Пять ошибочных способов запоминать учение
Чего следует избегать Нежелательное поведение включает в себя три дефекта сосуда, шесть пятен и пять ошибочных способов запоминать прослушанное. Три дефекта сосуда Не слушать того, что говорится, значит уподобиться сосуду, перевернутому вверх дном. Не быть в состоянии удержать то, что слышишь, значит уподобиться дырявому сосуду. Примешивать к тому, что слышишь, омрачающие эмоции, подобно тому как пользоваться сосудом, в котором содержится яд.
Сосуд, перевернутый вверх дном. Когда слушаете учение, будьте внимательны к тому, что говорится, не позволяя себе ни на что отвлекаться. Иначе вы уподобляетесь перевернутому вверх дном сосуду, в который пытаются налить жидкость. Хотя вы физически присутствуете, вы не слышите ни одного слова из того, что говорится.
Дырявый сосуд. Если вы просто слушаете, не запоминая и не понимая ничего из того, что говорится, вы уподобляетесь дырявому сосуду: сколько бы жидкости в него ни наливать, из него все вытекает. Сколько бы наставлений вы ни слушали, вы никогда не сумеете ни усвоить их, ни применить на практике.
Сосуд, в котором содержится яд. Если слушаешь учение с неправильным к нему отношением, например, если мечтаешь стать великим или знаменитым или если сознание при этом заполнено пятью ядами, то Дхарма не только не повлияет на сознание положительно, но и превратится в нечто, не имеющее к Дхарме никакого отношения; это равносильно тому, как наливать нектар в сосуд, в котором содержится яд.
Вот почему индийский мудрец Падампа Санге говорил:
Слушай наставления как олень, прислушивающийся к музыке; Созерцай их как северный кочевник, стригущий овец.
Медитируй о них как немой, смакующий еду. Практикуйся в них как голодный як, пережевывающий траву; Тянись к плодам от них как солнце, выходящее из-за туч.
Слушая наставления, следует уподобиться оленю, который так захвачен звуками цитры, что не замечает спрятавшегося охотника, готового выпустить свою отравленную стрелу. Сложи молитвенно руки и слушай, не позволяя никаким другим мыслям увести тебя в сторону и чувствуя, как все твое тело охватывает дрожь напряжения, а глаза увлажняются слезами. Будет неправильным, если, слушая учение, присутствуешь только лишь физически, в то время как твое сознание бродит вслед за мыслями, а речь повсюду выискивает и тебе в угоду выплескивает наружу целую обойму сплетен. Когда слушаешь учение, следует прекратить даже читать молитвы, считать мантры или выполнять другие достойные похвалы упражнения. Важно также, прослушав наставления так, как было описано выше, удержать их в памяти и постоянно применять их на практике.
Ибо как сказал сам Великий Святой,
Я показал тебе пути, Ведущие к освобождению. Но ты должен знать, Что освобождение зависит от тебя.
Учитель дает ученику наставления, объясняя, как слушать Дхарму и как претворять ее в жизнь; как отбросить неблагие действия, как совершать благие и как практиковаться. Ученик же должен озаботиться тем, чтобы помнить все эти наставления, ничего не упуская; чтобы применять их на практике и чтобы добиться желаемых результатов. Просто слушать Дхарму, по-видимому, полезно. Однако, если не запоминать услышанное, то не будет представления ни об использованных словах, ни о смысле целого, что равносильно тому, как если бы не слушать учения вовсе. Если помнить наставления, но смешивать их со своими омрачающими эмоциями, то они отнюдь не будут источником чистой Дхармы.
Как говорит несравненный Дагпо Ринпоче,
Если не практиковаться в Дхарме в соответствии с Дхармой, То сама Дхарма становится причиной низших перерождений.
Отбрось все недостойные мысли об учителе и о Дхарме; не критикуй и не оскорбляй своих духовных собратьев и попутчиков; освободись от гордыни, от презрения и решительно отбрось все негативные мысли. Ибо все это является причиной перерождения в низших сферах.
