Сравнительный анализ различных периодизаций возрастного развития
Итак, имея ввиду, что нам, в конце концов, все-таки надо будет придерживаться какой-то определенной периодизации, проведем краткий сравнительно-сопоставительный анализ. Какой же возраст скрывается за всеми этими словами – младенчество, детство, подросток и т. д.? Насколько близки или далеки друг от друга различные классификации? Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (В.С.Мухина, 1998; E.Erikson, 1963); до 18 месяцев (D.Bromley, 1966); до 2 лет (К.Крайг, 2000); до 3 лет (В.Квинн, 2000). Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (В.С.Мухина, 1998; E.Erikson, 1963); от 18 месяцев до 5 лет (D.Bromley, 1966); от 3 до 6 лет (В.Квинн, 2000); от 2 до 6 лет (Г.Крайг, 2000). Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (В.Квинн, 2000 Г.Крайг, 2000). Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве, и часто этот этап обозначается одним термином – подростковый возраст (Р. Rice, 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии данного возраста – ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста. Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Ф.Райс, 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности* (Д.И.Фельдштейн,1999); от 12 до 18 лет (В.Квинн, 2000); от 12 до 19 лет (E.Erikson, 1963; Г.Крайг, 2000). * Второй период юности определяется в границах от 17 до 21 года
Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (D.Bromley,1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (E.Erikson, 1963); от 20 до 40 лет (Г.Крайг, 2000). Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (E.Erikson E., 1963); от 35 до 60 лет (Д.Ф.Фельдштейн, 1999); от 40 до 60 лет (Г.Крайг, 2000); от 40 до 65 лет (В.Квинн, 2000).
Поздняя взрослость (пожилой возраст) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии– до 65 лет (D.Bromley, 1966); от 65 лет (E.Erikson, 1963); от 60 лет (Г.Крайг, 2000); от 60 до 75 лет (Д.И.Фельдштейн, 1999); от 65 лет (В.Квинн, 2000). Как видим, существует заметное расхождение во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение и объективные показатели акме, расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом. Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэко-номический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Г.Крайг, 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно. Резюме Для понимания жизненного цикла человека и основных фаз, которые его образуют, необходимы определение последовательности смены состояний развития, однонаправленность и необратимость времени жизни, т. е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов вида "человек" – метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов. Эти моменты преобразований – генетические переходы от одной ступени возрастного развития к другой – должны оцениваться как дискретные величины, имеющие то или иное значение для всего жизненного цикла человека (критические точки развития). Определение продолжительности каждого из этих явлений развития (фаз и дискретных моментов) предполагает обязательный учет: а) гетерохронности функциональных и личностных изменений; б) возрастную и индивидуальную изменчивость в контексте конкретных исторических условий жизни людей. Оно также требует установления верхних и нижних границ каждой из фаз, выявления наибольшей концентрации специфических особенностей того или иного возраста, что одновременно означает фиксирование качественной специфики оптимумов каждой из фаз и прослеживание признаков, которые характеризуют переход от одной фазы возрастного развития к другой.
Список литературы Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1998. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. АРеана. СПб., 2001. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999. © Реан А.А., 2002 Основные характеристики человека в различные периоды его возрастного развития План 1. Основные характеристики человека в период младенчества. 2. Основные характеристики человека в дошкольном возрасте. 3. Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте. 4. Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте. 5. Основные характеристики человека в период ранней взрослости. 6. Основные характеристики человека в период средней взрослости. 7. Основные характеристики человека в период поздней взрослости и старости. Ключевые слова: познавательные процессы, чувства и эмоции, мотивы, потребности, поведение, Я-концепция – познавательные процессы – субъективные формы отражения человеком объективной действительности. Основные виды этих форм, дающие человеку знания об окружающем мире и о самом себе, – психические процессы ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления; – чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительно большой устойчивостью (например, чувство любви к Родине); – эмоции – субъективные реакции человека (например, радость или страх) на воздействие внутренних и внешних раздражителей, отражающие их значимость в форме непосредственных переживаний;
– мотивы – побуждения, вызывающие активность человека. К мотивам относятся потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы; – потребность – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, субъекта, общности людей; внутренний побудитель активности; – поведение – система ответных реакций человека в виде более простых и сложных действий, поступков и деяний, обусловленная отражением и оценкой в его психическом мире воздействий, источником которых оказывается окружающая его действительность и он сам; - "Я-концепция " – совокупность всех имеющихся у человека представлений о себе самом как индивиде, личности и субъекте деятельности; - самоактуализация – реализация человеком целей, которые он как личность и как субъект деятельности ставил перед собой, исходя из своего понимания смысла жизни и своих способностей.
