Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 г. - основа мультикультурализма.
Лекция№4
Изучение и поддержка другой культуры
Толерантность как культурное явлениe в развитии мировой цивилизации
Декларация принципов толерантности от 16 ноября 1995 г. - основа мультикультурализма.
Культура - это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?1.В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой – стремится сохранить индивидуальность своей личности.2.В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода – два полюса, два борющихся начала.3.В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме. Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры и являются источником ее развития.Культуре присущи собственные законы функционирования. И именно эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами.Культура – это многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальные культуры.Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной(особенности экономического уклада, введения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта: культура топоса, т.е. места жительства(жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу: физическая культура.Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.Культура делиться на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культура. Но их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.По мнению некоторых культурологов, отдельные виды культуры нельзя отнести только к материальной или духовной. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, «пронизывая» всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культура.Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человека. Ни достижения техники, ни научные открытия сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если культура направлена не на совершенствование человека. Таким образом, критерием культуры является гуманизация общества. Цель культуры – всестороннее развитие человека.Культура – это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем функции культуры. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.Важнейшая – функция трансляции(передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому культуру считают социальной памятью человечества. Другой ведущей функцией является познавательная(гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением(регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.Семиотическая, или знаковая функция – важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Формирование общей культуры понимается нами как культура мира, совокупности этических ценностей и норм, отношения к другому и окружающему, поведения и образа жизни в которых находит выражение: ·уважение жизни, человеческой личности, ее достоинства и прав; ·отказ от насилия и его недопущение; ·приверженности принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, толерантности: понимание и принятие различий между людьми в культуре, в убеждениях и верованиях, взаимопонимание, как между народами,так и между этническими, религиозными и иными группами. Таким образом, культура мира и воспитание толерантности может быть только активным и творческим, представляя собой определенную систему убеждений, определенную мораль и определенное коллективное и индивидуальное умонастроение, образ бытия, существо Элементы культуры. Знания. Знания являются предпосылкой "очеловечивания" индивида. Приобретение им знания не есть способ удовлетворения естественного любопытства или "исследовательского инстинкта", как у животных, действия которых генетически запрограммированы. Знания жизненно необходимы человеку для безопасного существования, удовлетворения своих потребностей и понимания окружающего мира, в котором реализуется практическая деятельность людей. Наиболее приоритетным является философское и научное знание. Философия (греч. filos - любовь, sofos - мудрость) исследует проблемы смысла жизни, назначения человека, отношения к действительности, дает общее понимание мира - мировоззрение. Мировоззренческие проблемы решаются также мифологией и религией. Однако в отличие от них философия тесно связана с наукой. Наука представляет собой систему объективных, истинных знаний о закономерных связях окружающей действительности в форме гипотез, законов, теорий, концепций, получаемых благодаря работе исследователей, научных коллективов и организаций (институтов, лабораторий). Но если мировоззренческие вопросы "распылены" в частных науках (политология, юриспруденция, экономика и т.п.), то философия дает целостное знание о мире, опираясь и на открытия различных наук и на опыт художественного, религиозного, мифологического освоения действительности, а также повседневную практику людей и весь исторический опыт человечества. Ценности. От знания к практической деятельности нет прямого пути. Человек может многое знать, но это никак не отразится на его поведении. Между знанием и поступками находятся ценности, в которых отражается значимость целей, преследуемых действиями человека. Ценности восполняют недостаточность врожденных инстинктов человека и определяют широкий круг не программируемых природой действий. Ценности - это своего рода высшие принципы, идеалы, определяющие поведение людей и обеспечивающие их взаимопонимание и согласованную деятельность. Русский философ С.