Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.Представлены два препарата мочевого пузыря: в первом препарате слизистая оболочка имеет множество складок, во втором - складки слизистой оболочки отсутствуют.




3. Представлены два препарата мочевого пузыря: в первом препарате слизистая оболочка имеет множество складок, во втором - складки слизистой оболочки отсутствуют.

1.         В каком состоянии находится исследуемый орган в 1-ом и во 2-ом случаях?

2.         Каким эпителием выстлана слизистая оболочка мочевого пузыря?

3.         Почему он так называется?

 

1. В первом – вспавшемся, ненаполненном состоянии, во втором – в сильно растянутом состоянии (орган наполнен).

2. Многослойным переходным эпителием.

3. В зависимости от наполнения органа в нем изменяется количество слоев и форма клеток.

 

Билет№5

3. У зародыша человека на продольном срезе выявлены канальцы, открывающиеся одним концом во вторичную полость тела, а вторым – соединяющиеся между собой, образуя мезонефральный проток.

1.         Как называется эта стадия развития почки?

2.         Каков срок существования этих структур зародыша человека?

3.         Какая будет следующая стадия развития почки?

 

1. Предпочка, 3. Мезонефрос

 

1. Определение клетки. Органеллы цитоплазмы: понятие и классификация. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.

Клетка — это живая система, состоящая из цитоплазмы и ядра и являющаяся основой строения, развития и жизнедеятельности всех животных организмов.

 

К ним относятся лизосомы и пероксисомы (в ЭПС агранулярного типа происходит обезвреживание токсинов и лекарственных веществ).

Лизосомы.

Различают: 1) первичные лизосомы; 2) вторичные лизосомы, аутофагосомы; 3) остаточные тельца.

Первичные лизосомы имеют вид пузырьков диаметром 0, 2-0, 4 мкм, ограниченных мембраной. Содержат гидролитические ферменты. Основной изних – кислая фосфатаза. Ферменты находятся в неактивном состоянии, но при активации способны расщеплять биополимеры до мономеров.

Вторичные лизосомы – это активные лизосомы, которые образуются путем слияния содержимого первичных лизосом с фагосомой, пиноцитозными вакуолями, измененными органеллами (в последнем случае вторичная лизосома именуется как аутофаголизосома). При этом происходит активация ферментов и лизис веществ, поступивших в клетку или измененные органеллы.

Остаточные тельца возникают в случае неполного расщепления компонентов, подлежащих гидролизу. Содержимое их выводится из клетки путем экзоцитоза. Недостаток лизосомальных ферментов лежит в основе болезней накопления (лизосомных болезней).

Функции лизосом

1. Внутриклеточное пищеварение.

2. Участие в фагоцитозе. 10

3. Участие в митозе – разрушении ядерной оболочки.

4. Участие во внутриклеточной регенерации.

5. Участие в аутолизе – саморазрушении клетки после ее гибели.

Пероксисомы представляют собой пузырьки диаметром 0, 3-0, 5 мкм,

ограниченные мембраной. Матрикс содержит гранулы, фибриллы, трубочки. В них присутствуют оксидазы аминокислот и каталаза, разрушающая перекиси.

Функции пироксом

1. Являются органеллами утилизации кислорода. В них образуется

сильный окислитель перекись водорода.

2. Расщепление при помощи фермента каталазы избытка перекисей и, таким образом, защита клеток от гибели.

3. Расщепление при помощи синтезируемых в самих пироксисомах пе-

рекисей токсичных продуктов, имеющих экзогенное происхождение (деток-

сикация). Например, пероксисомы печеночных клеток, клеток почек.

4. Участие в метаболизме клетки: ферменты пероксисом катализируют

расщепление жирных кислот, участвуют в обмене аминокислот и других веществ

 

 

2. Орган слуха. Морфофункциональная характеристика. Развитие. Строение внутреннего уха, цитофизиология рецепторных клеток внутреннего уха. Представление о слуховом анализаторе.

