Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие умственной работоспособности




Типы изменений умственной работоспособности студентов

 

Барнаул 2011

 


Содержание

 

Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Типы изменений умственной работоспособности студентов, общие закономерности изменения работоспособности

 Понятие умственной работоспособности

Типы изменений умственной работоспособности студентов и причины изменений

Общие закономерности изменения работоспособности студентов в различные промежутки времени

Влияние физической культуры на улучшение умственной работоспособности

Восстановление умственной работоспособности

 Физические упражнения специально-направленного воздействия. Дополнительные средства повышения двигательной активности для поддерживания высокой работоспособности

Список используемых источников

 


Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Типы изменений умственной работоспособности студентов, общие закономерности изменения работоспособности

Понятие умственной работоспособности

 

Каждый человек хочет обладать высокой умственной работоспособностью, чтобы быстро и эффективно справляться с производственными нагрузками, успешно решать всевозможные проблемы. От умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные обязанности, а также возможность его профессионального совершенствования и роста. В целом, можно расценивать умственную работоспособность в качестве важнейшего показателя функционального состояния психики, да и, пожалуй, всего организма.

Поскольку главным критерием, отражающим изменение функционального состояния, является снижение или повышение эффективности выполнения стоящих перед организмом задач, одним из ведущих показателей активного функционального состояния психики служит умственная работоспособность как способность производить сформированные действия, составляющие такие психические процессы, как мышление, восприятие, внимание, память и т. д., вышла сейчас на авансцену научного исследования.

Нетрудно увидеть две стороны в работоспособности - ее сущность и размер. Отсюда одни современные исследователи определяют понятие работоспособности через ее сущность, а другие - через ее размер, не касаясь сущности. Например, согласно определению В.С. Фарфеля, работоспособность - это "способность работать, обусловленная генетически". Она трактуется очень широко, а именно, как деятельность, которая осуществляется на основе функционирования систем приема, переработки и выдачи информации, а также систем движения и метаболического обеспечения. Аналогичную направленность имеет определение понятия работоспособности, которое сделано С. А. Косиловым. Им дано такое определение: "работоспособность - это формирование и функционирование системы рефлексов, назначение которых - достижение полезного запланированного результата".

Еще одно определение работоспособности организма - это способность производить сформированные психофизиологические действия.

На различных уровнях организма человека действие проявляется по-разному. Оно может состоять в превращении одного вида энергии в другой, которое совершает та или иная функциональная единица (нервная клетка, мышца и т. д.). Действие может обнаруживаться как преобразование объекта из одного вида в другой, как переформулирование словесного материала и т. д. Деятельность и именно сознательная деятельность как определенный способ отношения к миру есть сущностная психофизиологическая характеристика человека. В системе научных понятий деятельность - это специфическая форма связи, с помощью которой опосредуются, регулируются и контролируются всевозможные взаимоотношения между человеческим организмом.

Деятельность функционирует благодаря наличию системы восприятия, памяти, мышления и других уровней, составляющих интеллект, отправлений двигательного аппарата, энергетического обеспечения, а также системы интеграции и управления всеми блоками, которые составляют функциональную архитектуру деятельности. В состав деятельности входят потребности и мотивы, цель действия, программа действия, способ действия, само действие и его результат.

Человек имеет неограниченные возможности для создания материальных и духовных ценностей. Для удовлетворения своих потребностей он, руководствуясь соответствующими мотивами, ставит перед собой самые различные цели и может достичь их различными способами. Эти слагаемые создают качественную сторону деятельности человека. Они определяют то единичное и индивидуальное, что специфично именно для данной функциональной системы, а не для какой-либо другой.

Но не все в деятельности, а только способность производить сформированное действие следует ввести в состав понятия работоспособности. От этого ограничения оно становится конкретным понятием.

Человек не может выполнить ни одну целесообразную деятельность, не может достичь ни одной намеченной цели, не может реализовать ни один способ действия, если при этом одновременно не включается его способность производить действие (работу), т. е. его работоспособность. Без нее невозможно действие никакой функциональной единицы - рецептора, нервной клетки, мышцы и т. д. Если бы организм не имел способности производить действие (работу), то все его творческие и исполнительные функции остались бы непретворенными. Без активизации работоспособности любая целесообразная деятельность остается недействующим сложным комплексом нервных клеток, рабочих органов и связывающих их в мозге соединений.

Работоспособность делает возможным осуществление самого действия той или иной функциональной единицы, делает ее действующей и создает количественное выражение результата этого действия, его и материальное и идеальное воплощение. В конечном итоге работоспособность определяет количественную сторону тех преобразований, которые совершает человек над предметами, явлениями, понятиями и т. д., т. е. определяет количество того специфического, которое является результатом его профессиональной деятельности.