Основные характеристики человека в период младенчества
Младенчество(от рождения до двух лет). На первых этапах когнитивного развития прежде всего происходит развитие тех процессов, которые обеспечивают контакт человека с внешней средой через наглядные образы. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность, достаточно высоко развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Развитие зрения и слуха происходит постепенно в течение всего периода младенчества. После 6-ти месяцев жизни у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. В конце первого – начале второго года жизни происходит переход к периоду первоначального овладения языком. Потребность в речевом общении становится одной из жизненных потребностей ребенка. Развитие мышления проходит в этом возрасте несколько стадий: обобщение, развитие речи, сравнение. К концу второго года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого – началу второго года жизни ребенка.
Развитие эмоциональной сферы ребенка является важнейшим фактором связи его с окружающим миром. Появление комплекса оживления свидетельствует о завершении кризиса новорожденного и начале развития социальных эмоций. Развитие эмпатии у ребенка наблюдается в конце первого года жизни. На втором году жизни у малыша, в силу различных причин и обстоятельств, начинается активное проявление отрицательных эмоций, в том числе и эмоций страха. Формирование мотивационной сферы происходит таким образом: ребенок этого возраста испытывает не только базовые физиологические потребности–в пище, питье, тепле и т. п., но и ярко выраженные потребности в аффилнации, в безопасности, в общении, в новых впечатлениях. Депривация этих потребностей создает реальную угрозу как психическому, так и физическому здоровью детей, а впоследствии может сказаться и на успешности их социальной адаптации. Началом формирования мотивационной активности ребенка является поведение, связанное с появлением у него потребности в новых впечатлениях. Процесс развития и усложнения этой потребности ведет за собой развитие других социально обусловленных потребностей человека. При этом необходимо отметить, что развитие этой потребности у ребенка не обеспечивается само по себе, а ему необходима специальная организация со стороны взрослого человека. Формирование "Я-концепции" у ребенка на самом раннем этапе его развития происходит под влиянием общения со взрослыми. Первые два месяца жизни у ребенка нет грани между собой и миром. Затем появляется осознание своего тела (в 3 – 8 месяцев). Подражание окружающим людям и изучение норм поведения начинается с 6 месяцев. Внешний "Я-образ" (узнавание себя в зеркале, на фотографии) формируется с 8 месяцев. Вербальный образ своего "Я" появляется с 18 месяцев. Интернализация общественных норм, ориентация на социальные нормы в своем поведении возникает у ребенка около двух лет. Около двух лет у ребенка появляются "собственничество" (распространение понятия "Я" на то, что ему принадлежит) и элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание). Основная линия развития поведения ребенка в раннем возрасте представляет собой последовательное движение от менее дифференцированных движений, характерных для первой половины первого года жизни, через интенсивное освоение своего собственного тела к достаточно высоко дифференцированной предметной деятельности, становлению речи и интенсификации общения со взрослым на втором году жизни.
Следует отметить, что важнейшим фактором развития ребенка на начальной стадии онтогенеза является общение со взрослыми.
