Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение уровня адаптации ребенка в школе (Н.Г. Лусканова)

Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Личностно ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею.

Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». Несоответствие рисунков теме указывает на:

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);

б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);

в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Шкала оценок

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в школе. Он успешно осваивает новую социальную роль – роль ученика, принимает новые требования, овладевает новой для него деятельностью, активно вступает в новые отношения.

Исследования готовности детей к школе проводились в июне 2007года в подготовительной к школе группе детского сада.

Исследования уровня школьной адаптации проводились в феврале 2008 года у этих же детей, посещающих первые классы одной и той же школы

Первая часть исследования состояла в исследовании уровня психологической готовности к обучению в школе у детей подготовительной к школе группы детского сада «Солнышко» Мензелинского района.Работа проводилась в маленьких группах по 5-6 человек. Детей обследовали в первой половине дня, за один раз проводились исследования по двум различным тестам с пятиминутным перерывом на игру. Результаты исследований представлены в Таблицах 3 и 4.

Исходя из полученных результатов, мы можем заключить, что большинство детей (9 из 16 человек) данной группы имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе в целом и по различным категориям.

Обращает на себя внимание низкий уровень развития воображения. Рисунки детей типичны, небрежны, повторяются, или ребенок совсем не может придумать ничего, что бы можно было нарисовать в данном случае.

Тем не менее, все дети в малой группе выполняют задания, достаточно долго удерживают цель работы, доводят ее до конца.

 


Таблица 3. Показатели психологической готовности к обучению в школе

  Имя Общая осведомленность Словесно-логическое мышление Графический диктант Восприятие цвета Концентрация внимания Произвольное внимание
1.Кирилл 9 15 В 7 6 5
2. Яна 10 14 С 7 6 6
3. Петя 9 14 В 6 6 5
4. Влад 10 17 В 7 5 4
5. Егор 9 17 С 7 6 3
6. Данил 10 15 С 7 6 3
7. Ваня 10 10 В 7 6 3
8. Марк 9 8 Н 5 6 6
9. Аня 10 14 С 7 5 5
10.Маша 9 11 С 6 6 4
11.Миша 8 15 Н 7 5 6
12.Антон 9 13 Н 7 6 4
13. Коля 10 12 С 7 6 6
14.Света 10 14 С 6 6 5
15. Илья 10 14 В 7 6 4
16Наташа 10 16 В 7 6 2
    Воображение "Школьная зрелость" Отношение к Обучению в школе "Какой Я?" Анкета для родителей Высокий уровень готовности к школе (%)
1. Кирилл 4 7 9 9,5 6 63,7
2. Яна 2 5 9 9 7 45,5
3. Петя 5 9 6,5 10 5,5 45,5
4. Влад 3 3 10 8,5 9 72,7
5. Егор 6 6 10 10 5 63,7
6. Данил 8 6 7 10 8,5 72,7
7. Ваня 5 9 6,5 7,5 10 54,5
8. Марк 6 7 8,5 10 7 36,4
9. Аня 2 3 10 7,5 5 36,4
10. Маша 6 9 9 8 4,5 45,5
11.Миша. 3 6 8,5 10 6,5 54,5
12.Антон 8 9 7,5 8 7 45,5
13. Катя. 2 5 10 8 8,5 54,5
14.Света 2 5 8 10 9,5 45,5
15. Илья 3 7 9,5 8 8 63,7
16.Наташа 2 4 8,5 7,5 10 72,7

 

Таблица 4. Уровень психологической готовности к обучению в школе

  Имя Общая осведомлен ность Словесно-логическое мышление Графичес- кий диктант Восприя- тие цвета Концентра- ция внимания Произволь- ное внимание
1 2 3 4 5 6 7
1. Кирилл В В В В В С
2. Яна В С С В В С
3. Петя В С В В В С
4. Влад В В В В В С
5. Егор В В С В В В
6. Данил В В С В В В
7. Ваня В С В В В В
8. Марк В С Н С В С
9. Аня В С С В В С
10. Маша В С С В В С
11.Миша. В В Н В В С
12. Антон В С Н В В С
13. Катя. В С С В В С
14.Света В С С В В С
15. Илья В С В В В С
16.Наташа В В В В В В
    Имя Воображение "Школьная зрелость" Отношение к обучению в школе "Какой Я?" Анкета для родителей  Высокий уровень готовности к школе (%)
1 8 9 10 11 12 13
1. Кирилл Н С В В С В
2. Яна Н С В В С С
3. Петя С С С В С С
4. Влад Н С В В В В
5. Егор С С В В С В
6. Данил В С С В В В
7. Ваня С С С С В В
8. Марк С С В В С С
9. Аня Н С В С С С
10. Маша С С В В С С
11. Миша. Н С В В С В
12 Антон В С С В С С
13. Катя. Н С В В В В
14. Света. Н С С В В С
15. Илья Н С В В В В
16.Наташа Н С В С В В

