Список примерных тем эссе
Общие сведения о курсе Название курса: ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ Тип курса: специальный курс (4 кредита) Уровень курса: 100 Семестр: весна 2011/2012 учебного года Преподаватель: проф., д. филос.н. Эдуард Федорович Караваев, EK1549@ek1549.spb.edu Время и место занятий: Время и место консультаций: Аннотация курса Изучение логики, согласно действующему в Российской федерации образовательному стандарту, является обязательной частью подготовки бакалавров в любой социально-гуманитарной области. Основная задача курса -первоначальное ознакомление студентов с основными понятиями логики и принципами правильного мышления в том виде, как они представлены сегодня в логической науке, широко использующей специальный, формализованный, язык и математико-логический подход к анализу форм мышления. При рассмотрении всех тем уделяется определенное внимание современным техническим средствам символической логики. Это должно подвести обучающихся к пониманию смысла и значения построения логических исчислений и подготовить их к дальнейшему самостоятельному и углубленному изучению современной, в том числе неклассической, логики, как это и предусматривается государственным стандартом. Кроме того, такого рода подготовка облегчает освоение методов информатики и компьютеризации применительно к анализу вопросов социально-гуманитарных дисциплин.
Организационно-методический раздел Продолжительность изучения: 1 семестр Общая трудоемкость дисциплины: 140 часов Всего аудиторных занятий: 64 часов из них – лекций: 40 часа практических занятий: 24 часов Форма итогового контроля знаний: экзамен Форма промежуточного контроля знаний: выполнение упражнений и
(письменная) работа Требования к студентам в отношении аудиторной и самостоятельной работы:
Аттестация по курсу В середине семестра (начало апреля) проводится промежуточная аттестация. Аттестацией по курсу является экзамен. Критерии выставления оценок: оценка складывается из оценок за выполнение упражнений (20%), написание письменных работ (в сумме 35%), посещаемость (пропусков занятий – не более 3) и активность на занятиях (примерно 20% оценки) и экзамен (25%). 5. Календарный план курса Тема 1. Логика как наука о законах и формах правильного мышления [дата занятия 1] Место логики среди “семи свободных искусств”. Основные характеристики правильного мышления: определённость, последовательность (непротиворечивость) и доказательность. Законы логики, их природа, содержание и значение. Закон тождества. Закон (не-) противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.
Характеристики языка науки (отчётливость и недвусмысленность формулировок, экономность выразительных средств и др.) и их соотнесённость с логичностью мышления учёного в любой области и во всех видах его познавательной деятельности: поисковой, реконструктивной, объяснительной, коммуникативной, предсказательной, критической. Основная литература
2. Формальная логика / Отв.ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л., 1977. С.75-86.
Дополнительная литература
2. Смаллиан Р. Как же называется эта книга? М.,1981.С.10-25; 178-208. 3. Уемов А.И. Основы практической логики с задачами и упражнениями. Одесса, 1997. С.304-321.
Тема 2. Суждение как форма мышления [дата занятия 2] Общая характеристика суждения. Суждение и предложение естественного языка. Деление суждений по качеству и количеству. Отношения между суждениями.
Основная литература 1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М.,1998. С.277-297. 2. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М.,1998. (глава IV. Суждение)
Дополнительная литература 1. Формальная логика / Отв.ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л., 1977. С.42-62. [дата занятия 3] Сложные суждения и их виды. Логические союзы, языковые средства их выражения и их семантика. Овладение навыками синтаксического разбора и логического анализа сложных высказываний как условие выявления содержания суждений, выражаемых посредством этих высказываний. Основная литература 1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М.,1998. С.298-302. 2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник. М., 1998. С.159-171.