Основные характеристики человека в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте (период от двух до шести лет) происходит бурное развитие всех познавательных психических процессов. На первом этапе этого возрастного периода преобладает развитие психических процессов, связанных с приобретением индивидом чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие. Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний план на психическом уровне). Высшие психические процессы развиваются следующим образом. Развитие произвольной памяти в этом возрасте протекает на фоне феномена амнезии детства, который свидетельствует о том, что на рубеже 3 – 4 лет происходит переход от младенческой к взрослой организации памяти. Речь у ребенка в этом возрасте развивается особенно бурно. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляет 2 – 3 тысячи слов. Развивается наглядно-действенное мышление. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Основным фактором развития всех психических познавательных процессов в этом возрасте является игра, которая в процессе развития ребенка изменяется по содержанию от предметно-манипуляционной до сюжетно-ролевой. Можно выделить основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника: усложняются содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств; формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребенка; становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка-дошкольника: ребенок усваивает "язык" чувств. В дошкольном возрасте развитие мотивационной сферы идет в направлении структуризации мотивов и формирования новых потребностей и установок. Примерно к 4 годам соподчиненность потребностей и мотивов приобретает устойчивые нормы. Появляются доминирующие установки: у одних – престижные (эгоистичные), у других – альтруистические, у третьих – направленные на достижение успеха. Происходящие изменения потребностей в общении протекают в атмосфере коренной перестройки взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Зарождение потребности в автономии, признании и уважении проявляется в реакциях негативизма и упрямства. Достаточное удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствует дальнейшему формированию у ребенка глобального чувства самоуважения - одной из фундаментальных потребностей человека. Характерной особенностью данного возрастного периода является также постепенное зарождение истинно мотивационных форм поведения, направленного на достижение. В развитии "Я-концепции" дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы. Развитыми личностными образованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые, в свою очередь, во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе возрастного развития. Развитие поведения ребенка в этом возрасте можно разделить на два этапа. Приблизительно до четырех лет это преимущественно предметная деятельность ребенка, содержанием которой является познание физических свойств предметного мира и совершенствование своей моторики. После четырех лет ведущей деятельностью ребенка постепенно становится сюжетно-ролевая игра, в процессе которой дети осваивают основные конвенциональные роли. Овладение языком позволяет ребенку не только эффективно общаться с окружающими, но и произвольно управлять своим поведением. Общение детей в этом возрасте постепенно качественно изменяется: если преимущественно до трех лет дети в основном общаются со взрослыми и игнорируют других детей, то после трех лет количество контактов с детьми быстро возрастает и к 5–6 годам эти контакты завершаются образованием групп – детских игровых объединений с непостоянным, преимущественно однополым составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия. Следует отметить, что ведущими факторами развития ребенка являются общение со взрослыми и со сверстниками, игра как специфический вид деятельности для данного возраста.
Основные характеристики человека в младшем школьном возрасте
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста (период 6 – 11 лет) является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном протекании большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи. Развитие эмоциональной сферы ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения – он начинает учиться в школе. По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование "эмоционального языка" ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное. В среднем школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение ребенка владеть своими чувствами. В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большей эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых. В возрасте от 6 до 11 лет мотивационную сферу ребенка формирует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка. В возрасте 10-ти лет в мотивации общения ребенка наблюдается довольно резкая перемена направленности его интересов – от взрослых к сверстникам, причем общение носит в основном гомосоциальный характер. Возникновение просоциального поведения, мотивированного моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками, является также одной из важнейших особенностей этого периода. В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяются два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив "быть учеником" (характерный только для первого года обучения в школе), мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в классном коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками. Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в двигательной активности и исследовании запретных зон. Развитие "Я-концепции" характеризуется тем, что у детей в начале среднего детства имеется ожидание и устремленность на самоактулизацию своей личности. Перспективы дальнейшей жизни ребенка расширяют его сферу осознания себя. При поступлении ребенка в школу формируется Я-образ ученика. Значительное место в "Я-концепции" растущего ребенка занимает образ тела и его внешность. Взаимодействие эмоционального и когнитивного компонентов в самооценке ребенка на этапе среднего детства неоднозначно. Наиболее высокий уровень развития когнитивного компонента соотносится либо с адекватно высокой, либо с явно заниженной самооценкой, с выраженной неудовлетворенностью ребенка собой. Самооценка ребенка сказывается на степени успешности его школьной успеваемости, и наоборот, уровень успеваемости школьника оказывает существенное влияние на формирование его самооценки. В конечном же счете основная цель развития "Я-концепции" заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения. Поведенческие особенности ребенка определяются переменой образа жизни в связи с поступлением в школу. Ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой. Дети в этом возрасте чрезвычайно активны и любознательны. Значительная часть их активности связана с проверкой окружающих предметов на прочность, гибкость, способность к превращениям и т.д. Ориентация детей в своем поведении на взрослых во 2 – 4-м классе заменяется ориентацией на коллектив сверстников. В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками, которое способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба. Следует отметить, что важнейшим фактором развития в этом возрастном периоде является поступление в школу и связанное с этим расширение сфер деятельности и общения.