Л. Франк определял культуру как "совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей". Ценности составляют ядро культуры. Каждая культура упорядочивает ценности в определенную иерархию. Нормы. Обычаи, традиции, ритуалы, мораль, религия, мифы - это нормативные элементы культуры. Слово норма латинского происхождения и буквально означает "правило", "образец", "руководящее начало". В своем существовании нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, так как переводят значимые цели в практическую деятельность. Вместе с изменением-ценностей, выдвижением новых идеалов изменяются и нормы. Нормы регулируют жизнедеятельность человека путем установления обязательных стандартов поведения. Эти стандарты направляют поведение человека, позволяют его контролировать. За их нарушение предусматриваются различные санкции (меры воздействия) в виде неблагоприятных последствий личного, социального, имущественного и другого характера. Следуя нормам, человек включается в систему взаимодействий с другими людьми и удовлетворяет свои потребности. Язык. Важное место в культуре отводится языку. Язык представляет систему знаков, служащую средством человеческого общения. Он формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого языка. В процессе общения происходит усвоение и передача знаний, ценностей, норм и других элементов культуры. Язык организует опыт людей, поддерживает сплоченность общества, помогает людям координировать свои действия. Способы и предметные результаты деятельности людей. Они представляют собой технологии, изобретения, машины, сооружения, произведения литературы, искусства и другие плоды труда и творчества. Развитие культуры. Культура формируется на основе отбора, сохранения и развития людьми определенных элементов культуры (ценности, нормы, идеи, и т.п.). Элементы культуры являются своеобразной формой приспособления общества к среде обитания. В связи с тем что такой отбор обусловлен конкретными условиями жизни общества и уровнем развития материальной и духовной жизни, прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Например, в некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих вообще не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина может выходить замуж за своего родственника, например за дядю или двоюродного брата. Нормы другой культуры категорически это запрещают. Культурный отбор не тождествен биологическому наследованию. Каждое поколение осваивает прежнюю культуру и передает ее потомкам. Механизмом освоения ценностей, идей, обычаев, обрядов и других элементов культуры являются традиции. Они, передаваясь от поколения к поколению, сохраняются в течение длительного времени как "коллективная память" обществ. Традиции обеспечивают взаимопонимание поколений, самотождественность, самосознание общества, т.е. формируют его менталитет (образ мыслей, чувств), и сохраняют преемственность в развитии. Следует сказать, что ценности культуры воспринимает не каждый человек, а только тот, кто к этому стремится. Вне целенаправленной активности, не будучи лично принятой и освоенной, культура выступает для человека разрозненным и непонятным набором правил, норм и других символов. Лишь проходя через жизнедеятельность индивида, культурные образцы порождают особый внутренний мир личности. Освоение элементов культуры и нгйсопле-ние культурного опыта способствуют повышению уровня сплоченности общества, улучшению взаимопонимания и взаимодействия людей. Уничтожение или забвение культурных традиций может обречь общество на моральную деградацию и вымирание. Формирование культуры> предполагает не только сохранение полезного старого, но и создание нового. Но не все новое становится достоянием культурной жизни, а только лишь то, что приобретает общественную значимость, признание со стороны многих. Каждое поколение, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не берет их в готовом виде. Оно всегда осуществляет их собственное истолкование и выбор. Правда, бывает и так, что идеи, научные открытия, произведения искусства, не находя признания у современников, получают всеобщий авторитет у последующих поколений. Основные подходы к пониманию культуры. Различные взгляды на культуру сложились вследствие неоднозначного ответа на вопрос: "В каком направлении идет развитие культуры?" В самом общем виде можно выделить два основных подхода к пониманию культуры. Первый - эволюционистский. Он рассматривает культуру как продукт жизнедеятельности всего человечества и основывается на представлениях о единстве человеческого рода, развивающегося однолинейно: от простого к сложному. Культура, по мнению эволюционистов, у всех народов единообразна и отличается лишь уровнем развития. В соответствии с этим выделяют примитивные и современные культуры. Внимание эволюционистов сосредоточивается на изучении культурных констант - постоянных, устойчивых элементов, существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем самым дающих возможность говорить о единой человеческой культуре. К таким константам разные ученые в разное время относили одежду, украшения, орудия труда, танцы, образование, похоронные ритуалы, правила этикета (обычай дарить подарки, гостеприимство и т.п.), запреты кровосмешения, шутки, пословицы, поговорки, язык, религиозные обряды, предпочитаемые виды спорта и другие характерные особенности обыденной жизни. Различия между культурами при таком подходе заключаются в степени развитости культурных констант. Второй подход - циклический. Он рассматривает феномен культуры, основываясь на исследовании отдельных, конкретных культур. По мнению его представителей, история человеческого рода не образует единого процесса восхождения от низших форм к высшим. Человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом. Разные популяции людей обитали и обитают на Земле как автономные сообщества в заметно различающихся природных и исторических условиях. Адаптация к этим условиям привела к возникновению специфических способов и форм осуществления коллективной деятельности людей. Не существует единой, универсальной человеческой культуры, а имеются разнородные культуры, развивающиеся по законам культурного цикла. Культурный цикл представляет собой следующие одна за другой фазы: детство, юность, зрелость, старость. Каждая культура рождается, переживает свой цикл и умирает. Те культуры, которые с точки зрения эволюционизма считались примитивными, стоящими на нижних ступенях эволюционной лестницы, воспринимаются как равнозначные, но имеющие отличные от современных культур особенности функционирования. Представители теории культурного цикла по-разному определяли элементы культуры, по-разному описывали фазы ее существования, по-разному классифицировали и распределяли живые и умершие культуры. Русский историк и культуролог Н.