Шесть загрязнений
В Хорошо изложенных доводах говорится:
Гордыня, отсутствие веры и отсутствие старания, внешние отвлечения, внутренняя напряженность и упадок духа, -Таковы эти шесть загрязнений
Избегай следующих шести пороков: полагать в гордыне своей, что превосходишь учителя, дающего объяснения к Дхарме; выказывать недоверие к наставнику и его учению; проявлять небрежение к занятию Дхармой; отвлекаться на внешние обстоятельства; концентрировать все свои чувства на внутренних ощущениях; и впадать в уныние, если, к примеру, учение слишком затянулось. Из всех негативных эмоций труднее всего бывает признать гордыню и ревность. Поэтому пристально всматривайся в свое сознание. Если закрадется мысль, что в обыденной жизни или в духовной практике хотя бы на йоту превосходишь других, это сделает слепым к своим недостаткам и глухим к высоким качествам других. Так что отринь гордыню и всегда держись в тени. Отсутствие веры закрывает доступ к Дхарме. Из четырех типов веры стремись обрести веру безоговорочную. Устремление к Дхарме – это то основание, на котором строятся свершения. Стало быть, в зависимости от того, является ли устремление к Дхарме исключительным, средним или ниже среднего, будешь практикантом Дхармы исключительным, средним или ниже среднего. А если совсем нет устремления к Дхарме, то никаких результатов и не будет.
Как говорится в пословице
Дхарма не является ничьей собственностью. Она принадлежит тому, кто проявляет больше старания.
Сам Будда преодолевал сотни трудностей ради того, чтобы получить наставления. Однажды для того лишь чтобы получить простое четверостишие, он выдолбил в своем теле углубления для лампад, налил в них масло и воткнул тысячи горящих фитилей. Он прыгал в огненные ямы и вгонял в свое тело тысячи железных гвоздей.
Ищи Дхарму до последнего дыхания, Даже пред лицом огнедышащего ада или острых клинков
Итак, слушай наставления учителя с большим рвением, презирая жару, холод и любые другие испытания. Склонность сознания устремляться к объектам шести органов чувств лежит в основе всех галлюцинаций в сансаре и является источником всех страданий. Мотылек сгорает на огне лампы потому, что его зрительное сознание притягивается к формам; оленя убивает пуля охотника потому, что его слух прикован к звукам; пчелы попадают в сети хищных растений потому, что их привлекает запах этих растений; рыба попадается на удочку потому, что ее соблазняет вкус удочки; слоны вязнут в трясине болота потому, что они жаждут соприкосновения с грязью. Точно так же, когда слушаешь наставления, обучаешь, медитируешь или выполняешь дхармические упражнения, важно не поддаваться прошлым склонностям, не предаваться эмоциям относительно будущего и не позволять сиюминутным мыслям отвлекать на что-либо стороннее.
Как говорит Гьялсе Ринпоче,
Ваши прошлые радости и печали подобны письменам на воде: От них не остается и следа. Не гоняйтесь за ними. А если они приходят вам на ум, размышляйте о том, как приходят и уходят успех и поражение. Есть ли что-нибудь кроме Дхармы, чему вы, читающие мани, можете доверять? Ваши будущие проекты и планы подобны сетям, заброшенным в высохшее русло реки: Они никогда не принесут желаемых плодов. Умерьте же свои желания и надежды! А если они приходят на ум, вспомните о том, что вам неведомо, когда придет смерть. Есть ли у вас, читающих мани, время на что-либо, кроме Дхармы? Ваша нынешняя работа подобна блужданиям во сне. Эти усилия никуда не ведут, а посему не лучше ли отбросить их совсем. Относитесь без привязанности даже к деньгам, добытым честным трудом. Знайте же, читающие мани, что любая деятельность вообще лишена какой-либо сущности! Вне медитации учитесь контролировать все мысли порожденные тремя ядами, До той поры, пока все мысли и восприятия не станут плодом дхармакайи,
Это непреложно, всегда помните об этом. Вам, читающим мани, надлежит всегда держать в узде свои иллюзорные мысли.