 

Дальнейшие исследования проводились в школе Мензелинского района, куда поступили в первый класс все воспитанники данной группы. Исследования проводились регулярно, в течение шести месяцев, два раза в месяц мы встречались с учителями, проводили экспертные беседы, беседы с детьми и наблюдение за ними на переменах и уроках. В феврале 2008 года было проведено тестирование детей по методике Лускановой Н.Г.: исследование уровня мотивации и адаптации ребенка в школе.

 

Таблица 5. Уровень школьной адаптации и мотивации учащихся первых классов

 

Имя

Адаптация

Уровень готовности к школе

 

Успеваемость

 

Поведение

рисунок анкета
1. Кирилл 25 20 63,7 Отл. Уд.
2. Яна 30 28 45,5 Хор. Отл.
3. Петя 20 18 45,5 Отл. Отл.
4. Влад 30 30 72,7 Отл. Хор.
5. Егор 30 22 63,7 Отл. Отл.
6. Данил 15 11 72,7 Уд. Неуд.
7. Ваня 0 8 54,5 Хор. Неуд.
8. Марк 10 10 36,4 Отл. Хор.
9. Аня 30 25 36,4 Хор. Хор.
10. Маша 10 26 45,5 Отл. Отл.
11. Миша. 25 23 54,5 Хор. Неуд.
12. Антон 10 19 45,5 Уд. Хор.
13. Катя. 20 28 54,5 Хор. Уд.
14.Света. 0 24 45,5 Уд. Отл.
15. Илья 30 30 63,7 Отл. Отл.
16.Наташа 30 28 72,7 Отл. Хор.

Таблица 6. Сравнительный анализ результатов исследований

Имя

Готовность к школе

Адаптация

Уровень адаптации

рисунок анкета
1. Кирилл В 25 20 Средний
2. Яна С 30 28 Высокий
3. Петя С 20 18 Внешняя мотивация
4. Влад В 30 30 Высокий
5. Егор В 30 22 Средний
6. Данил В 15 11 Низкий
7. Ваня В 0 8 Дезадаптация
8. Марк С 10 10 Низкий
9. Аня С 30 25 Высокий
10. Маша С 10 26 Высокий
11. Миша. В 25 23 Средний
12. Антон С 10 19 Внешняя мотивация
13. Катя. В 20 28 Высокий
14. Света. С 0 24 Средний
15. Илья В 30 30 Высокий
16. Наташа В 30 28 Высокий

 

 

Для изучения взаимосвязи между готовностью к школе и школьной адаптацией мы выразим полученные показатели в процентах.


Таблица 7. Процентное соотношение психологической готовности к школе и уровнем школьной адаптации

Имя Готовность к школе, % Школьная адаптация, %
1. Кирилл 63,7 66,7
2. Яна 45,5 93,3
3. Петя 45,5 60,0
4. Влад 72,7 100,0
5. Егор 63,7 73,3
6. Данил 72,7 36,7
7. Ваня 54,5 26,7
8. Марк 36,4 33,3
9. Аня 36,4 83,3
10. Маша 45,5 86,7
11. Миша. 54,5 76,7
12. Антон 45,5 63,3
13. Катя. 54,5 93,3
14. Света. 45,5 80,0
15. Илья 63,7 100,0
16.Наташа 72,7 93,3

 

 

Для оценки тесноты связи между признаками рассчитаем коэффициент корреляции по формуле:


 

С помощью средств Microsoft Excel находим значения средних  и средних квадратических отклонений .