Дополнительная литература 1. Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. М.,1961. С.44-76. 2. Формальная логика / Отв.ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л., 1977. С.69-74; 208-214. 3. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М.,1996. С.54-87. [дата занятия 4] Практическое занятие с выполнением упражнений по вопросам: Суждение и предложение естественного языка. Отношения между суждениями. [дата занятия 5]
Символическая логика. Язык логики высказываний и её табличное представление. Равносильность формул. Тождественно-истинные и тождественно-ложные формулы. Нормальные (конъюнктивные и дизъюнктивные) формы формул логики высказываний; их использование для систематического обзора наиболее сильных следствий и нахождения простых гипотез. Основная литература 1. Формальная логика / Отв.ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л., 1977. С.200-266. Дополнительная литература 1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М.,1998. С.91-121.
[дата занятия 6] Практическое занятие с выполнением упражнений по вопросам: Сложные суждения. Логические союзы, языковые средства их выражения и их семантика. Овладение навыками синтаксического разбора и логического анализа сложных высказываний. Тема 3. Суждения в неклассической логике [дата занятия 7] Неклассическая логика как расширение классической логики. Нормативные (деонтические) высказывания в языках социально-гуманитарных дисциплин. Обязывающие, запрещающие и разрешающие нормы. Необходимость содержательного логического анализа контекста для выявления его деонтической модальности. Понятие о принципах построения деонтической логики. Принципы деонтической полноты и деонтической непротиворечивости. Деонтическое следование. Принципы построения нормативного кодекса.
Основная литература 1. Логика: Учебник для юридических вузов // Под ред. В.П.Сальникова, А.Ф.Назаренко, Э.Ф.Караваева. СПб., 2003. С.267-280. 2. Формальная логика / Отв.ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л., 1977. С.345-347.
Дополнительная литература 1. Символическая логика: Учебник / Под ред. Я.А.Слинина, Э.Ф.Караваева, А.И.Мигунова. СПб., 2005. С.397-452.
[дата занятия 8] Практическое занятие с выполнением упражнений по вопросам:
Понятие о принципах построения деонтической логики. Деонтические операторы. Принципы деонтической полноты и деонтической непротиворечивости. Деонтическое следование. Основная литература 1. Упражнения по логике: Учебное пособие / Под ред. В.И.Кириллова. М., 1990. С.18-37.
2. Яшин Б.Л. Задачи и упражнения по логике. М., 1996. С.54-87.
[дата занятия 9] Характерность вопросно-ответной ситуации для социально-гуманитарных исследований. Вопрос как форма мысли. Структурные элементы вопроса. Виды вопросов. Условия правильной постановки различных вопросов. Понятие о принципах построения и содержании эротетической логики (логики вопросов и ответов).
Основная литература 1. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. М., 1981. С.12-60. 2. Формальная логика / Отв.ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л., 1977. С.48-54.
Дополнительная литература 1. Символическая логика: Учебник / Под ред. Я.А.Слинина, Э.Ф.Караваева, А.И.Мигунова. СПб., 2005. С.477-492.
Тема 4. Понятие как форма мышления [дата занятия 10] Общая характеристика понятия. Содержание и объем понятия. Виды понятий. Отношения между понятиями. Логические операции над понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Основная литература 1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1998. С.180-222. 2. Гетманова А.Д. Логика: Словарь и задачник. М., 1998. С.143-158.
Дополнительная литература 1. Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. М.,1961. С.5-25. 2. Упражнения по логике: Учебное пособие / Под ред. В.И.Кириллова. М., 1990. С.5-11. 3. Формальная логика / Отв. ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л., 1977. С.20-41.
[дата занятия 11] Определение. Явные и неявные определения. Ошибки, возможные при определении. Правила определения. Деление и его виды. Классификация. Правила классификации.
Основная литература 1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С.197-212. 2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1998. С.248-276.
Дополнительная литература 1. Уемов А.И. Задачи и упражнения по логике. М.,1961. С.5-25; С.36-43.
Тема 5. Умозаключение и его виды
[дата занятия 12] Умозаключение и его виды. Дедуктивные умозаключения. Силлогистика. Общие правила категорического силлогизма. Умозаключения из суждений с отношениями. Общая характеристика индуктивных умозаключений. Методы научной индукции. Статистические обобщения. Понятие и структура умозаключений по аналогии. Виды аналогии.