Я. Данилевский, изложивший свои взгляды в книге "Россия и Европа", Впервые изданной в 1871 г., выделял несколько культурно - исторических типов цивилизации - египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, славянский и др. Каждый из них подчиняется законам своего жизненного цикла, поэтому нельзя говорить об общей (универсальной) истории человечества. Не существует единой древней, средней и новой истории Европы. Каждая цивилизация имеет свою собственную древнюю, среднюю и новую историю, причем некоторые из них уже завершили свой жизненный цикл, другие существуют, находясь на разных ступенях развития. Н.Я. Данилевский сформулировал пять законов жизненного цикла цивилизации (культуры). 1.Всякое племя или семейство народов, имеющее отдельный язык или группу близких языков, составляет самобытный культурно-исторический тип. 2.Для становления и развития цивилизации необходима политическая независимость народа. 3.Ценности цивилизации одного культурно - исторического типа не передаются цивилизациям другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя при большом или незначительном влиянии чуждых цивилизаций. 4.Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда получат развитие все элементы, составляющие культуру. 5.Ход развития цивилизации уподобляется многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно-продолжительным, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу. Н.Я. Данилевский стал родоначальником циклических теорий в современной науке о культуре. Его последователи О. Шпенглер, А. Тойнби, ПА. Сорокин также отмечали в истории наличие культурных целостностей, подчиняющихся закону жизненного цикла. Дискуссионная проблема: за и против. Этноцентризм и культурный релятивизм Два подхода к пониманию культуры не могут рассматриваться вне связи друг с другом. Их изолированное использование таит в себе опасности этноцентризма и культурного релятивизма. Этноцентризмом называется предрасположенность судить о других культурах с позиции своей собственной. Оценивание всех явлений окружающего мира исходя из предпочтений своей этнической группы - универсальное свойство, присущее всем обществам и социальным объединениям. Каждый народ в чем-то чувствует свое превосходство над всеми остальными. Этноцентризм делает свою культуру эталоном, с которым соизмеряются все другие культуры. В соответствии с этим последние будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны. Этноцентризм порождает такие понятия, как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", "отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство", приводит к отрицанию ценностей чужой культуры, оборачивается культурной самоизоляцией и межэтническими конфликтами. В то же время Этноцентризм - всеобщая человеческая реакция, распространяющаяся на все социальные общности и почти всех индивидов. Группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем терпимые к другим культурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него не бывает патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие национального самосознания. В большинстве случаев Этноцентризм проявляется в терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Говоря о значительной роли, которую Этноцентризм играет в процессах групповой сплоченности вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное воздействие на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем ее совершенствовать, изменять и тем более заимствовать что-то из других культур? Этноцентризм может быть также инструментом, действующим против внутреннего устройства общества - привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Возможны и крайние проявления этноцентризма - национализм и ксенофобия (греч. xenos - чужой, phobos - страх, боязнь) - презрение к иным взглядам, традициям, обычаям, культуре других обществ. Реализация этноцентристских взглядов на практике нередко приводила к истреблению и уничтожению культур. Известный антрополог Б.К. Малиновский писал: "Повсюду одно и то же фантастическое рвение истреблять, искоренять, сжигать все то, что шокирующе действует на нашу моральную, гигиеническую или просто провинциальную чувствительность, повсюду одно и то же невежественное, глупое непонимание того, что каждая черта культуры, каждый обычай и верование представляют некую ценность, выполняют социальную функцию, имеют положительное биологическое значение". Культурным релятивизмом (лат. relativus - относительный) называется позиция, в соответствии с которой культуру понимают только исходя из анализа ее ценностей в ее собственном контексте. В этом случае члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, поскольку судят с позиций собственной культуры. Каждый элемент культуры соотносится с особенностями той культурной системы, частью которой он является. Элементы отдельной культуры считаются правильными и общепринятыми, потому что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе. Ни одна ценность, ритуал или другие особенности данной культуры не могут быть вполне поняты, если их рассматривать в отдельности или в сравнении с подобными элементами других культур. Культурный релятивизм способствует лучшему восприятию различий