Широкое хождение имеет трактовка работоспособности как прогностической категории, оценивающей трудовые возможности человека, как психофизиологический потенциал исполнителя работы, как предельная производительность, которую может развить человек, как резервные возможности выполнения работы. Особенность такой трактовки работоспособности заключается в том, что трудовые возможности ставят в зависимость от степени развития утомления. Но такой подход подвергается справедливой критике, так как работоспособность пытаются определить с помощью другого неопределенного понятия, каким является утомление.

Человек утомляется даже от самой любимой работы. Как говорил Шекспир: «Самой любви приходит срок от счастья отдохнуть».

Выносливость - это способность работать долго, сопротивляясь утомлению. Это - главный показатель работоспособности. Но и выносливость имеет свои пределы, за которыми работоспособность падает и наступает старость работоспособности - утомление. Эта фаза работоспособности - естественная ответная реакция организма на нагрузку.

Утомление поражает психику и тело. Чаще тело у студентов утомляется от недогрузки, а психика, напротив, от перегрузки. Учась в комфорте, но в постоянном нервном напряжении, которое нельзя разрядить движением мышц, студенты теряют гармонию игры умственных и физических сил. При малой общей физической нагрузке на мышцы, много мелких движений и дел. Признаки утомления:

·   ошибки, запаздывание;

·   голова часто кивает вперед (клюет носом), появляется навязчивая зевота, отяжелевшие веки слипаются сами собой, глаза с трудом раскрываются;

·   в глазах что-то колет (песок в глазах);

·   движения замедляются, затормаживаются, хочется переменить позу;

·   пересыхает во рту;

·   воображение блуждает, мысли тянутся;

·   приятные грезы и безразличие к текущим делам;

·   непроизвольные переключения или отключения внимания.

Монотонная работа, однообразная музыка, длительное сосредоточение взгляда в одном направлении на экране компьютера могут ускорить наступление утомления. При усталости особенно страдает внимание. Оно ухудшается по всем показателям. Нарушаются показатели памяти: снижается способность к запоминанию, воспоминания приобретают обрывочный характер. Мышление замедляется, теряет свой критический характер, гибкость. В эмоциональной сфере возникает безразличие, скука, состояние напряженности, возможны явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость. Нарушаются сенсомоторные реакции, что проявляется в увеличении времени реакции, потере ловкости, координированности движений. Таким образом, психическое утомление имеет комплексный характер и затрагивает все стороны психической жизни человека. Утомление расстраивает, разрушает навыки, особенно сложные. В этом состоянии для выполнения даже самых привычных действий требуется волевой контроль. Переутомление ведет к утрате даже самой способности восстанавливать силы. Утомление, однако, опасно еще и тем, что его можно и не почувствовать.

Обычно утомление от работы сопровождается чувством усталости. Это переживание сигналит об опасности потери. Ведь за потерей работоспособности следует гибель организма от истощения. Но чувство не всегда надежно. Чувство усталости может удивительным образом не совпадать с действительной работоспособностью, с появлением утомления. Оно появляется от надоевшей работы и без всякого падения работоспособности, когда утомления еще нет. И наоборот. Увлеченный работой студент может и не почувствовать утомления, хотя работоспособность снизится и усталость будет все больше и больше.

Крайняя степень потери работоспособности - потеря сознания, обморок. Бывает, что человек выключается на несколько секунд и даже не заметит этого.

Состояние утомления возникает на определенной фазе работоспособности сменяющих друг друга, через которые проходит человек, в процессе выполнения работы:

) фаза мобилизации - предстартовое состояние;

) фаза врабатываемости - возможны сбои, ошибки, но постепенно организм приспосабливается к оптимальному режиму выполнения задания;

) фаза оптимальной работоспособности (компенсации) - оптимальный режим работы, стабильные регуляторы труда;

) фаза неустойчивой компенсации (субкомпенсации) перестройка организма: необходимый уровень в работе поддерживается за счет ослабления менее важных функций;

) фаза "конечного порыва" - перед окончанием работы при наличии сильного мотива к деятельности;

) фаза декомпенсации - при выходе за пределы фактической работоспособности во время работы в сложных условиях после фазы субкомпенсации наступает данная фаза, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями;

) фаза срыва - возникает при продолжении работы (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжать работать, неадекватность реакций организма, обмороки);

) фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма наступает после прекращения работы.

Начиная с фазы субкомпенсации, возникает состояние утомления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...