Основная литература 1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С.138-168; 213-262.
Дополнительная литература 1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. М., 1998. С.333-417.
Тема 6. Логико-эпистемические основы аргументации [дата занятия 13] Аргументация как форма познавательной деятельности. Виды аргументации. Аргументация как обоснование утверждений посредством обращения к их взаимосвязи с другими утверждениями. Основные элементы аргументативного процесса: тезис, аргумент, демонстрация. Доказательство. Опровержение. Прямой и косвенный типы аргументации. Особенности проверки и оценки косвенных доказательств. Ошибки в аргументации.
Социально-психологические вопросы аргументации. Спор и дискуссия как виды аргументации. Уловки споров и способы их нейтрализации. Общие требования к ведению спора. Основная литература 1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. М., 1998. С.466-494. 2. Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник. М., 1997. С.314-347. 3. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997. С.298-323. Дополнительная литература 1. ван Еемерен Ф.Х., Гроотендорст Р. Аргументация, коммуникация и ошибки. СПб., 1992. С.161-176. 2. Bell K. Developing Arguments. Strategies for Reaching Audiences. Belmont, California, 1990. P.261-298.
Тема 7. Логические аспекты форм развития знания [дата занятия 14] Проблема. Формулирование проблемы: система утверждений о наличном знаниии, вопрос, указания на возможные пути решения. Появление, формирование, развитие и разрешение проблемы. Гипотеза. Выдвижение предположения и объяснение фактов на основе гипотезы. Подкрепление и отклонение гипотез. Требования к гипотезе: непротиворечивость; принципиальная проверяемость; совместимость с фактами, для объяснения которых данная гипотеза не предназначена; приложимость к возможно более широкому кругу явлений. Теория как форма достоверного научного знания, воплощенная в системе взаимосвязанных утверждений и доказательств. Идеализированные объекты. Эмпирические и теоретические термины. Функции теории в научном познании (описательная, объяснительная, предсказательная и синтезирующая).
Основная литература 1.Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. М., 1998. С.422-466. 2.Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник. М., 1997. С.232-250. Дополнительная литература 1. Guinn D.M., Marder D. A Spectrum of Rhetoric. Boston; Toronto, 1987. P.231-261.
Тема 8. Естественный вывод в логике (на примере логики высказываний) [дата занятия 15] Понятие логического вывода. Правила логического следования. Система естественного вывода в логике. Правила построения прямого и косвенного доказательств. Производные правила.
Основная литература 1. Формальная логика / Отв.ред. И.Я.Чупахин, И.Н.Бродский. Л., 1977. С.267-302.
Дополнительная литература 1. Символическая логика: Учебник / Под ред. Я.А.Слинина, Э.Ф.Караваева, А.И.Мигунова. СПб., 2005. С.66-112.
[дата занятия 16] Практическое занятие с выполнением упражнений по вопросам:
Построение прямого и косвенного доказательств. Производные правила.
Список примерных тем эссе
1. Основные принципы правильного мышления и законы логики. 2. Логическая форма мысли. 3. Суждение как форма мышления. 4. Сложные суждения в языках социально-гуманитарных дисциплин. 5. Нормы права как деонтические высказывания. 6. Вопрос как форма мысли. 7. Понятие как форма мышления. 8. Классификация. 9. Простой категорический силлогизм. 10. Умозаключения из суждений с отношениями. 11. Индуктивные умозаключения. 12. Индукция и её виды. 13. Умозаключения по аналогии. 14. Аргументация. 15. Доказательство. 16. Опровержение. 17. Спор и дискуссия как виды аргументации. 18. Проблема как форма развития знания. 19. Гипотеза. Процедуры формулирования, разработки и проверки гипотез. 20. Теория. Критерии выбора теорий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|