 

Готовность к школе

Школьная адаптация

Среднее

54,5625

Среднее

72,9125

Стандартная ошибка

3,100939

Стандартная ошибка

5,912895

Медиана

54,5

Медиана

78,35

Мода

45,5

Мода

93,3

Стандартное отклонение

12,40376

Стандартное отклонение

23,65158

Дисперсия выборки

153,8532

Дисперсия выборки

559,3972

Эксцесс

-1,1962

Эксцесс

-0,38921

Асимметричность

0,179045

Асимметричность

-0,81941

Интервал

36,3

Интервал

73,3

Минимум

36,4

Минимум

26,7

Максимум

72,7

Максимум

100

Сумма

873

Сумма

1166,6

Счет

16

Счет

16

Уровень надежности(95,0%)

6,609499

Уровень надежности(95,0%)

12,60304

 

Получаем:

 

 

Таким образом, мы видим, что коэффициент корреляции ® близок 0. Это доказывает, что в данном случае нет социально значимой зависимости между уровнем психологической готовности к обучению в школе и уровнем дальнейшей школьной адаптации и мотивации учения. Коэффициент детерминации (r2) свидетельствует о том, что менее 1% различий вышеуказанных показателей взаимозависимы.

Для подтверждения наших выводов можно построить линейную зависимость с линией тренда (См. Диаграмма 1). Здесь мы видим большую степень разброса точек, что также указывает на минимальную взаимозависимость полученных нами показателей готовности к школе и адаптации.

 

Диаграмма1

Зависимость между уровнем психологической готовности к обучению в школе и уровнем дальнейшей школьной адаптации и мотивации учения

 

 


Выводы

 

В процессе исследования мы выяснили, что особое влияние на восприятие и поведение ребенка оказывает наличие или отсутствие невропатологии. Это влияет, в основном, на самоконтроль и успеваемость ребенка. При хронической неуспешности снижается самооценка, включаются (часто неадекватные) психологические механизмы защиты. Ребенок не адаптируется в школе, мотивация учения не формируется.

В такой ситуации оказались дети, достаточно успешно справляющиеся с заданиями в маленьких группах (по 5-6 человек), но, попав в класс, количество учащихся в котором более 25 человек (1А – 28, 1Б – 30, 1В – 28), такие дети теряются, не могут сосредоточиться. Их внимание, являясь полевым, не доходит до учителя, и весь процесс обучения сводится к привлечению внимания учащегося и дисциплинарным мерам.

Таким образом, мы видим, что при высокой готовности к обучению не всегда ребенок имеет высокий уровень школьной адаптации и мотивации учения (54,5 – 26,7) и наоборот, при среднем уровне готовности к школе – высокий уровень адаптации (36,4 – 83,3).

Особенно нужно обратить внимание на детей, при высоком уровне психологической готовности к школе, имеющих низкий уровень школьной адаптации и дезадаптированных. Причинами данного несоответствия, возможно, являются несколько независимых переменных:

§ неврологические патологии различной этиологии;

§ личность учителя (дети из одной группы учатся в разных классах);

§ недостаточно разносторонняя и показательная диагностика

§ психологической готовности к обучению в школе.Тем не менее, в целом, по результатам наших исследований можно заключить, что при нормальном психофизиологическом развитии ребенок, хорошо подготовленный к школе, быстрее адаптируется, имеет выраженную мотивацию учения и достаточно легко усваивает программу обучения.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

При проведении психологической диагностики готовности к школьному обучению, необходимо учитывать не только уровень развития мышления – зрительно-моторной координации, словесно-логического мышления, ориентации в окружающем мире, воображения и знания цветов.

При современном уровне развития информационных технологий, возможности использования компьютерных игр дети имеют более высокие показатели при выполнении некоторых тестов, чем несколько лет назад. Поэтому необходимо на более высоком уровне исследовать концентрацию внимания, а также обязательно исследовать продуктивность, устойчивость, переключение, объем и распределение внимания.

Обязательно исследовать объем кратковременной памяти и уровень развития речи. Необходимо знать развитие школьно-значимых психофизиологических функций ребенка (фонематический слух, артикуляционный аппарат, мелкие мышцы руки, пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость).

Необходимо также исследовать уровень сформированности интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей).

Методом наблюдения и беседы определить желание учиться в школе, учебную мотивацию и умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.

Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.


