Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Основы режиссуры репортажных жанров.




8. ОСНОВЫ РЕЖИССУРЫ РЕПОРТАЖНЫХ ЖАНРОВ.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКА (ВЕРСТКИ) ИНФОРМАЦИОННОЙ (НОВОСТНОЙ) ПРОГРАММЫ

Предположим, сюжет строится по такой схеме: 1. Закадровый текст. 2. Синхрон. 3. Закадровый текст. 4. Stand-up.

В этом случае на мастер-кассету производится запись отобранного материала в следующей последовательности:

1. Закадровый текст-1 - Синхрон - Закадровый текст-2 - Stand-up.

2. На запись звука (закадровые тексты 1 и 2) производится запись (накладывается) видеоизображение.

Иногда сначала производится запись видеоизображения, на которое затем " накладывается" запись закадрового звука. Технически разницы нет, однако, в этом случае трудно контролировать и обеспечить взаимосвязанность отдельных фрагментов текста с отдельными кадрами по содержанию.

Монтаж - главное выразительное техническое средство телевидения.

Понятие монтажа в простейшем виде означает соединение путем видеозаписи в определенной последовательности и по определенной системе фрагментов в единое целое. Это понятие применяется и на радио, однако, в работе телевидения понятие монтажа значительно усложняется по сравнению с радийным. При монтаже для создания цельного законченного сюжета соединяются текст, видеоряд (в редких случаях - музыка, это не относится к репортажным жанрам).

Учитывая разнообразие возможных используемых форм видеоматериала (синхрон, stand-up, закадровый текст, рэпэраунд) структура сюжета может оказаться как очень простой, так и достаточно сложной. Как правило, это зависит от разных факторов.

Фактор первый. Цель и содержание репортажа.

Фактор второй. Реальные возможности, наличие того или иного материала.

Фактор четвертый. Качество имеющегося материала.

Пример. Съемочная группа находится в столице Узбекистана. Из редакции сообщают новость: Узбекистан выходит из Договора о коллективной безопасности СНГ. Время до выпуска - 4 часа. До перегона материала из

Ташкента в Москву - 3 часа. Теоретически, первый элемент будущего сюжета - комментарий кого-либо из официальных лиц страны. Практически - в МИДе новость подтверждают, но без комментариев. Решение. В этом сюжете небольшой изюминкой является то, что договор, о котором идет речь, подписывался в Ташкенте, здесь же, его часто даже называют " Ташкентским". Еще и поэтому важен становится фактор присутствия на месте. В то же время, основное содержание сюжета в отсутствие синхрона носит скорее комментарный характер. Длинный комментарий, прикрытый нейтральными планами, был бы утомителен, поэтому сюжет делается из двух основных частей: нейтральные планы с закадровым текстом и затем большой stand-up в характерной точке города. В тексте обязательно выделяется присутственный момент.

Корр. за кадром: Узбекистан считает нецелесообразным дальнейшее пребывание в Договоре о коллективной безопасности стран Содружества, срок действия которого заканчивается в апреле. По некоторым сведениям, официальный Ташкент уже поставил в известность о своем намерении соответствующие структуры СНГ. Главным мотивом узбекского руководства можно, наверное, считать несогласие с попытками - в первую очередь России - формировать единые для всех стран-участниц Содружества позиции по ряду международных проблем. В первую очередь - в отношении продвижения НАТО на Восток, англо-американских бомбардировок Ирака, урегулирования косовского кризиса, а также усиление российского военного присутствия в Армении и продолжение военного присутствия России в Таджикистане. Корр. в кадре: Официально руководство республики пока не делало никаких заявлений касательно выхода Узбекистана из Договора. Однако, в министерстве иностранных дел эту информацию мне подтвердили, отказавшись, правда, от комментариев. Вряд ли можно считать это большой сенсацией: президент Узбекистана Ислам Каримов уже несколько лет открыто говорит о невозможности дальнейшего существования СНГ в виде военно-политического блока. А вот учитывая определяющую роль Ташкента в региональной политике, нельзя исключать того, что примеру Узбекистана могут последовать и его соседи.

И последнее. Несколько символично выглядит сегодняшняя инициатива Ташкента в связи с тем фактом, что Договор о коллективной безопасности был подписан здесь же, в узбекской столице. Этот пример своеобразный, но, в принципе, характеризует ситуацию довольно сложную: отсутствие конкретного видеоматериала. Обычно бывает проще, и проблема режиссуры ограничивается решением задач непосредственного монтажа видеоматериала. В литературе очень мало имеется каких-то методических разработок, которые четко определяли бы, скажем, набор основных принципов монтажа телевизионного материала с учетом реалий современного телевидения. Тем более, для репортажного

жанра. Имеющиеся разработки относятся, как правило, к кино или к практике производства больших телевизионных жанров: телефильма, прямого эфира, больших студийных программ в разговорных жанрах и т. д. Применительно к репортажу, как и в случае с операторским делом, скорее можно вычленить набор правил, устанавливающих запреты: как нельзя монтировать. Основополагающим критерием для режиссуры и монтажа телевизионного материала является один: человеческое восприятие. Все, что не мешает зрителю воспринимать телевизионную информацию во всех присущих ей плоскостях (текст, аудио, видео), все, что способствует лучшему донесению до зрителя всего смысла информации, заложенной в материал авторами - можно и нужно. Можно и нужно все, чтобы между автором и зрителем установилось предельно полное взаимопонимание: второй понял все без исключения, что хотел сказать ему первый. Исходя из этого критерия, можно постараться и сформулировать то, чего делать нельзя. Выше уже говорилось о применении методов съемок движущейся камерой и с использованием отъездов-наездов трансфокатора, об обязательности пользования штативом. Смысл запретов и ограничений один - движение камеры, как правило, мешает зрителю сосредоточиться на той информации, которая содержится в кадре, и уж подавно отвлекает от восприятия звука, а значит, и содержания текста. Спорным является вопрос о продолжительности кадров в репортаже. Мало кто спорит о применении длинных - от 5-6 и более секунд - кадров. Единственная оговорка к их применению: в кадре не должно быть внутренней статики, содержащаяся в кадре информация должна быть динамичной, иметь внутрикадровое развитие, нести жизнь, событие. В продолжение можно дополнить: важно, чтобы затянутые кадры не смягчали общей динамики событий, не делали сюжет вялым, ленивым. В этом смысле очень важно единство изображения и текста, гармоничное сочетание очень живого наговора с набором пусть и очень длинных, но наполненных действием кадров сделает репортаж захватывающим, интересным, содержательным, информационно насыщенным. Очень хороши бывают т. н. " многослойные" или естественно-комбинированные планы, когда в длинном плане одно действие сменяет другое, ему на смену приходит третье и так далее, оттого, что это будет один статичный

кадр, зритель только выиграет. Есть закон: момент смены кадра (склейка) сама по себе на доли секунды уже является отвлечением. Отрицательную роль в этих случаях играют шторки, микширования, " вспышки", которые иногда используют в склейках. Если о длинных кадрах споров немного, то о предельной краткости репортажного кадра дискуссий больше. Решение здесь, наверное, может выглядеть примерно так: не нужно стремиться к огромному разнообразию кадров в сюжете за счет сокращения их длительности и, соответственно, увеличения количества кадров.

Используйте короткие кадры при двух условиях: когда без данного кадра (по смыслу) не обойтись и другого, более длинного, нет - это, во-первых. И второе условие - чрезмерно короткий кадр не должен диссонировать с общей ритмикой режиссуры сюжета, его монтажа. Парадоксом (не в лучшем смысле) будут выглядеть один-два кадра длительностью по 2-3 секунды в обрамлении 10-15-ти секундных планов, или при общей равномерной ритмике, когда все остальные кадры длятся, предположим, по 5-6 секунд. В отдельных телекомпаниях для выработки стилевого единства информационных программ вырабатываются унифицированные правила монтажа в виде своеобразной памятки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...