Преддверно-улитковьй орган — наружное, среднее и внутреннее ухо, осуществляющие восприятие звуковых, гравитационных и вибрационных сти­мулов, линейных и угловых ускорений. Рецепторные клетки (волосковые сен­сорные эпителиоциты) представлены в органе слуха — в спиральном органе улитки. Развитие: В эктодерме головы эмбриона образуются утолщения - слуховые плакоды. При их впячивании появляются слуховые ямки и слуховые пузырьки, выстланные многорядным эпителием. Затем слуховые пузырьки разделяются перетяжкой на два отдела - закладку сферического пузырька и улитки, а также закладку эллиптического пузырька и полукружных каналов. Одновременно устанавливается связь со слуховыми нервными ганглиями, которые делятся на две части - преддверную и улитковую.

Наружное ухо:

Ушная раковина - в основе ушной раковины - эластический хрящ, покрытый кожей.  

Наружный слуховой проход - В коже наружного слухового прохода сальные, церуминозные железы, которые выделяют ушную серу. Под кожей -в первой трети прохода - эластический хрящ, далее - костное вещество височной кости.

Барабанная перепонка - покрыта: с наружной поверхности - эпидермисом (т. е. многослойным плоским ороговевающим эпителием), с внутренней поверхности - слизистой оболочкой, включающей однослойный плоский эпителий и тонкий слой рыхлой соединительной ткани. Между эпидермисом и слизистой оболочкой - 2 слоя плотной оформленной соединительной ткани. В ней преобладают коллагеновые волокна, но имеются и эластические. В верхней части перепонки фиброзный слой истончён.

Среднее ухо:

Барабанная полость – выстлана слизистой оболочкой, включающей однослойный эпителий - плоский, а местами кубический или цилиндрический, и тонкий слой рыхлой соединительной ткани. Глубже располагается костное вещество височной кости.

Слуховая (евстахиева) труба - выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многорядным мерцательным эпителием, который содержит бокаловидные (слизистые) клетки; под эпителием - рыхлая соединительная ткань и в ней - слизистые железы. Под слизистой оболочкой - костная ткань височной кости (в верхней половине трубы) или эластический хрящ (в нижней половине).

Внутреннее ухо:

Состоит из костного лабиринта и расположенного в нем перепончатого лабиринта, в котором находятся рецепторные клетки – волосковые сенсорные эпителиоциты органа слуха и равновесия.

Слуховые рецепторные клетки расположены в спиральном органе улитки, а рецепторные клетки органа равновесия – в эллиптическом и сферическом мешочках и ампулах полукружных каналов. В перепончатом лабиринте внутреннего уха содержатся рецепторные клетки органа слуха и равновесия. Причём, в каждой части лабиринта (улитке, мешочках преддверия, полукружных каналах) рецепторные образования имеют строго определённую функцию. А в передачу сигнала от внешнего раздражителя на рецепторные клетки вовлечены перилимфа и эндолимфа. В перепончатой улитке находится орган слуха - т. н. спиральный (или кортиев) орган. Он воспринимает звуковые (акустические) колебания, которые передаются сюда в следующей последовательности: барабанная перепонка – слуховые косточки – окно преддверия лабиринта – перилимфа улитки – эндолимфа перепончатой улитки. Колебания перилимфы (и эндолимфы) улитки вызывают раздражение определённых сенсоэпителиальных волосковых клеток кортиева органа.

В эллиптическом мешочке рецепторы реагируют на гравитационные воздействия. В сферическом мешочке сенсоэпителиальные клетки реагируют не только на гравитацию, но и на вибрацию. В полукружных каналах рецепторы реагируют на угловые ускорения.

Восприятие звуков осуществляется в спиральном органе, расположенном по всей длине улиткового канала перепончатого лабиринта. Улитковый канал - стороны которого образованы вестибулярной мембраной (мембрана Рейсснера), сосудистой полоской, лежащей на наружной стенке костной улитки, и базилярной пластинкой. Вестибулярная мембрана обра­зует верхнемедиальную стенку канала. Наружная стенка образована сосудистой полоской, расположенной на спиральной связке. Спиральный орган расположен на базилярной пластинке перепончатого лабиринта. Состоит из двух групп клеток: сенсоэпителиальных и поддерживающих. Они делятся на внутренние и наружные.

 

 

Билет№6

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...