Заключение

Под психологической готовностью ребенка к школе и подходы к ее определению. Можно заключить, что практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению заключается не в том, что у него уже к моменту поступления в школу складываются психологические черты, которые отличают школьника. Они могут сложиться только в самом ходе школьного обучения под влиянием присущих ему условий жизни и деятельности.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, к моменту поступления в школу еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и т.п. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенствование. Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе, систематическое усвоение знаний к мышлению ребенка. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению является развитие его речи - овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

Наконец, психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающее ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и подготовительной группах детского сада. В этом случае дети получают обобщенные и систематизированные знания. Их обучают ориентироваться в новых областях действительности, организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность сознательно усваивать любые знания.

Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения близких к школе и к учению ребенок с нетерпением готовится к школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного достижения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

В своей работе мы исследовали проблему диагностики психологической готовности детей к обучению в школе. Мы выяснили, что в данном конкретном случае тесной взаимозависимости между высоким уровнем готовности к школе и школьной адаптацией нет – множество внешних, объективных и субъективных факторов оказывает большое влияние на процесс адаптации ребенка в школе и его развитие в современной школьной среде. Тем не менее, мы не можем отрицать того факта, что чем лучше готовность к школе, тем быстрее и успешнее ребенок адаптируется в школе.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе.

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме.

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста). По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в котором ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

 

 


Список использованной литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 1992. – 210 с.

2. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 101.

3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. – Харьков, 1997. – 135 с.

4. Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание, 2003. № 2 – С.47; № 3 – С.53; № 4 – С.70; № 6 – С.94.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. – 349 с.

6. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1998. – 130 с.

7. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994. – 192 с.

8. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования, 2000. – № 1. – С. 7-12.

9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003. – 216 с.

10.Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. – М., 1985. – 80 с.

11.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М., 1991. – 144 с.

12. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Что на свете не бывает? – М., 1994. – 218 с.

13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984. – 127 с.

14. Житникова Л. Учите детей запоминать М., 1985. – 96 с.

15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – 384 с.

16. Заика Е.В.Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54.

17. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе.// Начальная школа, 2002. – №6. – С.50.

18. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. – М., 1997.

19. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем. – М., 1991. – 240 с.

20. Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978. – 176 с.

21. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 96.

22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983. – С. 56.

23. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996. – 384 с.

24. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976. – 211 с.

25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 96 с.

26. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. Инноватор. – М.,1996.

27. Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985. – 143. с.

28. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! М., 1998. – 192 с.

29. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

30. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981. – 208 с.

31. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. –.

32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999. – 240 с.

33. Панов В.И. и соавт. Психологические аспекты развивающего образования// Педагогика. 1996. № 6.

34. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики//Педагогика. 1997. № 1.

35. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., Братислава, 1989. – 176 с.

36. Поддъяков Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание, 2001. – № 9. – С. 68-75

37. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001. – 584 с.

38. Психология детства. Учебник/под ред. А.А. Реана. –СПб., 2003. – 368 с.

39. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М., 1996. – 144 с.

40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – 529 с.

41. Рубцов В.В. и соавт. Образовательная среда школы: оценка развивающего эффекта // Докл. Юбилейной научной сессии, посвящ. 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной. – М.,1999. – С. 56.

42. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. – № 1. – С. 10-15.

43. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennett College. – М., 1997.

44. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.– Ярославль, 1998. – 208 с.

45. Улановская И.М. Образовательная среда.// Начальная школа: плюс – минус, 2002. № 1. – С. 3-13.

46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001. – 336 с.

47. Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков, 1996. – 192 с.

48. Хрестоматия по возрастной психологии. – М. 1998. – 352 с.

49. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998. – 80 с.

50. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. – М., 1992. – 128 с.

51. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – М., 1989, – С. 287.


Приложение 1

 

Восприятие цвета

 

Раскрась радугу. Назови цвета радуги.


Приложение 2

Концентрация внимания

 

 


Приложение 3

 

Произвольное внимание

Пространственное восприятие, сенсомоторная координация

(Методика «Домик» Н.И. Гуткиной)

 


Приложение 4

 

Тест «Школьной зрелости» (А. Керн)

 


Приложение 5

 

Инструкция по оценке результатов теста «Школьной зрелости»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...