…Будь сосредоточен и слушай внимательно и вдумчиво. Не будь слишком напряжен, стремясь, – подобно том неповоротливому яти (снежному человеку), который силится выкопать всех сурков, уловить каждое слово, каждую деталь: схватил одно и тут же забыл, что шло перед этим; ибо таким образом никогда не дойдешь до сути целого. К тому же слишком большая концентрация навевает сон. Вместо этого держись середины между слишком большим напряжением и полной расслабленностью...
…Мачик Лобдрон говорит: Будь железно сконцентрирован, но не напряжен, расслаблен; это крайне важно чтобы выработать правильное Видение
Не допускай, чтобы твое сознание было слишком напряжено или слишком сосредоточено на внутренних ощущениях; все чувства должны быть в их естественном состоянии, то есть сбалансированы между напряжением и расслабленностью. Когда слушаешь учение, не следует поддаваться чувству усталости. Не ослабляй внимание, даже если во время обучения, которое длится слишком долго, почувствуешь голод или жажду, или же испытаешь физическое неудобство из-за дождя, солнца, ветра и т.п. Напротив, порадуйся тому, что сейчас у тебя есть свободы и преимущества, которые дает существование в человеческом облике, и что встретил подлинного учителя, и что имеешь возможность слушать его глубокие наставления. Тот факт, что в настоящее время слушаешь глубокое учение о Дхарме, является следствием заслуг, накопленных в течение бесчисленной череды кальп. Это подобно тому, как дорваться, наконец-то, до еды, которая во всю прежнюю жизнь перепадала хорошо если раз в три с лишним месяца. А потому слушать учение надо с восторгом и с непреложной готовностью вынести жару, холод и любые другие испытания и трудности ради того чтобы получить эти наставления.
Пять ошибочных способов запоминать учение Избегай запоминать слова учения, но упускать его смысл, Или запоминать смысл, но забывать слова. Избегай запоминать и то и другое, но без понимания; А также запоминать все не в том порядке или же запоминать неправильно.
Не поступай как рвущий цветы ребенок, то есть не придавай слишком большой важности красивым оборотам, не делая даже попыток понять их глубокий смысл. Сами по себе слова никакого блага нашему сознанию не приносят. С другой стороны, нельзя оставить без внимания и манеру изложения, считая, что это-де всего лишь слова, а это несущественно. В таком случае, даже уловив глубокий смысл учения, будешь лишен средств чтобы выразить этот смысл. Будет утрачена связь между значением и словами. Если запоминать учение, но не вычленять различные его уровни: подобающее значение, истинное или абсолютное значение, опосредствованное значение – то невозможно будет понять, к чему относятся эти слова в каждом отдельном случае. Это может увести в сторону от подлинной Дхармы.
Если запоминать учение не в том порядке, то спутаешь последовательность изложения, и эта путаница будет лишь углубляться всякий раз, как станешь слушать учение, объяснять его или медитировать о нем. Неправильное запоминание того, что было сказано, породит безконечное и все растущее число ложных представлений. Это будет разрушительно для сознания и умалит ценность учения. Избегай всех этих промахов и запоминай все слова, смысл учения и порядок изложения – надлежащим образом. Каким бы долгим и трудным ни было учение, не впадай в уныние и не жди с нетерпением его конца; будь настойчив. С другой стороны, каким бы коротким и простым ни было учение, не следует недооценивать его, считая элементарным. Итак, непреложным является точно запоминать как слова, так и смысл учения, при том в правильном порядке и так, чтобы все части его были сочленены одна с другой соответствующим образом. …А в Джатаках говорится следующее: Занимай место в самом низу. Достойно и неизменно храни дисциплину. Впитывай слова учителя словно нектар, Изображая во взоре брызжущую радость, И будь предельно сконцентрирован. Вот как следует слушать учение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|