Основные характеристики человека в подростковом и юношеском возрасте
В подростковом и юношеском возрасте (период от 11 до 19 лет) происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. Наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдается в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростков и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления. Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте наблюдается наличие "подросткового комплекса", который демонстрирует перепады настроения подростков, – порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и существует на спокойном эмоциональном фоне. Для эмоциональной жизни юности характерно не только переживание предметных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование у молодых людей чувств обобщенных (чувство прекрасного, чувство трагического, чувство юмора и т. д.). Эти чувства выражают уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. В возрасте от 11 до 19 лет происходят коренные преобразования в строении мотивационной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого влечения. В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками, ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь группе. Существенные преобразования происходят в характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Обнаруживаются четко выраженные тендерные особенности сексуальной активности подростков. Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение. Подростковый период очень важен в развитии "Я-концепции", формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В этот период у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость. В его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских на внутренние). Таким образом, постепенно у подростка формируется своя "Я-концепция", которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Поведение молодого человека в подростковый период определяется несколькими факторами: половым созреванием подростков и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его организме, маргинальным социальным положением подростка, а также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями. Стремление к общению со сверстниками настолько характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением наблюдается также образование смешанных подростковых юношеских групп. Кроме того, актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что в ряде случаев приводит к учащению и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки. В связи с половым созреванием у молодых людей появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек проявляется качественно по-разному. Следует отметить, что ведущими факторами развития в этом возрасте становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.
Основные характеристики человека в период ранней взрослости
Развитие познавательных психичесих процессов в период ранней взрослости (20 – 40 лет) носит неравномерный гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет, интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы. Следует отметить, что интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности, а также в значительной степени носит индивидуально обусловленный характер, т. е. взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства и творчества. Развитие аффективной сферы проходит на фоне решения главных проблем ранней взрослости – достижения идентичности и близости. Близость – основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес – возбуждение и удовольствие - радость. Зачастую любовь может сопровождать чувство ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т. д. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций: эмоции родительских отношений, которые включают: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют принятия особенных решений, в русле которых поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды, формируются новые мотивы поведения. Желание заключить супружеский союз может быть обусловлено, по крайней мере, пятью основными мотивами. Это любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений. Наиболее значимыми мотивами выбора профессии являются практические соображения, родительские установки, желание реализовать свои способности, интерес к профессии, ее престижность и ориентация на сложившуюся систему ценностей, которая может измениться с возрастом. К 30-ти годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. На первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработной платы и материального поощрения. Человек реальнее оценивает свои возможности, корректирует свои жизненных цели и уровень притязаний. Многие представления о себе, которые формируют "Я-концепцию" в период взросления, продолжают обогащаться опытом активного самопроявления: сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, гражданина. В соответствии с восприятием своих физических особенностей, осознания психологического возраста, профессиональными ориентациями и основными личностными и социальными установками в целостную "Я – концепцию" включаются новообразования, отражающие уровень зрелости личности. В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием в ней, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет реализовать нереализованный потенциал личности. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественной полезностью деятельности, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала. Следует отметить, что ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста являются профессиональное самоопределение и создание семьи.
Основные характеристики человека в период средней взрослости
У людей, достигших возраста средней взрослости (40 – 60 лет), отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы людей данного возрастного периода, не снижает их работоспособность и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. Развитие отдельных способностей продолжается в течение всего среднего возраста, особенно в той их части, которая связана с трудовой деятельностью и повседневной жизнью. Особенности интеллектуального развития и показатели интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, от его жизненных установок, планов и жизненных ценностей. Интенсивность инволюции интеллектуальных функций зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживают инволюционный процесс. Главная особенность этого возраста может быть определена как достижение мудрости (обладания обширными фактуальными и процедурными знаниями, умения оценивать события и информацию в более широком контексте и способности справляться с неопределенностью). Развитие аффективной сферы в период средней взрослости протекает неравномерно. Средний возраст может быть периодом расцвета применительно к семейной жизни человека, его карьере или творческим способностям, но при этом люди все чаще задумываются о том, что они смертны и что их время уходит. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом, ее удачами или неудачами. Стресс играет определенную роль в развитии многих болезней среднего возраста. Поскольку средний возраст – это как раз то время, когда люди теряют своих супругов вследствие их смерти, развода или решения жить порознь и в их жизни происходят такие неприятные события, как досрочный выход на пенсию или болезни, – то нетрудно понять, что этот период жизни обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, такие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития. Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря человеком центрального жизненного мотива – смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть который ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоуважении и самореализации. В период средней взрослости "Я-концепция" личности обогащается новыми "Я-образами", принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодействия. "Я-концепция" зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных "Я-концепций" и в процессе генерирования концептуального ядра личности. Сутью "Я-концепции" становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей. Для самооценки периода ранней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному "Я". Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер, и в различных ситуациях проявляет<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|