между культурами. Но он также может приводить к непониманию и конфликтам между людьми и народами. Если предположить, что между культурами разных народов мало общего, то как будут строиться международные отношения? Возможно ли принятие международных норм (конвенций, пактов, деклараций) при отрицании общих ценностей? Диалог культур. XX столетие названо веком "вселенской встречи" народов и культур. Невиданный ранее темп изменений общественной жизни, захватывая страны и континенты, вовлекает в различные контакты и взаимодействия общества, часто заряженные противоположной энергетикой, так, что при этом вспыхивают искры, грозящие всемирным пожаром. Осознать эту опасность сегодня особенно важно. Ценности одной культуры не могут претендовать на универсальность. Проблемы, актуальные в США или Германии, шокируют арабский мир или не имеют значения, например, в России или в Мексике. Культурные различия ставят определенные психологические, политические и экономические барьеры в решении глобальных, общечеловеческих задач. Преодолеть возможные и реальные противоречия помогает диалог культур. Диалог культур, включая в непосредственные связи людей двух и более культур, приводит к изменениям их взаимных оценок и взаимно обогащает результатами интеллектуального и материального творчества. Диалог культур основывается на взаимодействии, осуществляемом на различных уровнях: межличностном (встречи людей разных культур), профессиональном (деловые поездки представителей различных профессий), этническом (контакты этносов, больших и малых наций), государственном (сотрудничество государственно-политических структур), международном (деятельность международных организаций). В повседневной практике общения стран и народов мира процессы, характерные для каждого из уровней, перекрещиваются. Диалог характеризуется свободным и открытым обменом культурными наследиями обществ. Такой обмен может происходить только в условиях мирного сосуществования, исключающего использование методов насилия, военно-политического, экономического и другого давления. Любая культура никогда не найдет всей полноты только в себе самой. Чтобы сохранить и ощутить свою неповторимость, надо слышать голоса других культур, прочувствовать посторонний голос как особую точку зрения на мир. Как человек тяготится одиночеством, ищет общения с другими, так и культуры стремятся быть услышанными и понятыми. По мнению отечественного философа М.М. Бахтина, общение может выступать как "высший момент понимания". Диалог носит всеобъемлющий, универсальный характер. "Диалог - это почти универсальное явление, - писал Бахтин, - пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни вообще все, что имеет смысл и значение". Диалог обогащает партнеров, поскольку утверждает другого не как границу своих возможностей, а как расширение этих возможностей. Если мировые культуры - в некотором смысле "личности", то, с точки зрения Бахтина, между ними должен существовать, длясь в веках, нескончаемый диалог. Каждая из культур должна воспринять опыт других культур не только как равноценный, но и как обогащающий собственную культуру. Другая культура становится интересной и ценной именно благодаря своим особенностям и отличиям, через них она обращается к нам и говорит с нами. Каждая культура содержит в себе альтернативы развития тех или иных общественных отношений. Запас изменчивости в общемировой цивилизации особенно важен: в этом многообразии заключен неиссякаемый источник жизненных сил человечества. Еще совсем недавно европейцы считали другие цивилизации слаборазвитыми, но сегодня, перед угрозой глобальных кризисов, порожденных экспансией западной культуры, именно к опыту неевропейских цивилизаций обращаются западные интеллектуалы. Диалог культур осуществляется в различных формах. Простейшим видом связей являются обмен товарами, информацией, эпизодические контакты, которые, однако, могут не затрагивать предпочтения и образ жизни культур. Изменения во взаимных оценках культур происходят в результате обмена культурными элементами - идеями, ценностями, правовыми нормами, обычаями, традициями. Каждая из культур выступает в качестве донора, предоставляющего культурные элементы, и реципиента, заимствующего их. Взаимопроникновение культур усилилось в XX в., с развитием средств связи и сообщения: телевидения, радио, телефона, Интернета и т.п. Многие элементы социального опыта, выработанные одним народом, становятся достоянием многих. Мы празднуем три новых года: западный, православный и восточный. Для нас стали уже обычными поздравления в День Святого Валентина и веселье в праздник Хэллоуина. А кто не знаком с понятиями "тибетская медицина", "китайская кухня", "учение индийских йогов", "испанская фиеста", "бразильский карнавал", "английские газоны" и т.п.? Результатом общения культур является понимание и принятие людьми "инакости" другой культуры, заимствование ценностей ее духовной и материальной жизни. Уважительное отношение к ценностям других обществ служит стабилизации и гармонизации межнациональных и международных отношений, способствует укреплению безопасности и мира на планете. Но что особенно важно, в процессе взаимного культурного обмена создаются новые, межкультурные ценности. Осознание угрозы глобальной экологической катастрофы побуждает человечество к выработке новых ориентиров своего развития, позволяющих строить общественную жизнь и отношения в гармонии с природой. С появлением новых актуальных проблем и отвечающих этим проблемам новых ценностей старые нормы и образцы постепенно пересматриваются. Это позволяет предположить, что ценностные системы разных культур в будущем станут сближаться по мере расширения поля общих проблем и углубления взаимных контактов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: