Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования (ст.296 УК РФ).
Опасность данного преступления в том, что делается попытка путем насилия оказать воздействие на осуществление правосудия, а также на производство предварительного расследования. В отличие от статьи 294 УК, здесь, кроме основного объекта - интересы правосудия - виновный посягает и на дополнительный - здоровье и безопасность соответствующих должностных лиц и их близких. В диспозициях частей 1 и 2 ст. 296 УК говорится об угрозе убийством, причинением вреда здоровью, а также уничтожением или повреждением имущества. Однако, исходя из того, что в заголовке статьи речь идет о насильственных действиях, следует прийти к выводу, что угроза совершить такие преступления как изнасилование и похищение человека также должны влечь ответственность по данной статье. Характер угрозы - убить, причинить вред здоровью той или иной тяжести, изнасиловать, уничтожить или только повредить имущество на квалификацию не влияет, но может иметь значение для индивидуализации наказания в рамках санкции статьи. Угроза иного характера - уволить с работы, исключить из института, прервать интимные отношения, выселить из данной квартиры, разгласить позорящие сведения - может влечь ответственность в зависимости от характера требования как подстрекательство к вынесению заведомо неправосудного приговора, решения, или иного судебного акта (статьи 33 и 305 УК), привлечению заведомо невиновного к уголовной ответственности (статьи 33 и 299), незаконному освобождению от уголовной ответственности (статьи 33 и 300) и т.д. Требования виновного должны быть связаны с рассмотрением конкретных дел или материалов в суде, с производством предварительного расследования либо с исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта: вынести более суровый, менее суровый или оправдательный приговор, в пользу одной из сторон, разрешить гражданское дело и т.п. Угроза, не связанная с названными обстоятельствами, например относящаяся к личным или интимным отношениям этого лица, по данной статье УК квалифицирована быть не может.
Не имеет значения получил ли виновный обещание выполнить его требования и было ли это требование выполнено фактически. По части 1 ст. 296 наказываются соответствующие действия в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких. Имеется в виду судья любого государственного суда - начиная от районного до Верховного Суда России, военного, арбитражного, Конституционного Суда. Сюда не относятся судьи общественных судов (товарищеских, судов чести и т.п.). Под иными лицами, участвующими в отправлении правосудия, имеются в виду народные заседатели, а также различные сотрудники судов: секретари судебного заседания, работники канцелярии и другие лица, которые принимают участие в отправлении правосудия. Все эти лица в той или иной степени связаны с рассмотрением дел в суде, делопроизводством; в их руках находятся уголовные и гражданские дела. Под влиянием угрозы они могут внести неправильные записи в протокол судебного заседания, изъять документы из дела и т.п. У каждого из них есть свои функции, так или иначе связанные с рассмотрением, оформлением, хранением дел в суде. Под близкими законодатель имеет в виду супруга, родственников и других лиц, близких тому, на кого оказывается воздействие (невеста, жених, друг, воспитатель и т.д.). Поэтому угроза в адрес таких лиц может глубоко обеспокоить соответствующего работника суда и вызвать страх за их судьбу. Следовательно, угроза может достигнуть цели. По части 2 ст. 296 наказываются рассмотренные выше действия по отношению к прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, защитнику, эксперту, судебному приставу, судебному приставу-исполнителю, а равно к их близким. Все эти лица связаны с расследованием, рассмотрением в суде уголовных или гражданских дел либо с исполнением приговора, решения суда, иного судебного акта.
Квалифицированный состав преступления предусматривает ответственность за угрозу, сопряженную с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья. Такое насилие может выражаться в побоях, особо квалифицированный - ответственность за угрозу, сопряженную с насилием, опасным для жизни и здоровья. Здесь имеется в виду причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью. При осуждении виновного по частям 3 и 4 ст. 296 дополнительной квалификации действий виновного по статьям 111, 112, 115 и 116 не требуется, так как эти нормы являются общими по отношению к ст. 296. Однако, если тяжкий вред здоровью причинен при обстоятельствах, указанных в частях 3 или 4 ст. 111, содеянное должно квалифицироваться по совокупности. Статья 296 предусматривает ответственность за действия, более опасные, чем обычное причинение вреда здоровью. Однако, санкция части 4 этой статьи - менее строгая, чем в частях 3 и 4 ст. 111. Дополнительный объект посягательства -интересы правосудия - не может смягчать ответственности виновного. С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.
73. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 УК РФ). Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что нарушается право гражданина на личную свободу и неприкосновенность, подрывается вера населения в законность и справедливость деятельности правоохранительных органов. Данная статья предусматривает ответственность за два преступления - заведомо незаконное задержание и заведомо незаконное заключение под стражу и содержание под стражей. Действующее законодательство предусматривает два вида задержания: а) административное задержание, предусмотренное статьями 239-242 КоАП РСФСР и б) задержание подозреваемого в совершении преступления (ст. 122 УПК РСФСР).
Административное задержание в случаях, предусмотренных законом, разрешается в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, для установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Административное задержание в установленных законом случаях могут производить следующие органы или должностные лица: органы внутренних дел, пограничные войска Российской Федерации, старшие должностные лица военизированной охраны в месте расположения охраняемых объектов, должностные лица военизированной автомобильной инспекции. Административное задержание производится, как правило, на срок не более 3 часов. В исключительных случаях, установленных законом, эти сроки могут быть увеличены, например, для установления личности нарушителя Государственной границы - до трех суток либо с санкции прокурора - до 10 суток. Если задержание длится более трех часов, задержанный помещается в изолятор временного содержания. Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, регламентируется ст. 122 УПК РСФСР. Оно допустимо в том случае, когда лицо подозревается в совершении преступления, за которое в законе предусмотрено наказание в виде лишения свободы, если это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения либо если очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление, либо когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. Если установлены иные факты, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если покушалось на побег, или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена его личность.
Об административном задержании или о задержании подозреваемого составляется протокол, в котором должны быть указаны основания и мотивы задержания, точное время и место задержания. В течение 24 часов о задержании лица должно быть сообщено прокурору, который должен в течение 48 часов дать санкцию на заключение под стражу или освободить задержанного. Статья 22 Конституции Российской Федерации устанавливает, что заключение под стражу и содержание под стражей применяется только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнутое задержанию на срок более 48 часов. Как видим, предусмотренный КоАП РСФСР и УПК РСФСР порядок противоречит Конституции Российской Федерации. Однако, ст. 6 Раздела второго Конституции устанавливает, что «до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Таким образом применение приведенных выше норм является законным. Заведомо незаконное задержание представляет заключение под стражу лица в порядке административного задержания или подозреваемого в виде меры пресечения органами дознания при отсутствии оснований, указанных в законе (соответственно ст. 239-242 КоАП РСФСР или ст. 122 УПК РСФСР). Заведомо незаконное заключение под стражу или содержание под стражей - это помещение в изолятор временного содержания или следственный изолятор в качестве меры пресечения (ст. 96, 247 УПК) при отсутствии указанных в законе оснований. Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей представляют собою особый вид превышения власти, совершаемого специальным субъектом - должностным лицом органа дознания, следователем или прокурором. Виновный не выходит за пределы своих полномочий. Объективная сторона преступления состоит в том, что он сознательно умышленно нарушает основания задержания или заключения под стражу, указанные в законе. Рассматриваемое преступление является оконченным с момента незаконного помещения потерпевшего под стражу или с момента истечения установленных законом сроков содержания под стражей, если установлены предусмотренные законом элементы данного состава преступления. В ч. 3 ст. 301 УК предусматривается квалифицированный состав преступления. Он наступает, когда действия виновного повлекли тяжкие последствия. Содержание этого термина в законе не раскрывается. Такие последствия могут касаться, например, состояния здоровья задержанного (утрата им трудоспособности, тяжелое заболевание, в том числе психическое), самоубийства. Естественно, что эти последствия должны быть в причинной связи с незаконным задержанием, заключением под стражу, незаконным содержанием под стражей. Тяжесть последствий оценивается судом. Субъектами преступления, предусмотренного ст. 301 УК, могут быть только должностные лица органов дознания, а также следователи или прокуроры. Судья за заведомо незаконное заключение под стражу или содержание под стражей несет ответственность по ст. 305 УК. Субъективная сторона преступления - прямой умысел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|