспечивающая равенство их прав и свобод независимо от этнической или религиозной принадлежности. На этом принципе и строится межэтническая политика государства, которая получила высокую оценку со стороны мирового сообщества, и вызвала его неподдельный интерес.

В нашей стране создан уникальный общественный институт – Ассамблея народа Казахстана, которая является одним из важнейших инструментов реализации политики, основанной на принципах равноправия и свободного развития всех граждан, независимо от их национальности и вероисповедания. Ассамблея стала уникальной площадкой для межнационального диалога. В ее деятельности заключен колоссальный позитивный опыт, который Казахстан вносит в мировую практику решения межэтнических проблем.

Ассамблея проводит множество различных мероприятий по обеспечению условий для развития культур и языков проживающих в Казахстане этносов. Ассамблея прилагает много усилий для дальнейшего раскрытия богатейшего консолидирующего духовно-нравственного потенциала казахской культуры. Она близка и понятна этническим группам, для которых, как и для казахов, проблемы нравственности и морали были всегда первостепенными, национально значимыми. Таким образом, национальная идентичность формируется в диалоге с культурами всех казахстанских этносов в рамках унитарного государства.

Под эгидой Ассамблеи работают 22 республиканских и региональных национально-культурных центра, которые объединяют 470 областных, городских и районных организаций. При этом в рамках Ассамблеи учреждены национально-культурные центры более сорока этносов Казахстана.

Особое место в эффективной реализации АНК своих задач заняли ее региональные филиалы, так называемые Малые Ассамблеи. Обширная территория Казахстана, наличие во многих его регионах районов с компактным проживанием различных этносов делали насущной необходимостью введение региональных представительств специальных структур, занимающихся разрешением этнических проблем. В этом аспекте функционирование Малых Ассамблей стало одним из путей воплощения в жизнь этой задачи.

Введение выборности депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана в рамках конституционной реформы 2007 года вывела этнополитику государства на качественно новый уровень. Помимо Мажилиса АНК будет представлена и в Сенате. Таким образом, казахстанский парламент станет основой более эффективного развития межэтнического согласия и диалога.

За годы независимости межнациональные отношения внутри страны стали гораздо гармоничнее. При этом Ассамблея внесла практический вклад в сохранение и укрепление дружбы между народами. Благодаря инициативам этого уникального института, Казахстан стал моделью мира и духовно-культурного возрождения народа, образцом достижения межнационального и межконфессионального согласия в поликультурном казахстанском обществе.

Ассамблея стимулирует межкультурное и межэтническое взаимодействие в рамках Стратегии развития Ассамблеи до 2011 года, Послания Президента страны народу «Новый Казахстан в новом мире», Государственной программы совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия до 2008 года. По линии Министерства культуры и информации РК реализуется госзаказ в форме целевых лотов и грантов под социальные программы национально-культурных объединений.

За годы независимости в Казахстане были созданы условия для свободной реализации этносами права изучения своих родных языков, обычаев, традиций и других культурных феноменов. Государственная поддержка оказывается развитию национальных театров, школ, СМИ, языковых программ. Так, к настоящему времени в республике действует более 100 этнических школ, 170 воскресных языковых центров. В школах национального возрождения работают 29 отделений по изучению 11 языков. Наряду с казахскими и русскоязычными СМИ в стране издаются газеты и журналы, выходят в эфир передачи на 11 языках, в том числе на украинском, польском, немецком, корейском, уйгурском, турецком, дунганском и др.

Уважая и поддерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, Казахстан строит современное светское государство. Религия не вторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь, государство не вмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия для полноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских и иных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь. Придерживаясь политики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулирует развитие диалога между ними, способствуя полноценной реализации ими своих функций.

Продвижение процесса межконфессиональной гармонизации является условием для поддержания безопасности, рассматриваемой в рамках межнациональных отношений. Без продуктивного межконфессионального согласия невозможно продвижение идеологии межэтнической солидарности. Поликонфессиональность в Казахстане сопровождается утверждением принципов толерантности и взаимного уважения, которые имеют непреходящую гуманистическую ценность и практическую значимость, связанную с сохранением должного уровня безопасности государства.

Подтверждением серьезных намерений руководства страны в области укрепления межконфессионального согласия не только в Казахстане, но и во всем мире служит проведение в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий под председательством Президента РК Н. А. Назарбаева. На них обсуждаются вопросы свободы вероисповедания, роли религиозных лидеров в укреплении международной безопасности и объединении усилий мировых религий для мирного решения конфликтов.

Съезды лидеров мировых и традиционных религий стали логическим продолжением взвешенной межконфессиональной политики Казахстана, экстраполированной на мировой уровень. Наша страна, построившая уникальную модель межэтнического и межконфессионального согласия, сегодня старается выработать общемировую концепцию межрелигиозного и межнационального диалога, продвижения идей безопасности и добрососедства.

Казахстан стал международным центром диалога всех мировых и традиционных религий. Прошедший в сентябре 2006 года II Съезд лидеров мировых и традиционных религий, в работе которого приняли участие 43 делегации более чем из 20 стран мира, был по праву признан его участниками серьезным шагом на пути к непреходящим ценностям – к взаимному пониманию, мирной жизни, достойному существованию, гармонии интересов.

Сама идея проведения съезда и строительство Дворца мира и согласия в столице Казахстана стали подтверждением стремления республики проводить конструктивный диалог с целью поиска совместного ответа мировых религий на новые, нестандартные угрозы и вызовы современности.

Общим знаменателем проводимой политики государства в области укрепления межнационального и межконфессионального согласия является тот факт, что межнациональный и межконфессиональный диалог стал мощным фактором модернизации экономики, политики и общества.

В Казахстане накоплен богатый, исторически бесценный опыт мирного сосуществования разных культур и цивилизаций, который способствует формированию сходных ценностных ориентаций у большинства населения страны, созданию толерантной атмосферы межэтнического и межконфессионального согласия и взаимоуважения. Именно поэтому Глава нашего государства всегда подчеркивает, что этнокультурное и конфессиональное многообразие Казахстана – это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающее казахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями. Последовательная политика Казахстана, направленная на обеспечение мира, стабильности, межнационального и межконфессионального согласия в стране, находит широкую поддержку и одобрение у мировой общественности.

С одной стороны, мир находится под впечатлением от темпов экономического ро

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...